формы мышления презентация

Содержание

Тема: Формы мышления Основные понятия Понятие Высказывание Умозаключение Содержание понятия Объем понятия Логическая форма суждения Основной принцип формальной логики Логика

Слайд 1Основы логики
Формы мышления


Слайд 2Тема: Формы мышления
Основные понятия
Понятие
Высказывание
Умозаключение
Содержание понятия
Объем понятия
Логическая форма суждения
Основной принцип формальной

логики
Логика


Слайд 3Логика (от греч. Logos –слово, понятие, рассуждение, разум) -
Наука о законах

и формах рационального мышления, методах формализации содержательных теорий.

Основателем формальной логики считается древнегреческий философ Аристотель

Слайд 4Родом Аристотель был из города Стагира на фракийском побережье полуострова Халькидика.

Его отец был врачом и другом македонского царя Аминта II. Аристотель рос и учился вместе с сыном Аминта - будущим царем Филиппом II Македонским, и на протяжении всей жизни его судьба была тесно связана с македонским царским домом. В возрасте 18 лет Аристотель отправился в Афины к великому мыслителю Платону и провел в его школе около 20 лет. Он был самым способным из учеников Платона, глубоко усвоившим его знания и идеи, но далеко не всегда согласный со своим учителем.

В 343 году до н.э. царь Филипп приглашает Аристотеля стать наставником своего сына Александра. Когда через несколько лет Александр сам становится царем, знаменитым Александром Македонским, Аристотель возвращается в Афины и собирает вокруг себя учащуюся молодежь, которой читает курсы различных наук. В 323 году до н.э. умер Александр Македонский и в Афинах победила антимакедонская партия. Аристотель, как друг и учитель Александра, вынужден был покинуть Афины. Год спустя он умер на острове Евбея.

Аристотеля считают основоположником логики. В определении Аристотеля логика представляет собой науку о выводе одних умозаключений из других сообразно их логической форме. В соответствии с этим логику Аристотеля называют формальной. В своих трудах Аристотель впервые обосновал один из важнейших разделов логики √ учение о суждениях и силлогизмах.

Аристотель
(384-322 гг. до н.э.)


Слайд 5В логике выделяют следующие формы мышления:
Понятие
Суждение
Умозаключение


Слайд 6Понятие
Форма мышления, в которой отражаются отличительные существенные признаки предметов.


Примеры: апельсин, традиция,

белизна, река Нил, студент медицинского института, ураганный ветер.

Слайд 7Логические характеристики понятия:
Содержание понятия-
совокупность существенных признаков, отраженных в этом понятии
Объем понятия


множество предметов, каждому из которых принадлежат признаки, составляющие содержание понятия.

Слайд 8Круги Эйлера геометрическая иллюстрация объемов понятий и отношений между ними
D=Ø
E –

множество учеников класса
A – ученики, занимающиеся спортом
B – ученики – любители путешествий
C – ученики, увлекающиеся литературой
D – ученики, знающие 5 языков


Слайд 9Суждения (высказывания, утверждения)
Это форма мышления, в которой что-либо утверждается или

отрицается о предметах, их свойствах, или отношениях между ними.
Всякое суждение по своему содержанию может быть истинным или ложным


Слайд 10Значение истинности высказываний
Простых – лежит вне области логики
Сложных – вычисляется, по

законам логики

Слайд 11Упражнение №1. Какие из предложений являются высказываниями? Определите их истинность.

Число

6 –четное.
Посмотрите на доску.
Все роботы являются машинами.
У каждой лошади есть хвост.
Внимание!
Кто отсутствует?
Есть кошки, которые дружат с собаками.
Не все то золото, что блестит.
Х2 ≥0
Некоторые люди являются художниками.
Выразите 1 час 15 минут в минутах.
Всякий моряк умеет плавать.

Слайд 12Логическая форма суждения – это его строение, способ связи его составных

частей.

Суждение:


Логическая форма суждения

Все лошади едят овес.
Все реки впадают в море.
Все книги имеют страницы.

Все S есть P

Все медузы не имеют головы.
Люди не боги.

Все S не есть P


Слайд 13Умозаключение -
Форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых

посылками, мы по определенным правилам вывода получаем суждение – заключение (вывод умозаключения)
Посылка ? Заключение

Всякое умозаключение, как и всякое суждение имеет форму, которая может быть логически правильной или логически неправильной.


Слайд 14Примеры верных логических умозаключений:





Слайд 15Примеры верных логических умозаключений:





Слайд 16Примеры верных логических умозаключений:





Слайд 17Что такое формальная логика?
Основной принцип логики как науки гласит, что правильность

рассуждения (умозаключения) определяется только его логической формой, или структурой, и не зависит от конкретного содержания входящих в него суждений.

Слайд 18Развитие логики
Логика изучает формы мышления с точки зрения их структуры, законы

и правила получения выводного знания.

Логика изучает приемы, используемые человеком при познании действительности, такие как абстрагирование, анализ, синтез, обобщение, классификация и др.

Слайд 19Вклад в развитие логики внесли:
Р. Декарт (Франция, 1596-1650)
Г. Лейбниц (Германия,

1646-1716)
М.В.Ломоносов (Россия, 1711-1765)
И. Кант (Германия, 1724-1804)
О. де Морган (Англия, 1806-1871)
Дж. Буль (Англия, 1815-1864)
Г. Фреге (Германия, 1848-1925)
А.А. Марков (Россия, 1903-1979)
и многие другие.

Слайд 20Отношения между понятиями
Сравнимые понятия
Делятся по объему на совместимые (объемы этих понятий

совпадают полностью или частично) и несовместимые (объемы которых не совпадают ни по одному элементу).
Несравнимые понятия – далекие друг от друга по содержанию понятия, не имеющие общих признаков.
Примеры: 1) романс и кирпич.
2) безответственность и нитка.

Слайд 21Сравнимые совместимые понятия: Тождество
Х – Ю.А. Гагарин, У- первый космонавт
Х, У


Слайд 22Сравнимые совместимые понятия: Пересечение
Х – школьник, У- спортсмен
Х
У


Слайд 23Сравнимые совместимые понятия: Подчинение (Х подчинен У)
Х – лев, У- хищник
У
Х


Слайд 24Сравнимые несовместимые понятия: Соподчинение (А и В соподчинены С)
А – береза,

В – ель, С- дерево

С

А

В


Слайд 25Сравнимые несовместимые понятия: Противоположность
А – большой дом, В – маленький дом
А

В

Слайд 26Сравнимые несовместимые понятия: Противоречие
А – большой дом, В – небольшой дом
А

В

Слайд 27
Диаграмма Эйлера- Венна
Х – лев, ¬Х- не львы (дополнение

к множеству Х)

Х

¬Х


Слайд 28Вопросы и задания:
Приведите примеры понятий, суждений, умозаключений из курсов математики, русского

языка, информатики.
Перечислите существенные признаки, составляющие содержание понятий:
Квинтэссенция;
Добродетель,
Истина,
Ложь.
(ОТВЕТ)

Слайд 29Вопросы и задания:
Определите объемы понятий:
Столица России;
Столица,
Город,
Знаменитый полководец,
Бесконечность,
Змей Горыныч.

(Пояснение: единичное, общее, пустое)
Ответы:


Слайд 30Вопросы и задания:
Выведите, если возможно, заключение из каждой пары посылок:
Тем, кто

лыс, расческа не нужна. Ни одна ящерица не имеет волос. (Ответ)
Ни один добрый поступок не является незаконным. Все что законно, можно делать без страха. (Ответ)
Некоторые уроки трудны. Все что трудно, требует внимания. (Ответ)



Слайд 31Ответы:
2. а) Квинтэссенция – самое главное, наиболее существенное в тексте, рассуждении.
b)

Относится к области этики, нравственности; является положительным нравственным качеством; рассматривается как цель, к которой надо стремиться в отношениях с окружающими.
Основная цель познания, то, что существует в действительности; утверждение, суждение, подтвержденное практикой, опытом.
Противоположность истине; утверждение, не соответствующее действительности.



Слайд 32Ответы:
4) Тем, кто лыс, расческа не нужна. Ни одна ящерица не имеет

волос.

а) Суждения:
А = некто имеет волосы;
В = некто нуждается в расческе;
С = некто – ящерица.

Умозаключение:
Если не А, то не В.
Если С, то не А.
Если С, то не В.

Ни одной ящерице расческа не нужна.



Слайд 33Ответы:
4) b) Ни один добрый поступок не является незаконным. Все что

законно, можно делать без страха.

Суждения:
S = совершать добрый поступок;
M = поступать законно;
P = испытывать страх.

Умозаключение:
Ни один S не есть не M.
Все М есть не Р.
Все S есть не Р.

Все добрые поступки можно делать без страха.



Слайд 34Ответы:
4) с) Некоторые уроки трудны. Все что трудно, требует внимания.

Суждения:
S = урок;
M

= быть трудным;
P = требовать внимания.

Умозаключение:
Некоторые S есть M.
Все М есть Р.
Некоторые S есть Р.

Некоторые уроки требуют внимания.



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика