Слайд 1Физическое насилие над детьми в семье
Выполнила: Дейлова П. В.,
студентка 6
курса лечебного факультета
Слайд 2Формы насилия
Эмоциональное насилие – длительное, периодическое или постоянное воздействие родителей или
других взрослых на ребенка, приводящие к формированию у него патологических черт характера или нарушению психического развития.
Слайд 3Сексуальное насилие – вовлечение ребенка в действие с сексуальной окраской с
целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.
Слайд 4Пренебрежение нуждами ребенка – неспособность родителей или лиц их заменяющих удовлетворять
основные нужды и потребности ребенка: в пище, одежде, жилье, медицинской помощи, воспитании, образовании и т. д.
Слайд 5Физическое насилие – преднамеренное или неосторожное нанесение травм ребенку, которое вызывает
нарушение физического или психического здоровья или отставание в развитии.
Слайд 6Особую роль в выявлении жестокого обращения на ранних этапах играют специалисты
учреждений здравоохранения, которые имеют возможность наблюдать несовершеннолетнего в течение длительного времени.
Слайд 7Приказ от 28 апреля 2007 г. N 307 О стандарте диспансерного
(профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни.
Приказ от 10 августа 2017 г. N 514н О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних.
Слайд 8Выявление физического насилия зачастую требует анализа всех сведений о ребенке и
его семье. Именно поэтому, при сборе анамнеза жизни и заболевания медицинский работник должен учитывать следующие характеристики
!
Слайд 9Факторы риска : алкогольная или наркотическая зависимость у родителей, близких родственников,
проживающих вместе; психические заболевания у ребенка и родителей (законных представителей); социальная изоляция семьи; юный возраст матери или отца
Поведение родителей: поздно обращаются за медицинской помощью, или инициатором обращения являются другие люди; дают противоречивые, путаные объяснения случившемуся, обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений, обвиняют других детей; отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка или же демонстрируется преувеличенная забота о нем.
Слайд 10Поведение ребенка и внешний вид: гиперактивность, апатичность, замкнутость, агрессивность, нервозность, боязнь
взрослых, избегание физического контакта с врачом, задержка речи и психического развития, заикание, энурез, энкопрез, санитарно-гигиеническая запущенность, несоответствующая сезону одежда, неопрятность
Слайд 11Общий осмотр
недостаточная или избыточная массы тела
состояние кожи, зубов, волос и
ногтей
большое количество синяков, ссадин, царапин; порезы, кровоизлияний на теле; черепно-мозговые травмы; переломы на различных стадиях заживления; повреждения в области лица, головы, шеи, груди; повреждения (шрамы) половых органов или заднего прохода; шрамы, особенно на внутренних поверхностях плеч и бедер, следы от ремня, укусов; ожоги.
Слайд 12Повреждения губ, раны слизистой оболочки щёк, твердого и мягкого нёба, разрывы
короткой уздечки – симптомы принудительного кормления ребенка.
Слайд 13Кровоизлияние в сетчатку глаза. Это происходит при крайних отклонениях головы ребенка,
когда родители резко встряхивают плачущего, чтобы «успокоить».
Слайд 14Повреждения мягких тканей головы, участки травматической алопеции, выбитые или расшатанные зубы,
припухлость, болезненность, деформации суставов
Слайд 15Критерии отличий умышленных травм от случайных
Слайд 16Кровоподтеки
Случайная травма
кровоподтеки, как правило, одной давности (за исключением случаев
заболеваний, сопровождающихся синдромом гипокоагуляции);
Слайд 17локализация в области выступающих частей передней поверхности лица (лоб, нос, периорбитальная
зона), коленей, локтей;
форма и размеры различные
Слайд 18Умышленная травма
несоответствие рассказа родителей о времени травмы объективной давности кровоподтека.
расположение в
области гениталий, ягодиц, бедер, щёк, шеи
форма и размеры кровоподтека могут соответствовать форме предмета, которым могло быть нанесено повреждение;
Слайд 19Множественные кровоподтеки в поясничной и ягодичной областях от многократных ударов шлангом
пылесоса (1), пряжкой ремня (2)
Слайд 21Ссадины
Умышленная травма
характерные для действия ногтей пальцев рук;
форма ссадин линейная, их, как
правило, несколько, располагаются параллельно друг другу
Слайд 22Случайная травма
могут наноситься любыми твердыми предметами;
бывают различной формы, локализация аналогична кровоподтекам
Слайд 23Термические повреждения
Умышленная травма
наиболее часто встречаются у детей раннего возраста;
характерны контактные ожоги
с четкой границей здоровой и поврежденной кожи при отсутствии следов брызг на коже;
I. Ожоги от погружения в горячую жидкость:
1) при погружении ребенка в емкость с горячей водой в положении «складного ножа», при этом возникает ожог ягодиц и промежности;
2) при погружении в кипяток дистальных отделов конечностей ребенка образуются ожоги в виде перчаток и носков.
Слайд 24II. Ожоги от выплескивания горячих жидкостей на тело ребенка выглядят в
виде стекающих полос, суживающихся книзу.
III. Контактные ожоги наносят раскаленными предметами, отражают форму предмета, имеют, как правило, четкие контуры
Слайд 25Случайная травма
значительно чаще встречаются в клинической практике, характерны для детей более
старших возрастных групп;
при несчастных случаях ожоги чаще располагаются на передней поверхности тела;
характерны нечеткие границы между обожженной и неповрежденной кожей;
как правило, видны следы брызг горячей жидкости на окружающей ожог коже
Слайд 26Травмы костей
Случайная травма
Пациентка О., 5 лет. Через 1 час после
перелома. Перелом «луча в типичном месте» по типу «зеленой ветки»
Слайд 27
Умышленная травма
несколько переломов в различной стадии заживления у одного ребенка;
перелом акромиального
конца ключицы (возможен, если руку ребенка резко «дернуть» вверх);
Слайд 28переломы лопатки, грудины (типичны для прямых, сильных ударов);
переломы ребер в местах
их соединения с позвоночников у детей грудного возраста (могут возникнуть при сильном сжатии грудной клетки с боков)
Слайд 29Черепно-мозговая травма
Самая частая причина летальных исходов при физическом насилии!
Слайд 31отсутствие наружных повреждений;
родители не могут четко описать поражения ЦНС: от
как бы дремлющего или капризничающего ребенка до полного отсутствия сознания, судорог, эпистотонуса, остановки дыхания;
при осмотре глазного дна определяются кровоизлияния в сетчатку
Слайд 33NB!
Каждый лечащий врач, используя критерии, указанные в таблице, может определить механизм
образования повреждений на теле ребенка. Педиатры, детские гинекологи, хирурги и другие специалисты должны знать клинику жесткого обращения с детьми и своевременно ее выявлять. От их действий зависит будущее ребенка, а именно возможность привлечь законных представителей несовершеннолетних к ответственности