Философия Средних веков презентация

Содержание

Философия Средних веков Название дали итальянские гуманисты конца XV в.: medium aevum, «Средние века». Периодизация: раннее Средневековье (V-IX вв.); 2) классическое (высокое) Средневековье (X-XIV вв.);

Слайд 1Философия Средних веков


Слайд 2Философия Средних веков
Название дали итальянские гуманисты конца XV в.:
medium aevum, «Средние

века».

Периодизация:
раннее Средневековье (V-IX вв.);

2) классическое (высокое) Средневековье
(X-XIV вв.);

3) позднее Средневековье
(XV — середина XVII вв.) (?)

Слайд 3Особенности средневековой философии
1) теоцентризм;
2) креационизм;
3) провиденциализм;
4) идея Откровения;
5) традиционализм.


Слайд 4Периодизация развития средневековой философии
1 этап – патристика
II-VIII вв.
(от греч. πατήρ, или

лат. pater, «отец»)
«Учение отцов церкви»


2 этап – схоластика
IX- XV вв.
(лат. scholastica
от греч. σχολαστικός – школьный)




Слайд 5Патристика (II-VIII вв.)




«Патристика – это христианская Античность»
С.Аверинцев
Ранний период патристики – апологетика


(от греч. «защищаюсь», «оправдываюсь»)

325 г. – Никейский собор,
принимается Символ веры.

Основные проблемы:
1) Троичность Бога
2) Природа Христа
3) Свобода воли (и теодицея)
4) Вера и разум в познании


Слайд 6Патристика (II-VIII вв.)

Теоцентризм и фатализм

Главные темы – Бог и человеческая душа











Аврелий Августин
или Блаженный Августин
(354 – 430)




Идея непрерывного творения

Провиденциализм


Основные функции души – мысль, память, воля

Время – единство прошлого, будущего и настоящего, удерживаемое сознанием

Свобода воли:
Грех – часть природы человека, поэтому
без помощи Бога человек не может не грешить.
Т.е. свобода воли есть источник зла.


Слайд 7Проблема веры и разума в познании
Путь веры
(принятие за истину без

доказательств)

Путь разума


«Верую, ибо нелепо» Тертуллиан (160-220)

«Верую, чтобы понимать»
Ансельм Кентерберийский (1033—1109)

«Понимаю, чтобы веровать»
П.Абеляр (1079-1142)


Слайд 8Схоластика (IX- XV вв.)
Рационализация положений христианского вероучения.











Важные проблемы:
1. Вера и

разум в познании
2. Доказательства бытия Бога
3. Проблема универсалий

Суть: любой вопрос можно решить
с помощью логики.

Опиралась на Аристотеля


Слайд 9Схоластика (IX- XV вв.)
Фома Аквинский (1225/1226—1274)
В 1879 учение Фомы Аквинского (томизм)

было признано официальной философской доктриной католицизма.

«Концепции двойственной истины»

Доказательства бытия Бога:
1. Бог как перводвигатель;
2. как первопричина;
3. как абсолютно необходимая причина;
4. высшее совершенство;
5. Бог «есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе».

Идея однократного творения



Человек – это единство души и тела

Опирался на Аристотеля


Слайд 10Схоластика (IX- XV вв.)
Спор об универсалиях
Универсалии (лат. universalis, общий) –

слова (термины), обозначающие всё то, что может говориться о единичных вещах (их свойства, отношения).

Универсалии – общие понятия.

Т.е. виды и роды.

Реализм (лат. realis, действительный) – философское учение, утверждающее, что универсалии существуют реально и независимо от сознания.

Номинализм (лат. nomen, имя) – философское учение, утверждающее, что реальны лишь единичные вещи, а универсалии сами по себе (вне мышления и речи) не существуют.

Концептуализм (лат. сonceptus, понятие) – философское учение, которое, не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности, утверждает, что они воспроизводят сходные (общие) признаки единичных вещей.


Слайд 11Схоластика (IX- XV вв.)
Спор об универсалиях
Универсалии (лат. universalis, общий) –

слова (термины), обозначающие всё то, что может говориться о единичных вещах (их свойства, отношения).

Универсалии – общие понятия.

Т.е. виды и роды.

Реализм: универсалии есть
реальные сущности

Номинализм:
универсалии есть
имена, т.е. слова

Концептуализм:
универсалии есть
понятия разума


Слайд 12Схоластика (IX- XV вв.)
Спор об универсалиях
Универсалии (лат. universalis, общий) –

слова (термины), обозначающие всё то, что может говориться о единичных вещах (их свойства, отношения).

Универсалии – общие понятия.

Т.е. виды и роды.

Фома Аквинский признавал
троякое существование универсалий:
1) до конкретных вещей— в уме Бога;
2) в конкретных вещах;
3) после конкретных вещей — в уме человека (как впечатления от них).



Роджер Бэкон
(ок. 1214 - 1292)

Номинализм
(есть только единичные вещи)

Эмпиризм



Слайд 13Философия эпохи Возрождения
XIV – XVI вв.
(зависит от страны)

Началось в

Италии
(Флоренция).

1459г. – основание во Флоренции Платоновской Академии
(гл.представители –
Марсилио Фичино

Джованни Пико дела Мирандола)


Слайд 14Философия эпохи Возрождения
Основные черты философии
1. Гуманизм
2. Антропоцентризм
от «studia humanitatis» (грамматика, риторика,

поэзия, история, этика)
или
выведение на первый план проблемы человека, утверждение самоценности человеческой личности

Ф.Петрарка «О монашеском досуге»:
“На что следует надеяться в божественных делах, этот вопрос предоставим ангелам, из которых даже наивысшие пали под его тяжестью. Конечно, небожители должны обсуждать небесное, мы же – человеческое”.

Франческо Петрарка
(1304—1374)


Слайд 15Философия эпохи Возрождения
Пантеизм – это философское учение,
сближающее (вплоть до отождествления)

природу и Бога.

Николай Кузанский
(1401 – 1464)

Основные идеи:

1. «Ученое незнание»

2. Принцип совпадения противоположностей


Слайд 16Философия эпохи Возрождения
Натурфилософия
Николай Коперник (1473–1543)
Гелиоцентрическая
модель
Галилео Галилей
(1564–1642)
"Книга природы" написана

на языке математики.

Слайд 17Философия эпохи Возрождения
Натурфилософия
Пантеизм
Джордано Бруно
(1548– 1600)
Основные идеи:

1) «Природа есть Бог в

вещах»
2) Вселенная бесконечна

3) Есть бесконечное множество миров, подобных нашему

Слайд 18Философия эпохи Возрождения
Социальная философия
Никколо Макиавелли
(1469 – 1527)
Утописты
Томас Мор
(1478 – 1535)


Трактат «Государь»

Томмазо Кампанелла
(1568 – 1639)

«Город Солнца»


Слайд 19Философия Нового времени
3. Формирование первой научной картины мира – механистической.
Особенности периода:
1.

Бурное развитие науки.
«Точная наука – это философия Нового времени».

2. Развитие техники.


Слайд 20Механистическая картина мира
1) Материя — это вещество, состоящее из атомов;
2) все

движение - механическое;
3) пространство и время существуют независимо от материи;
4) Вселенная есть механизм, существующий по строгим законам;
5) у живого нет особой специфики.

Исаак Ньютон
(1643-1727)

В философии на первый план выходят проблемы гносеологии.


Слайд 21Гносеологические проблемы периода Нового времени:
достоверность результатов познания;

2. универсальный научный метод.



Рационализм
Эмпиризм


Слайд 22Эмпиризм
Фрэнсис Бэкон (1561—1626)
Среди указаний, или признаков, нет более верного и заслуживающего

внимания, чем принесенные плоды. Ибо плоды и практические изобретения суть как бы поручители и свидетели истинности философий.
«Новый Органон»

«Знание – сила!»


Слайд 23Эмпиризм
Фрэнсис Бэкон (1561—1626)
Проблема достоверности знания
Учение об «идолах» («призраках») разума


Слайд 24Эмпиризм
Фрэнсис Бэкон (1561—1626)
Проблема универсального метода
научного познания
Опыт
Теория
!
Универсальный метод – индукция!


Слайд 25Рационализм
Рене Декарт (1596-1650)
1. Cogito ergo sum (мышление, разум)
2. Бог существует

(доказательство – само наличие представления о нем)
3. Бог дает человеку врожденные идеи


Универсальный метод - дедукция

Аксиоматический метод:
истина – то, что воспринимается ясно и отчетливо.

Системе знаний нужен надежный фундамент


Слайд 26Рационализм
Рене Декарт (1596-1650)
Cogito ergo sum


Слайд 27Проблема познания
Сенсуализм
(форма эмпиризма)
Рационализм
Джон Локк (1632—1704)
Готфрид Вильгельм Лейбниц
(1646-1716)


Слайд 28Проблема познания
1. Сенсуализм
Джон Локк (1632—1704)
Врожденных идей не существует
«Нет ничего в разуме,


чего не было бы
в ощущениях»

Разум новорожденного - tabula rasa (лат. чистая доска)


Слайд 29Проблема познания
2. Рационализм
«Нет ничего в разуме,
чего не было бы
в

ощущениях,
кроме самого разума»


Готфрид Вильгельм Лейбниц
(1646-1716)

Врожденные идеи – не в готовом виде, они скорее в виде предрасположений, актуализируемых опытом.

Опыт не может дать необходимого знания и
правил умозаключений.

Продолжает линию Р.Декарта


Слайд 30Проблема познания
2. Рационализм
«Нет ничего в разуме,
чего не было бы
в

ощущениях,
кроме самого разума»


Готфрид Вильгельм Лейбниц
(1646-1716)

Существуют

Истины факта
(случайны, противоположное возможно)

Истины разума
(необходимы, противоположное невозможно)


Слайд 31Проблема субстанции

Они соединяются только в человеке
Их две:
протяженная (материальная);
мыслящая (духовная).
Р.Декарт


Барух (Бенедикт) Спиноза
(1632 - 1677)

Монизм

Плюрализм

Г.В.Лейбниц

Дуализм

Субстанция = Бог = природа
Пантеизм

Субстанций множество
Это монады


Слайд 32Философия эпохи Просвещения
18 век, Просвещение
(франц. Lumière,
нем. Aufklärung,
англ. Enlightenment)


Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого…
Sapere aude! — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения.
И.Кант


Слайд 33Философия эпохи Просвещения
18 век, Просвещение
(франц. Lumière,
нем. Aufklärung,
англ. Enlightenment)


Важнейшие идеи:
1) Разум - единственное средство и способ познания человека и общества.

2) Разум один и тот же для всех мыслящих субъектов, для всех наций, эпох и культур.

3) разум – это ключ к решению не только научных и философских, но и социальных проблем.


Слайд 34Философия эпохи Просвещения
«Энциклопедия, или
Толковый словарь наук, искусств и ремесел»
(1751–1780)


Жан Лерон Д'Аламбер
(1717–1783)

Дени Дидро
(1713-1784)

Вольтер
(Мари Франсуа Аруэ)
(1694-1778)

Клод Адриан Гельвеций
(1715-1771)

Жан-Жак Руссо 
(1712-1778) 


Слайд 35Философия эпохи Просвещения
Важнейшие понятия:
разум
природа
воспитание
суверенная личность
- здравый смысл


Учение о

природе

Социальные теории


Слайд 36Философия эпохи Просвещения
1. Учение о природе
Материализм
Атеизм
Поль Гольбах
(1723 – 1789)
Вселенная,

это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет нам лишь материю и движение. Ее совокупность раскрывает перед нами лишь необъятную и непрерывную цепь причин и следствий.
П.Гольбах «Система природы»

Жюльен Офре
де Ламетри
(1709-1751) 

Деизм


Слайд 37Философия эпохи Просвещения
2. Социальные теории
1) Человек – естественное, природное существо, все

его свойства определены природой;

2) им движет «любовь к себе», забота о себе;

3) разум позволяет понять, что нужно ограничить себя, учесть интересы других людей для собственной же выгоды.

Теория разумного эгоизма

Клод Адриан Гельвеций
(1715-1771)


Слайд 38Философия эпохи Просвещения
2. Социальные теории
Теория общественного договора


естественное состояние

государство

Джон Локк (1632—1704)

Томас Гоббс
(1588 – 1679)

Жан-Жак Руссо 
(1712-1778) 


- часть свободы


Слайд 39Философия эпохи Просвещения
2. Социальные теории
Теория общественного договора


естественное состояние

государство

Томас Гоббс
(1588 – 1679)


- часть свободы


Слайд 40Философия эпохи Просвещения
2. Социальные теории
Теория общественного договора


естественное состояние

государство

Джон Локк (1632—1704)


- часть свободы


Полная свобода
+
риск

Частичная свобода
+
гарантия соблюдения естественных прав



Слайд 41Философия эпохи Просвещения
2. Социальные теории
Жан-Жак Руссо 
(1712-1778) 

«Нетипичный» просветитель
«Золотой век»


Появление частной собственности



Возникновение государства



Несправедливость,

злоба, неравенство

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика