Слайд 1Тема лекции:
«Формы организации учебных занятий по психологии»
Подготовили студентки АПП ЮФУ
2 курса магистратуры, ОФО
Акмалетдинова В.А., Бахтинова О.О., Белоусова Е.Е.
Слайд 2ПОНЯТИЕ «ФОРМА ОБУЧЕНИЯ»
Форма обучения – характер ориентации, построения, организации учебного процесса,
построение деятельности педагога и обучаемого. Эта категория обозначает внешнюю сторону организации процесса обучения.
Установление форм обучения зависит от: целей, содержания, методов и средств, состава участников обучения, а также материальных условий обучения, места учебы, продолжительности учебной работы.
Слайд 4ПО КРИТЕРИЮ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Слайд 5Лекция
как традиционная форма обучения в вузе
Слайд 11МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ЛЕКЦИИ
Организационные вопросы: решение вопроса о количестве часов по
теме, изучение программы и учебно-методических пособий по данной теме.
Подготовка содержания лекции, которая осуществляется в три этапа:
Отбор материала для лекции
Определение вида и структуры лекции
Конструирование конспекта лекции
Определение методических основ проведения лекции
Слайд 12КОНСПЕКТ КАЖДОЙ ЛЕКЦИИ ВКЛЮЧАЕТ
Точно сформулированную тему.
Цель и задачи.
Список литературы основной и
дополнительной.
Текст содержания лекции, с выделением главного и второстепенного.
Развивающие вопросы.
Творческие задания для создания проблемных ситуаций.
Задания для самостоятельной работы.
Слайд 13ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ
Подбор методов, технологий, приемов, ТСО, наглядности, формы
подачи материала; составление системы развивающих вопросов, подбор литературы для углубленного изучения темы лекции.
Обеспечение санитарно-гигиенических условий.
Выбор метода изложения.
Подбор иллюстративного материала. Оформление конспекта.
Выбор и репетиция (для молодых преподавателей) индивидуальной манеры чтения.
Слайд 14ПРОЦЕСС ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИИ
Приемы привлечения внимания
Приемы обратной связи
Конспектирование материала лекции
Основным условием успешности лекционного занятия является интеграция преподавателя и студента в единую систему познания и создания нового
Слайд 15Практические занятия
технология подготовки и проведения
Семинарские, лабораторные занятия и практикумы могут быть
объединены под общим названием «практические занятия», потому что на них моделируются и обсуждаются практические ситуации, способствующие становлению практических навыков профессиональной деятельности.
Слайд 16ФУНКЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Общие цели практических занятий:
Обучение умениям и навыкам
Формирование активной
педагогической позиции; расширение знаний в области педагогики, психологии.
Слайд 17ФОРМЫ И ВИДЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Формы практических занятий:
Ознакомление студента с печатными источниками
и работа над ними.
Наблюдение, изучение и анализ профессионального опыта.
Творческие работы.
Решение познавательных и практических задач.
Основные виды практических занятий:
Семинарские занятия.
Лабораторно практические занятия.
Практикумы.
Слайд 18Семинарские занятия
Цели семинарских занятий: активное участие всех обучаемых, творческий поиск решения
проблем, развитие познавательной мотивации, творческого потенциала, становление профессионального мышления.
Задачи семинара:
1) обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам;
2) формирование умений применять полученные знания на практике;
3) развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных и др.;
4) выработка таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Функции семинара:
• Расширение и углубление знаний.
• Формирование умения самостоятельно работать.
• Стимулирование интеллектуальной деятельности.
Слайд 20МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРОВ
Организационный момент
Обсуждение основных вопросов занятия
Обсуждение и подведение итогов
Конспект семинарского
занятия содержит:
• тему, цель, задачи семинарского занятия;
• вопросы для основного обсуждения, развивающие вопросы;
• список основной и дополнительной литературы;
• формы проверки подготовленности студентов к занятию;
• формы организации работы студентов при обсуждении вопросов;
• способы закрепления полученных знаний;
• предварительные результаты занятия
Слайд 21Лабораторные занятия
Лабораторные занятия – это проведение студентами по заданию преподавателя
исследований с помощью специального оборудования, для изучения психических и психологических явлений. Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.
Ведущей дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение и проверка определенных теоретических положений (закономерностей, зависимостей), то есть обучение студентов исследовательскому подходу к изучению психологии как науки.
Слайд 22Лабораторные занятия
Основные цели: обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных теоретических знаний
по конкретным темам; формирование умений применения полученных знаний на практике; развитие интеллектуальных умений будущих специалистов; формирование ответственности, точности и творческой инициативы у студентов.
Задачи:
знакомство с основами экспериментальной психологии,
формирование профессионального интереса к эксперименту,
приобретение практических навыков проведения и анализа исследований,
освоение технологий применения классических методик,
формирование навыков самоанализа и саморазвития личности.
Слайд 23ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ
закрепление теоретических знаний
на практике;
усвоение умений исследовательской работы;
усвоение умений практической психологической работы;
применение теоретических знаний для решения практических задач;
самопознание учащегося или студента;
саморазвитие учащегося или студента.
Слайд 25МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Учебная группа делится на подгруппы
Многие лабораторные
работы проводятся в специально оборудованных учебных лабораториях.
Продолжительность занятия составляет не менее двух академических часов.
План лабораторного занятия:
Самостоятельная внеаудиторная подготовка студентов к занятию.
Проверка преподавателем теоретической подготовки студентов к занятию.
Инструктирование студентов по проведению ими лабораторной работы
Выполнение лабораторных исследований.
Оформление отчета о проделанной работе.
Обсуждение итогов выполненной работы.
Оценка преподавателем выполненных заданий и степени овладения студентами соответствующими умениями.
Слайд 26Практикумы
Основные цели практикумов:
усвоение учебного материала и прежде всего системы основных
понятий;
помощь студентам в осознании взаимосвязи теории и практики, связи научных знаний с их профессиональной деятельностью.
Основные задачи практикумов:
обсуждение и апробация вариантов решения практических ситуационных задач;
выявление критериев оценки правильности выполняемых заданий;
обучение специфическим приемам решения профессиональных задач.
Слайд 27ФОРМЫ И ВИДЫ ПРАКТИКУМОВ
Формы практикумов:
ознакомление студентов с печатными источниками и
работа над ними;
наблюдение, изучение и анализ профессионального опыта;
творческие работы;
решение познавательных и практических задач.
Слайд 28МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКУМОВ
Определение темы, целей и задач практического занятия.
Подбор
и подготовка необходимого оборудования, вопросов, задач, заданий и литературы.
Инструктирование студентов по проведению ими лабораторно практических работ.
Выполнение научно практических заданий.
Обсуждение особенностей и характеристик полученных результатов выполненной работы.
Оформление отчета о проделанной работе.
Оценка преподавателем выполненных заданий и степени овладения студентами соответствующих знаний, умений, навыков.