Философия науки презентация

Содержание

Структура курса Часть 1. Общие проблемы философии науки. Часть 2. Философские проблемы социально-гуманитарных наук.

Слайд 1Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина кафедра социально-гуманитарных дисциплин Философия науки
Автор-составитель:
кандидат

философских наук,
доцент
Чернышева Елена Николаевна


Слайд 2Структура курса
Часть 1. Общие проблемы философии науки.
Часть 2. Философские проблемы социально-гуманитарных

наук.

Слайд 3Часть 1. Общие проблемы философии науки. Темы курса.


Слайд 4Тема 1. Предмет и основные концепции современной философии науки.
Учебные вопросы темы:
1.

Что такое наука?
2. Что такое философия науки?
3. Каковы взаимоотношения философии и науки, а также науки и других форм духовной культуры?


Слайд 5Определение философии
Филосо́фия (древ.-греч. φιλοσοφία — любовь к мудрости, от φιλέω — люблю и

σοφία — мудрость) — наиболее общая теория, одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания.

Слайд 6Предмет философии
Всеобщее в системе «мир –человек».
Эта система при первичном подразделении распадается

на две противоположные, но взаимосвязанные подсистемы -"мир" и "человек".

Слайд 7Определение науки
Наука - это сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка

и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Главными функциями науки являются объясняющая и прогностическая функции.

Слайд 8Что является предметом философии науки?
«Предметом философии науки являются общие закономерности и

тенденции развития научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте»[1].
[1] Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996. С. 9.

Слайд 9Когда возникли философия, наука, и философия науки?


Слайд 10Каковы основные цели науки и философии науки?
Цель науки – достижение истинного

знания.

Цель философии науки - ответ на вопрос, как возможно достижение истины.

Слайд 11Какая проблема является центральной проблемой философии науки?
Центральной проблемой философии науки является

проблема роста и развития научного знания.
Все остальные проблемы можно разделить на три группы:
1. проблемы, идущие от философии к науке;
2. проблемы, возникающие внутри самой науки и нуждающиеся в метаосмыслении;
3. проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий.

Слайд 12Взаимоотношения философии и науки
Во-первых, научное мышление ограничено постижением конечного, философию же

интересует мир в целом, она устремлена к постижению универсума.
Во-вторых, частные науки обращены к явлениям, существующим объективно, то есть независимо от человека, а основным философским вопросом является вопрос об отношении человека к миру.
В третьих, философия всегда стремилась выявить исходные предпосылки всякого знания, в том числе и собственно философского.
Таким образом, развитие философии стимулируется развитием частных наук, а достижения в области философского знания являются «строительными лесами» научных открытий, т. к. современная философия решает проблему теоретических оснований науки.

Слайд 13Соотношение науки с другими формами духовной культуры
Религия:
Ни одного общего критерия

Искусство: достижение

объективной истины, то есть познание действительности, через образы

Философия:
разница:
строгая доказательность, опытная проверяемость, предельно всеобщий характер проблем
общее:
рациональность, достижение истинного знания, системность, методологическая рефлексия


Слайд 14Тема 2. Наука и вненаучное знание. Проблемы дисциплинарного строения современного научного

знания. Структура научного знания.

Учебные вопросы темы:
1. Что такое вненаучное знание?
2. Каково дисциплинарное строение современного научного знания?
Основные подходы к науке как сложноорганизованной системе.



Слайд 15Отличие научного знания от вненаучного
Научное познание – это процесс получения объективного,

истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности.
Основные критерии научного знания:
Истинность;
Объективность;
Рациональность;
Системность;
Доказательность.


Слайд 16Формы вненаучного знания
донаучное, выступающее предпосылкой для научного знания;
паранаучное как не совместимое

с имеющимся гносеологическим стандартом;
лженаучное как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки;
квазинаучное знание, которое ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения;
антинаучное как утопическое и сознательно искажающее представление о действительности;
псевдонаучное знание - знание, которое представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий;
девиантное и анормальное знание – это знание, которое можно рассматривать как отклонение от общепринятых норм, стандартов научной деятельности.

Слайд 17Что такое обыденное знание?
Обыденно-практическое знание - это элементарные сведения о природе

и окружающей действительности, получаемые на основе опыта повседневной жизни.
Именно это знание, а точнее – часть его, можно рассматривать в качестве донаучного знания.
Его основной особенностью является то, что оно используется человеком неосознанно и в своем применении не требует предварительных процедур доказательства.

Слайд 18Классификация наук
По предмету и методу познания можно выделить науки о природе

- естествознание, об обществе - обществознание (гуманитарные, социальные науки) и о самом познании, мышлении (логика, гносеология, диалектика, эпистемология и др.). Отдельную группу оставляют технические науки.

Слайд 19Классификация естественных наук по сферам интересов


Слайд 20Классификация социально-гуманитарных наук
Социальные науки:
экономическая теория, политология, экономическая география, социология

и т.д.

Гуманитарные науки:
история, археология, культурология, искусствоведение и т.д.


Слайд 21Структура научного знания
Процесс научного познания есть единый процесс получения нового знания.

С этой точки зрения науку можно рассматривать как целостную развивающуюся систему, имеющую довольно сложную структуру.
Можно выделить два основных подхода к анализу науки как сложной системы.

Слайд 22Подход 1.
Субъект науки – отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив, в

конечном счете – все общество в целом.
Объект (предмет) науки – то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина.
Система методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины.
Язык данной научной дисциплины.
Идеалы и нормы научного познания – совокупность определенных концептуальных, ценностных, методологических и иных установок, свойственных науке на каждом конкретно-историческом этапе ее развития.

Слайд 23Подход 2.
В научном знание можно выделить два уровня: эмпирический и теоретический.
Эмпирическое

познание поставляет науке факты.
Факты - это наиболее надежные аргументы как для доказательства, так и для опровержения каких-либо теоретических утверждений.
Теоретическое познание – это, прежде всего, объяснение причин явлений.

Слайд 24Основные формы развития знания
Проблема – объективно возникающий в ходе развития познания

вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.
Гипотеза – это предположение, выдвинутое на основании ряда фактов и требующее проверки.
Теория – наиболее сложная и развитая форма научного знания, которая дает целостное объяснение явлений действительности. Это система понятий, утверждений, позволяющая объяснить и предсказать явления из данной области.

Слайд 25Основные структурные компоненты научной теории
Категории науки - это наиболее общие понятия

теории, характеризующие существенные свойства объекта теории, предметов и явлений объективного мира.
Законы науки отражают существенные связи явлений в форме теоретических утверждений.
Научные принципы - наиболее общие и важные фундаментальные положения теории.
Принципы и законы выражаются через соотношение двух и более категорий.

Слайд 26Тема 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.
Учебные вопросы

темы:
1. Что такое преднаука?
2. Каковы основные стадии развития преднаучного знания?
3. Каковы основные стадии развития научного знания?


Слайд 27Основные стадии исторической эволюции научного знания
Стадия преднауки (доклассический ее этап).
Стадия

науки в собственном смысле этого слова, который начинается с XVI – XVII веков.

Слайд 28Основные этапы преднауки
Античный период (VI в. до н. э. – II

в.)
Средневековый период (II в. - XIV в.)
Период Возрождения (XV в. – XVI в.)

Слайд 29Основные черты античного этапа в развитии
Создаются первые модели Космоса.
Ставится проблема первоначала.
Развиваются

логика и математика.
Закладываются основы атомизма.
Развивается стихийная диалектика.
Создается птолемеевская система движения небесных тел с позиции геоцентрического принципа.
Появляются первые классификации наук.

Слайд 30Основные черты средневекового этапа в развитии преднауки
Основным предметом исследования становятся

понятия, так как познание носит теологически-текстовой характер.
Развивается науки о понимании – герменевтика.
Основным методом познания становится дедукция.
Продолжают развиваться некоторые области знания, которые подготавливали возможность рождения науки (алхимия, астрология и т.д.)
Одна из основных проблем этого периода – проблема соотношения веры и разума.

Слайд 31Основные черты этапа Возрождения в развитии преднауки
Формирование опытной науки тесно связано

с изменяющимися представлениями человека о его взаимосвязи с природой. Человек начинает осознавать себя в качестве активного начала в исследовании природы.
Зарождается новый тип мышления, связанный с процессом секуляризации.
Создание гелиоцентрической модели мира.

Слайд 32Основные этапы в развитии науки
Период классической науки (этап механистического естествознания (XVII

в. до 30-х г.г. XIX в.) и этап возрождения и формирования эволюционных идей (до конца XIX – начала XX века).
Период неклассической науки (1-ая половина ХХ века).
Период постнеклассической науки (2-ая половина ХХ века до настоящего времени).

Слайд 33Основные черты классической науки (этап механистического естествознания)
Механистическая картина мира.
Субстанциональная концепция пространства и

времени.
Универсальный характер динамических законов, прежде всего, законов классической механики.
Природа понималась как простая машина, части которой также подчинены жесткой детерминации.
Классический тип рациональности.


Слайд 34Основные черты классической науки (этап формирования эволюционных идей)
Основные законы мироздания – это

не законы механики, а законы электродинамики.
В биологии начинают побеждать идеи эволюционизма. Теория эволюции была окончательно оформлена в труде Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859).


Слайд 35Основные черты неклассической науки
Атом не является мельчайшей частицей, что он в

свою очередь имеет сложную структуру
Релятивистская концепция пространства и времени.
Корпускулярно-волновой дуализм.
Соотношение неопределенностей.
Принцип дополнительности.
Универсальный характер имеют статистические закономерности.
Распространение диалектического метода.
Неклассический тип рациональности.

Слайд 36Основные черты постнеклассической науки
Глобальный эволюционизм
Формирование синергетических представлений.
Постнеклассический тип рациональности.


Слайд 37Тема 4. Динамика науки как процесс порождения нового знания. Научные традиции

и научные революции. Типы научной рациональности.

Учебные вопросы темы:
1. Каковы причины развития научного знания?
2. Как развивается научное знание?
3. Какую роль в развитии научного знания играют научные революции?
4. Каковы основные закономерности развития научного знания?


Слайд 38Две точки зрения на развитие научного знания
интернализм (от латинского internus -

внутренний). Суть интернализма - развитие науки определяется внутренними факторами.
экстернализм (от лат. externus - внешний). Суть экстернализма - динамика научного познания обусловлена действием внешних социально-исторических факторов или экономическими и политическими факторами.

Слайд 39Два крайних подхода к анализу динамики научного знания
Кумулятивизм – это подход, представители которого

считают, что развитие знания происходит путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме знаний.
Антикумулятивизм – это подход, представители которого отстаивают точку зрения, что в ходе развития познания не существует каких-либо устойчивых (непрерывных) и сохраняющихся компонентов. Переход от одного этапа эволюции науки к другому связан с качественным пересмотром фундаментальных идей и методов

Слайд 40Модели развития научного знания
Эволюционная модель строится по аналогии с теорией Ч. Дарвина и объясняет

развитие науки через взаимодействие процессов «инноваций» и «отбора».
Яркий пример - концепция К. Поппера. Развитие научного знания – это непрерывный процесс ниспровержения одних научных теорий и замены их другими, лучшими. Это частный случай общих мировых эволюционных процессов.

Слайд 41Модели развития научного знания
Концепция Т. Куна. Развитие науки – процесс поочередной

смены двух периодов:
1. «нормальная наука», когда безраздельно господствует одна парадигма;
2. «научная революция», когда происходит распад парадигмы, конкуренция между альтернативными парадигмами, победа одной из них, переход к новому периоду «нормальной науки».
Парадигма – это совокупность наиболее общих идей и методологических установок в науке, признаваемых научным сообществом на определенном этапе развития науки.

Слайд 42Модели развития научного знания
Концепция И. Лакатоса разрабатывается на основе идеи конкурирующих

научно-исследовательских программ (например, программы Ньютона, Эйнштейна). Научно-исследовательская программа – это серия сменяющих друг друга теорий, объединяемых совокупностью фундаментальных идей и методологических принципов.

Слайд 43Модели развития научного знания
Анархический плюрализм П. Фейерабенда. В основе развития науки

лежит механизм размножения (полиферации) теорий, являющихся несоизмеримыми, то есть не имеющими единого логического основания.
Психофизика Э. Маха. Он представлял познание как процесс прогрессивной адаптации к среде. С его точки зрения, идеалом науки является чистое описание фактов чувственного восприятия, а сознание подчиняется принципу экономии мышления.

Слайд 44Определение научной революции
Т. Кун в своей работе «Структура научных революций» выделяет

два основных этапа в развитии научного познания: 1) этап науки в рамках одной парадигмы, когда наука развивается в основном за счет количественного прироста знаний; 2) этап научной революции, когда происходит качественная ломка всей структуры научного знания, старая парадигма уступает место новой и т.д.

Слайд 45Предпосылки научных революций
Внутренние – возникновение проблемных ситуаций в науке, требование совершенствования

эмпирической базы, развитие математического аппарата и т.д.
Внешние – философские, мировоззренческие, социокультурные факторы, которые приводят к смене идеалов и норм научного исследования.


Слайд 46Типы научных революций
1) глобальные, охватывающие все научное знание и вызывающие появление

не только принципиально новых представлений о мире, нового видения мира, но и нового логического строя науки, нового способа или стиля мышления;
2) локальные – это революции, происходящие в отдельных фундаментальных науках, то есть коренные изменения в этих науках, которые приводят к преобразованию их основ, но не вызывают перестройки всего естественнонаучного знания.

Слайд 47Глобальные естественнонаучные революции
Первой глобальной естественнонаучной революцией было создание последовательного учения о

геоцентрической системе мира.
Вторая глобальная естественнонаучная революция представляла собой переход от геоцентризма к гелиоцентризму.
Третья глобальная естественнонаучная революция означала принципиальный отказ от всякого центризма, отрицание наличия какого-либо центра у Вселенной.
Четвертая глобальная естественнонаучная революция предполагает некий синтез общей относительности с квантовыми (дискретными) представлениями о строении материи в единую физическую теорию.

Слайд 48Общие закономерности развития научного знания
Преемственность в развитии: в ходе научного познания

каждая более высокая ступень в развитии науки возникает на основе предшествующей ступени, сохраняя все самое ценное из накопленного ранее.
Единство количественных и качественных изменений в развитии науки. Научное познание есть единство постепенных, количественных и коренных, качественных изменений (научные революции). Эти два этапа развития науки сменяют друг друга.

Слайд 49Общие закономерности развития научного знания
Дифференциация и интеграция наук. Дифференциация наук является

закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний.
Взаимодействие наук и методов. Один из важнейших путей взаимодействий наук – это взаимообмен методами и предметами исследования.
Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации.

Слайд 50Общие закономерности развития научного знания
Теоретизация и диалектизация науки. Для современной науки

характерно нарастание сложности и абстрактности знания. С этим связано увеличение доли теоретических разделов научных дисциплин.
Ускоренное развитие науки. Действие этого закона проявляется в увеличении числа научных работников, научных учреждений и организаций, научных публикаций и т.д.
Свобода критики, недопустимость монополизма и догматизма.

Слайд 51Тема 5. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса.
Учебные вопросы

темы:
1. Что такое синергетика?
2. Что такое глобальный эволюционизм?
3. Что такое сциентизм и антисциентизм?
Наука как профессиональная деятельность.

Слайд 52Что такое синергетика?
В 70-х годах XX века возникла новая наука –

синергетика, изучающая механизмы самоорганизации и развития.
Областью ее исследований является изучение эволюции различных структур, относительная устойчивость которых поддерживается благодаря притоку энергии и вещества извне.

Слайд 53Кто заложил основы синергетики?
Возникновение синергетики связано, в основном, с именами бельгийского

физика и химика И. Пригожина (лауреата Нобелевской премии 1977 г.), немецкого физика Г. Хакена и другого немецкого ученого М. Эйгена, а также наших отечественных ученых Б. Белоусова и А. Жаботинского.


Слайд 54Основные понятия синергетики
Открытая система - система, которая непрерывно взаимодействует с ее

средой.
Взаимодействие может принять форму информации, энергии, или материальных преобразований на границе с системой, в зависимости от дисциплины, которая определяет понятие.

Слайд 55Основные понятия синергетики
Энтропия – мера хаоса в системе.
Именно рост энтропии устанавливает

направление протекания процесса, то есть «стрелу времени».
Негэнтропия – мера порядка.
Открытая система производит энтропию, но она не накапливается в ней, а выводится в окружающую среду.


Слайд 56Основные понятия синергетики
Нелинейность. Сложные системы являются нелинейными.
При описании сложных систем используются

нелинейные математические уравнения, то есть уравнения, которые могут иметь несколько качественно различных решений.
Это означает возможность различных путей эволюции системы.


Слайд 57Основные понятия синергетики
Неупорядоченное однородное состояние системы может потерять устойчивость. В ней

возникают и могут возрасти до макроскопического уровня так называемые крупномасштабные флуктуации – отклонения от нормы.
При этом из хаоса могут возникнуть структуры, которые последовательно начнут переходить во все более упорядоченные.

Слайд 58Основные понятия синергетики
Бифуркации - катастрофические, скачки переменных системы, которые осуществляются практически мгновенно.
Или

всевозможные качественные перестройки различных объектов при изменении параметров, от которых они зависят.
Усложнение структуры и поведения системы тесно связано с появлением новых путей решения в результате бифуркаций.


Слайд 59Глобальный эволюционизм
Современные исследователи справедливо полагают, что синтетическая теория эволюции, которая господствовала

в науке до второй половины ХХ столетия, не является достаточно всеобъемлющей моделью развития жизни и разрабатывают системную теорию эволюции (теорию глобального эволюционизма).

Слайд 60Глобальный эволюционизм. Основные положения
1. Эволюция протекает в открытых системах.
2. Эволюционные импульсы распространяются

от высших системных уровней к низшим. Прослеживание причинно-следственных связей не только «снизу вверх», как это свойственно традиционному подходу, но и «сверху вниз», позволяет не уповать всякий раз на случайность при построении модели эволюции.

Слайд 61Глобальный эволюционизм. Основные положения
3. Характер эволюции изменяется с течением времени, то есть

эволюционирует сама эволюция.
4. Направленность эволюции определяется системными свойствами, задающими ее цель, что позволяет нам понять смысл биологического прогресса.

Слайд 62Сциентизм (от лат. scientia наука, знания) — это система убеждений, утверждающая основополагающую роль

науки как источника знаний и суждений о мире. Нередко сциентисты считают «образцовыми науками» физику или математику и призывают строить остальные науки по их образу и подобию.
Сциентизм ставит науку в главенствующее положение в идейной и культурной жизни общества.[

Что такое сциентизм?


Слайд 63Что такое антисциентизм?
Антисциентизм — полная противоположность сциентизма, отрицающая главенствующую роль науки в

идейной жизни общества.


Слайд 64Аргументы сциентистов и антисциентистов
Сциентисты приветствуют достижения науки. Антисциентиcты испытывают недоверие к

научным инновациям.
Сциентисты провозглашают знание как наивысшую культурную ценность.
В качестве контраргумента антисциентисты отмечают, что наука может порождать опасности, способные уничтожить всё человечество, и вместе с тем её многочисленные достижения не сделали человечество счастливее.

Слайд 65Аргументы сциентистов и антисциентистов
Сциентисты полагают, что только благодаря науке жизнь может

стать организованной, управляемой и успешной.
У антисциентистов считается, что понятие «научное знание» имеет не то же самое значение, что понятие «истинное знание», и «знание» не означает «мудрость».



Слайд 66Портрет ученого П. Фейерабенда
Ученый - этот человек, который добивается успеха именно

потому, что не позволяет связать себя законами природы.
В его уме слит разум и антиразум, смысл и бессмыслица, расчет и случай, сознательное и бессознательное, гуманизм и антигуманизм.

Слайд 67Труд ученого состоит из трех частей:
1. Выдвижение принципов.
2. Выведение

логических заключений из данных принципов для получения относящихся к ним наблюдаемых фактов.
3. Экспериментальная проверка наблюдаемых фактов.


Слайд 68Макс Вебер:
Долг ученого в беспрестанном преодолении себя, инерции собственного мышления.
Современный ученый

- это, прежде всего, профессионал и специалист.


Слайд 69Показатели принадлежности к интеллектуальной элите
избрание конкретного ученого действительным членом, членом-корреспондентом, почетным

членом академий, научных учреждений, сообществ;
присуждение премий и медалей за научную деятельность;
включение биографических справок о них в специальные биографические справочники и энциклопедии;
участие ученых в работе редакционных коллегий, изданий с высоким научным цензом;
высокий индекс цитирования публикаций ученого членами мирового научного сообщества.


Слайд 70Наука как социальный институт наука имеет собственную структуру:
совокупность знаний и их

носителей;
специфические познавательные цели и задачи;
определенные функции;
специфические средства познания и учреждения;
формы контроля, экспертизы и оценки научных достижений;
определенные санкции.


Слайд 71Понятие научного сообщества
Понятие «научное сообщество» ввел в обиход английский ученый и

философ Майкл Полани.
Научное сообщество представляет не единую структуру, а «гранулированную среду».
Оно состоит из отдельных научных групп, которые коллективно создают новый элемент знания.

Слайд 72Понятие научного этоса
По мнению американского социолога Р. Мертона, следует выделить такие

черты научного этоса:
универсализм;
коллективизм;
бескорыстие;
организованный скептицизм, критицизм.


Слайд 73Функции, которые государство реализует по отношению к науке
обеспечение науки ресурсами;
производство

научных знаний;
потребление результатов научных исследований;
создание, поддержание и улучшение условий для научной деятельности;
поддержание связей (координации) между элементами системы;
формирование долгосрочных ориентиров для экономических субъектов.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика