Копинг-механизмы совладания презентация

Содержание

Эффективные стратегии стратегия изменения способа видения проблемы; стратегия изменения проблемы; стратегия управления эмоциональным дистрессом

Слайд 1Копинг-механизмы совладания

Понятие объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются,

чтобы совладать со стрессами, и с психологическими трудными ситуациями обыденной жизни.

Слайд 2Эффективные стратегии

стратегия изменения способа видения проблемы;
стратегия изменения проблемы;
стратегия

управления эмоциональным дистрессом

Слайд 3Механизм, детерминирующий поведение. Потребность, перерастая в мотивацию, активирует ЦНС и другие системы

организма. При этом она выступает как энергетический фактор («слепая сила», по И.П. Павлову), побуждающий организм к определенному поведению.

Мотивация


Слайд 4Потребность и Мотивация не тождественны. Потребности не всегда преобразуются в мотивацию,

в то же время без должной мотивации невозможно удовлетворение соответствующих потребностей.

Слайд 5Таким образом, мотивация это особое состояние организма, которое, сохраняясь на протяжении

всего времени — от начала поведенческого акта до получении результатов, — определяет целенаправленное поведение и характер реагирования на внешние раздражители.


Слайд 6Физиологические теории эмоций
Биологическая теория Дарвина. Анализировал эмоции обезьян,

изучая их выразительную мимику. Рассматривал эти движения как проявление инстинктивных действий, исполняющих роль биологически значимых сигналов для взаимодействия с другими животными.

Слайд 7 Эти движения имеют адаптивное значение - многие

определяются как врожденные эмоциональные реакции. Значение обратной связи в регуляции эмоций - усиление эмоций связано с их свободным внешним выражением. Подавление всех внешних признаков эмоций ослабляет силу эмоционального переживания.

Слайд 10Биологическая теория П.К. Анохина: положительное эмоциональное состояние (например, удовлетворение какой-либо потребности)

возникает лишь в тогда, когда обратная информация от результатов совершенного действия точно совпадает с ожидаемым результатом, т.е. акцептором действия.

Слайд 11Таким образом, эмоция удовлетворения закрепляет правильность поведения, если его результат достигает

цели. При несовпадении получаемого результата с ожиданиями возникает беспокойству и поиск других путей достижения результата.

Слайд 12Информационная теория эмоций: эмоции связаны с информацией, которую мы получаем из

окружающего мира. Эмоции возникают из-за неожиданного события, к которому человек не был готов.

Слайд 13Эмоция не возникает, если мы встречаем ситуацию с достаточным запасом нужных

сведений. Отрицательные эмоции возникают чаще всего из-за неприятной информации и особенно при недостаточной информации, положительные — при получении достаточной информации, особенно когда она оказалась лучше ожидаемой.


Слайд 14Теория П.В. Симонова, эмоция — это отражение мозгом человека и животных

какой-то актуальной потребности (ее качества и величины), а также вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.

Слайд 15Возникновения эмоций: Э = f (П, (Ин – Ис) …), где

Э — эмоция; П — потребность; (Ин – Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности; Ин — информация о средствах, необходимых для удовлетворения потребности; Ис — информация о средствах, которые есть сейчас.

Слайд 16Из «формулы эмоций» видно, что небольшая вероятность удовлетворения потребности ведет к

возникновению отрицательных эмоций и наоборот.

Слайд 17Базисные эмоции (радость, страх, гнев и др.) ведут к различным внутренним

переживаниям и различным внешним проявлениям и могут взаимодействовать друг с другом, ослабляя или усиливая одна другую.

Слайд 18Наличие сходных эмоций у человекообразных обезьян и людей, а также у

людей, выросших в разных культурах, свидетельствует в пользу существования ряда базисных эмоций.

Слайд 19Нейрокультурная теория эмоций была разработана П. Экманом в 70-е гг. ХХ

в. В основе - представление о шести основных (базисных) эмоциях (гнев, страх, печаль, удивление, отвращение, счастье или радость).

Слайд 20Согласно этой теории, экспрессивные проявления основных эмоций универсальны и практически не

чувствительны к воздействию факторов среды. Другими словами, все люди практически одинаково используют мышцы лица при переживании основных эмоций. Каждая из них связана с генетически детерминированной программой движения лицевых мышц.

Слайд 21Лицевая экспрессия и эмоции
Основные эмоции (гнев, страх, счастье, удивление,

печаль, отвращение) одинаково проявляются и узнаются в обществах с различной культурой и традициями. Универсальность механизма распознавания эмоций - даже при дальности расстояния. Лицевая экспрессия основных эмоций обеспечивается врожденными нейронными программами. Процент совпадения оценок лицевых эмоциональных паттернов у лиц разных национальностей — около 80%, у японцев (65%).

Слайд 22Психофизиология стресса (ОАС)


Слайд 23ОАС есть не что иное, как усилие организма приспособиться к изменившимся

условиям среды за счет включения специальных защитных механизмов, выработанных в процессе эволюции.


Слайд 24ОАС разделяется на три стадии. 1. Стадия тревоги. Мобилизация защитных механизмов организма.

Выброс гормонов.
2. Стадия сопротивления или резистентности. Максимально высокий уровень сопротивляемости организма к действию вредоносных факторов. Она выражает усилия организма поддержать состояние гомеостаза (равновесия внутренней среды) в изменившихся условиях. 3. Стадию истощения. Если воздействие стрессора будет продолжаться, то в итоге «энергия адаптации», т.е. адаптивные механизмы, участвующие в поддержании стадии резистентности, исчерпают себя. Тогда организм вступает в финальную стадию — стадию истощения.


Слайд 26Эустресс — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».


Слайд 27Дистресс – негативный тип стресса, с которым организм не в силах

справиться. Он разрушает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям.


Слайд 28Сенсорно-перцептивные процессы
Обеспечивают отражение и восприятие воздействий окружающей действительности

- ощущение, восприятие, представление и воображение.

Слайд 29Ощущение
Это психический познавательный процесс отражения в сознании человека

отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Слайд 30 Ощущения характеризуются: качеством - отличием одного вида ощущений

от другого; интенсивностью - силой воздействия на органы чувств человека; длительностью - временем, в течение которого ощущение продолжается; чувственным тоном - чувством приятного или неприятного.

Слайд 31 Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят

из:
а) рецепторов, воспринимающих раздражение нервных аппаратов и находящихся на периферии центральной нервной системы;


Слайд 32 б) проводящих, центростремительных (афферентных) нервных путей, по которым

возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга человека;


Слайд 33 в) центральных корковых отделов анализаторов, где происходит "обработка"

нервных сигналов, поступающих от рецепторов.

Слайд 34Свойства ощущений
1. Адаптация - повышение или понижение чувствительности анализаторов

в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей.

Слайд 35 2. Контраст - слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим

одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность (после холодного слабый теплый раздражитель кажется горячим; ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому).

Слайд 36 3. Пороги ощущений – чтобы возникло ощущение, раздражитель должен

быть определенной интенсивности. Нижний порог ощущения - минимальная сила раздражителя, способная вызвать ощущение. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Верхний порог ощущения - та максимальная величина раздражителя, сверх которой это раздражение перестает ощущаться.

Слайд 37 4. Сенсибилизация - повышение чувствительности анализаторов в связи с

повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов.

Слайд 38 5. Последовательные образы - продолжение ощущения, когда действие раздражителя

уже прекратилось.

Слайд 393 группы ощущений
1. Экстерорецептивные ощущения. Отражают свойства предметов и явлений

внешней среды - зрительные, слуховые, вкусовые, температурные и тактильные ощущения.

Слайд 40 2. Интерорецептивные ощущения. Отражают состояние внутренних органов. К ним относят

ощущение боли, равновесия, ускорения и др.

Слайд 41 3. Проприоцептивные(мышечно-двигательные) ощущения. Это ощущения, отражающие движение собственного тела.


Слайд 42Восприятие
Это психический познавательный процесс отражения в сознании человека

непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств. Восприятие - всегда совокупность ощущений, а ощущение - составная часть восприятия. Восприятие - не простая сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно и количественно новая ступень чувственного познания.

Слайд 43Виды восприятий
Преднамеренные и непреднамеренные.


Слайд 44Свойства восприятия
Избирательность восприятия - способность человека воспринимать лишь те

предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Она зависит от интересов, установок и потребностей личности.

Слайд 45 Предметность восприятия представляет собой способность человека отражать окружающую действительность

как воздействие конкретных ее предметов, относящихся к определенному классу явлений. При этом мозг четко различает предмет, фон и контур их восприятия.

Слайд 46 Апперцепция - это зависимость восприятия от прежнего опыта человека.

Так, в восприятии одного и того же предмета разными людьми бывают различия в зависимости от поставленной задачи, установки, психического состояния каждого из них. Воспринимая предметы, человек выражает к ним свое отношение.

Слайд 47 Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для

него определенный жизненный смысл. Они могут быть вредными или полезными, желанными или нежеланными и т.д. Благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов становится возможным их целенаправленное использование.

Слайд 48 Константность восприятия - это постоянство в восприятии, которое обусловливается

знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности.

Слайд 49 Целостность восприятия - образы отражаемых предметов выступают в сознании человека

в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются.

Слайд 50 Восприятие формы, величины и глубины предметов - это сложный

процесс, который осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. Основой его является изображение предмета на сетчатке глаза - необходимое условие создания образа предмета - движение глаз.

Слайд 51 Восприятие пространства - это восприятие объема объектов, расстояние между

ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся. Оно осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов.

Слайд 52 Зрительные иллюзии - это неправильное или искаженное восприятие величины,

формы и удаленности предметов. Известно много видов зрительных иллюзий.

Некоторыми из них являются:
а) переоценка вертикальных линий: кажется, что высота треугольника поделена не на равные части; фигура из горизонтальных линий кажется уже и выше.

Слайд 53 б) параллельные линии вследствие влияния фона ближе к центру

кажутся выпуклыми, а дальше от центра – вогнутыми.


Слайд 54 в) белый квадрат на черном фоне кажется больше черного

квадрата на белом фоне.

Слайд 55 г) иллюзия искажения параллельных линий


Слайд 56 д) иллюзия движения


Слайд 57 д) иллюзия стрелок Мюллера: иллюзия слева - самая верхняя

горизонтальная стрелка кажется короче нижних, а на самом деле все три равны. На рисунке посередине условные линии, соединяющие концы стрелок, кажутся наклонными, хотя на самом деле они вертикальные. На рисунке справа красная точка находится точно в центре горизонтального отрезка, хотя кажется, что левый отрезок меньше.

Слайд 58 е) иллюзия Эббингауза, или круги Титченера, — оптическая иллюзия восприятия

относительных размеров. Кажется, что черный правый круг больше левого, хотя на самом деле они одинакового размера.

Слайд 59 д) острые углы всегда кажутся больше, чем есть на

самом деле, поэтому появляются определенные искажения в соотношении частей видимой фигуры. На рис. параллельные прямые линии, вследствие влияния фона, кажутся непараллельными и изогнутыми.

Слайд 60Представление
Это психический познавательный процесс воссоздания конкретных образов предметов

и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств. Сущность представлений состоит в отражении и образа предмета и информации о нем.

Слайд 61 Представления разделяют по видам анализаторов, которые в них задействованы: обычно

различают зрительные (образ человека, предмета, пейзаж), слуховые (представления музыкальной мелодии), обонятельные (представление запаха азона), осязательные (представления предмета, к которому прикасался ранее), двигательные (представление движений своего тела при прыжке) и др.

Слайд 62Воображение
Это психический познавательный процесс создания новых представлений на

основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.

Слайд 63 Человек может представлять себе окружающий мир в несколько

ошибочном плане и даже искаженно (например, наделяя его мифическими существами, создавая и развивая различные религиозные верования и т.п.).

Слайд 64Виды воображения
1. Непроизвольное - создание новых образов без внешних

стимулов - при ослаблении сознательного контроля. Проявляется в сновидениях или дреме, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами собой, принимая иногда самые фантастические формы.

Слайд 65 2. Произвольное (активное, преднамеренное) воображение - создание новых образов

с помощью волевых усилий. Представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.

Слайд 66 3. Мента - это образ желаемого будущего. В своих

мечтах люди рисуют яркие картины этого будущего: мечтают о межпланетных и звездных перелетах, представляют себе реальную обстановку и условия этих полетов; мечтают об открытиях и способах применения новых видов энергии и т.д. и т.п.

Слайд 67Тренинг развития креативности
Креативность (от лат. creatio – «созидание») – это способность

человека порождать необычные идеи, оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Креативность является одним из компонентов творческой личности и не зависит от эрудиции. Людей, обладающих высоким уровнем креативности, называют креативами.
 











Слайд 68Цель тренинга
Осознание креативности в себе и ее развитие.
Задачи:
1. Осознание и

преодоление барьеров для проявления и развития творческого мышления.
2. Осознание характеристики креативной среды.
3. Формирование навыков и умений управления творческим процессом.












Слайд 69Упражнения
1) Закройте глаза. Подумайте об одном из предметов, находящемся в комнате. Не открывая глаз, перечислите

как можно больше признаков этого предмета. Откройте глаза и запишите все, что запомнили, по-прежнему не глядя на предмет.














Слайд 702) Выберите стихотворение, которое вам нравится. Используйте его последнюю строку в качестве

первой строки вашего собственного стихотворения.














Слайд 713) Приготовьте таймер. Придумайте максимальное количество необычного использования следующих предметов: стула,

карандаша, скрепки, дрели, обуви, обувного шнурка, зубной щетки и т.п. На каждый предмет дается 1 минута.














Слайд 724) За 1 минуту придумайте как можно больше несуществующих слов.














Слайд 735) Написать свое имя (фамилию). За 5 минут создать как можно

больше других имен, используя буквы из своего имени. Каждую букву можно использовать сколько угодно раз.














Слайд 746) В течение 5 минут выполнять простые моторные действия субдоминантной рукой

(левой для правшей и правой для левшей): писать, расстегивать/застегивать пуговицу, молнию; отбивать ритм и т.п.














Слайд 757) Представьте себе, что вы — тот человек, который изображен на

рисунке. Ваша задача состоит в том, чтобы соединить концы двух веревок, свисающих с потолка. В комнате есть стол, стол прикручен к полу, но на нем лежат инструменты: отвертка, плоскогубцы, щипцы.













Слайд 768) «Палочковые игры»: дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2

палочки так, чтобы осталось 4 квадрата.













Слайд 77Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки так, чтобы

получилось 4 треугольника.







Составить два равных квадрата из 7 палочек.












Слайд 78В фигуре переложить 3 палочки так, чтобы получилось 4 равных треугольника.


















Слайд 79В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы

получилось 3 таких же квадрата.







Переложить 6 палочек так, чтобы, из корабля получился танк.








Слайд 80Переложить 2 палочки так, чтобы фигура, похожая на корову, смотрела в

другую сторону.






Какое наименьшее количество палочек нужно переложить, чтобы убрать мусор из совочка?







Слайд 819) Демонстрируется какой-либо необычный предмет, назначение которого не вполне понятно (можно

использовать фотографию) . Каждый из участников по порядку должен быстро ответить на три вопроса:
Что это?
Откуда это взялось?
Как это можно использовать?
Повторяться не разрешается.













Слайд 8210) Участникам предлагаются краткие описания нескольких ситуаций и предлагается придумать ситуации,

которые можно было бы рассматривать как противоположные предложенным. (Например: боксер выходит на ринг. Девушка едет с горки на роликах.
Фотокорреспондент передает в редакцию снимки с соревнований.).









Слайд 8311) Участники записывают по 2-3 своих спортивных умений. В режиме мозгового

штурма обсуждаются возможные применения умений в обычной жизни.








Слайд 8412) А что, если… На обсуждение выносится тема, стимулирующая работу мысли,

например:
Что если бы люди вели ночной образ жизни?
Что если бы свиньи могли летать?
Что если бы мы все могли читать чужие мысли?
 








Слайд 8513) Требуется найти пути усовершенствования обычных предметов, таких, как электрический тостер,

садовая лопата или чайная чашка.





Слайд 8614) Загадки на креативность: приемная в офисе освещается тремя лампами, которые

имеют отдельные выключатели в холле, откуда в приемную заглянуть невозможно. Когда уборщица пришла убирать приемную, освещение было выключено. Уборщица в здании одна. Она отправляется в холл, включает свет, после чего немедленно возвращается в приемную и определяет, какой выключатель включает каждую лампу. Каким образом она это узнала?






Слайд 87Включаем первый выключатель и оставляем его включенным примерно на десять минут,

а затем выключаем. Включаем следующий выключатель. Немедленно отправляемся в кабинет для приема посетителей. Лампочка, которая оказывается включенной, соединена со вторым выключателем, теплая лампочка — с первым, а оставшаяся лампочка, которая не включена и не нагрета, соединяется с третьим выключателем.






Слайд 88При строительстве тоннеля метро под вокзалом «Виктория» в Лондоне возникла серьезная

проблема: в тоннель стала просачиваться вода. Как удалось устранить эту проблему и продолжить работы?






Слайд 89Воду заморозили; для этого в почве, сквозь которую сочилась вода, пробурили

каналы, и через них закачали жидкий азот, после чего стало возможным вырыть канал и зацементировать стены.






Слайд 90Представьте себе сплошной металлический куб со стороной 1 метр, прикрепленный к

полу; от верхней плоскости внутрь куба просверлен канал шириной 6 см и глубиной 75 см. В отверстие попал шарик для пинг-понга. Как наиболее простым способом извлечь шарик из канала?






Слайд 91Канал следует заполнить водой, тогда шарик для пинг-понга всплывает на поверхность.








Слайд 92Женщина ведет автомобиль на узкой дороге и видит, что перед ней

в том же направлении движется стадо овец, загораживая проезд. Пастух воспринимает автомобиль как досадную помеху и хочет поскорее от него избавиться; женщина, в свою очередь, раздражена тем, что овцы мешают ей продолжать путь. Каким образом можно мирно разрешить проблему, соблюдая интересы и пастуха, и автомобилистки?






Слайд 93Машина останавливается, и пастух отгоняет овец, так, что они оказываются позади

автомобиля. Тогда женщина может свободно проехать.






Слайд 94Имеется свеча, коробок спичек, коробка кнопок. Как наиболее рационально прикрепить свечу

к деревянной двери так, чтобы обеспечить с ее помощью максимальное освещение?






Слайд 95Нужно высыпать из коробки все кнопки и зафиксировать ее на двери

с их помощью. Затем прилепить свечу ко дну коробки и зажечь. В этом случае воск не капает на пол и свеча не выпадет из коробки.






Слайд 9615) Возьмите словарь (книгу) и выберите произвольно два слова (4 страница,

5 строка, 6 слева), затем постарайтесь их максимально сопоставить и связать. Когда сделаете это, шагните дальше и начните развивать идею, тем самым закрепляя связь между этими двумя словами.







Слайд 9716) Взять карандаш и нарисовать животное, в котором будет максимальное количество

черт других зверей, иными словами, к примеру, нарисуйте дикобраза с ушами зайца и ногами жирафа. Затем попытайтесь максимально осмыслить то, что у вас получилось, и придумайте небольшую историю с участием вашего персонажа.







Слайд 9817) Дается 10 произвольных слов-существительных и цель: нарисовать дом, который будет

обладать всеми характеристиками, указанными в словах.




Слайд 9918) Возьмите одно существительное и напишите к нему пять прилагательных, которые

могут соотноситься с данным словом. К примеру, стол – зеленый, большой и т.д. Затем, постарайтесь написать 5 слов, которые никоим образом не подойдут к нему.





Слайд 10018) Возьмите словарь (книгу) и выберите произвольно четыре слова (4 страница,

5 строка, 6 слева), затем постарайтесь составить как можно больше предложений с этими словами за 5 минут.

Слайд 10119) Попробуйте ассоциировать в словосочетания слова с противоположным смыслом. Например, горячий

лед, твердая вата, темный день. Предложить как можно больше версий за 3 минуты.

Слайд 10220) При обдумывании определенной задачи или идеи старайтесь мысли о ней

выразить косвенно, с помощью свободных ассоциаций. Попробуйте перефразировать свои мысли, пересказать другими словами.

Слайд 103Благодарю за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика