Коммуникативные типы личности, стратегии и тактики поведения в конфликте презентация

Содержание

Цель – рассмотреть типы и стратегии речевого поведения в конфликте.

Слайд 1Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка Солейник Виктория

Валерьевна Гончарук Екатерина Юрьевна

Русский язык в профессиональной сфере
Лекция 4 (ч.1)

Коммуникативные типы личности, стратегии и тактики поведения в конфликте


Слайд 2Цель – рассмотреть типы и стратегии речевого поведения в конфликте.


Слайд 3Статусно-ролевая структура общения
Общение основано на речевой деятельности двух (как минимум) человек.

Общение

происходит по законам.

Законы отражаются в сознании.


Слайд 4Успешность общения зависит от:
Желаний говорящих

Взаимопонимания говорящих

Общего социального опыта (знаний, культуры и

др.)


Слайд 5Социальный статус и социальные роли
Статус – место человека в обществе.

Роль –

образец поведения в конкретной ситуации (в соответствии со статусом).

Каждой роли соответствуют стереотипы речевого поведения.

Успех коммуникации = удачно выбранные формы речевого поведения.



Слайд 6Трансакция
Минимальный акт общения – трансакция – один стимул и одна

реакция.

В зависимости от ролей говорящих трансакции бывают равноправными и неравноправными.


А = Б А > Б






Слайд 7Ролевое общение
Изучение особенностей ролевого общения – трансакционный анализ (Эрик Берн)
В сознании

каждого человека «живут» 3 роли:
1. ДИТЯ (Д)

2. РОДИТЕЛЬ (Р)

3. ВЗРОСЛЫЙ (В)


Слайд 8Роли человека
ДИТЯ (Д) – выражение чувств, желаний:
Мне это нравится!
Какой день

прекрасный!
Как я не хочу идти на урок!
Я тебя ненавижу!
Хочу есть.

Слайд 9Роли человека
2. РОДИТЕЛЬ (Р) – авторитет, носитель правил, законов:
Это не так.


Ты не прав.
Молодец, ты правильно это сделал.
Нет, так нельзя.


Слайд 10Роли человека
3. ВЗРОСЛЫЙ (В) – рациональное начало, объективный анализ любой информации:
Давайте

поговорим спокойно.
Не волнуйся, попробуй сделать это ещё раз.
В чём причина?


Слайд 11Роли человека

В процессе общения человек выполняет одну из этих ролей (Д,

Р, В).

В процессе общения у одного говорящего роли Д, Р, В могут меняться.


Слайд 12Коммуникативный конфликт
Непараллельные трансакции приводят к коммуникативному конфликту.

Коммуникативный конфликт – речевое столкновение,

в котором есть агрессия, выраженная языковыми средствами.


Слайд 13Трансакции
Параллельные (равноправные):
В В
Д

Д
Р Р
Параллельные (неравноправные):
Р Д
Непараллельные:
В В В В
Д Д Д Д
Р Р Р Р


Слайд 14Стратегии речевого поведения
В ситуациях конфликта люди ведут себя по разному:

существуют разные стратегии речевого поведения.
Инвективная

Куртуазная

Рационально-эвристическая


Слайд 15Стратегии речевого поведения
Инвективная
Брань, ругань, оскорбления, драка.
Муж: Дорогая,

мы сегодня будем ужинать?
Жена: Хам, совсем совесть потерял! Я только с работы пришла, мог бы и сам приготовить!

Слайд 16Стратегии речевого поведения
2. Куртуазная
Вежливые этикетные формы, плач.
Муж:

Дорогая, мы сегодня будем ужинать?
Жена: Скажи, пожалуйста, когда я должна была приготовить? Я только что пришла. Могу я хотя бы минуту отдохнуть?

Слайд 17Стратегии речевого поведения
3. Рационально-эвристическая
Здравомыслие, рассудочность, ирония, смех.
Муж: Дорогая,

мы сегодня будем ужинать?
Жена: Странно… Вчера ужинал и сегодня опять? Разве ты каждый день хочешь есть?

Слайд 18Способность к кооперации – 3 типа коммуникативного поведения:

Конфликтный тип поведения
Центрированный тип

поведения
Кооперативный тип поведения

Слайд 19Конфликтный тип
– установка против партнера по коммуникации.

Говорящий хочет

самоутвердиться
за счет собеседника.


Слайд 20Конфликтный тип
Конфликтно-агрессивный подтип – проявляет отрицательное эмоциональное отношение. Провоцирует собеседника к

столкновению, высказывания вызывают у собеседника дискомфорт (агрессия, враждебность; открытые и косвенные оскорбления, унижение собеседника).



Слайд 21Конфликтный тип
Конфликтно-манипуляторский подтип: превозносит себя, считая собеседника менее интеллектуально развитым. Навязывает

свое мнение в виде совета, поручения, приказа. Говорящий манипулирует собеседником; говорящий не уважает собеседника и считает его статус ниже своего; говорящий учит собеседника, перебивает собеседника.
Я считаю…
Ты должен …
Я на твоём месте …

Слайд 22Центрированный тип
Центрированный тип характеризуется наличием у одного(или у обоих) из участников

общения (интеракции) установки на игнорирование партнера коммуникации.
Активно-центрированный подтип демонстрирует неспособность разделить и понять точку зрения собеседника, а также свойство создавать иллюзию коммуникации с партнером, на самом деле, общаясь с самим собой.
Пассивно-центрированный подтип характеризуется уходом языковой личности в себя. Особенность речи заключается в неумении переключиться на точку зрения слушателя, отстраненности от ситуации и участников коммуникации.


Слайд 23Центрированный тип
Активно-центрированный подтип:
демонстрирует неспособность разделить и понять точку

зрения собеседника, а также свойство создавать иллюзию коммуникации с партнером, на самом деле, общаясь с самим собой. Похож на конфликтно-манипуляторский тип (перебивает, меняет тему разговора). Различия: не навязывает своё мнение, но не слышит собеседника и не хочет его понимать.



Слайд 24Центрированный тип
Пассивно-центрированный подтип характеризуется уходом языковой личности в себя. Особенность

речи заключается в неумении переключиться на точку зрения слушателя, отстраненности от ситуации и участников коммуникации.
Он рассеянный, невнимательный, не интересуется общими темами.


Слайд 25Кооперативный тип

– установка на партнёра, успешное общение


Слайд 26Кооперативный тип
Кооперативно-комфортный подтип: подтип демонстрирует согласие с точкой зрения собеседника, даже

если он не разделяет ее, а также способность идти на уступки при возникновении конфликта и конфронтации. Говорящий всегда соглашается с собеседником, даже если думает по-другому, потому что боится или не хочет конфликта.


Слайд 27Кооперативный тип
Кооперативно-актуализаторский подтип: желание сотрудничать, говорящий стремится к кооперации в общении,

проявляет настоящий интерес к собеседнику.
.

Слайд 28Состав языковой личности
Каждый человек в разных ситуациях может показывать разные типы

речевого поведения
В каждой языковой личности есть 3 части (личностный комплекс):
доминанта
субдоминанта
субстрат


Слайд 29Состав языковой личности
Большое число типов личностей:
например, личность с

конфликтной доминантой, центрированной субдоминантой, конформным субстратом и т.п.

Слайд 30Тактики речевого поведения в ситуации ссоры
тактика возмущения: Ты что?! Как ты

можешь так говорить?

тактика насмешки (ирония, сарказм):
Ну, конечно, ты же самый умный!

тактика колкости (похожа на насмешку, но нет иронии, а есть только косвенное выражение мысли - намёк): Кто-то сегодня слишком много говорит!

Слайд 31Тактики речевого поведения в ситуации ссоры
тактика упрёка: Ты всегда обещаешь, но

не держишь своё слово!

тактика обвинения (похожа на упрёк, но сильнее): Это ты во всём виноват!

тактика демонстрации обиды: Не смей со мной так разговаривать!

Слайд 32Тактики речевого поведения в ситуации ссоры

тактика оскорбления: Идиот!

тактика угрозы: Если

ты не замолчишь, я с тобой разведусь!

Слайд 33Домашнее задание
Зайти на сайт ВГУЭС
Слева выбрать – Высшее профессиональное образование –

Институт иностранных языков – кафедра русского языка
Зайти на сайт кафедры
Слева выбрать – Аналитические статьи – Научно-популярные материалы
Прочитать материал «Успешное речевое общение: как, зачем и почему?»

Слайд 34Домашнее задание
После прочтения текста статьи
из мультфильмов «Простоквашино», «Алеша Попович и Тугарин

Змей», «Три Богатыря и Шамаханская царица» выпишите и проанализируйте 1 диалог-конфликт, содержащий не менее 10 реплик, определив роли, стратегии, типы и тактики поведения в ситуации конфликта.

Слайд 35Задания
1. Какой по вашему мнению тип поведения в конфликте встречается чаще

в речевом общении русских?
2. Проанализируйте диалог. Определите роли участников, стратегии, типы и тактики коммуникативного поведения.
(А) Это когда тебе Porsche купили? – спросила брюнетка.
(Б) Купили! – передразнила жена Влада. – Он мне свой отдал, бэу, а не купили! («Про любоff» О.Робски)


Слайд 36Задания
Мама: Это ты виноват. Всё ему разрешал. Он и избаловался.
Папа: Просто

он зверей любит. Вот и ушёл с котом. Надо, чтобы в доме и собаки были, и кошки, и приятелей целый мешок, и всякие там жмурки-пряталки. Вот тогда дети и не станут пропадать. (Э.Успенский «Трое из Простоквашино»)


Слайд 37Литература
1. Горелов, И. Н. Основы психолингвистики: учебное пособие для вузов.

/ И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Лабиринт, 2004. – С. 140 – 160.


Слайд 38Использование материалов презентации Использование данной презентации может осуществляться только при условии соблюдения

требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика