Лекция 2 презентация

Содержание

План лекции Понятие «Возраст» Периодизации психического развития Периодизация психосексуального развития (З. Фрейд) Периодизация психосоциального развития (Э.Эриксон) Периодизация психического развития (Л.С. Выготский)

Слайд 1Возрастные периодизации развития
Томилова М.И.


Слайд 2План лекции
Понятие «Возраст»
Периодизации психического развития
Периодизация психосексуального развития
(З.

Фрейд)
Периодизация психосоциального развития (Э.Эриксон)
Периодизация психического развития
(Л.С. Выготский)




Слайд 3
1. Понятие «Возраст»

Возраст – характеристика индивида во времени


«Общая продолжительность жизни»
«Необратимость

каждой отдельной фазы»

«Длительность каждой отдельной фазы»


Рассмотрение возраста как фазы развития позволяет разбить жизненный цикл на отдельные периоды, отличающиеся друг от друга по определенным критериям.


Слайд 4


Виды возраста


Абсолютный
Условный



Биологический
Социальный
Психологический


Слайд 5

Абсолютный возраст (календарный, хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (дней, лет,

тысячелетий), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения).

Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков.



Слайд 6
Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со

статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста.

Социальный возраст измеряется посредством соотнесения уровня социального развития человека (например, меры овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.

Психологический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом.

Условный возраст


Слайд 7Возрастная периодизация- деление целостного жизненного цикла на временные отрезки (периоды), измеряемые

в годах.

2. Проблема периодизации психического развития


Система периодизаций
( Л.С. Выготский «Проблема возрастов» (1932-1934))




Периодизации, созданные по аналогии с непсихологическими концепциями развития

Периодизации,
созданные на основе какого-либо отдельного признака

Периодизации, созданные на основе существенных признаков развития




С. Холл

З. Фрейд, Ж. Пиаже

Э.Эриксон,
Л.С. Выготский


Слайд 8 С. Холл – Отождествляет социогенез человечества с филогенезом и

разбивает детство на следующие стадии:
Животная фаза развития (младенчество)
Эпоха охоты и рыболовства (детство)
Конец дикости и начало цивилизации (предподростковый период – 8–12 лет)
Период «бури и натиска», соответствующие времени романтизма (от 12–13 до 22–25 лет – юность)

Возрастная периодизация С. Холла (1846-1924 г.)


Слайд 9Структура личности по Фрейду




Оно – Бессознательное (самое глубокое начало) энергия влечения,

удовольствие
Я – Сознательное (контролирует осуществление желаний в зависимости от условий, в которых человек находится)
Свех –я – Моральные ценности и нормы поведения в обществе. «Совесть». Функция цензора.

Периодизация психосексуального развития З. Фрейда (1856-1939 г.)




ОНО

Я

СВЕРХ-Я


Слайд 10Двигатель поведения- бессознательная часть личности, насыщенная сексуальной энергией (влечение).
Структура влечения:
Побуждение (желание)
Цель

(получить удовольствие)
Объект (тот который способствует достижению удовольствия)
Орган тела в котором побуждение возникает (эрогенная зона – зона концентрации сексуальной энергии)

Сексуальное развитие определяет развитие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации.

Стадии развития связаны со смещением эрогенных зон – тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие.



Слайд 11Стадии развития
Оральная (0-1 г.)
Анальная (1-3 г.)
Фаллическая (3-5 л.)
Латентная (5-12 л.)
Генитальная (12-18

л.)

Периодизация психосексуального развития


Слайд 12
1 фаза -0-6 мес. (либидозное действие – сосание груди).
В структуре личности

представлено только ОНО – стадия первичного нарциссизма ( т.к. все желания удовлетворяются).
Ребенок не различает то, что относится к нему, и то, что зависит от внешнего мира.
Базовое нарциссическое состояние – сон.

2 фаза- 6-12 мес. (либидозное действие – кусание груди).
В структуре личности (мать не разрешает кусать грудь- желание не осуществляется)
Эрогенные зоны - зона рта и губ

Формирующиеся черты личности: ненасытность, жадность, требовательность. Оптимизм и пессимизм.

Оральная стадия (0-12 мес.)


ОНО


Я


Слайд 13Эрогенная зона – Слизистая кишечника. Либидо вокруг ануса.
Тип сексуального поведения –

функции дефекации, выделения.
Психические образования – идет приучение к опрятности, возникает много требований, запретов, в результате чего формируется «Сверх-Я» как воплощение социальных норм, внутренней цензуры, совести.
Структура личности






Формирующиеся черты личности – опрятность, аккуратность, пунктуальность, упрямство, агрессивность, скрытность, накопительство и др.

Анальная стадия (1-3 г.)




ОНО

Я

Сверх-я


Слайд 14Эрогенная зона- гениталии.
Тип сексуального поведения – раньше сексуальность была направлена на

себя, теперь на других.
Сексуальная привязанность к взрослым: у мальчиков «Эдипов комплекс», у девочек «комплекс Электры».
Психические образования- интенсивное формирование «Сверх-Я» (строгие запреты). Все три инстанции сформированы и входят в конфликт друг с другом.






Формирующиеся черты личности: самонаблюдение,
благоразумие, рациональное мышление

Фаллическая стадия (3-5 л.)

ОНО

Я

СВЕРХ-Я


Защитные механизмы
1.Отрицание реальности
2. Вытеснение из сознания неприятных переживаний
3. Перенос
4. Регрессия
5. Сублимация


Слайд 15Эрогенная зона – гениталии.
Снижение полового интереса.
Наиболее благоприятный возраст для обучения.
Психические образования

– Детские сексуальные переживания вытесняются другими интересами: общением, играми, физическими интересами.
Формирующиеся черты личности – общительность, трудолюбие.

Латентная стадия (5-12 л.)


Слайд 16Эрогенная зона – Объединяются все эрогенные зоны. Проявляется стремление к нормальному

сексуальному общению.
Происходит собственно половое развитие.
Психические образования- биологическое начало ОНО усиливает свою активность. Подростку приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты: аскетизмом (внутренние запреты); интеллектуализация (освобождение от навязчивых желаний).

Формирующиеся черты личности- качества личности, выражающие отношение к себе и к окружающим людям.

Генитальная (12-18 л.)


Слайд 17Проводил этнографические исследования.
Изучал воспитание детей в различных культурах.
Опирался на теорию З.

Фрейда, признавая биологические и сексуальные основы мотивов и личностных качеств.
Ввел понятия «Эго-идентичность»; «Групповая идентичность».
Каждый человек на протяжении жизни проходит 8 стадий, на каждой стадии – выдвигается социальное требование, создается психосоциальное противоречие, конфликт, кризис.
Успешное разрешение кризиса- новые позитивные качества.
Неудачный исход- возникновение негативных качеств личности.

Периодизация психосоциального развития (Э.Эриксон 1902-1994 г.)


Слайд 18Периодизация психосоциального развития (Э.Эриксон)


Слайд 19Создал культурно-историческую теорию развития психики (высших психических функций);
Ввел понятие психологического

возраста. Это относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику.
Структура возраста: социальная ситуация развития (это характер отношений между ребенком и обществом, которые складываются в данный период) и психологические новообразования (это качественные психологические характеристики, которые появляются в каждом возрасте и являются его отличительными особенностями).


Периодизация психического развития Л.С. Выготский (1896-1934 г.)


Слайд 20Социальная ситуация развития и психологические новообразования выступают критериями возрастной периодизации.

Динамика возраста:

представляет собой смену литических (стабильных) и критических периодов.
Литический - это период развития, в котором происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития.
Критический период - возникает внезапно, протекает бурно; в нем эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникающих необратимых изменений - новообразований.
Имеет 3 этапа: предкритический, критический, посткритический.



Слайд 21Чередование критических и литических периодов


Слайд 22

Задания к практическим занятиям Тема 1. Психическое развитие человека на разных этапах онтогенеза (младенчество – младший школьный возраст)   1. Младенчество (0-1 г.). Кризис первого года жизни 2. Раннее детство (0-3 л.) Кризис трех лет. 3. Дошкольное детство (3-7 л.) Кризис семи лет. 4. Младший школьный возраст (7-11 л.).   - социальная ситуация развития; - ведущая деятельность; - психологические новообразования.   Тема 2. Психическое развитие человека на разных этапах онтогенеза (подростковый и юношеский возраст)   Обсуждение Видеолекции «Легко ли быть подростком в 2016 году»     Тема 3. Психическое развитие человека на разных этапах онтогенеза (молодость-старость) 1. Ранняя взрослость (20-40 л.) Кризис «Смысла жизни» 30 л. 2. Средняя взрослость (40-60 л.) Кризис «Середины жизни» 45 л. 3. Поздняя взрослость (60-75 л.) Смерть как кризис индивидуального существования. - социальная ситуация развития; - ведущая деятельность; - психологические новообразования.

Слайд 23

Литература 1. Поляков А.М. Психология развития. - Минск:ТетраСистемс, 2009. -304 с. 2. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: М.: Аспект Пресс, 2001. -460 с. 3. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость- М.: издательский цент «Академия», 2002. – 208 с.

Слайд 24Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика