Пантеон. Афинский Акрополь
Причины возникновения античной философии
Анти́чность (лат. antiquus – древний) – «греко-римская древность», период с VIII в. до н. э. до IV–V вв., включающий в себя историю Древней Греции, Древнего Рима, а затем и всего Средиземноморья, объединенного под властью Римской империи. В эту эпоху создается единая культура, называемая античной, основой которой стали греческий язык на Востоке и латинский на Западе.
Античная философия – совокупность философских учений, созданных в период античности.
Возникла в Древней Греции как переосмысление мифа (мифогенная теория) и как попытка открыть первоосновы мира (космоса).
От мифа – к логосу (λόγος – «разумное слово»)
Рациональное осмысление мира
© Ирина Лысак
Афинский Акрополь
Периодизация античной философии
© Ирина Лысак
Периодизация античной философии
© Ирина Лысак
Ранняя древнегреческая философия
© Ирина Лысак
Космологизм – стремление понять сущность природы, космоса и мира в целом.
Принцип детерминизма – взаимосвязь и причинная обусловленность явлений и процессов.
Принцип циклизма – идея вечного круговорота, вечного возвращения.
Интеллектуализм – представление, согласно которому действительность может быть полностью познана интеллектом, разумом.
Особенности ранней древнегреческой философии
Анаксиме́н
ок. 585 – ок. 525 до н.э.
© Ирина Лысак
Миле́тская школа – философская школа, основанная Фалесом в Миле́те (греч. Μίλητος), греческой колонии в Малой Азии.
«Взаимопревращения веществ свидетельствуют, что за видимым многообразием воспринимаемого мира скрывается единое первоначало».
Аристотель «Метафизика»: «Большинство первых философов считало началом <...> то, из чего состоят все вещи, из чего как первого они возникают и во что как в последнее они, погибая, превращаются, причём сущность хотя и остаётся, но изменяется в своих проявлениях, – это они считают элементом и началом вещей. И потому они полагают, что ничто не возникает и не исчезает; <...> ибо должно быть некоторое естество – или одно, или больше одного, откуда возникает всё остальное, в то время как само это естество сохраняется».
Аристо́тель
384–322 гг. до н. э.
Фале́с
ок. 640/625 – ок. 547/545 до н.э.
Аристотель приводит 4 тезиса, которые могут восходить к устному учению Фалеса:
все произошло из воды (вода – архе, или материальная причина сущего);
земля плавает по воде подобно дереву;
«все полно богов», или «душа-псюхе размешана во Вселенной»;
магнит «имеет душу», так как «движет железо» (пример одушевленности неодушевленного).
Аристо́тель
384–322 гг. до н. э.,
Аристотель «Метафизика»: «Относительно количества и вида такого начала не все учили одинаково.
Фалес – основатель такого рода философии – утверждал, что начало – вода (потому он и заявлял, что земля находится на воде); к этому предположению он, быть может, пришел, видя, что пища всех существ влажная и что само тепло возникает из влаги и ею живет (а то, из чего все возникает – это и есть начало всего). Таким образом, он именно поэтому пришел к своему предположению, равно как потому, что семена всего по природе влажны, а начало природы влажного – вода».
© Ирина Лысак
Диоге́н Лаэ́ртский (кон. II – нач. III вв. н.э.) позднеантичный историк философии
«О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»:
«Анаксимандр Милетский... учил, что первоначалом и основой является беспредельное, и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное. Он учил, что части изменяются, целое же остается неизменным».
© Ирина Лысак
© Ирина Лысак
Ипполит Римский
ок. 170 – ок. 236
богослов-ересеолог
Пифагор Самосский (570–490 до н.э.) – древнегреческий философ, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.
Пифагор не оставил сочинений.
Основными источниками по жизни и учению Пифагора являются сочинения философа-неоплатоника Ямвлиха (242–306) «О Пифагоровой жизни»; Порфирия (234–305) «Жизнь Пифагора»; Диогена Лаэртского (200–250) кн.8 «Пифагор».
Диоген Лаэртский:
«Начало всего – единица; единице как причине подлежит как вещество неопределенная двоица; из единицы и неопределенной двоицы исходят числа; из чисел – точки; из точек – линии; из них – плоские фигуры; из плоских – объемные фигуры; из них – чувственно-воспринимаемые тела, в которых четыре основы – огонь, вода, земля и воздух; перемещаясь и превращаясь целиком, они порождают мир – одушевленный, разумный, шаровидный, в середине которого – земля; и земля тоже шаровидна и населена со всех сторон».
Бюст Пифагора
в Капитолийском музее
в Риме
© Ирина Лысак
© Ирина Лысак
© Ирина Лысак
Левкипп – древнегреческий философ, биографических сведений о котором не сохранилось. Считается основателем атомистической философии.
Демокри́т – древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики.
Из многочисленных сочинений Демокрита до нас дошло только около 300 фрагментов.
Мир состоит из неделимых частиц – «а-то-мос» (др.-греч. ἄτομος – неделимый).
Атомы различаются между собой лишь формой и величиной. Они неделимы, неизменны и бескачественны.
Атомы находятся в постоянном движении и механически воздействуют друг на друга. Когда они сталкиваются и сцепляются, то образуются различные вещи.
© Ирина Лысак
Основа мира – атомы и пустота.
Атомы – вечные, неделимые, элементарные частицы.
Пустота – пространство, место в котором двигаются атомы.
Двигаясь в пустоте, атомы порождают вихри, являющиеся причинами миров. В этом вихре атомы разделяются по принципу подобия. Отдельные скопления атомов под влиянием движения разогреваются, в результате чего образуются небесные тела.
Все природные процессы подчинены необходимости и закономерны.
Сокра́т
ок. 469–399 до н.э.
«Познай самого себя»
(Γνώσι σεαυτον)
Надпись на стене
храма Аполлона в Дельфах, приписываемая Сократу
Г. Гегель «Лекции по истории философии»:
«Сократ <…> представляет собою не только в высшей степени важную фигуру в истории философии и, может быть, самую интересную в древней философии, а также и всемирно-историческую личность. Ибо главный поворотный пункт духа, обращение его к самому себе, воплотился в нем в форме философской мысли».
Георг Ге́гель
1770–1831
© Ирина Лысак
«Удивление есть начало всякой мудрости».
«Я знаю только то, что ничего не знаю».
«Природа наделила нас двумя ушами, двумя глазами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили»
«Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает. Счастье не меняет нравов: оно их подчеркивает».
© Ирина Лысак
Сократ
Фрагмент картины
Ж.-Л. Давида «Смерть Сократа»
Особенности философии Сократа
Диалогизм – сократический метод – майевтика (др.-греч. μαιευτική – повивальное искусство, родовспоможение) – Сократ считал, что он только помогает «рождению» знания у своих учеников, но сам не является его источником.
Определение понятий путем индукции как способ постижения сущности вещей.
Этический рационализм, выражаемый формулой «добродетель есть знание блага»: невозможно поступать мужественно или благочестиво, не зная, что такое мужество или благочестие. Поступок только тогда имеет моральный смысл, когда человек совершает его осознанно и по внутреннему убеждению.
Платон
428/427–348/347 до н.э.
«Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают».
«Круглое невежество – не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже».
© Ирина Лысак
Основные сочинения
«Апология Сократа»
«Менон»
«Федон»
«Пир»
«Государство»
«Парменид»
«Тимей»
Идеализм –
философское учение,
утверждающее
онтологический
приоритет
(первичность)
идеального
по отношению к
материальному
но белизну как таковую,
теплоту как таковую
воспринять чувствами нельзя –
идеи белизны и теплоты
можно только мыслить
Но откуда и как
появляются у нас
эти мысли?
Математическое знание, как и любое знание общего, невозможно ни получить из единичных чувственных восприятий, ни обосновать с их помощью
© Ирина Лысак
Общее знание нельзя получить
из единичных «знаний», поскольку
полная индукция невозможна
(исключая тривиальные случаи),
© Ирина Лысак
а неполная индукция
позволяет делать лишь
вероятностные выводы.
Так как чувствами воспринимаются
лишь единичные вещи, настоящее
знание не может основываться
на чувственном восприятии.
Инду́кция (лат. inductio – выведение, наведение) – метод рассуждения от частного к общему.
Полная индукция – метод доказательства, при котором утверждение доказывается для конечного числа частных случаев, исчерпывающих все возможности.
© Ирина Лысак
остается допустить, что
мы знаем их до всякого
чувственного восприятия,
т.е. еще
до рождения.
и, значит,
будет существовать
и после его смерти.
© Ирина Лысак
А если какие-то идеи нам
неизвестны, то это лишь
потому, что они забыты.
С этой точки зрения,
всякое познание идей
есть не что иное, как
припоминание.
Перипате́тики (др.-греч. περιπατέω – прогуливаться, прохаживаться) – ученики и последователи Аристотеля, его философская школа.
Название школы возникло из-за привычки Аристотеля прогуливаться с учениками во время чтения лекций.
© Ирина Лысак
Но частные науки изучают его
в каких-то специальных
аспектах (физика, например,
как подверженное изменению),
и только онтология
изучает сущее как таковое –
сущее как сущее.
Аристотель
Деталь фрески Рафаэля
«Афинская школа» в Ватикане
© Ирина Лысак
Бронза – материя,
куб – форма
Серебро – материя,
куб – форма
Гилеморфизм
(греч. υλη, материя,
μορφή, форма) –
учение
о форме и материи
как основных
принципах бытия
(термин используется
с конца XIX века)
© Ирина Лысак
Кирпич – материя,
дом (вид) – форма,
(единичный) дом – сущность
Кирпич
(параллелепипед) –
форма для глины,
но материя для дома
© Ирина Лысак
© Ирина Лысак
© Ирина Лысак
Аристотель «Метафизика»:
«… Говорить о сущем, что его нет, или о не-сущем, что оно есть, – значит говорить ложное; а говорить, что сущее есть и не-сущее не есть, – значит говорить истинное».
© Ирина Лысак
Законы мышления
Закон
тождества
Закон [запрета]
противоречия
Закон исключенного
третьего
Логические выводы надежны лишь при условии, что все понятия (термины) в пределах рассуждения имеют один и тот же смысл.
Не могут быть одновременно истинными два противоположных высказывания об одном и том же предмете.
Из двух противоположных высказываний об одном и том же предмете одно непременно истинно.
© Ирина Лысак
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
© Ирина Лысак
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть