Слайд 1Философский иррационализм XIXв.
«Философия жизни».
Экзистенциализм.
Психоаналитическая традиция в философии.
Слайд 2Иррационализм
Иррациональное – то, что не может быть постигнуто разумом, выражено в
логике.
XIX-XXвв. иррациональные концепции выступают на первый план.
Философы стремятся преодолеть «панлогизм» Гегеля.
Слайд 3Иррационализм
Онтологический аспект: мир – хаос, бытие абсурдно и бессмысленно.
Гносеологический аспект:
природа, общество непознаваемы. Теоретико-познавательному отношению к миру противостоит нравственно-практическое.
Слайд 4Иррационализм
Аксиологический аспект: Человек устанавливает определенную иерархию ценностей. Понятия, отражающие образы внешнего
мира, уступают место субъективным переживанием личности:
страх, отчаяние, забота, любовь, скука, игра, творчество.
Слайд 5«Философия жизни»
Направление, сложившееся в конце XIXв. Предметом рассмотрения становится жизнь и
смерть.
Жизнь рассматривается как первичная реальность, как целостный организм.
Мысль о смерти заставляет человека задуматься о жизни (философствовать).
Слайд 6А. Шопенгауэр (1788-1860)
«Мир как воля и представление» (1788-1860).
Мир как представление –
это единство SиO, часть бытия, представленная в пространстве и времени – предмет познания.
Мир – это воля к жизни, воля - основа бытия, существующая вне пространства и времени. Воля могущественна и зла – она источник страданий человека (волюнтаризм).
Слайд 7Пессимизм Шопенгауэра
Страдание – это бесконечное преследование безуспешных целей;
Счастья нет, ибо неосуществленные
желания причиняют боль, а исполнение желаемого ведет к пресыщению;
Самоубийство невозможно, возникнет новая объективация воли.
Слайд 8Этика Шопенгауэра
Три типа характеров:
Эгоизм – преследование своих интересов;
Злоба – «…не взирая
на опасности принести вред другому»
Сострадание – принимать страдания других как свои собственные. Принимая страдания всего мира, человек преодолевает враждебность бытия.
Слайд 9Этика Шопенгауэра.
Цель жизни – подавить собственную волю, отказаться от индивидуальности (добровольная
бедность, аскетизм).
Свобода – это не свобода действий, а изменение своего характера.
Слайд 10Основные представители «философии жизни»:
Фридрих Ницше (1844– 1900), Вильгельм Дильтей (1833—1911), Анри
Бергсон (1859– 1941), Георг Зиммель (1858—1918), Освальд Шпенглер (1880– 1936).
Слайд 11Радикальный нигилизм Ницше
В мире нет ценностей, мир несостоятелен.
Нигилизм – это
правдивое состояние, которое наступает после поиска во всем целостности и смысла.
Человек понимает, что он находится один на один с реальностью, которая всегда опасна.
Слайд 12«Воля к власти»
Подлинной реальностью обладают не ценности, а сила, мощь человеческая
– «воля к власти».
«Воля к власти» проявляется в стремлении установить какой-либо порядок.
Религиозный, моральный и т.д. Источник морали – воля к власти.
Слайд 13Учение о Сверх-человеке
Три стадии духа:
Стадия верблюда (выносливость и терпение) – «я
должен».
Быть верблюдом значит: причинять своему высокомерию боль,
заставить сверкать свое безумие, смеясь над мудростью,
уйти от дела, которое празднует победу,
быть больным и удалить утешителя,
вступить в дружбу с глухим, который никогда не услышит чего ты хочешь.
Слайд 14Учение о Сверх-человеке
Стадия льва – «я хочу», создает свободу для нового
созидания.
Стадия младенца – невинность и забвение, новое начинание, игра, начальное движение, самопознание сущности, святое слово утверждения.
Слайд 15Переоценка ценностей
Благодарность и месть: благодарность – это мягкая форма мести. Могущественный
человек должен получить удовлетворение в благодарности.
Правда и ложь: говорить правду удобнее, ибо ложь требует изобретения, памяти, умения обманывать.
Слайд 16Переоценка ценностей
Страдание и сострадание: Жажда вызвать сострадание , есть жажда наслаждения
самим собой, и притом за счет ближних, она обнаруживает человека во всей бесцеремонности его собственного Я
Сострадая, человек проявляет неэгоистическое я, он горд эти и готов сострадать бесконечно.
Страдание делает человека сильным, сострадание ослабляет.
Слайд 17«Вечное возвращение»
Антипод нигилизма: существует одна ценность – это самоустановление, игра.
Развитие предполагает
«вечное возвращение» - то, что сейчас происходит уже было и будет вечно.
Слайд 18Хосе ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
Хосе ОРТЕГА-И-ГАССЕТ (Ortega у Gasset) (1883-1955) – крупнейший испанский философ 20
в.
«Восстание масс» - 1930г.
Слайд 19СЕРЕН КЬЕРКЕГОР (1813-1855)
Основные работы:
«Или—или» (1843);
«Страх и трепет»(1843;)
«Философские крохи»(1844) и др.
Слайд 20СЕРЕН КЬЕРКЕГОР
Три стадии становления человека:
Эстетическая (гедонистская) – стремление к наслаждениям.
Этическая –
следование долгу;
Религиозная – «выбранная возможность имеет ценность, поскольку она выбрана».
Слайд 21Экзистенциализм:
философия с у щ е с т в о в а н и я (от позднелат. exsistentia – существование),
направление современной философии, возникшее после первой миро-вой войны в Германии
(М. Хайдеггер, К. Ясперс)
в период второй мировой войны во Франци
(Ж.П. Сартр, М.Мерло-Понти, А. Камю, Г. Марсель).
Слайд 22Экзистенция
Экзистенция – выражение единственности и уникальности каждого человека и его судьбы.
Она указывает на скрытые возможности человека.
Слайд 23Экзистенция
Бытие общества – «арена обезличенного, неподлинного, повседневного».
Экзистенция.
Трансцендентное бытие.
Слайд 24Пограничные ситуации:
смертельная опасность, война, болезнь;
переживание беспочвенности своих ожиданий (тошнота), скука, возникающая
из предчувствия бесполезности своих действий.
страх не найти такого предназначения, ради которого можно было бы пожертвовать жизнью.
Слайд 25Пограничные ситуации:
«Пограничная ситуация» - это переживание абсурдности жизни, единственный способ вырваться
из повседневности, возможность «обрести себя», посмотрев в глаза смерти.
Слайд 26Психоанализ
З. Фрейд (1856-1939) -австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа.
Основные работы: «Толкование сновидений». «Тотем и табу». «По ту сторону принципа удовольствия». «"Я" и "Оно"». «Будущее одной иллюзии», «Недовольство культурой».
Слайд 27З. Фрейд
Структура личности:
ОНО (Бессознательное) – это «котел инстинктов, который кипит в
каждом человеке».
Я (Сознание) - Это посредник между бессознательным, внутренним миром человека и внешней реальностью, который соизмеряет деятельность бессознательного с данной реальностью.
Сверх-Я (Совесть) – переводит энергию инстинктов на социально-значимые цели.
Слайд 29З. Фрейд
Типология личностей:
Сублиматики -(лат. sublimo—возвышаю) — переключение энергии с социально неприемлемых
(низших, низменных) целей и объектов на социально приемлемые (высшие, возвышенные)
Невротики
Слайд 30Ка́рл Гу́став Юнг
Ка́рл Гу́став Юнг (1875-1961)-швейцарский психиатр, основоположник аналитической философии.
Основные работы Юнга: «Метаморфозы
и символы либидо» (1912), «Психологические типы» (1921), «Отношения между Я и бессознательным» (1928), «Проблемы души в наше время» (1931), «Психология и религия» (1940), «Формы бессознательного» (1950), «Современный миф» (1958).
Слайд 31Ка́рл Гу́став Юнг
Коллективное бессознательное — итог жизни рода, оно присуще всем-людям,
передается по наследству и служит тем основанием, на котором вырастает индивидуальная психика. Это система установок и типичных реакций, которые незаметно определяют жизнь индивида, его восприятие, мышление, воображение.
Архетипы (с др. греч ἀρχέτυπον -первообраз) коллективного бессознательного служат своеобразными когнитивными образцами: интуитивное схватывание архетипа предшествует инстинктивному действию.