Исторические типы философии. Античная философия презентация

Содержание

Причины возникновения античной философии, ее периодизация. Ранняя древнегреческая философия. Классическая древнегреческая философия. План лекции Рафаэль «Афинская школа»  Пантеон. Афинский Акрополь

Слайд 1Лысак Ирина Витальевна
доктор философских наук,
профессор
http://irinalysak.ru/
Исторические типы философии Античная

философия

Слайд 2Причины возникновения античной философии, ее периодизация.
Ранняя древнегреческая философия.
Классическая древнегреческая философия.
План лекции
Рафаэль

«Афинская школа»



 Пантеон. Афинский Акрополь


Слайд 3благоприятные социально-экономические условия;
развитие ремесел и торговли;
«встреча разных культур»;
«совмещение профессий»;
рабский труд;
политическая свобода;
активная

политическая и гражданская жизнь в полисах (городах государствах ).

Причины возникновения античной философии


Анти́чность (лат. antiquus – древний) – «греко-римская древность», период с VIII в. до н. э. до IV–V вв., включающий в себя историю Древней Греции, Древнего Рима, а затем и всего Средиземноморья, объединенного под властью Римской империи. В эту эпоху создается единая культура, называемая античной, основой которой стали греческий язык на Востоке и латинский на Западе.
Античная философия – совокупность философских учений, созданных в период античности.
Возникла в Древней Греции как переосмысление мифа (мифогенная теория) и как попытка открыть первоосновы мира (космоса).

От мифа – к логосу (λόγος – «разумное слово»)

Рациональное осмысление мира

© Ирина Лысак

Афинский Акрополь


Слайд 4
I. Протофилософия (VII в. до н.э.).
Происходит формирование знания, отличного от мифологического, но

еще тесно связанного с простым житейским опытом, искусством, поэзией.
Гомер, Гесиод, Софокл, Солон.
 
II. Ранняя древнегреческая философия (VI–нач. V в. до н.э.).
Возникает философия в собственном смысле слова, формируются важнейшие философские проблемы.
Основным интересом для философского осмысления является природа и ее совершеннее произведение – космос.
Философы милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Гераклит, Пифагора Парменид.
 
III. Классический период древнегреческой философии (V–IV вв. до н.э.).
Созданы развернутые философские системы, определившие направления философского поиска европейской мысли на многие столетия вперед.
Происходит постепенный перенос основного интереса с природы на человека и его проблемы.
Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель.

Периодизация античной философии

© Ирина Лысак


Слайд 5IV. Эллинистическая философия (III в. до н.э. – I в. н.э.)
 Термин «эллинизм» был

впервые употреблен немецким историком Иоганном Дройзеном в работе «История эллинизма», переведенной на русский язык в 1890-1893 гг. Эллинизм охватывает период с 338 г. до н. э. (военная победа Македонии над Грецией) до 30 г. до н. э. (завоевание римлянами Египта). Иногда начало этой эпохи относят также к 323 г. до н.э. – году смерти Александра Македонского.
Происходит распространение греческой образованности и греческой мысли на весь завоеванный Александром Македонским мир.
Повышенный интерес к проблемам человека.

Эпикуреи́зм – философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Эпикур основывает свою школу в 307 г. до н. э. в Афинах, она находилась в саду философа, по этой причине получила название «Сад», а последователи Эпикура стали именоваться «философами из садов». Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип – удовольствие.
Стоицизм – философская школа, получившая свое название от афинского портика Стоа Пойкиле (греч. στοά ποικίλη – расписной портик), где она помещалась. Стоическая философия включает в себя логику, физику и этику. Этика является наиболее значимой и исторически востребованной частью учения, обоснованию которой служат остальные части. Согласно стоикам, конечная цель человеческого существа заключается в жизни согласно разумной природе, тождественной счастью и добродетели.
Скептицизм (греч σκεπτικός – рассматривающий, исследующий) – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надежности истины.

V. Философия Римской империи (I–V вв. н.э.).
Происходит сближение философских школ, для многих философов характерным становится эклектизм.
Продолжают развиваться эпикуреизм, стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) и скептицизм.
В III веке формируется неоплатонизм (Плотин, Порфирий, Ямвлих), в рамках которого было разработано идеалистическое учение о едином, душе, природе.

Периодизация античной философии

© Ирина Лысак


Слайд 6© Ирина Лысак


Слайд 7Натурфилософия (лат. natura – природа) – философия природы, умозрительное истолкование природы,

рассматриваемой в ее целостности.

Ранняя древнегреческая философия

© Ирина Лысак


Космологизм – стремление понять сущность природы, космоса и мира в целом.
Принцип детерминизма – взаимосвязь и причинная обусловленность явлений и процессов.
Принцип циклизма – идея вечного круговорота, вечного возвращения.
Интеллектуализм – представление, согласно которому действительность может быть полностью познана интеллектом, разумом.

Особенности ранней древнегреческой философии


Слайд 8Ранняя древнегреческая философия МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА Проблема единого первоначала

Милет
© Ирина Лысак


Слайд 9МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА Проблема единого первоначала
Фале́с  ок. 640/625 – ок. 547/545 до н.э.
Анаксима́ндр
ок.

610 – после 546 до н.э.

Анаксиме́н
ок. 585 – ок. 525 до н.э.

© Ирина Лысак

Миле́тская школа – философская школа, основанная Фалесом в  Миле́те (греч. Μίλητος), греческой колонии в Малой Азии.

«Взаимопревращения веществ свидетельствуют, что за видимым многообразием воспринимаемого мира скрывается единое первоначало».


Слайд 10МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА Проблема единого (архе)
© Ирина Лысак
Архé (греч. αρχή, лат. principium) –

термин древнегреческой философии, означающий начало (принцип) как:
отправной момент (исходную точку) чего-либо (в пространственном и временном смыслах);
начало как зачин или причину чего-либо;
начало как начальство (власть);
в специфически философском употреблении – онтологическое начало (первоначало) или начало познания (гносеологический принцип).

Аристотель «Метафизика»: «Большинство первых философов считало началом <...> то, из чего состоят все вещи, из чего как первого они возникают и во что как в последнее они, погибая, превращаются, причём сущность хотя и остаётся, но изменяется в своих проявлениях, – это они считают элементом и началом вещей. И потому они полагают, что ничто не возникает и не исчезает; <...> ибо должно быть некоторое естество – или одно, или больше одного, откуда возникает всё остальное, в то время как само это естество сохраняется».





Аристо́тель
384–322 гг. до н. э.


Слайд 11Фалес Милетский – один из «семи мудрецов» Греции, «отец» западной философии.

Фалес:

вода как первоначало

Фале́с  ок. 640/625 – ок. 547/545 до н.э.

Аристотель приводит 4 тезиса, которые могут восходить к устному учению Фалеса:
все произошло из воды (вода – архе, или материальная причина сущего);
земля плавает по воде подобно дереву;
«все полно богов», или «душа-псюхе размешана во Вселенной»;
магнит «имеет душу», так как «движет железо» (пример одушевленности неодушевленного).

Аристо́тель
384–322 гг. до н. э.,

Аристотель «Метафизика»: «Относительно количества и вида такого начала не все учили одинаково.
Фалес – основатель такого рода философии – утверждал, что начало – вода (потому он и заявлял, что земля находится на воде); к этому предположению он, быть может, пришел, видя, что пища всех существ влажная и что само тепло возникает из влаги и ею живет (а то, из чего все возникает – это и есть начало всего). Таким образом, он именно поэтому пришел к своему предположению, равно как потому, что семена всего по природе влажны, а начало природы влажного – вода».

© Ирина Лысак


Слайд 12МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА Проблема единого первоначала

© Ирина Лысак


Слайд 13Анаксимандр: áпейрон как первоначало
Анаксима́ндр
ок. 610 – после 546 до н.э.
Áпейрон (греч.

άπειρον; от α – отрицательная приставка, и πέρας – конец, предел) – термин древнегреческой философии, обозначающий бесконечное (беспредельное) и/или неопределённое.

Диоге́н Лаэ́ртский (кон. II – нач. III вв. н.э.) позднеантичный историк философии
«О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»:
«Анаксимандр Милетский... учил, что первоначалом и основой является беспредельное, и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное. Он учил, что части изменяются, целое же остается неизменным».

© Ирина Лысак


Слайд 14Анаксимен: воздух как первоначало
Анаксиме́н
ок. 585 – ок. 525 до н.э.
Ипполит «Опровержение

всех ересей»:
Анаксимен... полагал, что начало – бесконечный воздух, из которого рождается то, что есть, что было и что будет <...> Сгущаясь и разрежаясь, [воздух] приобретает видимые различия. Так, растекшись до более разреженного состояния, он становится огнем; в среднем состоянии возвращается к [природе] воздуха; по мере сгущения из воздуха путем «валяния» образуется облако, сгустившись еще больше, [он становится] водой, еще больше – землей, а достигнув предельной плотности – камнями.

© Ирина Лысак

Ипполит Римский
ок. 170 – ок. 236
богослов-ересеолог


Слайд 15Пифагор: число как первоначало
Пифагор на фреске Рафаэля
«Афинская школа» (1509)
© Ирина Лысак
Число

– начало бытия, последний структурный элемент всего сущего.
«Число владеет вещами».
Почему число?
В основе всего существующего лежит гармония, а гармония выражается числовым соотношением.
Нет никакой вещи и никакого явления, которые нельзя было бы выразить через число.
«Число» – это числовая упорядоченность, гармоничность мироздания.

Пифагор Самосский (570–490 до н.э.)  – древнегреческий философ, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.
Пифагор не оставил сочинений.
Основными источниками по жизни и учению Пифагора являются сочинения философа-неоплатоника Ямвлиха (242–306) «О Пифагоровой жизни»; Порфирия (234–305) «Жизнь Пифагора»; Диогена Лаэртского (200–250) кн.8 «Пифагор».


Слайд 16Пифагор: число как первоначало
Порфирий «Жизнь Пифагора»:
«Что же касается учения о

числах, то им он занимался вот для чего. <…> Первообразы и первоначала, говорил он, не поддаются ясному изложению на словах, потому что их трудно уразуметь и трудно высказать, оттого и приходится для ясности обучения прибегать к числам».

Диоген Лаэртский:
«Начало всего – единица; единице как причине подлежит как вещество неопределенная двоица; из единицы и неопределенной двоицы исходят числа; из чисел – точки; из точек – линии; из них – плоские фигуры; из плоских – объемные фигуры; из них – чувственно-воспринимаемые тела, в которых четыре основы – огонь, вода, земля и воздух; перемещаясь и превращаясь целиком, они порождают мир – одушевленный, разумный, шаровидный, в середине которого – земля; и земля тоже шаровидна и населена со всех сторон».

Бюст Пифагора
в Капитолийском музее
в Риме

© Ирина Лысак


Слайд 17Пифагор: число как первоначало
Статуя Пифагора
в католическом соборе
г. Шартр, Франция
Ямвлих «О Пифагоровой

жизни»:
«Говорят, что Пифагор первый стал называть себя философом, не только придумав новое слово, но и прекрасно обучая тому, что оно обозначает…
Действительно, он первым придумал название «философия» и сказал, что она есть стремление, как бы любовь к мудрости, а мудрость есть знание истины, заключенной в сущем. Сущее он признавал и говорил, что оно нематериально, вечно и что только оно деятельно, – такими признаками обладают лишь бестелесные вещи...»

© Ирина Лысак


Слайд 18Классическая древнегреческая философия Античный атомизм
Левкипп
предпол. 500–440 до н.э. 
Демокрит
ок. 460 –

ок. 370 до н.э.

© Ирина Лысак

Левкипп – древнегреческий философ, биографических сведений о котором не сохранилось. Считается основателем атомистической философии.
Демокри́т – древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики.
Из многочисленных сочинений Демокрита до нас дошло только около 300 фрагментов. 

Мир состоит из неделимых частиц – «а-то-мос» (др.-греч. ἄτομος – неделимый).
Атомы различаются между собой лишь формой и величиной. Они неделимы, неизменны и бескачественны.
Атомы находятся в постоянном движении и механически воздействуют друг на друга. Когда они сталкиваются и сцепляются, то образуются различные вещи.


Слайд 19Классическая древнегреческая философия Античный атомизм
Демокрит
ок. 460 – ок. 370 до

н.э.

© Ирина Лысак

Основа мира – атомы и пустота.
Атомы – вечные, неделимые, элементарные частицы.
Пустота – пространство, место в котором двигаются атомы.
Двигаясь в пустоте, атомы порождают вихри, являющиеся причинами миров. В этом вихре атомы разделяются по принципу подобия. Отдельные скопления атомов под влиянием движения разогреваются, в результате чего образуются небесные тела.
Все природные процессы подчинены необходимости и закономерны. 


Слайд 20Классическая древнегреческая философия Сократ
Сокра́т из Афин – древнегреческий мыслитель, учение которого знаменует поворот

в философии – от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека.

Сокра́т
ок. 469–399 до н.э.

«Познай самого себя» (Γνώσι σεαυτον)

Надпись на стене храма Аполлона в Дельфах, приписываемая Сократу

Г. Гегель «Лекции по истории философии»:
«Сократ <…> представляет собою не только в высшей степени важную фигуру в истории философии и, может быть, самую интересную в древней философии, а также и всемирно-историческую личность. Ибо главный поворотный пункт духа, обращение его к самому себе, воплотился в нем в форме философской мысли».

Георг Ге́гель
1770–1831 

© Ирина Лысак


Слайд 21Классическая древнегреческая философия Сократ
Сократ излагал свои мысли в устной форме, в разговорах

с разными лицами.
До нас дошли сведения о содержании этих разговоров в сочинениях его учеников, Платона и Ксенофонта.

«Удивление есть начало всякой мудрости».
«Я знаю только то, что ничего не знаю».
«Природа наделила нас двумя ушами, двумя глазами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили»
«Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает. Счастье не меняет нравов: оно их подчеркивает».

© Ирина Лысак

Сократ
Фрагмент картины
Ж.-Л. Давида «Смерть Сократа»

Особенности философии Сократа
Диалогизм – сократический метод – майевтика (др.-греч. μαιευτική – повивальное искусство, родовспоможение) – Сократ считал, что он только помогает «рождению» знания у своих учеников, но сам не является его источником.
Определение понятий путем индукции как способ постижения сущности вещей.
Этический рационализм, выражаемый формулой «добродетель есть знание блага»: невозможно поступать мужественно или благочестиво, не зная, что такое мужество или благочестие. Поступок только тогда имеет моральный смысл, когда человек совершает его осознанно и по внутреннему убеждению.


Слайд 22 Жак-Луи Давид «Смерть Сократа»
© Ирина Лысак
Сократ был приговорен к смертной казни

по официальному обвинению за «введение новых божеств и за развращение молодежи в новом духе».
В процессе над философом приняло участие около 600 судей. За смертную казнь проголосовали 300 человек, против 250. Сократ должен был выпить «государственный яд» – цикуту (Conium maculatum, болиголов пятнистый).  
По некоторым причинам казнь Сократа была отложена на 30 дней. Друзья уговаривали философа бежать, но он отказался.

Слайд 23Классическая древнегреческая философия Платон: обоснование идеализма
Плато́н – древнегреческий философ, ученик Сократа, основатель собственной философской

школы – Академии (занятия проходили в  роще, носившей имя античного героя Академа).
Платон – первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, большинство из которых написано в форме диалогов.

Платон
428/427–348/347 до н.э.

«Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают».
«Круглое невежество – не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже».

© Ирина Лысак

Основные сочинения
«Апология Сократа»
«Менон»
«Федон»
«Пир»
«Государство»
«Парменид»
«Тимей»


Слайд 24Онтология Платона
© Ирина Лысак
Платон – основатель объективного идеализма
Мир вещей
Мир идей
Материализм – философское

учение, утверждающее онтологический приоритет (первичность) материального по отношению к идеальному

Идеализм – философское учение, утверждающее онтологический приоритет (первичность) идеального по отношению к материальному


Слайд 25 Платон: обоснование идеализма
Платон
Деталь фрески Рафаэля
«Афинская школа» в Ватикане
© Ирина Лысак
Эйдос (греч. είδος,

этимологически тождественно рус. «вид») – термин древнегреческой философии, в дофилософском употреблении обозначавший «(внешний) вид», «образ»;
у Платона – трансцендентная (лат. transcendens – перешагивающий, выходящий за пределы) умопостигаемая сущность, существующая отдельно от единичных вещей, но являющаяся их идеальным прообразом (образцом);
единственный объект достоверного (научного) знания;
синоним термина «идея» (греч. ιδέα).

Слайд 26Идея (эйдос) как универсалия Онтологическое обоснование идеализма
© Ирина Лысак


Слайд 27


Эйдос как умопостигаемая сущность Гносеологическое обоснование идеализма
Белый снег можно видеть, тепло воды –

воспринимать посредством осязания,

но белизну как таковую, теплоту как таковую воспринять чувствами нельзя –

идеи белизны и теплоты можно только мыслить

Но откуда и как появляются у нас эти мысли?

Математическое знание, как и любое знание общего, невозможно ни получить из единичных чувственных восприятий, ни обосновать с их помощью

© Ирина Лысак


Слайд 28


Эйдос как умопостигаемая сущность Знание как припоминание
Настоящее (т.е. достоверное) знание есть знание общего (о

единичном можно иметь лишь мнение).

Общее знание нельзя получить из единичных «знаний», поскольку полная индукция невозможна (исключая тривиальные случаи),

© Ирина Лысак

а неполная индукция позволяет делать лишь вероятностные выводы.

Так как чувствами воспринимаются лишь единичные вещи, настоящее знание не может основываться на чувственном восприятии.

Инду́кция (лат. inductio – выведение, наведение) – метод рассуждения от частного к общему.
Полная индукция – метод доказательства, при котором утверждение доказывается для конечного числа частных случаев, исчерпывающих все возможности.


Слайд 29


Эйдос как умопостигаемая сущность Знание как припоминание
Поскольку умопостигаемые сущности (идеи) не даны чувственному восприятию непосредственно
и

не могут быть получены из него опосредованно – путем вывода,

© Ирина Лысак

остается допустить, что мы знаем их до всякого чувственного восприятия,

т.е. еще до рождения.


Слайд 30


Эйдос как умопостигаемая сущность Знание как припоминание и бессмертие души
Но тогда и

носитель этого знания – душа – должна была существовать до рождения нашего тела

и, значит, будет существовать и после его смерти.

© Ирина Лысак

А если какие-то идеи нам неизвестны, то это лишь потому, что они забыты.

С этой точки зрения, всякое познание идей есть не что иное, как припоминание.


Слайд 31Классическая древнегреческая философия Аристотель
Аристотель 384–322 до н.э.
Основные сочинения
«Метафизика»
«О душе»
«Органон»
Категории
Первая аналитика
Вторая аналитика
Топика
«Физика»
«Никомахова этика»
«Политика»
«Поэтика»
Аристотель –

выдающийся древнегреческий философ, родом из города Стагира – греческой колонии во Фракии, недалеко от Афона. Отсюда его прозвище – Стагирит.
Ученик Платона, в течении 20 лет был участником платоновской Академии.
В 343 г. Аристотель был приглашен царем Македонии Филиппом воспитывать его сына – 13-летнего Александра (Македонского).
В 335 г. Аристотель вернулся в Афины и создал там свою школу – Ликей (название произошло от храма Аполлона Ликейского, вблизи которого располагалась школа), или перипатетическую школу.

Перипате́тики (др.-греч. περιπατέω – прогуливаться, прохаживаться)  – ученики и последователи Аристотеля, его философская школа.
Название школы возникло из-за привычки Аристотеля прогуливаться с учениками во время чтения лекций.

© Ирина Лысак


Слайд 32


Онтология Аристотеля Сущее и его виды
Предмет онтологии («первой философии», «метафизики») – сущее (ον).
Разумеется, все

науки изучают сущее – а что же ещё они могли бы изучать?

Но частные науки изучают его в каких-то специальных аспектах (физика, например, как подверженное изменению),

и только онтология изучает сущее как таковое – сущее как сущее.

Аристотель
Деталь фрески Рафаэля
«Афинская школа» в Ватикане

© Ирина Лысак


Слайд 33Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий)
© Ирина Лысак


Слайд 34Онтология Аристотеля Учение о материи и форме (гилеморфизм)




Бронза – материя, цилиндр – форма
Серебро

– материя, цилиндр – форма

Бронза – материя, куб – форма

Серебро – материя, куб – форма

Гилеморфизм (греч. υλη, материя, μορφή, форма) – учение о форме и материи как основных принципах бытия (термин используется с конца XIX века)

© Ирина Лысак


Слайд 35Онтология Аристотеля Учение о материи и форме (гилеморфизм)






































































































































































































Глина – материя, параллелепипед – форма, кирпич

– сущность

Кирпич – материя, дом (вид) – форма, (единичный) дом – сущность

Кирпич (параллелепипед) – форма для глины, но материя для дома

© Ирина Лысак


Слайд 36Онтология Аристотеля Учение о причинности
Аристотель «Метафизика»:
«О причинах говорится в четырех значениях: одной

такой причиной мы считаем сущность, или суть бытия вещи (ведь каждое «почему» сводится в конечном счете к определению вещи, а первое «почему» и есть причина и начало); другой причиной мы считаем материю, или субстрат; третьей – то, откуда начало движения; четвертой – причину, противолежащую последней, а именно “то, ради чего”, или благо (ибо благо есть цель всякого возникновения и движения)».

© Ирина Лысак


Слайд 37
Онтология Аристотеля: четыре причины
Материальная причина – глина
Формальная причина – вид, форма
Действующая причина – горшечник
Целевая причина

– назначение






© Ирина Лысак


Слайд 38Теория познания Аристотеля Концепция истины
Истина – центральная категория гносеологии;
в традиции, восходящей к

Аристотелю, означает соответствие субъективных когнитивных актов: ощущений, представлений, понятий, суждений, умозаключений, теорий и т.п., – объективной действительности.

Аристотель «Метафизика»:
«… Говорить о сущем, что его нет, или о не-сущем, что оно есть, – значит говорить ложное; а говорить, что сущее есть и не-сущее не есть, – значит говорить истинное».

© Ирина Лысак


Слайд 39Логика – наука о формах мышления
Логика (греч. λογική – наука о

мышлении, от λόγος – слово, понятие) – наука о законах, формах и приемах мыслительной познавательной деятельности.
Термин «логика» ввели, по-видимому, стоики. Сам Аристотель свое логическое учение называл «аналитикой».

Законы мышления

Закон тождества

Закон [запрета] противоречия

Закон исключенного третьего

Логические выводы надежны лишь при условии, что все понятия (термины) в пределах рассуждения имеют один и тот же смысл.

Не могут быть одновременно истинными два противоположных высказывания об одном и том же предмете.

Из двух противоположных высказываний об одном и том же предмете одно непременно истинно.




© Ирина Лысак


Слайд 40




Логика Аристотеля: учение о формах мышления
Формы мышления
Понятие
Суждение
Умозаключение
лошадь
животное
лошадь
животное

Луна
спутник

Луна

спутник Земли

все животные

нуждаются в пище
лошади

животные
следовательно, лошади

нуждаются в пище
© Ирина

Лысак

Слайд 41Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и

доп. – М.: Проспект, 2004. – 604 с.
Асмус В.Ф. Античная философия: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1998. – 544 с.
История философии: Запад – Россия – Восток: Учебное пособие для студентов вузов: В 4 кн. / Отв. ред. Н.В. Мотрошилова. – М.: Греко-латинский кабинет. Кн. 1. Философия древности и средневековья. 1996. – 480 с.
Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу: Становление греческой философии – СПб.: Алетейя, 2003. – 316 с.
Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. – М.: Мысль, 1989. – 2004 с.
Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2008. – 480 с.
Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. – 670 с.
Философия: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2008. – 506 с.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 1991. – 512 с.
Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2001. – 704 с.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

© Ирина Лысак


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика