Методология и методика научного исследования презентация

Содержание

Слайд 1Общие принципы методологии и методики научного исследования
Л.Б. Савенкова


Слайд 2Что?
Как?
Почему?


Слайд 3Пределы наук походят на горизонт: чем ближе подходят к ним, тем

более они отодвигаются
(Пьер Буаст)

Слайд 4Излишние познания повергают в нерешительность: слепой идет прямо перед собой (Пьер

Буаст)

Надо ли заниматься наукой?


Слайд 5Обычная, привычная работа

результат
Познание
???????????????


Слайд 6Познание
эстетическое (в искусстве)
научное


Слайд 7Искусство - мышление в образах, наука - мышление в понятиях
Человек, высшая

ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

Слайд 8Научное познание отличается и от обыденного познания. Обыденное познание стихийно носит

вынужденный характер. Научное познание целенаправленно и систематично. Эти два свойства - целенаправленность и системный характер - предполагают преднамеренное использование определенных средств и приемов познания.

Слайд 9Методика научного исследования – это совокупность средств и приемов познания, используемых

наукой

Слайд 10От чего зависит выбор методики?

от характера изучаемого объекта,

от позиции исследователя

в его подходе к действительности.

Слайд 11Методология определяет предпосылки, средства и цель познавательной деятельности человека.
Она устанавливает

те исходные принципы, которыми руководствуется исследователь при изучении разнообразных явлений действительности, в том числе и в первую очередь при выборе специальных методов их изучения и при оценке полученных результатов.

Слайд 12Важнейший вопрос методологии:
Что является источником человеческих знаний?

Источник знаний - объективный

мир, отражаемый в сознании человека.

Одинаково ли мы видим и понимаем мир?

Слайд 13Придумайте название


Слайд 14Это бутылка.
Сколько в бутылке жидкости?
Как оценить наполненность бутылки? Она полупустая

или полуполная?

Слайд 15Познание одного человека субъективно. Познание действительности корректируется практикой и множественным опытом

социума. Поэтому познание постоянно приближается к объективной истине.

Слайд 16Объективная истина есть содержание знаний о мире, не зависящее от особого

опыта каждой познающей личности, но в то же время добываемое именно этими познающими личностями.

Степень приближения к объективной истине зависит
от мировоззрения,
от уровня интеллекта и величины запаса базовых знаний исследователя,
от того, какими способами и средствами познания он пользуется.

Слайд 17Способы познания
эмпирические
теоретические
наблюдение
эксперимент
анализ
синтез


Слайд 18Структура научного познания
Эмпирические объекты
исследователь
факт


Слайд 19эксперимент


Слайд 20Гипотеза – научное предположение, основанное на фактах:

Заяц любит морковь


Слайд 21Проверка

гипотезы:


Слайд 22При положительном ответе гипотеза переходит в ранг теории


Слайд 23Теория позволяет сформулировать новые понятия.
Понятия требуют введения новых терминов.
Термины

не существуют без дефиниций.
Оттачивание формулировок позволяет уточнить полученное знание.

Слайд 24Далее исследователю еще нужно убедиться, что теория на самом деле верна,

что она «работает». Теорию проверяют на опыте и в случае необходимости выдвигают дополнительную гипотезу (или дополнительные гипотезы).

Слайд 25Теория – самая развитая форма организации научного знания.
Теория дает целостное представление

о закономерностях и существенных связях определенной области действительности, составляющей ее объект.
По своему строению теория представляет внутренне дифференцированную, но целостную систему знания.

Слайд 26Теорию как систему знания характеризуют:
логическая зависимость одних элементов от других,
выводимость

содержания теории из некоторой совокупности утверждений и понятий – исходного базиса теории – по определенным логико-методологическим принципам и правилам.

Слайд 27Теория основывается на общественной практике и дает целостное, достоверное, систематически развиваемое

знание о существенных связях и закономерностях действительности. Поэтому она выступает как наиболее совершенная форма научного обоснования и программирования практической деятельности.

Слайд 28Теория не просто обобщает опыт практической деятельности с тем, чтобы впоследствии

перенести его на новые ситуации. Она творчески перерабатывает этот опыт.

Слайд 294 основных компонента теории:
исходная эмпирическая основа, которая включает множество зафиксированных

в данной области знания фактов, выявленных в ходе эксперимента и требующих теоретического объяснения;

Слайд 302)исходная теоретическая основа - множество первичных допущений, постулатов, аксиом, общих законов

теории, в совокупности описывающих идеальный объект;

3) логика теории – множество допустимых в рамках теории правил логического вывода и доказательства;

4) совокупность выведенных в теории утверждений с их доказательствами.

Слайд 31Утверждения с их доказательствами позволяют создать идеализированный объект теории, т. е.

теоретическую модель существенных связей реальности, представленных с помощью определенных гипотетических допущений и идеализаций.

Слайд 32Примеры идеализированных объектов разных областей знания
Земля
Венера
Марс
Фрагмент карты звездного неба
В астрономии –

планета

Слайд 33Примеры идеализированных объектов разных областей знания

В химии: идеа́льные раство́ры – это

растворы, в которых предполагается отсутствие взаимодействий между частицами составляющих веществ, а химический потенциал каждого компонента имеет простую зависимость от концентрации.

Слайд 34Примеры идеализированных объектов разных областей знания

в молекулярно-кинетической теории – множество замкнутых

в определенном объеме хаотически соударяющихся молекул, представляемых в виде абсолютно упругих материальных точек,

Молекула алмаза

Молекула озона


Слайд 35Примеры идеализированных объектов в археологии – это артефакт – объект, подвергнутый

в прошлом направленному механическому воздействию, обнаруженный в результате целенаправленных археологических раскопок или какого-либо единичного, иногда случайного события.

Кремневый инструмент

Древние каменные инструменты


Слайд 36Примеры идеализированных объектов разных областей знания

в лексикологии – это слова с

их системами значений.

говорить, зеленый, солнце, вчера…


Слайд 37Идеализированный объект, во-первых, выступает, как теоретическая модель реальности (фонема – модель

звука), а во-вторых, неявно заключает в себе программу исследования, которая и реализуется в теории.

Слайд 38Процесс развертывания содержания теории предполагает два последовательных действия (две операции):
1) максимальное

выявление возможностей, заложенных в исходных посылках теории, в структуре ее идеализированного объекта.
Здесь – рассуждения, опирающиеся на анализ содержания исходных посылок теории, на мысленный эксперимент с идеализированными объектами;


Слайд 392) построение новых уровней и слоев содержания теории на основе конкретизации

теоретического знания о реальном предмете. Это связано с включением в состав теории новых допущений, с построением более содержательных идеализированных объектов.


Слайд 40Например, исследуя стилистические возможности фразеологических единиц в речи журналистов, исследователь сначала

пробует выявить возможные их функции в различных текстах, в текстах разных авторов, а затем может перейти к анализу этих функций у одного конкретного журналиста или в газетных материалах одного типа (жанра).

Слайд 41Конкретизация теории приводит к ее развитию в целую систему взаимосвязанных теорий,

которые объединяются лежащим в их основании идеализированным объектом. В этом выражается метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Слайд 42Три основных принципа теории

Отдельные положения теории (отдельные утверждения) не должны противоречить

друг другу (принцип консеквентности).

Слайд 43Основные принципы теории (продолжение)

2) Теория должна объяснять возможно большее количество наблюдаемых

фактов (принцип объяснительной силы).

Слайд 44Основные принципы теории (окончание)

3) Теория должна описывать и объяснять объекты наиболее

простым, наиболее экономным способом, учитывать только важные признаки и свойства объектов (принцип оптимальности).

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика