325 г. – Никейский собор,
принимается Символ веры.
Основные проблемы:
1) Троичность Бога
2) Природа Христа
3) Свобода воли (и теодицея)
4) Вера и разум в познании
Аврелий Августин
или Блаженный Августин
(354 – 430)
Идея непрерывного творения
Провиденциализм
Основные функции души – мысль, память, воля
Время – единство прошлого, будущего и настоящего, удерживаемое сознанием
Свобода воли:
Грех – часть природы человека, поэтому
без помощи Бога человек не может не грешить.
Т.е. свобода воли есть источник зла.
Путь разума
«Верую, ибо нелепо» Тертуллиан (160-220)
«Верую, чтобы понимать»
Ансельм Кентерберийский (1033—1109)
«Понимаю, чтобы веровать»
П.Абеляр (1079-1142)
Суть: любой вопрос можно решить
с помощью логики.
Опиралась на Аристотеля
«Концепции двойственной истины»
Доказательства бытия Бога:
1. Бог как перводвигатель;
2. как первопричина;
3. как абсолютно необходимая причина;
4. высшее совершенство;
5. Бог «есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе».
Идея однократного творения
Человек – это единство души и тела
Опирался на Аристотеля
Универсалии – общие понятия.
Т.е. виды и роды.
Реализм
(лат. realis,
действительный) –
философское учение,
утверждающее, что
универсалии
существуют реально
и независимо
от сознания.
Номинализм
(лат. nomen, имя) –
философское учение,
утверждающее, что
реальны лишь
единичные вещи,
а универсалии
сами по себе
(вне мышления
и речи)
не существуют.
Концептуализм
(лат. сonceptus, понятие) –
философское учение,
которое,
не приписывая
общим понятиям
самостоятельной
онтологической
реальности,
утверждает, что
они воспроизводят
сходные (общие)
признаки
единичных вещей.
Универсалии – общие понятия.
Т.е. виды и роды.
Реализм:
универсалии есть
реальные сущности
Номинализм:
универсалии есть
имена, т.е. слова
Концептуализм:
универсалии есть
понятия разума
Универсалии – общие понятия.
Т.е. виды и роды.
Фома Аквинский признавал
троякое существование универсалий:
1) до конкретных вещей— в уме Бога;
2) в конкретных вещах;
3) после конкретных вещей — в уме человека (как впечатления от них).
Роджер Бэкон
(ок. 1214 - 1292)
Номинализм
(есть только единичные вещи)
Эмпиризм
1459г. – основание во Флоренции Платоновской Академии
(гл.представители –
Марсилио Фичино
Джованни Пико дела Мирандола)
Ф.Петрарка «О монашеском досуге»:
“На что следует надеяться в божественных делах, этот вопрос предоставим ангелам, из которых даже наивысшие пали под его тяжестью. Конечно, небожители должны обсуждать небесное, мы же – человеческое”.
Франческо Петрарка
(1304—1374)
Николай Кузанский
(1401 – 1464)
Основные идеи:
1. «Ученое незнание»
2. Принцип совпадения противоположностей
Трактат «Государь»
Томмазо Кампанелла
(1568 – 1639)
«Город Солнца»
2. Развитие техники.
Исаак Ньютон
(1643-1727)
В философии на первый план выходят проблемы гносеологии.
«Знание – сила!»
Универсальный метод - дедукция
Аксиоматический метод:
истина – то, что воспринимается ясно и отчетливо.
Системе знаний нужен надежный фундамент
Разум новорожденного - tabula rasa
(лат. чистая доска)
Готфрид Вильгельм Лейбниц
(1646-1716)
Врожденные идеи – не в готовом виде, они скорее в виде предрасположений, актуализируемых опытом.
Опыт не может дать необходимого знания и
правил умозаключений.
Продолжает линию Р.Декарта
Готфрид Вильгельм Лейбниц
(1646-1716)
Существуют
Истины факта
(случайны, противоположное возможно)
Истины разума
(необходимы, противоположное невозможно)
Барух (Бенедикт) Спиноза
(1632 - 1677)
Монизм
Плюрализм
Г.В.Лейбниц
Дуализм
Субстанция = Бог = природа
Пантеизм
Субстанций множество
Это монады
Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого…
Sapere aude! — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения.
И.Кант
Важнейшие идеи:
1) Разум - единственное средство и способ познания человека и общества.
2) Разум один и тот же для всех мыслящих субъектов, для всех наций, эпох и культур.
3) разум – это ключ к решению не только научных и философских, но и социальных проблем.
Жан Лерон Д'Аламбер
(1717–1783)
Дени Дидро
(1713-1784)
Вольтер
(Мари Франсуа Аруэ)
(1694-1778)
Клод Адриан Гельвеций
(1715-1771)
Жан-Жак Руссо
(1712-1778)
Социальные теории
Жюльен Офре
де Ламетри
(1709-1751)
Деизм
Теория разумного эгоизма
Клод Адриан Гельвеций
(1715-1771)
Джон Локк (1632—1704)
Томас Гоббс
(1588 – 1679)
Жан-Жак Руссо
(1712-1778)
- часть свободы
Томас Гоббс
(1588 – 1679)
- часть свободы
Джон Локк (1632—1704)
- часть свободы
Полная свобода
+
риск
Частичная свобода
+
гарантия соблюдения естественных прав
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть