Слайд 1Лекция 3 (5)
Индивидуально-психологическая сфера личности
Слайд 2Вопросы
1.Структура личности по К.К.Платонову
2.Темперамент
3. Способности
Слайд 4Свойства нервной системы по И.П. Павлову
Сила нервной системы - это ее
устойчивость к длительному воздействию раздражителя;
Уравновешенность (баланс) нервной системы — возможность перехода от одних реакций к другим (например от реакции возбуждения к реакциям торможения) в критических ситуациях;
Подвижность — это скорость образования новых условных связей; Инертность НС — скорость образования условных связей достаточно низкая
Слайд 13Различные подходы к описанию способностей
С.Л.Рубинштейн «Закрепленная в индивиде система обобщенных психических
деятельностей. В отличие от навыков, способности – результаты закрепления не способов действия, а психических процессов, посредством которых действия и деятельности регулируются»
Слайд 14Различные подходы к описанию способностей
К.К.Платонов «Качество личности, определяющее успешность овладения определенной
деятельностью и совершенствование в ней. Способности – подструктура личности, наложенная на ее остальные основные подструктуры»
Слайд 15Различные подходы к описанию способностей
А.В.Петровский «Это такие психологические особенности человека, от
которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся»
Слайд 16Различные подходы к описанию способностей
Ю.Б.Гиппенрейтер «Индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают готовность
к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению»
Слайд 17Различные подходы к описанию способностей
В.Э.Чудновский «Индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного
выполнения определенной деятельности»
Слайд 18Задатки:
- врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуальные психологические предпосылки для
развития способностей формирования способностей
Слайд 19Классификация способностей
Общие
Специальные
Слайд 20Признаки наличия способностей к какому- либо виду деятельности
Высокий темп обучения
соответствующей деятельности
Широта переноса навыка, которая состоит в том, что обучившись применению операции в одной ситуации, человек способен легко применить ее в других аналогичных ситуациях
Энергетическая экономность выполнения данной деятельности
Слайд 21Признаки наличия способностей к какому- либо виду деятельности
Индивидуальное своеобразие выполнения деятельности
Высокая
мотивация, стремление к этой деятельности, иногда вопреки обстоятельствам
Индивидуальные особенности человека обуславливают индивидуальный стиль деятельности
Слайд 22Уровни развития способностей
Одаренным называется человек который с рождения обладает хорошими
задатками к развитию способностей
Талантливый – человек который благодаря своим высокоразвитым способностям может добиться (и реально добивается) высоких результатов в том или ином виде деятельности
Слайд 23Уровни развития способностей
Гениальный – человек, уже добившийся выдающихся, признанных успехов
в определенном виде деятельности
Слайд 24Условия успешного развития способностей
Раннее и полное выявление всех задатков, с рождения
ребенка
Активное включение ребенка в те виды деятельности, в которых соответствующие способности формируются и развиваются
Включение ребенка в разноплановые виды деятельности для развития разных способностей
Слайд 25Условия успешного развития способностей
Наличие психологически и педагогически подготовленных учителей
Использование современных
развивающих методов и средств обучения
Стимулирование развития способностей
Слайд 27Возрастные периоды
1. Младенчество — два месяца - один год
2. Раннее детство
— один - три года
3. Дошкольное детство — три -семь лет
4. Младший школьный возраст — от шести-семи до 10 лет
5. Подростковый, отроческий возраст — от 10-11 до 14-15 лет
Слайд 28Возрастные периоды
6. Юность: ранняя — 15-17 лет; поздняя — 17-21 год
7.
Взрослость: молодость и зрелость. Ранняя взрослость (молодость, вхождение в зрелость») - 20 -30 лет. Средняя взрослость (зрелость) - 30-60 лет
8. Взрослость: старение и старость. Пожилой возраст (старение) — 60 -75 лет. Старость — 75-90 лет. Долгожительство — свыше 90 лет
Слайд 29Кризисы развития
1. Кризис новорожденности: от рождения до 2 месяцев
2. Кризис одного
года
3. Кризис трех лет
4. Кризис семи лет
5. Кризис предподростковый
Слайд 30Кризисы развития
6. Кризис перехода к юности (15 -18 лет)
7. Кризис перехода
к взрослости (18 -20 лет)
8. Нормативные кризисы взрослости: 30-летия; 40-летия (кризис середины жизни»; 55-65 — пенсионный кризис
9. Кризис индивидуального существования
Слайд 31Ведущая деятельность
1. Непосредственное эмоциональное общество
2. Орудийно-предметная (предметно-манипулятивная)
3. Игра
4. Учебная деятельность
5. Интимно-личное
общение сверстников
Слайд 32Ведущая деятельность
6. Учебно-профессиональная деятельность. Профессиональное самоопределение
7. Труд
8. Профессиональная деятельность в адаптированных
формах.
Слайд 33Эльконин Даниил Борисович (1904-1984)
Занимался проблемами
теории и истории детства,
его периодизации, психичес-
кого
развития детей разных
возрастов, психологии игровой
и учебной деятельности,
психодиагностики, а также
вопросам развития речи
ребенка и обучения детей чтению.
Слайд 34Зигмунд Фрейд (1856-1939)
Основатель психоанализа,
разработал модель психики,
состоящей из «Оно», «Я»
и
«Сверх-Я», обнаружил защитные
механизмы психики, разработал терапевтические методики:
метод свободных ассоциаций и
толкование сновидений
Слайд 35Структура личности по З.Фрейду
«Оно»
«Я»
«Сверх - я»
Слайд 36Эрик Эриксон (1902-1994)
Американский психолог,
представитель эго-психологии,
психологии развития, создал
теорию стадий психосоциаль-
ного
развития, автор
термина кризис идентичности.
Слайд 37Cтадии развития личности по Э.Эриксону
1. Кризис доверия — недоверия (в течение
первого года жизни).
2. Автономия в противовес сомнениям и стыду ( в возрасте около двух-трех лет).
3. Проявление инициативности в противовес чувству вины (примерно от трех до шести лет)
Слайд 38Стадии развития личности по Э.Эриксону
4. Трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (возраст
от семи до 12 лет).
5. Личностное самоопределение в противовес индивидуальной серости и конформизму (от 12 дор 18 лет).
Слайд 39Стадии развития личности по Э.Эриксону
6. Интимность и общительность в противовес личностной
психологической изолированности (около 20 лет).
7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).
8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет)
Слайд 40Джемс Уильям (1842-1910)
Американский философ и
психолог, один из основателей
и видный представитель
прагматизма и функционализма.
Джеймс рассматривает
сознание как индивидуальный
поток, структура личности:
физическое Я, социальное Я (я для
других), Духовное Я (единство всех духовных свойств и состояний личности).