История отечественной социальной психологии. (Тема 3) презентация

Содержание

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ План: Социально-психологические идеи в дореволюционной российской социальной мысли Развитие социальной психологии в России в первой половине XX столетия Развитие отечественной социальной психологии во второй половине XX

Слайд 1Тема 3.
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
СОЦИАЛЬНОЙ
ПСИХОЛОГИИ


Слайд 2ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
План:
Социально-психологические идеи в дореволюционной российской социальной мысли
Развитие социальной

психологии в России в первой половине XX столетия
Развитие отечественной социальной психологии во второй половине XX столетия


Слайд 31. Социально-психологические идеи в дореволюционной российской социальной мысли
Две традиции развития социально-психологических

идей в дореволюционной России:
социологическая
психологическая



Слайд 4Представители социологической традиции:
социолог М. М. Ковалевский
правовед Л. И. Петражицкий
социолог Н. К.

Михайловский

Представитель психологической традиции - В. М. Бехтерев

Слайд 5Социологическая традиция развития социально-психологического знания в России
Максим Максимович Ковалевский (1851 –

1916) - первый русский социолог.

В работе «Социология», изданной в 1910 году в Санкт-Петербурге, впервые упоминается термин «коллективная (социальная) психология».
Предмет социальной психологии – психология масс.

Слайд 6Социологическая традиция развития социально-психологического знания в России
Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931), русский

правовед, социолог, философ.
Л.И. Петражицкий – основатель направления, которое он назвал «эмоциональная психология».
Психология должна стать основой всех общественных наук

Слайд 7Л.И. Петражицкий
Теория «эмоциональной психологии»
Общественная жизнь и юридические отношения определяются разнообразными типами

эмоций.
Эмоции имеют:
физиологическую и социальную природу
(особенности индивидуальной и массовой психологии).
К социальным эмоциям относятся «этические эмоции», которые и определяют правовое поведение человека.

Слайд 8Социологическая традиция развития социально-психологического знания в России
Николай Константинович Михайловский (1842-1904) –

выдающийся публицист, социолог, идеолог народничества.

Социально-психологическому фактору принадлежит решающая роль в ходе исторического процесса.
Действующие силы социального развития – это герои-предводители и толпа.
Известная работа «Герой и толпа» (1882)

Слайд 9Психологическая традиция развития социально-психологического знания в России
Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) -

выдающийся русский медик-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик.

В 1907 основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт, ныне носящий имя Бехтерева.

Слайд 10В. М. Бехтерев
«Внушение в общественной жизни» (1898) - первая отечественная

публикация по социальной психологии

В. М. Бехтеревым разработана концепция «коллективная рефлексология»
«Коллективная рефлексология» (1921) – первый в России учебник по социальной психологии

Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология: Избранные работы по социальной психологии. М., 1994.

Слайд 11В. М. Бехтерев
Предмет общественной психологии:
изучение изменения психических явлений в группах по

сравнению с индивидуальными проявлениями
массовидные психические явления (дух эпохи, национальные психические особенности, явления, возникающие в толпе, в аудиториях, на различных зрелищных мероприятиях).

Слайд 12 В дореволюционной России социально-психологическая мысль развивалась не в недрах психологии, а

в рамках широкого спектра общественных дисциплин

Слайд 132. Развитие социальной психологии в России в первой половине XX столетия


Социальная психология искала свой путь развития в процессе освоения марксистских идей и применения их к пониманию сути социально-психологических явлений.

В этом периоде выделяются два этапа развития социально-психологического знания:
дискуссия о предмете социальной психологии в 20-е годы XX столетия
перерыв в развитии социальной психологии
(30-е годы – конец 50-х годов XX века)


Слайд 14Дискуссия о предмете социальной психологии в 20-е годы XX столетия
Дискуссия о

предмете социальной психологии разворачивалась на фоне борьбы между идеалистической и материалистической психологией

Материалистическая ориентация в психологии была представлена трудами И. М. Сеченова,
В. М. Бехтерева, А. Ф. Лазурского
Идеалистическая ориентация в психологии была представлена трудами Г. И. Челпанова

Слайд 15Г. И. Челпанов
Георгий Иванович Челпанов (1862 – 1936)
русский философ и психолог,

создатель первого в России института экспериментальной психологии при Московском университете (1914 г.)

Слайд 16Г. И. Челпанов
Г.И. Челпанов считал, что психология должна быть разделена две

части:
социальная психология (может разрабатываться на основе марксизма)
собственно психология (экспериментальная наука, независимая от философии)

Слайд 17С возражениями Г.И. Челпанову выступили следующие ученые:
В. А. Артемов
К. Н. Корнилов
П.

П. Блонский
В. М. Бехтерев


Слайд 18В. А. Артемов
В. А. Артемов считал, что вся психология должна

быть марксистской,
но она будет разделена на две психологии:
психологию индивида
психологию коллектива


Слайд 19 К. Н. Корнилов – основатель реактологического подхода в психологии, яркий выразитель

идеи построения психологии на основе диалектического материализма

К.Н. Корнилов использовал идеи реактологического подхода для понимания предмета социальной психологии

Социальная психология – наука, которая изучает коллективные реакции


Слайд 20П. П. Блонский - отечественный педолог, психолог и педагог, специалист в

области педологии, возрастной психологии и социального воспитания.

П. П. Блонский представитель биологизаторского направления в психологии, делал акцент на биологических основах поведения


Слайд 21В. М. Бехтерев
Коллектив понимался как собирательная личность
Предмет социальной психологии –

деятельность участников собраний (сообществ)
Признаки коллектива:
общность задач и интересов
единство действий

Социально-психологические явления:
взаимодействие
взаимоотношение
общение

Слайд 22 В 20-е годы XX столетия предмет социальной психологии не был четко

определен.

В теоретическом плане на основе марксизма было обосновано, что все психические явления от ощущений до характера являются социальными.

У многих ведущих психологов и философов к середине 30-х годов сложилось убеждение, что особая социальная психология не нужна, и ее проблемы могут быть решены на базе общей психологии.


Слайд 23Перерыв в развитии социальной психологии (с середины 30-х до конца 50-х

годов XX века)

Причины перерыва:
Теоретическое обоснование ненужности социальной психологии.
Практическая невостребованность результатов исследований. Изучение мнений, настроений людей, психологической атмосферы в обществе были не нужны и даже крайне опасны.
Идеологическое давление на науку, которое нашло свое отражение в Постановлении ЦК ВКП/б/ 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Это постановление закрыло не только педологию, но «ударило» по психотехнике и социальной психологии.


Слайд 24 Перерыв в развитии социальной психологии имел место в самостоятельном существовании дисциплины
Социально

- психологические исследования проводились:
в общей психологии
(работы Л. С. Выготского)
в педагогике
(работы А. С. Макаренко)
в психотехнике
(работы Шпильрейна, Геллерштейна)


Слайд 25
Отдельные социально-психологические исследования в разных отраслях науки и практики (педагогической, военной,

медицинской, производственной)
в 40-50-х годах сохраняли определенную преемственность в истории российской социальной психологии.

Слайд 263. Развитие отечественной социальной психологии во второй половине XX столетия
В конце

50-х годов начался завершающий этап становления социальной психологии.
В этом периоде выделяются два этапа развития социально-психологического знания:
дискуссия о предмете социальной психологии в 60-е годы XX столетия;
развитие социальной психологии в последние десятилетия XX века.


Слайд 27Дискуссия о предмете социальной психологии в 60-е годы XX столетия
В конце

50-х годов начался период возрождения социальной психологии в нашей стране.

Дискуссия о предмете социальной психологии началась публикацией статьи А. Г. Ковалева «О социальной психологии» в Вестнике ЛГУ (1959)

Затем дискуссия продолжалась в журналах «Вопросы психологии» и «Вопросы философии», на II съезде психологов СССР, который проходил в Ленинграде в 1963 году.

Слайд 28На II съезде психологов СССР обсуждались два вопроса:
1. Понимание предмета социальной

психологии
2. Соотношение социальной психологии с психологией и социологией

Слайд 29По вопросу о предмете социальной психологии сложилось три подхода:
1. Социальная психология

– наука о массовидных явлениях психики.
2. Социальная психология – наука, изучающая личность.
3. Социальная психология – наука, изучающая массовые психические процессы и положение личности в группе.

Слайд 30Предмет социальной психологии
Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные

включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп
(Г.М.Андреева)

Слайд 31 Социология
По

вопросу о соотношении социальной психологии с психологией и социологией сформировались четыре точки зрения.

Первые две точка зрения, отражающие интрадисциплинарный подход
Социальная психология часть психологии



Социальная психология часть социологии





Психология

Соц. психология

Соц. психология


Слайд 32Две другие точки зрения по вопросу о соотношении социальной психологии с

психологией и социологией отражают интердисциплинарный подход

3. Социальная психология – это наука, которая отторгает определенную часть психологии и определенную часть социологии



4. Социальная психология – это наука, которая захватывает области знания, не принадлежащие ни к социологии, ни к психологии

Социология Психология

Социология Психология

Соц. психология

Соц. психология


Слайд 33 В результате дискуссии о предмете социальной психологии в 60-е годы XX

столетия предмет социальной психологии был определен, и социальная психология стала развиваться как самостоятельная дисциплина.

Развитие социальной психологии в основном осуществлялось в составе психологической науки


Слайд 34Развитие социальной психологии в последние десятилетия XX века
70-е – 80-е годы

XX века – период бурного развития социальной психологии в нашей стране

Развитие осуществлялось по двум направлениям:
Фундаментальные исследования
Прикладные исследования

Слайд 35Первые учебники по социальной психологии были подготовлены следующими социальными психологами:
Б. Д.

Парыгин «Социальная психология как наука» (1965)
Е. С. Кузьмин «Основы социальной психологии» (1967)
А. Г. Ковалев «Курс лекций по социальной психологии" (1972)
Г. М. Андреева «Социальная психология» (1980)

Слайд 36Основные отечественные социально-психологические концепции:
Стратометрическая концепция
А. В. Петровского
Параметрическая концепция
Л. И.

Уманского
Диспозиционная концепция регуляции социального поведения
В. А. Ядова

Слайд 37В 70-х годах завершилось организационное становление социальной психологии. Произошла институционализация ее

как самостоятельной науки.

В 1962 г. организована первая в стране лаборатория социальной психологии в ЛГУ;
в 1968 г. открыта кафедра социальной психологии в ЛГУ;
в 1972 г. открыта кафедра социальной психологии в МГУ.


Слайд 38Фундаментальные научные разработки позволили социальным психологам активно развернуть фронт прикладных социально-психологических

исследований в области:

социального планирования
управления
семейных отношений
этнических отношений
гендерных отношений
средств массовой информации и рекламы
спорта


Слайд 39
Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика