Слайд 1Интегративные подходы: методика «сенсомоторной коррекции» Т.Г. Горячевой, А.С. Султановой (2003 г.)
Выполнила:
Вишонкина Анастасия
Студентка 2 курса, 266 гр, СПбГПМУ, ФКП
Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего образования
Министерства здравоохранения РФ
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Слайд 2Методика «сенсомоторной коррекции»
В возникновении ряда психических нарушений: задержка психического развития(ЗПР), расстройства
аутистического спектра (РАС), синдром дефицита внимания с гиперактивностью(СДВГ) - важную роль играет недостаточность функционирования подкорковых структур: гипоталамуса, гипоталамо-гипофизарной системы, ретикулярной формации ствола головного мозга, промежуточного мозга и т.д. (Микадзе, 2008)
Слайд 4Методика «сенсомоторной коррекции»
«Обеспечивая адаптационные реакции и ведущий уровень саморегуляции в детском
возрасте, подкорковые структуры, в виду своей незрелости у детей, испытывают перегрузки, приводящие к дисфункциям.» (Микадзе, с.252)
Функциональная недостаточность подкорковых образований приводит к нарушению процесса морфофункциогенеза мозга, и по ходу развития ребенка появляются вторичные дефекты вследствие функциональной незрелости коры больших полушарий. (Микадзе, 2008)
Слайд 5Методика «сенсомоторной коррекции»
При ЗПР регистрируют дисфункции диэнцефальных и верхнестволовых структур, а
также базальных лобных систем.
Исследование Т.Г. Горячевой и А.Л. Султановой выявило у детей с ЗПР трудности кинестетического и динамического праксиса, недостаточность пространственного гнозиса и праксиса, слабость следов слухо-речевой памяти, недостаточность как моторных, так и сенсорных аспектов речи, запаздывание развития схемы тела, недостаточность восприятия ритмических структур. (Горячева, Султанова , 2008)
Слайд 7Методика «сенсомоторной коррекции»
«Исследование детей с гиперактивностью с дефицитом внимания (ГРДВ), проведенное
Т.Г. Горячевой и А.С. Султановой, показало, что первичным дефектом для большинства детей с СДВГ является функциональная недостаточность субкортикальных структур мозга, что подтверждается ЭЭГ» (Микадзе, с.254)
Слайд 8Методика «сенсомоторной коррекции»
При проведении полноценной нейропсихологической диагностики у детей с
расстройством аутистического спектра, также зафиксировали признаки функциональной недостаточности субкортикальных мозговых структур. Это подтверждает выводы других исследователей о том, что нарушение активирующей сферы при расстройстве аутистического спектра может свидетельствовать о преимущественно нарушении подкорковых образований (Горячева, Султанова, 2008)
Слайд 9Методика «сенсомоторной коррекции»
Авторы этой методики Т.Г. Горячева и А.С. Султанова исходят
из необходимости введения специальных упражнений для ребенка в зависимости от структуры дефекта.
Так при наличии нарушения речевого развития требуется введение артикуляторной гимнастики, специальных дыхательных упражнений и т.д.
При нарушении пространственного гнозиса и праксиса необходимо уделять повышенное внимание пространственному фактору в основных упражнениях, а также вводить «специальные задания» , позволяющие почувствовать «пространство тела», тренирующие ориентировку в окружающем пространстве и затем квазипространственные функции.
Слайд 12Дыхательные упражнения по Т.Г.Горячевой
Дыхание с задержкой на вдохе/ выдохе сначала в
собственном ритме, а затем в установленном. Выполняется лежа, затем сидя на полу «по-турецки» или на коленях; руки положить на живот. Ведущий вслух отсчитывает ритм, постепенно увеличивая интервалы от трех до семи секунд;
Дыхание только через одну (левую, затем правую) ноздрю;
Приседания, совмещенные с дыханием (присели — выдох, встали — вдох);
Сидя или стоя, ребенок делает быстрый вдох через нос, резко поворачивая голову в сторону, затем медленно выдыхает через рот, возвращая голову в исходное положение;
Слайд 13Упражнения на ориентировку в пространстве
Слайд 14Упражнения, направленные на повышение уровня активации больших полушарий мозга
Также можно добавить
самомассаж ступней, икр и т.д.
Слайд 15Упражнения, направленные на расслабление, нормализацию мышечного тонуса
«Яйцо». Ребенок садится на
пол, подтягивает колени к животу, обхватывает их руками, голову прячет в колени («поза эмбриона»). Сзади садится взрослый, обхватывая ребенка коленями и руками, прижимая его к себе спиной. Взрослый слегка раскачивает ребенка до полного его расслабления.
«Колобок». I этап — ребенок в «позе эмбриона» раскачивается назад — вперед, вправо — влево, затем, переворачиваясь со спины на колени, катится в сторону и обратно. Необходимо следить, чтобы голова была прижата к коленям. II этап — взрослый обхватывает ребенка, находящегося в этой же позе, и крутит его. При этом ребенок должен в любой момент остановки не упасть, а вернуться в исходное положение. III этап — ребенок сидит в той же позе, взрослый садится сзади и сильно обхватывает его руками и ногами. Ребенок должен, напрягаясь, вырваться.
«Бревнышко». Ребенок ложится на спину, вытягивает руки и перекатывается с живота на спину, не скрещивая и не сгибая при этом руки и ноги.
«Лодочка». Ребенок ложится на спину, вытягивая руки. По команде ведущего ребенок одновременно поднимает прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем ребенок выполняет это упражнение, лежа на животе.
Важно! Эти четыре упражнения должны идти в строгой последовательности.
Слайд 16Упражнения, направленные на расслабление, нормализацию мышечного тонуса
Лодочка
Бревнышко
Слайд 17Упражнения для развития мелкой м оторики и тактильной чувствительности рук
Вытянуть руки
перед собой, сгибать вверх и вниз кисти, затем сгибать и распрямлять, сводить и разводить пальцы обеих рук;
В том же положении одновременно вращать обеими кистями (однонаправленно и разнонаправленно) по и против часовой стрелки. Важно, чтобы остальные части рук были неподвижными;
Перебор пальцев. Большой палец отведен в сторону, остальные пальцы поочередно дотрагиваются до него;
Перекатывание орехов или шариков в ладони и между пальцами;
Ребенок сидит с закрытыми глазами, ведущий на тыльной части его ладони, на щеке, на спине чертит буквы или цифры, которые ребенок должен отгадать;
Дополнительно можно проводить занятия лепкой, аппликацией, мозаикой, игру в тени, нанизывание бус, вышивание, рисование пальцами красками и пластилином и проч.
Слайд 18Упражнения для развития крупной моторики и пространственных представлений
Упражнение в парах:
стоя напротив друг друга, касаться ладоней партнера, совершать движения, аналогичные «велосипеду»;
Вращательные движения в тазобедренном суставе, в коленном суставе и стопами ног. При выполнении вращательных движений ног могут возникать синкинезии в руках или оральные, поэтому в руках ребенок может держать палку или мяч, а язык высунуть и слегка прикусить зубами;
Ребенок встает на четвереньки и ползает, не задевая расставленные на полу предметы;
Графический диктант (выполняется на листочках в клеточку);
И другие
Слайд 20Методика «сенсомоторной коррекции»
Необходимо использовать методы, направленные на улучшение саморегуляции, произвольного контроля,
- упражнения для развития динамического праксиса, стоп- игры, ролевые игры.
С помощью специальных упражнений (двигательные, дыхательные, глазодвигательные и др.) достигается нормализация активации нервной системы, улучшается функциональный статус подкорково-стволовых структур, развиваются межструктурные мозговые связи (корково-подкорковые, межполушарные и др.), что улучшает функционирование непроизвольной саморегуляции. (Горячева, Султанова, 2008)
Слайд 21Выработка навыком саморегуляции
В процессе освоения упражнений вводится контроль выполнения тех движений,
которые обычно протекают на неосознаваемом уровне ( дыхательные движения, различные виды ползания и др.).
Так же используются элементы самомассажа и релаксации.
Слайд 22Упражнения для развития динамического праксиса
Слайд 25Методика «сенсомоторной коррекции»
При проведении коррекционных упражнений с гиперактивным ребенком необходимо разбивать
время занятие на блоки по 5-8 минут, постепенно это время увеличивая
Сенсомоторная коррекция может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Представляемая методика Горячевой-Султановой примыкает, по сути, к Методу замещающего онтогенеза А.В. Семенович (Семенович, 2007) как основному подходу к нейропсихологической коррекции в детском возрасте.
Слайд 26Метод замещающего онтогенеза А.В.Семенович
А.В.Семенович считает, что воздействие на сенсомоторный уровень вызывает
активизацию в развитии всех высших психических функций(ВПФ).
В связи с этим А.В.Семенович предлагает метод замещающего отногенеза. «Основной целью которого является развитие мозгового (и шире — нейропсихосоматического) обеспечения психического онтогенеза.» (Семенович, с.15)
Метод представляет собой трехуровневую систему. Каждый из уровней имеет свою собственную «мишень» воздействия и направлен на все 3 функциональных блока мозга, которые выделил А.Р.Лурия
Слайд 27Метод замещающего онтогенеза А.В.Семенович
Данный метод объединяет следующие подходы:
Нейропсихологический(дефектологические, логопедические и клинико-психологические
методы)
Телесно-ориентированный
Немедикамендозная иммунопрофилактика и коррекция психосоматического онтогенеза
Слайд 28Метод замещающего онтогенеза А.В.Семенович
Опираясь на метод, предложенный А.В.Семенович, многие практикующие
специалисты выстроили свои методики «сенсомоторной коррекции».
В том числе В.С.Колганова, Е.В. Пивоварова, С.Н.Колганов (Нейропсихологические занятия с детьми. Практическое пособие. Часть 1 – М.:Изд. «Айрис-Пресс», 2017.), Т.Г.Горячева, А.С. Султанова (Сенсомоторная коррекция при различных отклонениях психического развития. Т.Г. Горячева, А.С. Султанова.//Неврологический вестник, 2008 – Т. XL, вып. 3 – с.56-60.)
Слайд 29
Применение методики сенсомоторной коррекции в работе с нарушениями формирования саморегуляции у
младших школьников
Слайд 30Исследование Т.Г.Горячевой
На диагностическом этапе детям и их родителям была предложена
методика нейропсихологической диагностики А.Р. Лурия (модификация А.В. Семенович), включающая в себя изучение латеральных предпочтений, пространственного, кинестетического, динамического праксиса, зрительного и звукового гнозиса, слухоречевой и зрительной памяти, речевых функций.
Слайд 31Исследование Т.Г. Горячевой
Также в ходе нейропсихологического исследования были собраны данные, непосредственно
характеризующие произвольную и непроизвольную саморегуляцию.
Показатель непроизвольной саморегуляции определялся по наличию у испытуемого следующих признаков: гипер- и гипотонус, синкинезии, истощаемость, утомляемость, макро- и микрография, дефекты реципрокной координации и пр.
Слайд 32Исследование Т.Г. Горячевой
Задачей установочного этапа было создание у ребенка и его
родителей активной установки на коррекционную работу.
В самом начале коррекционного этапа дети познакомились друг с другом и специалистами.
Была введена система поощрений и наказаний, являющаяся важным фактором управления группой.
Важным фактором коррекции была организация домашних занятий.
Слайд 33Коррекционный этап
1-я ступень: знакомство, улучшение детско-материнских отношений, отработка базовых двигательных навыков
(тонических и локомоторных движений). Продолжительность – 8 недель.
На 1-й ступени коррекционного этапа дети учились правильно дышать, осваивали базовые движения.
Слайд 34Коррекционный этап
2-я ступень: отработка локомоторных движений и растяжек. Продолжительность – 6
недель
В качестве дополнительных игр на этом этапе использовались упражнения, помогающие в игровой форме освоить приемы релаксации, а также игры для развития переключаемости.
Слайд 35Коррекционный этап
3-я ступень: работа с патологическими синкинезиями. Продолжительность – 10 недель.
Дополнительными
играми на 3-й ступени были игры с правилами, а также задания на освоение пространства через рисунки и рисование планов: комнаты, квартиры, дороги из школы домой и пр.
Слайд 36Коррекционный этап
4-я ступень: продолжение работы с патологическими синкинезиями и формирование адекватных
синергий. Продолжительность – 6 недель.
После выполнения основных упражнений Т.Г.Горячева использовала игры, помогающие развить навыки релаксации. Также по желанию дети играли в игры, предложенные на предыдущих ступенях.
Слайд 37Выводы по исследованию Т.Г.Горячевой
«Сенсомоторная коррекция является эффективным средством при работе с
нарушениями саморегуляции.
Метод сенсомоторной коррекции позволяет улучшить функционирование уровня непроизвольной саморегуляции, а также способствует развитию саморегуляции произвольной.
При использовании данного метода в работе с нарушениями саморегуляции целесообразно включать дополнительные упражнения, направленные на развитие навыков планирования и самоконтроля.
Более эффективной коррекционная работа становится при участии в коррекционном процессе родителей ребенка.
В случае выявления в семье нерешенных воспитательных проблем целесообразно параллельно с занятиями ребенка по методу сенсомоторной коррекции работать с родителями, помогая разрешить имеющиеся конфликты, что повышает эффективность коррекции.» (Горячева, с.250)
Слайд 38Список литературы
Бихевиорально-когнитивная психотерапия детей и подростков/ Под общей редакцией проф. Ю.
С. Шевченко.—СПб.: Речь, 2003.—552стр.
Гилберт К. Аутизм. Медицинские и педагогические аспекты : кн. для педагогов-дефектологов / К. Гилберт, Т. Питерс ; пер. с англ. О. В. Деряевой ; под науч. ред. Л. М. Шипицыной, Д. Н. Исаева. — М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003.
Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. Микадзе Ю.В.— Изд. Питер - 288с., 2008г.
Применение методики сенсомоторной коррекции в работе с нарушениями формирования саморегуляции у младших школьников. Е.О. Седова, Т.Г. Горячева.//Электронный журнал «Психологическая наука и образование», 2013, №2 – с. 241-254
Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007. — 474 с.
Сенсомоторная коррекция при различных отклонениях психического развития. Т.Г. Горячева, А.С. Султанова.//Неврологический вестник, 2008 – Т. XL, вып. 3 – с.56-60.