Искусство вопрошания. Истина и метод. Основы философской герменевтики презентация

ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОЕ ПЕРВЕНСТВО ВОПРОСА Гермене́втика (др.-греч. ἑρμηνευτική — «искусство толкования», от ἑρμηνεύω — «толкую», этимология которого неясна): • искусство толкования, теория интерпретации и понимания текстов, в том числе

Слайд 1Гадамер Х.-Г. (ГХГ) ОБ ИСКУССТВЕ ВОПРОШАНИЯ (Фрагмент из книги «Истина и метод. Основы философской

герменевтики») конспект

ver. 1.0

(Коробков А.А.)


Слайд 2ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОЕ ПЕРВЕНСТВО ВОПРОСА
Гермене́втика (др.-греч. ἑρμηνευτική — «искусство толкования», от

ἑρμηνεύω — «толкую», этимология которого неясна):
• искусство толкования, теория интерпретации и понимания текстов, в том числе текстов классической древности;
• направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов.

Основной вопрос герменевтики: Как возможно понимание?

Понимание как метод гуманитарных наук было противопоставлено объяснению как методу естественных наук.

Различают 3 поля понимания:
в первом поле: «что есть, то и доказано». Это мир фактов, обладающих достоинством непосредственной действительности, в то же время понимание требует постоянной достройки в уме «видимого» мира;
второе поле — это мир доказательных суждений, геометрических теорем и логических задач;
третье поле — это поле не изолированных значений, а их сложных переплетений — текстов.

Образец Платоновой диалектики

Примечание:
такой фон - вставки из Википедии, раскрывающие определения;
Такой шрифт - авторская редактура для связывания слов.



Слайд 3 … При постановке вопроса о логической структуре открытости, характеризующей

герменевтическое сознание, необходимо напомнить о том значении, которое при анализе герменевтической ситуации получило понятие вопроса.
Структура вопроса предполагается всяким опытом. Для того чтобы убедиться в чем-либо на опыте необходима активность вопрошания.
… Логическая форма вопроса и заложенная в ней негативность обретают завершённость в некоей радикальной негативности: в знании незнания. Именно знаменитая Сократова «docta ignorantia» (учёное неведение) раскрывает в высочайшей негативности своих апорий высокое достоинство вопрошания. Если мы хотим понять особенности осуществления герменевтического опыта, нам следует углубиться в сущность вопроса.
К сущности вопроса относится то, что вопрос имеет смысл. Смысл – это направленность (направление, в котором только и может последовать ответ). Вопрос вводит опрашиваемое в определённую перспективу. Появление вопроса как бы вскрывает бытие опрашиваемого. Поэтому логос, раскрывающий это вскрытое бытие, всегда является ответом. Он сам имеет смысл лишь в смысле поставленного вопроса.
К глубочайшим открытиям, которыми мы обязаны сократическим диалогам Платона, относится и то, что вопрос труднее ответа.
Чтобы быть в состоянии спрашивать, следует хотеть знать, то есть знать о своём незнании. Платон указывает на необходимость предварительного вопроса для всякого познания, всякого речения, раскрывающих суть дела. Речение, призванное раскрыть дело, нуждается в том, чтобы вопрос это дело вскрыл.

Слайд 4 Апория (от греч. аporia - затруднение, недоумение, от а

- отрицательная частица и poros - выход) - термин, которым древнегреческие философы обозначали трудноразрешимые или неразрешимые проблемы (чаще всего связанные с противоречиями между данными наблюдения и опыта и попытками их мысленного анализа)

Диале́ктика (др.-греч. διαλεκτική - искусство спорить, вести рассуждение) - метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивноготеоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления. Слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но стремились найти истину путём обмена своими мнениями. Начиная с Гегеля, диалектикa противопоставляется метафизике — такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга.

В истории философии виднейшие мыслители определяли диалектику как:
• учение о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит);
• искусство диалога, понимаемого как постижение истины путем постановки наводящих вопросов и методичных ответов на них (Сократ);
• метод расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон);
• наука, касающаяся общих положений научного исследования, или же, что одно и то же, — общих мест (Аристотель);
• учение о совмещении противоположностей (Николай Кузанский, Джордано Бруно);
• способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (Кант);
• всеобщий метод познания противоречий как внутренних движущих сил развития бытия, духа и истории (Гегель);
• учение и метод, принимаемые за основу познания действительности и её революционного преобразования (марксизм-ленинизм).

Слайд 5 Бытие́ - в самом широком значении - существование.

Понятие бытия — центральное философское понятие. Бытие — предмет изучения онтологии. В более узком (Хайдеггер считает, что вопрос о бытии, который, по его утверждению, является основным философским вопросом, оказался забыт во всей истории западной философии, начиная ещё с Платона. Бытие трактовалось неправильно, так как не имело чисто «человеческого» измерения. Уже у Платона мир идей в своей объективности безразличен к человеку. «Только выяснение сущности человеческого бытия раскрывает сущность бытия») значении, характерном для фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, понятие «бытие» фиксирует аспект существования сущего, в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?».

Ло́гос (от греч. λόγος — «слово», «мысль», «смысл», «понятие», «число») — термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» (высказывание, речь) и «понятие» (суждение, смысл). Гераклит, впервые использовавший его, называл логосом «вечную и всеобщую необходимость», устойчивую закономерность. В последующем значение этого термина неоднократно изменялось, тем не менее, под логосом понимают наиболее глубинную, устойчивую и существенную структуру бытия, наиболее существенные закономерности мира.

Речение - устойчивое сочетание слов, выражение, а также меткое, образное слово

Слайд 6 Способ, которым осуществляется диалектика, есть вопрошание и ответствование, он

заключается в том, что всякое знание проходит через вопрос. Спрашивать - значит выводить в открытое. Открытость спрашиваемого состоит в неустановленности ответа. Спрашиваемое должно пребывать в состоянии неопределённости по отношению к решающему, устанавливающему истину высказыванию.
Смысл спрашивания и заключается в том, чтобы подобным образом раскрыть спрашиваемое в его проблематичности. Оно должно быть приведено в состояние неопределённости, когда «за» и «против» уравновешиваются. Смысл любого вопроса обретает завершённость, лишь проходя через подобную неопределённость, в которой вопрос становится открытым вопросом. Всякий подлинный вопрос требует открытости. Если она отсутствует, то вопрос остаётся в конечном счёте лишь видимостью вопроса, лишённой подлинного смысла (педагогические, риторические вопросы).
Однако открытость вопроса не безгранична. Скорее она включает в себя определённую ограниченность горизонтом вопроса. Вопрос, лишённый этого горизонта, уходит в пустоту. Вопрос становится вопросом лишь тогда, когда расплывчатая неопределённость направления, которое он указывает, превращается в определённое «так или этак», иными словами, вопрос должен быть поставлен. Постановка вопроса предполагает открытость, но вместе с тем и её ограничение.
Постановка вопроса также может быть правильной или ложной, в зависимости от того, проникает ли она в сферу действительно открытого или нет.

Слайд 7 Ложная постановка – такая постановка вопроса, которая не достигает

открытого, но, удерживая ложные предпосылки, лишь закрывает его. Оставаясь тем не менее вопросом, она создаёт видимость открытости и возможности решения. Однако там, где проблематическое не отделено — или неправильно отделено — от действительно неколебимых предпосылок, там оно по-настоящему не раскрывается, и какое-либо решение в этом случае невозможно.
Поскольку вопрос выводит в открытое, постольку он всегда охватывает и то, что высказывается в положительном, и то, что высказывается в отрицательном суждении. На этом основана существенная связь между вопрошанием и знанием. Ведь сущность знания заключается в том, что оно не только выносит правильное суждение, но одновременно с этим и на тех же основаниях исключает неправильное. Решение вопроса есть путь к знанию. Вопрос решается в силу того, что основания в пользу одной возможности преобладают над основаниями в пользу другой; полным знанием это ещё, однако, не является. Лишь после разбора контраргументов, лишь после того, как мы удостоверились в их несостоятельности, — лишь тогда мы действительно знаем само дело.
… Знать всегда означает: одновременно познать противоположное. Знание в основе своей диалектично. Знание может быть лишь у того, у кого есть вопросы, вопросы же всегда схватывают противоположности между «да» и «нет».
Не существует метода, который позволил бы научиться спрашивать, научиться видеть проблематическое. Пример Сократа учит нас, что все дело здесь в знании незнания. Сократова диалектика приводить в замешательство и создаёт тем самым предпосылки для спрашивания. Всякое спрашивание и стремление к знанию предполагают знание незнания — и причём так, что к определённому вопросу приводит определённое незнание.

Слайд 8 Платон … показывает, почему так трудно знать, чего мы

не знаем. В этом повинна власть мнений, которую требуется преодолеть, чтобы прийти к осознанию своего незнания. Именно мнение подавляет спрашивание. Мнению присуща особая тенденция к распространению. Оно всегда хотело бы быть всеобщим мнением, («докса» - от греч. - мнение, решение, принимаемое на собрании «всем миром»). Как же вообще дело может дойти до незнания и спрашивания?
Подлинная сущность прозрения заключается, не в том, что нам приходит в голову решение, подобное решению загадки, а в том, что нам приходит в голову вопрос, выталкивающий нас в сферу открытого и потому создающий возможность ответа. Всякое прозрение имеет структуру вопроса.

Искусство вопрошания есть искусство спрашивания-дальше, то есть искусство мышления. Оно называется диалектикой, потому что является искусством ведения подлинного разговора.
Разговор требует, чтобы собеседники действительно слышали друга друга, поэтому он обладает структурой вопроса и ответа. Первое условие в искусстве ведения беседы заключается в том, чтобы удостовериться, что собеседник следует за вашей мыслью.
Искусством спрашивания обладает тот, кто способен противостоять господствующему мнению, стремящемуся замять вопрос. Тот, кто обладает этим искусством, сам отыскивает все аргументы, говорящие в пользу того или иного мнения. Диалектика и заключается в том, что собеседник не отыскивает слабые стороны того, что говорит другой собеседник, но сам же и раскрывает подлинную силу сказанного другим.
…Кто стремится к познанию, не может довольствоваться простыми мнениями, не может дистанцировать себя от тех мнений, которые поставлены под вопрос

Слайд 9 То, что раскрывается во время беседы в своей истине,

есть логос, который не принадлежит ни одному, ни другому собеседнику и который настолько превышает субъективные мнения собеседников, что тот, кто руководит беседой, все время остаётся в неведении. Диалектика как искусство ведения беседы есть одновременно искусство видеть вместе с собеседником единство данной точки зрения (συνοραν εις εν είδος), то есть искусство образования понятий как вырабатывания мнений, общих для собеседников.

Переписка есть своего рода письменный разговор, который как бы растягивает во времени движение перебивания-друг-друга и договаривания-друг-с-другом. Временная дистанция, отделяющая отправку письма от получения ответа, есть не просто какой-то внешний фактор; она накладывает свой отпечаток на само существо той формы коммуникации, какой является корреспонденция в качестве особенной формы письменности. Ускорение почтовых сообщений привело вовсе не к интенсификации этой формы коммуникации, а, напротив, к упадку самого искусства писать письма.

Слайд 10 Герменевтический феномен включает в себя разговор и структуру вопроса-ответа.

То, что переданный нам текст становится предметом истолкования, означает, что этот текст задаёт интерпретатору вопрос. Поэтому истолкование всегда содержит в себе существенную связь с вопросом, заданным интерпретатору. Понять текст - значит понять этот вопрос. Это происходит путём обретения герменевтического горизонта - горизонт вопроса, в границах которого определяется смысловая направленность текста.

Кто хочет понять текст, должен, спрашивая, обратиться к чему-то лежащему за сказанным.

Мы понимаем смысл текста лишь в том случае, если обретаем горизонт вопроса, который охватывает также и другие возможные ответы.

Р. Дж. Коллингвуд. (развивал идею некоей логики вопроса и ответа, но, к сожалению, так и не дошёл до её систематической разработки) рассуждает так мы можем понять:
- текст лишь в том случае, если мы поняли вопрос, ответом на который он является;
- произведение искусства - лишь в том случае, если мы примем предпосылку о его адекватности;
- историческое событие лишь в том случае, если реконструируем вопрос, ответом на который и были в каждом данном случае исторические действия тех или иных лиц.

Логика вопроса и ответа


Слайд 11 … Понимание сомнительности, проблематичности чего-либо всегда уже есть спрашивание.

Кто хочет мыслить, должен спрашивать. И даже если мы говорим, к примеру: «Следовало бы спросить себя...», то это уже и есть действительное спрашивание, лишь прикрытое из осторожности или из вежливости.
Вот причина, по которой понимание всегда есть нечто большее, чем простое воспроизведение чужого мнения.

Понять вопрос - значит поставить его.
Понять мнение - значит понять его как ответ на некий вопрос.

О проблеме
Аристотель понимал под «проблемой» такие вопросы, которые представляют собой открытую альтернативу, поскольку все возможные доводы говорят как в пользу одной, так и в пользу другой возможности, и их решение невозможно с помощью только доводов, потому что это слишком общие вопросы.
По этой причине Кант ограничивает применение понятия «проблемы» диалектикой чистого разума. Проблемы - это задачи, источник которых лежит целиком и полностью в самом разуме, то есть как бы его собственные продукты, на окончательное разрешение которых он не может рассчитывать.

Слайд 12 Об языке

Способ функционирования сознания описывается как слияние

горизонтов понимания, - слияние, которое и служит посредником между текстом и интерпретатором.
Происходящее в понимании слияние горизонтов осуществляется самим языком.
Что такое язык - это вопрос, относящийся, разумеется, к наиболее неясному из всего того, что вообще доступно человеческому размышлению. Язык так пугающе близок нашему мышлению и в процессе своего осуществления в столь малой мере является его предметом, что он как бы сам скрывает от нас своё бытие.
Мы стремимся приблизиться к проблеме языка, исходя из представления о разговоре.
Всякий разговор вырабатывает общий язык (как говорили греки, посредине между собеседниками кладётся нечто, к чему оба причастны и на чем происходит обмен между ними). Это не просто внешний процесс подгонки инструментов; неверно будет даже сказать, что собеседники приспосабливаются друг к другу; скорее в получающемся разговоре они оказываются во власти самой истины обсуждаемого ими дела, которая и объединяет их в новую общность. Чтобы достичь взаимопонимания в разговоре, недостаточно просто проводить свою точку зрения, - но взаимопонимание, объединяя собеседников, преображает их так, что они уже не являются более тем, чем были раньше.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика