Слайд 1ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Слайд 2
Лекция
Философия Нового времени
Разработчики:
Конашкова А.М – к. ф. н., старший
преподаватель
каф. Философии
Замощанский И.И. – к. ф. н., старший
преподаватель каф. Философии
Слайд 3Основные компетенции
Способность и готовность к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и
личностно значимых философских проблем
Способность к критическому восприятию информации, ее анализу и синтезу
Слайд 4Содержание
∙ Процесс познания (гносеология)
∙ Изменение отношения «человек-мир»
∙ Создание универсального метода исследования
природы
∙ Возникновение науки
∙ Преодоление субъективности
∙ Человек как познающий субъект, природа – как объект
∙ Эмпиризм и индуктивный метод
∙ Рационализм и аксиоматический метод
Слайд 5Выдающиеся философы эпохи
Джон Локк
Френсис Бэкон
Давид Юм
Готфрид
Лейбниц
Рене Декарт
Дэвид Беркли
Слайд 6ПЕРСОНАЛИИ
Ф. Бэкон (1561-1626) – англичанин, родоначальник эмпиризма, лорд-канцлер и хранитель королевской
печати. Был уличен в получении взятки и отправлен в отставку.
Дж. Локк (1632-1704) – английский врач, политик, философ. Развивал эмпиризм.
Д. Беркли (1685-1753) – английский эпископ, эмпирик, философ.
Д. Юм (1711-1776) – сторонник эмпиризма, философский скептик, оказал значительное влияние на И. Канта.
Р. Декарт (1596-1660) – французский философ, математик, создатель аналитической геометрии, родоначальник рационализма.
Г. Лейбниц (1646-1716) – немецкий философ, приверженец рационализма, создал учение о множественности субстанций.
Слайд 7Онтологический аспект философии Нового времени
Субъект
Объект
Новое время
(человек)
(мир, природа, вещи)
- Субъект наделяется чертами
активности, деятельности, возможностью познания и преобразования окружающего мира
- Мир теперь воспринимается как пассивный объект, существующий для приложения сил и способностей человека
Слайд 8Онтологический аспект философии Нового времени
∙ Из природы изымается понятие цели.
∙
Происходит десакрализация природы. Основой восприятия мира становится образ механизма, машины.
∙ Такое понимание природы ориентирует человека в направления активной деятельности.
∙ Возвеличивание разума, вера в его безграничные возможности
∙ Противопоставление субъекта и объекта, человека и мира, дуализм.
Слайд 9Эмпиризм
∙ Согласно эмпиризму информацию о мире мы получаем из опыта
посредством органов чувств.
∙ Сначала через органы чувств мы накапливаем различные данные.
∙ Затем разум обрабатывает их: анализирует, систематизирует, классифицирует.
Слайд 10Первичность опыта
Внешний мир - источник всех значений
Нет ничего в разуме,
чего бы не было в чувствах
Основа познания – опыт
Разум – чистая доска, на которой опыт пишет свои письмена
Слайд 11Индуктивный метод
∙ Размышление от частного к общему.
∙ Через органы
чувств фиксируются некоторые частные факты, а затем обнаруживается их общий признак.
∙ Для подведения под общее необходим эксперимент или опыт.
Слайд 12Сильные стороны индуктивного метода
∙ Непосредственная очевидность объекта
∙ Простота и
доступность
∙ Возможность проверки, полученных данных
∙ Неограниченность обобщения
Слайд 13Слабые стороны индуктивного метода
∙ Ограниченность полной индукции
∙ Возможность ошибки в непосредственном
восприятии
Слайд 14Рационализм
∙ Данные органов чувств не могут служить основой познания, в них
можно усомниться
∙ Опыт всех людей различен
∙ Нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах, кроме самого разума
∙ Научное исследование должно строится путем выведения знаний из самоочевидных, данных разуму изначально, аксиом
Слайд 15Дедуктивный метод
∙ Выведение из аксиом
∙ Внутренняя очевидность, ясность и отчетливость
∙
Несомненность мышления
∙ Врожденные идеи
∙ Очистительная сила радикального сомнения
Слайд 16Основные выводы
∙ В Новое время происходит возникновение и философское обоснование экпериментально-математического
познания природы
∙ Мировоззренческим ориентиром становится вера в прогресс, научно-техническое развитие и безграничные возможности человеческого разума
∙ Перед философией встает проблема создания универсального метода научного познания природы
Слайд 17Рекомендуемая литература
∙ Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 1999.
∙ Хайдеггер
М. Европейский нигилизм // Проблема человека в западной философии / Отв. ред. П.С. Гуревич. М., 1988
∙ Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980.
∙ Лазарев В.В. Становление философского сознания Нового времени. М., 1987.