философия жизни презентация

Содержание

1.Философия жизни. 2.Экзистенциализм. ХIХ – ХХ вв.

Слайд 21.Философия жизни. 2.Экзистенциализм.
ХIХ – ХХ вв.


Слайд 3Философия жизни
Наука бессильна узнать даже поверхностно окружающий нас действительный мир
Человеческий разум

не так силен, как кажется
Следует искать другие, не научные и не рациональные (рассудочные, разумные) формы познания реальности.

Слайд 4Философия жизни
Под термином «жизнь» разумеется вся внешняя действительность:
абсолютное, единое и

бесконечное начало мироздания, в котором неразделенно присутствуют все слагаемые окружающего нас многообразного мира:
материальное, идеальное, физическое и духовное.

Слайд 5Предмет философии – «жизнь»
Под термином «жизнь»
понимается жизнь всего
существующего: Вселенной,


мироздания, действительности,
реальности, Бытия и т.п.
Это жизнь природы,
жизнь человека, жизнь общества, а
также жизнь высшего,
запредельного мира (если таковой существует).
Жизнь должна являться единственным предметом философии, суть которого в постижении всего существующего

Слайд 6Жизнь представляет собой нечто единое и целое
Множество слагаемых
теснейшим образом
взаимосвязаны,
проникают

друг в друга,
образуют органическое
единство, которое
невозможно разложить
на первичные
составляющие элементы.

Слайд 7Единство жизни
Например, дерево состоит из корней, ствола, листьев, коры и пр.


Но является ли оно простой механической суммой этих частей?
Отдельные части соединены в дереве не механически, а органически
Они так тесно взаимозависимы и связаны, что без одного из них невозможно любое другое.

Слайд 8Жизнь – органическое единство
Дерево есть нечто гораздо большее, чем просто сумма

составляющих его частей, оно является органическим единством
Попробуйте дерево разложить на отдельные части: отдельно корни, отпиленный ствол, сорванная кора, ворох оборванных листьев.
Будет ли в этом случае дерево собой?
Оно более не существует, потому что нет его жизни,
вместо органического единства – набор безжизненных элементов.

Слайд 9Жизнь постоянно ускользает от разума
Основной особенностью разума является стремление выделить в

целом части и рассмотреть каждую в отдельности.
Разум неспособен уловить или понять целостность и единство вещи, для этого ему необходимо рассмотреть ее внутреннюю структуру, открыть элементы, из которых она состоит, и узнать их взаимодействие.

Слайд 10Ограниченность разума
Разум подходит к предметам аналитически или механически, то есть -

расчленяет все сложное на простые составные элементы.
Но любая жизнь умирает подобным разложением, и предмет перестает быть собой.
Поэтому данная методология неприемлема

Слайд 11Жизнь –иррациональна (от лат. irrationalis – неразумный)
Жизнь (единственная существующая реальность) построена

по иным принципам, нежели разум  и поэтому неподвластна ему.
Надо искать иные, не рассудочные формы постижения действительности, которые позволят увидеть целое и органическое, – истинно сущее.

Слайд 12Артур Шопенгауэр
ВОЛЮНТАРИЗМ - учение о воле как первооснове всего сущего.
В

основе человеческой жизни –
движение, лишенное цели.
Воля – слепой импульс
Этот импульс действует
без цели, а значит человека
постоянно мучает чувство неудовлетворенности.

Слайд 13Воля как проявление космической силы
Сущность личности составляет воля, которая независима от

разума.
Эта воля есть слепое хотение, которое неотделимо от телесного существа, а именно человека.
Она представляет собой проявление некой космической силы, мировой воли, составляющей истинное содержание всего сущего.

Слайд 14Жизнь как желание и удовлетворение
Желание - это страдание, так как удовлетворение

желания скоро насыщает человека
Удовлетворение потребности приводит к пресыщению и скуке, возникает отчаяние.
Счастье - это не блаженное состояние, а только избавление от страдания, но это избавление сопровождается новым страданием, скукой.
В мире господствует мировое зло, которое неискоренимо,
счастье иллюзорно,
а страдание неотвратимо,
оно коренится в самой "воле к жизни".

Слайд 15Оптимизм - это насмешка над страданиями человека
Человек сгибается под тяжестью

жизненных нужд,
Он постоянно живет под угрозой смерти и страшится ее.
Философия и религия
создают лишь иллюзию
жизненной цели.


Слайд 16Мир как представление, мир как воля
Реальный «мир как воля» отличается

от воображаемого «мира как представления».
Если «мир как представление» в качестве «мозгового феномена» существует только в интеллекте, «сознании», то
«мир как воля» действует без интеллекта и сознания – как «бессмысленная», «слепая», не знающая усталости «воля к жизни».


Слайд 17Фридрих Ницше: воля к власти
Воля - первична по отношению к сознанию

и мышлению
«Я обладаю волей и
действую, следовательно,
я живу». Жизнь - это слепое
иррациональное начало мира.
Жизнь только средство
к чему-то: она есть выражение
форм роста власти”.

Слайд 18Идея сверхчеловека
Становление Сверхчеловека не имеет ничего общего с биологической эволюцией или

мутацией.
Сверхчеловек — это человек, достигший нового понимания себя, способный преодолеть хаос своих страстей, достигнуть гармоничности и целостности духовной жизни
Это человек, который своей мощной волей продолжает существование мира, приходит в историю в ее критические моменты.

Слайд 19Идея сверхчеловека
Жизнь как реализация человеком «воли к власти» -
это сфера

творения смысла, это сверх-жизнь,
лишенная привычной моральной нормативности.
Сверхчеловек – создатель и носитель новых ценностей и новой морали (духовное творчество, полная концентрация воли к власти, самосовершенствование)

Слайд 20Ф.Ницше
Ф.Ницше никогда не призывал толкать слабого, более того, теория сверхчеловека подразумевала

не торжество одних над другими, а победу творческого начала над разрушительным, животным.
Ф.Ницше полностью отрицал агрессию. В его представлении человек мог преодолеть только самого себя.



Слайд 21Вильгельм Дильтей
"Что есть человек, может сказать ему только его история".
Понятия

«жизнь» и
«историческая действительность» равнозначны
«Жизнь .... по своему материалу
составляет одно с историей»
История как целое не имеет своего смысла
Смыслом обладают лишь отдельные эпохи –
«культурные системы» индивидуальной структуры.




Слайд 22Анри Бергсон
Необходимо "дополнить теорию познания теорией жизни".
«Жизнь" ускользает от нас


только потому, что
мы пытаемся схватить ее
интеллектуальными средствами,
что похоже на попытку зачерпнуть воды
решетом.
     Сущность жизни может быть постигнута только с помощью ИНТУИЦИИ.
Концепция развития - "творческая эволюция".
Эволюция есть "творчество", "жизненный порыв".



Слайд 23Разум омертвляет жизнь
Разум не способен постичь жизнь, так как своей деятельностью

только омертвляет ее
Наука, построенная на разуме, тоже не в состоянии проникнуть в реальность, будучи безнадежно оторванной от жизни.
Научное познание построено на аналитической, то есть разлагающей процедуре:
разбивая изучаемое на части, оно упускает главное, за сплетением корней и ветвей не видит леса.

Слайд 24Интуиция (от лат. intueri – пристально, внимательно смотреть)
Интуиция - способ познания
Способность

к непосредственному обнаружению истины безо всяких обоснований и доказательств.
Интуитивное понимание –
это не рассуждение, а озарение.
Интуиция не подчиняется никаким законам и не построена ни на каких принципах

Слайд 25Интуиция как метод особого философского познания
Искусство (особая форма человеческого духа) представляет

интуитивное постижение действительности.
Художник никогда не анализирует и не препарирует предмет своего внимания, но пытается уловить его таким, каков он есть, во всей его сложности и непостижимости.
Философия должна сблизиться с искусством и заимствовать из его арсенала разнообразные ненаучные способы и приемы освоения мира.

Слайд 26Философия жизни. Вывод.
Жизнь складывается из чувств, желаний, эмоций, интеллекта, воли, памяти,

воображения и др.
Только нерасчленимая,
единая взаимосвязь
всех этих компонентов
и образует живое явление,
уникальное и непостижимое
в своей органичности и гармонии.
Целостность и неразделенность - главная и неотъемлемая черта любой жизни, без которой она невозможна.

Слайд 27Датский философ Сёрен Кьеркегор - основатель экзистенциализма
Существование всегда индивидуально, есть только

частное, конкретное, единичное
Все общее – это конструкция
ума и реально не существует.
Например, «Человек»
есть всего лишь понятие,
название, термин, которым мы
обозначаем некие общие черты,
присущие всем людям.
Но является ли «Человек» реальностью?

Слайд 28Проблема единичного и общего
Человек вообще - не существует. А что тогда

реально?
Не обозначают никакого действительного существования такие термины как «мужчина», «женщина», «европеец», «китаец», «древний грек», «современный американец» и т.п.
Очевидно, что существовать по-настоящему может только единичный, конкретный, данный человек, а не обобщенные его названия.

Слайд 29Экзистенция (от лат. existentia – существование)
Предметом философии может быть только «экзистенция»

(единичное, индивидуальное существование).
Общее: «человечество», «общество», «история» -
это фантомы или фантастическая среда
Подлинная действительность сосредоточена в отдельных людях,
Каждый человек в силу своей единичности уникален и неповторим
Каждый человек является высшей ценностью и настоящим предметом философского внимания.

Слайд 30Общая характеристика
Идеи экзистенциализма получили развитие в ХХ веке в трудах Мартина

Хайдеггера, Карла Ясперса, Альбера Камю, Жана-Поля Сартра, Симоны де Бовуар и др.
На экзистенциализм оказали преобладающее влияние идеи философии жизни
Экзистенциализм как яркое проявление нон-комформизма явился своеобразной реакцией на духовный кризис, вызванный войнами и страданиями.

Слайд 32Общая характеристика
В ситуации безнадежности и душевной растерянности
призыв экзистенциалистов к человеческой

подлинности, к чувству человеческого достоинства оказался источником мужества и нравственной стойкости.
Обычно различают экзистенциализм:
религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель, А. Бердяев и др.) и
атеистический (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.)

Слайд 33Познание через переживание
Нельзя собственную жизнь (а она и является экзистенцией) сделать

объектом наблюдения, то есть посмотреть на нее извне, со стороны.
Наша жизнь всегда с нами и неотделима от нас, поэтому постижение ее представляет собой большую трудность.
Экзистенция не поддается рациональному или научному познанию, которое может иметь дело только с объектами.
Единственный способ постичь индивидуальное существование – это
пережить и описать его так, как оно открывается в непосредственном переживании

Слайд 34Экзистенция – это одиночество
Индивидуальная жизнь - только твоя.
Никто не проживет

твою жизнь за тебя, никто не сможет умереть вместо тебя.
Ты один на один со своей жизнью и помощи ждать неоткуда.
Каждый из нас безысходно одинок.

Слайд 35

Жизнь и смерть




Любая вещь лучше всего понимается через собственную противоположность.
Если существовал бы  только день, а ночи не было бы вовсе, то могли бы мы знать, что такое день?
Следовательно, и жизнь наиболее полно может раскрыться перед лицом смерти.
Именно через смерть мы можем уловить экзистенцию,
увидеть ее, получить о ней некое представление.


Слайд 36 А.Камю: жизнь как абсурд

Непрерывный и бессмысленный
труд Сизифа как метафора
современной жизни, потраченной на бесполезный труд на фабриках и в офисах. «Сегодняшний рабочий каждый день своей жизни трудится над одной и той же задачей, и эта судьба не менее абсурдна. Но это трагично только в редкие моменты, когда это осознаётся

Слайд 37 Жизнь – борьба со смертью


Между

царством природы и миром богов находится человек – самое трагическое и несчастное существо, которому достался наиболее незавидный удел:
Быть смертным и Знать об этом.
Человек непроизвольно и бессознательно пытается убежать от смерти.
В жизненной активности мы не только убегаем от смерти, но и боремся с ней, отрицаем ее каждым полноценным и жизнеутверждающим днем своего существования.

Слайд 38Почему человек задумывается о смысле жизни?
Потому что есть смерть.
Если бы ее

не было, то вопрос о смысле жизни не мог бы возникнуть.
Зачем жить, если я все равно умру; и если мне суждено умереть, что я должен сделать в отпущенное мне время, чтобы моя жизнь что-то из себя представляла, была чем-то, была жизнью, а не пустотой или живой смертью?
Что делать – суть любого
вопроса о смысле жизни.

Слайд 39Право выбора
Разум - главная отличительная
черта человека, в силу которой у


него есть знание о смерти.
Человек знает, что хорошо и что плохо.
Животные лишены разума, а потому живут инстинктом и ничего не знают о добре и зле.
Животные, будучи лишенными всякого выбора,
являются несвободными существами.
Человек – свободен сделать выбор.

Слайд 40Ж.-П.Сартр – идея свободы
«Человек осужден быть свободным».
Свобода – это, прежде

всего, наличие выбора.
Через сознание и выбор индивид придает миру ценность и значение.
свобода не как свобода духа,
ведущая к бездействию, а
как свобода выбора:
узник свободен принять
решение — смириться или
бороться за свое
освобождение.

Слайд 41Выбор – индивидуальная ответственность
Если человек выбирает зло, то виноват в этом

только он сам и несет за это полную ответственность.
Таким образом, настоящая вина всегда свободна
Где нет свободы, там нет и вины
Человек, как свободное существо, ответственен:
за все совершаемое им,
за все, творящееся вокруг,
потому что живет в происходящем, осознает его, а значит является его участником.

Слайд 42Человек и общество
Чувство вины и ощущение ответственности, равно как и страх

перед смертью – слишком тяжелое бремя.
Пытаясь избавиться от этих тяжелых обстоятельств жизни,
Человек растворяет себя
в обществе, однако, жизнь
в обществе –
эфемерное, неподлинное
существование
Раствориться в массе людей невозможно.



Слайд 43К.Ясперс: экзистенциальная коммуникация
Структуру человеческого
бытия составляет общение
индивида с другими.
"Мы

являемся тем, что мы
являемся, только благодаря
общности взаимного
сознательного понимания.

Слайд 44К.Ясперс
Не может существовать человек сам по себе, просто как отдельный индивид...


Все то, что есть человек и что есть для человека... достигается в коммуникации".
Экзистенциальная коммуникация отличается от тех ролей, которые играет человек, выступая как ученый, политик и т.п.
Экзистенциальная коммуникация выступает как духовное общение


Слайд 45Вывод. Цель философии экзистенциализма
Цель экзистенциализма - отыскать утерянный смысл человеческого существования.


Философия экзистенциализма - критика неподлинного человеческого существования в современном мире.
Мир, в котором проходит жизнь человека - мир анонимности, не-подлинности. В этом мире правят толпа, любопытство, двусмысленность и болтовня.
Это мир абсурда.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика