Слайд 1Культурно- исторический подход к пониманию психического развития:
Л.С. Выготский и его
Слайд 2Труды Л.С.Выготского (1896-1934)
1) «Проблема культурного развития ребенка» (1928);
2) «Инструментальный метод в
психологии» (1930);
3) «Орудие и знак в развитии ребенка»(1930);
«История развития высших психических функций» (1930-1931);
4) «Мышление и речь» ( 1933-1934) и тд.
Слайд 5Психические функции:
Главное отличие-
уровень произвольности
Слайд 6В современных концепциях развития психики обнаружил:
Слайд 9Основные идеи:
Сознательная регуляция связана с ОПОСРЕДОВАННЫМ ХАРАКТЕРОМ ВПФ;
Между воздействующим стимулом и
реакцией человека возникает дополнительная связь через опосредующее звено- стимул- средство, или знак (слово);
Интериоризация- фундаментальный закон развития ВПФ в филогенезе и онтогенезе, механизм изменения психики ребенка, который приводит к появлению специфических для человека ВПФ;
Гипотеза о системном и смысловом строении сознания;
Принципиально новый, культурно- исторический подход в понимании психического развития;
Разработка нового экспериментально –генетического метода исследования в психологии;
Анализ механизма влияния обучения на развитие.
Слайд 11Способы построения периодизации детского развития:
Ступенчатообразное построение других процессов, связанных с развитием
психики ребенка(например, по биогенетическому принципу стадия животной психики, стадия первобытности и тд.);
За основу членения детства берется какой-то один признак или сторона развития как условный критерий (например, дентиция- появление и смена зубов( Блонский), сексуальное развитие в концепции З.Фрейда);
Производится попытка феноменологически описать особенности процесса развития и выделить закономерности (в работах Гезелла).
Слайд 12Критерии выделения периодов:
Внутренним по отношению к самому развитию;
Должен быть объективным;
Вехи разграничения
возрастов не должны быть расставлены условно и произвольно;
Критерий не может быть сведен к какому- либо одному признаку
Слайд 13Структура психологического возраста:
Слайд 15Периодизация детского
развития
по Выготскому
Слайд 16Ценное:
Заложил основы культурно- исторической парадигмы в исследовании психического развития человека;
Ввел идею
историзма в область психологии и предложил метод исследования высших форм психики и поведения;
Разработал систему основных понятий и принципы возрастно- психологического анализа онтогенеза человека.
Предложил периодизацию детского развития: социальная ситуация развития, «образ жизни ребенка, или его социальное бытие», новообразования в сфере сознания и личности