Слайд 2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО»
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
КАФЕДРА КУЛЬТЫРЫ И ПСИХОЛОГИИ ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСТВА
Презентация
по дисциплине:
«Актуальные проблемы теории и практики современной психологии»
Тема;«Концепция отношений личности В.Н. Мясищева. »
Работу выполнил студент
Группы 35158-ПС-ПЛ
С.И Никитин
Проверил (ла); к.п.н; д.п.н
Профессор Кафедры КПП ИНЭУ НГТУ им. Р.Е.Алексеева
Щербакова Елена Евгеньевна
2016
Слайд 3
Концепция отношения личности В.Н. Мясищева (психология отношений).
Анализируя взгляды В. Н.
Мясищева на личность следует подчеркнуть, по меньшей мере, Два положения, значимые для теоретического осмысления проблемы личности.
Первое из них в том, что он стал первым, кто в открытой форме поставил вопрос о структуре личности. «Структурная характеристика освещает нам человека со стороны его целостности или расщепленности, последовательности или противоречивости, устойчивости или изменчивости, глубины или поверхности, преобладания или относительной недостаточности тех или иных психических функций».
Это принципиальное положение, по-видимому, и определило специфику его взглядов на структуру личности, где нет отдельных составляющих, но есть психологическая данность – отношение, замыкающая на себя все другие психологические характеристики личности.
Слайд 4
Второе положение – понятие «отношение».
Отношение личности – это активная, сознательная, интегральная,
избирательная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности.
По мысли В.Н. Мясищева, «отношение «– это системообразующий элемент личности, которая предстает как система отношений. Сами отношения личности формируются под влиянием общественных отношений, которыми личность связана с окружающим миром в целом.
В.Н.Мясищев выделяет в отношении «эмоциональную», «оценочную» (когнитивную, познавательную) и «конактивную» (поведенческую) стороны. Каждая сторона отношения определяется характером жизненного взаимодействия личности с окружающей средой и людьми.
Эмоциональный компонент способствует формированию эмоционального отношения личности к объектам среды, людям и самому себе.
Познавательный (оценочный) компонент способствует восприятию и оценке (осознанию, пониманию, объяснению) объектов среды, людей и самого себя.
Поведенческий (конативный) компонент способствует осуществлению выбора стратегии и тактики поведения личности по отношению к значимым (ценным) для нее объектов среды, людей и самому себе.
Слайд 5
Именно отношение по мысли В. Н. Мясищева является интегратором этих свойств, что и
обеспечивает целостность, устойчивость, глубину и последовательность поведения личности.
В этой связи нельзя согласиться с К. К. Платоновым, упрекающим В. Н. Мясищева в том, что он вывел за пределы структуры личности направленность, темперамент и эмоциональность.
Что касается направленности, то она по мнению В. Н. Мясищева «выражает доминирующее отношение, или его интерграл». Эмоциональность также представлена одним из компонентов в структуре самого отношения.
Что же касается темперамента, то введение этого структурного, по своей природе, элемента в функциональное образование, коим является личность и с чем не спорит К. К. Платонов, становится просто алогичным.
Слайд 6
Содержание концепции В.Н. Мясищева
Предметом данной концепции выступают отношения личности. Основные задачи,
решаемые данной концепцией:
1)Исследование сознательной регуляции личности через ее отношения;
2)Патогенетическая клиника неврозов. В.Н.Мясищев определяет личность следующим образом:
«Личность – это система ее отношений, в которых она проявляется во всей полноте и целостности».
У истоков теории В.Н. Мясищева лежат идеи Лазурского о классификации личности, согласно типам их отношений к окружающей действительности.
Основное положение психологии отношений заключается в том, что личность, психика и сознание человека в каждый данный момент представляют единство отражения объективной действительности и отношения человека к ней.
Слайд 7
Психология, отношения человека в развитом виде выступают как целостная система индивидуальных,
избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности: 1.С явлениями природы и миром вещей; 2. С людьми и обществ, явлениями; 3. Личность с самой собой как субъектом деятельности.
Система отношений определяется всей историей развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, переживания.
Отношения связаны с разными подструктурами личности.
Так, с точки зрения Мясищева, динамические индивидуально-психологические свойства темперамента являются на уровне развитого характера "снятой" формой индивидуальных различий, движущие силы которой определяются сознательным отношением, а не свойствами нервной системы.
Слайд 8
Характер – это система отношений и способ их осуществления человеком. Свойства
реакции человека, выражающие его темперамент и характер, обнаруживаются лишь при активном отношении к объекту, вызывающему реакцию. Способности человека находятся в закономерном соотношении со склонностями, которые представляют движущую силу развития способностей.
Склонность – это не что иное, как потребность в определенном виде деятельности, или избирательно-положительном отношение к ней.
Положения психологии отношений легли в основу разработанной Мясищевым патогенетической концепции неврозов.
Невроз трактуется как болезнь личности, вызванная обстоятельствами значимости в системе ее личностных отношений. Эта концепция имела большое научное и практическое значение, оказав влияние на всю последующую теорию и практику психотерапии неврозов.