Слайд 1Кинотерапия
Кинотерапия - это вид психологического консультирования, в котором в качестве ключевого
метода воздействия используется просмотр кино (роликов, мультфильмов, сериалов).
Эффект описан психологами как "катарсис" - высвобождение энергии психологической травмы при ее наблюдении извне. На этом строилась классическая древнегреческая трагедия (театр). Эффект катарсиса глубоко разрабатывался психологами 20 века и был положен в основу "игровых" методов психологической работы - психодрамы, игротерапии, сказкатерапии, дзен-театра. Здесь травмирующий опыт воссоздается и "пересобирается" за счет игры.
Слайд 2
Чаще при объяснении влияния кино используются вариации идей двух общепсихологических парадигм:
психоанализа и бихевиоризма.
При использовании психоаналитических идей суть воздействия трактуется как сброс загнанных в бессознательное эмоций и желаний.
При бихевиористском подходе воздействие понимается как научение определенным формам поведения посредством демонстрации и подкрепления образцов такого поведения. Таким образом, в рамках бихевиоризма кино формирует зрителя, в границах психоаналиического подхода кино де-формирует
Слайд 3Основатель метода
Антонио Менегетти
(1936-2013)
Слайд 4
Антонио Менегетти, крупный представитель гуманистической психологической традиции, основатель
«онтопсихологии».
«Целительское» воздействие кино на зрителя стало для него отправной точкой анализа в работе «Кино, театр, бессознательное».
По мнению Менегетти, фильм представляет собой, главным образом, спектакль, показывающий реальность человека в момент кризиса и «выздоровления».
При этом фильм удовлетворяет «вкус масс», если «является галлюциногенным конденсатом наиболее распространенного комплекса.
Фильм нравится, потому что отвечает на запрос: ослабляет давление, снимает напряжение от внутренней скованности "Я". Через фильм можно дать историческую жизнь вытесненному патологическому содержанию, его не идентифицируя, но достигая тем самым определенного расслабляющего эффекта».
Слайд 5
Это метод деликатный, он не требует обязательного проговаривания проблемы (психотравмы) вслух
в качестве собственной и обсуждения ее, она переживается при просмотре «не идентифицируя», но тем не менее имеет терапевтический эффект.
У Менегетти много интересных размышлений и про эффективность метода. Так, в частности, он указывает, что «многие клиенты прибегают к психотерапевтической консультации лишь для того, чтобы доказать неизбежность своей проблемы, а затем, сняв с себя вину, сознательно продолжают ее культивировать».
У Менегетти есть описание терапевтической сути нескольких фильмов, в частности это фильмы «Хорошие новости» (реж. Элио Петри, 1979) и «Черное на белом» (реж. Тинто Брасс, 1969). Он использовал «круглые столы» со зрителями, а также общался с режиссерами и исполнителями главных ролей современных ему фильмов, чтобы построить достоверную модель в ходе анализа. Менегетти исследовал эффект, производимый фильмом на разных людей, мужчин и женщин, разного возраста и специальностей, делал он это в дискуссионных группах, содержательно анализируя высказывания участников после просмотра. Также он разработал концепцию «Сверх-Я» для кинематографа США, анализируя его формирующую роль в качестве идеологического оружия, способного влиять на политические и экономические события в обществе. Идеи Менегетти получили широкий отклик в психотерапевтической практике как в США и Европе, так и в нашей стране.
Слайд 6Цели кинотерапии:
1. Эмоциональное переживание (отреагирование) и проживание участниками актуальных на данный
момент жизни ситуаций и проблем.
2. Осознание и переосмысление себя и своих целей, действий, чувств, потребностей, психологических проблем.
3. Развитие способности самонаблюдений и умения быть честными перед самими собой в своих чувствах и поступках, чтобы управлять своей жизнью в позиции объективного наблюдения ситуации.
4. Развитие способности к самораскрытию, искренности в выражении чувств и нахождению в контакте с чувствами и смыслами других людей, способности к сопереживанию.
5. Духовный рост.
6. Формирование позитивного мышления и способности видеть многомерность и многозначность своих мотивов и мотивов значимых для них людей.
Слайд 7Как проходит кинотерапия?
Первый этап кинотерапии - подготовительный.
1. В зависимости от поставленных задач и
вопросов выбирается фильм, отражающий жизнь человека и побуждающий к развитию и переосмыслению своей жизни. Зрителя волнуют фильмы, которые эмоционально созвучны внутреннему запросу. Как правило, фильм популярный и всем известный.
Психолог обязательно заранее просматривает фильм и анализирует его, чтобы избежать непредвиденных реакций. Фильм должен являться высокохудожественным произведением, должен иметь строгую и чёткую тематическую линию. Выбирать лучше такой фильм, который по времени не превышает 120 минут.
Следующий этап - просмотр фильма.
2. Просмотр фильма, во время которого внимание участников обращается на:
Образы и стили поведения героев фильма, которые им неприемлемы
Позитивность или негативность динамики фильма и музыки
Эмоциональные и физиологические переживания
Стереотипы, которые разыгрываются героями и т.д.
Промежуток между просмотром и обсуждением не должен превышать 20 минут.
Слайд 8
Заключительный этап кинотерапии - обсуждение фильма.
3. Спонтанное обсуждение после просмотра. Участники в кругу
высказывают мысли и чувства, вызванные затронувшими эпизодами фильма.
Высказываются все желающие, сообщая о том, что запомнилось из фильма, что вызвало наибольшее впечатление. Особое внимание при обсуждении фильма уделяется главным героям, анализируются чувства, мысли, реакции, которые вызвали у участников тренинга те, или иные персонажи. В процессе просмотра фильма человек сливается с одним из героев, если ему близко настроение персонажа, или ситуация, которая обыгрывается в фильме. Иногда анализ поведения и мотивов поступков персонажей помогают клиенту выразить те мысли, которые трудно было передать словами. Затем психолог обобщает то, что высказали участники группы, без обращения к личностям, дает перечень чувств и проблем, которые вскрыл фильм. После анализирует мысли, идеи, которые возникли во время просмотра и обсуждения.
4. Участники имеют возможность принять решение в дальнейших действиях, ведущих к удовлетворению своих задач и потребностей.
Слайд 9
Не существует какого-то универсального психотерапевтического фильма, который бы лечил все проблемы.
Однако при определенных проблемах бывает полезен просмотр определенных фильмов.
Кинотерапия обычно бывает эффективна в комплексе с другими методами психотерапевтической работы.
При самостоятельном просмотре таких фильмов эффект, вероятно, тоже будет, но не столько психотерапевтический, сколько эстетический — от удовольствия от просмотра хорошего фильма на важную для вас тему.
Главное и принципиальное требование к просмотру фильма: фильм надо смотреть целиком, без прерываний. То есть сесть (или лечь) и посмотреть, от начала и до конца. Это пренепременное условие терапевтического эффекта. Второе. Фильм надо смотреть по возможности на «большом» экране (гаджеты не подходят).
Слайд 10Каковы «попутные эффекты» кинотерапии?
Возвращение «целостности» сознания (в противовес его раздробленности, характерного
для «клиповой» культуры). Это очень хорошая «профилактика» от манипуляций, защита критичности, адекватности ума, «здравого смысла» в хорошем смысле этого слова. Подробно эффект целостного просмотра «хорошего» кино рассмотрен Сергеем Кара Мурзой в книге «Манипуляция сознанием» (это лучшая и основная монография на русском языке, посвященная защите от манипуляции сознанием), там же приведены исследования на эту тему. Суть примерно следующая: когда сознание способно удержать (и пережить) целостную историю фильма (с его завязкой-кульминацией-пробуксовкой-развязкой и темпом, не всегда быстрым, как в блокбастерах), оно становится более целостным и ясным в удержании и построении моделей, описывающих собственную жизнь и окружающую действительность.
Вторым очень приятным эффектом кинотерапии является развитие общего культурного уровня (и словарного запаса, и эрудиции).
Третьим попутным эффектом кинотерапии является значительная устойчивость психики к «взлетам и падениям» в житейских ситуациях.
Слайд 11Типичные проблемы, с которыми клиенты приходят на кинотерапию
1. Сопровождение исцеления от
соматических заболеваний. В случае физической болезни кинотерапия используется как вспомогательный метод вместе с основным лечением. Все основные традиции работы с человеком признают связь между телом и психикой.
2. Ситуации на работе. Кинотерапия используется, чтобы помочь при смене места работы (поиске новой работы, увольнении). Это также вспомогательный метод в данном случае. Он не заменяет конкретных действий: подготовки резюме, их рассылки, прохождению собеседований при приеме на работу. Он сопровождает эти действия, помогая сохранить уверенность, адекватность в принятии решений, спокойствие или другое, что требуется (детали зависят от ситуации), что увеличивает шансы благоприятного исхода.
3. Сопровождение беременности
4. Уход за детьми, болезни маленьких детей.
5. Семейная психотерапия. Кинотерапия применима для широкого класса семейных ситуаций. Начиная от создания семьи и сопровождения поиска адекватного партнера, заканчивая алкоголизмом и наркоманией члена семьи. В последних случаях работа становится опосредованной, если обращение вызвано не своей ситуацией, а ситуацией члена семьи (например, взрывной агрессивный ил пьющий ребенок разрушил семейную атмосферу, родители опасаются за свою и его безопасность, сохранность своей квартиры и имущества и т.д.).
Слайд 12Берни Вудер
Лондонский психотерапевт Берни Вудер работает по методике кинотерапии уже более
10 лет .
Однако только теперь терапевтический метод Вудера, некогда отвергаемый как ересь, проникает в мейнстрим психологического консультирования. Не так давно Королевский колледж психиатрии назвал его методику "хорошим подспорьем" в психологическом консультировании.
Вудер рекомендует, если у человека проблемы с мотивацией, методика Вудера советует "микстуру из "Роки" и "Лоуренса Аравийского". От утомления жизнью доктор советует "принять порцию" "Дон Жуана де Марко" перед сном.
Однажды во время сеанса психотерапии Вудеру пришел на ум фильм, в котором были отображены те запутанные эмоции, которые никак не могла сформулировать его клиентка. Женщина пережила предательство партнера. Пока она говорила, доктор понял, что вспоминает сцену из фильма "В порту". Так доктор задумался о терапии при помощи кино.
Среди пациентов Вудера были: неуверенный в своем будущем бизнесмен, который поднялся до должности председателя совета директоров после того, как каждый вечер смотрел фильм "Роки"; клиентка, которая молится на фильм "На исходе дня", потому что он помог ей отчетливо увидеть, какой станет ее жизнь, если ничего не изменить; священник, который отправился в поход с рюкзаком за плечами после того, как фильм "Пролетая над гнездом кукушки" показал ему его собственный страх попасть в тиски системы.
Слайд 13Проблемы и их решение по доктору Вудеру
1. Недостаток силы воли
Рекомендуемые фильмы:
"Железная воля", "Роки", "Лоуренс Аравийский"
Как говорит врач, фильм "Железная воля" основан на реальной истории и повествует о твердой решимости. Триумф этого мальчика не может не побудить к действиям. Таким же характеристикам отвечают "Роки" и "Лоуренс Аравийский".
2. Горе, потеря близкого человека, разбитое сердце
Рекомендуемые фильмы: "Верно, безумно, глубоко", "Привидение", "Большие надежды"
Фильмы "Верно, безумно, глубоко" и "Привидение" рассказывают о чувствах человека, который остается жить. В фильме"Большие надежды" в образе мисс Хэвишем показано, что бывает, если с горем не справиться.
3. Долги
Рекомендуемые фильмы: "Прорва" (The Money Pit)
Доктор рекомендует посмеяться над этим фильмом, чтобы увидеть смешные стороны вашей ситуации. После этого вы найдете в себе больше сил, чтобы выйти из нее, обещает психотерапевт.
4. Неуверенность
Рекомендуемые фильмы: "Ширли Валентайн", "Свадьба Мюриель".
Как говорит Вудер, в первом фильме есть дивный момент, когда Ширли стесняется своих послеродовых растяжек, а ее греческий любовник Костас целует каждую из них и говорит, что это они делают ее настоящей женщиной..
5. Скука
Рекомендуемые фильмы: "Воспитание Риты"
Посмотрев этот фильм, одна из клиенток даже подала заявление об уходе с опостылевшей работы. Он помогает расширить горизонты.
6. Кризис в отношениях
Рекомендуемые фильмы: "Перед рассветом", "Перед закатом«
7. Внебрачная связь
Рекомендуемые фильмы: "Мосты округа Мэдисон"
Человеку, обдумывающему, покинуть ли ему семью или бросить любовницу/любовника, поможет этот фильм, где поднимаются все эти вопросы любви и верности.
Слайд 14
"Власть луны" / "Очарованные луной" 1987 год. режиссер Норман Джуисон
Психологические темы. Фильм
про совпадение в любви, о любви в разном возрасте.
"Подальше от тебя" ( "In her shoes") 2005г.
Отношения разных поколений женщин в семье - сестры, мама, бабушка. Фильм искренний и смешной, несмотря на драматичность некоторых поворотов. Фильм о том, как трудно бывает любить того, кто ближе и роднее всего тебе. Соперничество и любовь сестер, отношения и диалог с бабушкой, болезнь матери, новая семья отца, мачеха. О том, как удержать связь внутри семьи и понимание. О том, как радостно обрести снова себя, свою утраченную семейную историю и найти свою историю любви.
"Шепот сердца" 1995 г.
Х. Миядзаки
Психологические темы. Взросление, переходный возраст, первая любовь, подростковый кризис, отношения с родителями, поиск себя и поиск человека, в котором будешь отражаться.
"Курьер" (1986г. режиссер К.Шахназаров)
Психологические темы. Возрастные кризисы - юношеский кризис главного героя, становление личности, отделение от родительской семьи, первая любовь, кризис среднего возраста и развод родителей.
Слайд 15
"Вундеркинды" (Wonderboys) 2000г.
Психологические темы. Творческий кризис, поиск любви, секреты вдохновения,
интуиция, дружба, нестандартные решения, провокация как стиль общения, отношения учителя и ученика.
"Ходячий замок" , аниме, 2004г. режиссер Х.Миядзаки
Психологические темы. Путешествие в дальние страны становится путешествием к себе. Потеря привычной опоры в жизни, отделение от родительской семьи - часто именно это дорога ведет к настоящему пониманию себя в подростковом и юношеском возрасте. Взросление, подростковый кризис, отношения со старшими, приобретение нового жизненного опыта.
" Психоаналитик" ("Shrink") 2009г. режиссер Д.Пейт
Психологические темы. Потеря близкого человека, суицид в семье, депрессия и горе, сопереживание и эмпатия к другому, исцеление через горе, экзистенциальные вопросы жизни и смерти.
"Сломанные цветы" (Broken flowers) 2005г., режиссер Джим Джармуш
Психологические темы. Как мужчина становится отцом? Отцы и дети. Психология мужчины и психология отцовства. Кризис среднего возраста, время подводить итоги.
"Мужья и жены" 1992г.
режиссер Вуди Аллен Остроумная трагикомедия о двух супружеских парах. Психологические темы. Семейные и возрастные кризисы, поиск себя, развод и воссоединение, попытка найти новые отношения.
Слайд 16Рекомендуемая литература и ссылки по кинотерапии
Международная консалтинговая корпорация. Кинотерапия. http://iorana.ru/kinoterapiya_1
Менегетти А.
Кино, театр, бессознательное. Том 1, том 2. 2004.
Павлова Е.Н. Кинотерапия. Описание метода. Журнал практического психолога .
Корбут К.П. Психоанализ о кино и кино о психоанализе // Журнал практической психологии и психоанализа. 2005. № 2.
Эдигер В. Кинотерапия.
Баканова А.А. Кинотерапия //Кораблина Е.П., Акиндинова И.А., Баканова А.А., Родина А.М. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов. – СПб., 2001. – с. 118-131.
Ахмедзянова А.Э. Актуализация эмпатии личности средствами кинотренинга : на примере студентов гуманитарного профиля
Данина М.М. Кинотерапия как средство развития саногенного мышления.
Андреева О.С. Кинотерапия как способ формирования этнической толерантности у студентов.