Методологические принципы психологии. (Тема 14) презентация

Содержание

МЕТОДОЛОГИЯ – ЭТО СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СИСТЕМА ПРАВИЛ И НОРМАТИВОВ ПОЗНАНИЯ И СПОСОБОВ ПОСТРОЕНИЯ ТЕОРИИ. 1) Общенаучный метод – это система принципов, нормативов общих для

Слайд 1МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ




Слайд 2МЕТОДОЛОГИЯ – ЭТО СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СИСТЕМА

ПРАВИЛ И НОРМАТИВОВ ПОЗНАНИЯ И СПОСОБОВ ПОСТРОЕНИЯ ТЕОРИИ.

1) Общенаучный метод – это система принципов, нормативов общих для всех областей знания. 2) Конкретнонаучный метод – применение общенаучной методики для специальной конкретной науки.


Слайд 3МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПСИХОЛОГИИ ОПРЕДЕЛЯЮТ ГРАНИЦЫ И ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ ТЕОРИИ ,

ОПРЕДЕЛЯЮТ КРУГ НАУЧНЫХ ПРОБЛЕМ, ВЛИЯЮТ НА ФОРМУЛИРОВКУ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ГИПОТЕЗ.

Слайд 4К МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМ ПРИНЦИПАМ ПСИХОЛОГИИ ОТНОСЯТСЯ:

-принцип активности; -принцип единства

сознания и деятельности; -принцип детерминизма; -принцип развития; - принцип историзма;
- принцип системности.

Слайд 5ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ
Личность является активным субъектом преобразования мира, в том числе

и идеального (мира и преобразования).

Некоторые психологические теории строятся на противоположном принципе реактивности, согласно которому, человек представляет собой особого рода "машину", которая пассивно откликается на воздействия внешней среды. Такой подход используется в бихевиоризме, в ассоциативной психологии и некоторых течениях когнитивной психологии.

Слайд 6ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ
На теоретическом уровне исследования принцип активности связан с изучением

динамических аспектов поведения, в частности, с проблемой мотивации.


Слайд 7ПРИНЦИП ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Психика возникает и развивается в

рамках деятельной активности человека. Поэтому лучший способ исследования психических явлений - это изучение в условиях реальной деятельности или моделирование компонентов ведущей деятельности .
Сознание человека представляет собой внутренний план осуществляемой им деятельности, а деятельность - внешняя форма выражения сознания, процесс его опредмечивания. Психика познаваема только в деятельности, которую она регулирует.


Слайд 8ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА
Разрабатывался и обосновывался С.Л.Рубинштейном.
Детерминизм - причинная обусловленность, всеобщая закономерная

связь природы, общества, мышления, закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Данный методологический принцип психологии предполагает необходимость учета влияния различных причин, факторов на возникновение и развитие психических явлений.

Слайд 9ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА
Принцип детерминизма связан с вопросом о природе психических явлений,

их сущности. Этот подход вытеснил интроспективную методологию и соответствующую ей организацию психологического исследования. Вместо самонаблюдения пришел объективный метод.

Слайд 10ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА
Современная психология, и психология личности в частности, применяют принцип

детерминизма для объяснения закономерностей психической жизни человека, для поиска связей и отношений, возникающих между сознанием и деятельностью. Центром этих отношений, по мнению С.Л. Рубинштейна, является личность.

Слайд 11ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ
Разрабатывался А.Н.Леонтьевым. Предполагает рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении

и развитии, разрешении противоречий под влиянием системы внешних и внутренних детерминант.
Существует единство онтогенетических, филогенетических и социально-исторических детерминант развития и проявления психики. Данный принцип ориентирует психологов на изучение условий возникновения психических явлений, тенденций их изменения, качественных и количественных характеристик этих изменений.


Слайд 12ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ
С. Рубинштейн включил понятие развития в систему понятий общей

психологии и возвел его в статус важнейшего методологического принципа психологической науки.

Слайд 13ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА
Разработан Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым .
Психическое развитие и, в

частности, развитие человеческого сознания происходит в процессе общественно-исторического становления и определяются общественно-историческими формациями и конкретно-историческими особенностями социализации в разных культурах. Таким образом, общественное бытие людей определяет их сознание, а образ жизни и стиль жизни определяет образ их мыслей и чувств, и, в свою очередь, так же определяется ими.

Слайд 14ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ
Разрабатывался Б.С.Ломовым.

Система – совокупность элементов, которые

находятся в связи друг с другом и образуют целостное единство. Человек включается в разнообразные связи и вступает в различные отношения с окружающими его предметами, он обладает множеством психических свойств, но живет и действует как единое целое.

Слайд 15ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ
Принцип системности определяет следующие направления (задачи) исследования:
1)

выделение уровней изучаемой системы и ее отдельных компонентов, где уровень определяется как объединение и организация схожих по степени сложности свойств, а компонент как автономная единица определенного уровня;
2) выявление принципов и механизмов организации системы в единое целое.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика