Слайд 1Философия
Николая Кузанского
последний великий мыслитель средневековья
и первый — гуманистической
философии.
Слайд 2Николай Кузанский
(1401-1464)
Николай Кузанский (наст. фамилия Кребс, 1401-1464)-
Родился в крестьянской
семье (местечко Кузы в Юж. Германии), рано познакомился с народными мистическими движениями, получил хорошее светское (математика, медицина) и богословское образование.
Приняв священство, К. достиг высших постов в иерархии Римо-католической церкви—кардинала и легата по всей Германии (1450), а при папе Пие II—генерального викария в Риме.
Слайд 3
Сочинения
трактат «Об ученом незнании» («De docta ignorantia» (1440).
«О предположениях» (не
позже 1444).
четыре диалога под общим названием «Простец»: «О сокрытом Боге», «Об искании Бога», «О Богосыновстве», «О даре Отца светов» (1445-1447)
«О видении Бога» (1453),
«О возможности-бытии» (1460),
«О неином» (1462)
«О берилле» («Духовные очки», 1458), «Об охоте за мудростью» (1463), «Об игре в шар» (1463), «О вершине созерцания» (1464).
Слайд 4Теоретические истоки философии
Николая Кузанского
1) апофатическая мистика Ареопагита - Экхарта, в
частности - концепция тождества света - тьмы, знания - незнания на вершинах богопознания.
2) схоластика, из которой К. усваивает толкование Бога как абсолютного Бытия, а также мира как нисходящей иерархии субстанций (реализм), а каждой вещи как неповторимой индивидуальности (номинализм), но при этом фактически отодвигает на задний план понимание Бога, как абсолютной действительности (Акта)
3) пифагорейской мистики числа, космология Анаксагора (принцип “все во всем”), неоплатоническая идеи эманации.
Слайд 5Основные идеи
философии Кузанца
идея совпадения противоположностей (coincidentia oppositorum),
идея взаимосвязи всех природных
явлений,
учение о бесконечности Вселенной,
Учение о человеке как микрокосме.
Слайд 6Онтология Кузанца: Бог
Бог - Возможность – бытие
Бог, по мысли К.,
есть имманентная миру абсолютная потенция и мощь созидания
Бог - Неиное во всех своих уникально- неповторимых проявлениях остается одним и тем же.
Бог- абсолютно- простое тождество абсолютных противоположностей - всего и ничего, “абсолютного минимума” и “абсолютного максимума”.
Бог - онтологический центр мира, свет Его ума оформляет сущее как математически- исчислимую и геометрически- наглядную красоту пропорций.
Слайд 7Онтология Кузанца: мир
Мир - иерархия субстанций, каждая из которых представляется в
виде понятий формы, идеи, энергии, числа.
По своему бытию всякая вещь индивидуально- самостоятельна, но по сущности - “все во всем под формой каждого”.
Космос К. структурирован и динамичен.
Слайд 8Онтология:
отношения Бог-Мир
"Бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие
мира в Боге" [«О предположениях», II, 7, 107].
Т. зр Кузанца – это синтез христианской идеи творения и неоплатонической идеи эманации
“Ничто”, из которого создается мир, оказывается “внутри” Бога,
«Изобильное Ничто» Божества саморазворачивается в мир, в котором возникает новое и индивидуально- неповторимое бытие.
В категорииях: актуально-бесконечное—потенциально бесконечное – конечное
Слайд 9Онтология:
отношения Бог-Мир в категориях: актуально-бесконечное—потенциально бесконечное – конечное
актуально-бесконечное – Бог, Абсолютное,
являющее собой тождество абсолютного максимума и абсолютного минимума бытия.
потенциально бесконечное - мир идей в уме Бога, которые суть сущности (формы, энергии, числа) индивидуальных вещей
Конечное - индивидуальные вещи конечного мира
У К. бесконечный Бог стремится в конечный мир, а конечный мир в Бога, никогда не совпадая, подобно функции и пределу, либо многоугольнику с потенциально-бесконечным числом конечных сторон и окружности, в которую он вписывается.
Слайд 10Теория познания Кузанца
структура бытия в сущности совпадает со структурой познания, поскольку
творение бытия через Слово и познание бытия через Слово представляет собой нисходящий и восходящий потоки Универсума.
Человек с его способностью к разумному познанию выступает в качестве "второго Бога"
четыре уровня познания: чувство, рассудок, разум и мистическое созерцание (интуиция).
Слайд 11Теория познания Кузанца
"Разум направляется верой, а вера раскрывается разумом".
Только созерцание
дает видение Бога
Разум есть “лестница” от незнания - к знанию- и к умудренному неведению созерцания.
Слайд 12Теория познания Кузанца
Учение Кузанца о совпадении противоположностей перерастает и в глубокую
диалектику истины.
Истина неотделима от своей противоположности, от заблуждения. Для истины заблуждение, что тень для света.
Слайд 13Учение о человеке
Человек - высшее из творений, микрокосм и «подобие максимального"
грех разделил его с Богом, но космичность утеряна не безвозвратно.
утраченная связь восстанавливается в здешнем мире через богопознание.
Богопознание на “вершине созерцания” представляет собой узрение истины в чистом тождестве противоположностей.
Слайд 14Развитие идей Н. Кузанского
В богословском плане метафизику Кузанского используют:
Бемэ, Шеллинг,
Вл.Соловьев, Карсавин, Н. Бердяев – ( идеи противоречивого тождества света и тьмы, жизни и смерти, знания и тайны в вечности)
Слайд 15Развитие идей Н. Кузанского
натурфилософские идеи о движении Земли, о бесконечности Вселенной,
что все небесные тела состоят из той же материи, что и Земля, и, вполне возможно, обитаемы.
Все светила, включая Землю, движутся в пространстве, и каждый наблюдатель вправе считать себя неподвижным.
Эти идеи впоследствии были развиты Галилеем, Дж. Бруно, Коперником.