Слайд 1Философия, круг ее проблем и роль в обществе
Слайд 2
Все науки более необходимы, нежели она,
но лучше – нет
Слайд 31.Философия как мировоззрение и как наука
Мировоззрение - совокупность знаний, взглядов, оценок,
принципов, убеждений и ценностей, определяющих общее видение мира, места в нем человека.
Наука - (от греч. episteme, лат. scientia) – сфера познавательной деятельности людей, функцией которой является выработка и систематизация знаний о действительности
Философия ?
Слайд 9Что такое философия?
Термин «философия» произошел от двух греческих слов – phileo
– люблю и sophia – мудрость, что означает «любовь к мудрости».
По некоторым данным слово «философ» впервые употребил древнегреческий мыслитель Пифагор (около 580-500 гг. до н.э.).
Первое истолкование философии принадлежало Платону (427-344 гг. до н.э.).
Первую попытку выделить философию из всего объема знаний предпринял Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Философия зародилась в связи с великим культурным переворотом в Древней Греции в VIII-V вв. до н.э.
Слайд 10Философия как мировоззрение
Философия – это искусство (линия Платона)
«Философия есть
творчество, а не приспособление и не послушание».
Н.А. Бердяев
Слайд 11
Философия – это наука (линия Аристотеля)
Слайд 13Наука
Предметная область – фрагмент действительности.
Объективно-безличностный характер познания.
Опирается на факты, ее основа
– опыт.
Знание верифицируемое и потенциально фальсифицированное.
В каждой науке существует одна (иногда несколько) парадигм.
Существует круг открытых и общезначимых проблем.
Слайд 14Философия
Предметная область – мир в целом.
Личностный характер познания (отношение человека к
миру).
Понятийное отражение предмета.
Знание в своих основаниях не подлежит этим процедурам.
Характерный плюрализм философских систем, направлений, концепций.
Поиск новых ответов на «вечные» вопросы бытия.
Слайд 152. Предмет философии
Онтологический подход. Философия понимается здесь как система наиболее общих
представлений о мире (Аристотель, Б. Спиноза, П. Гольбах, Г.В.Ф. Гегель, Ф. Энгельс и др.).
Гносеологический подход. Философия есть учение о мышлении (И.Кант, позитивизм и др.).
Этический подход. Понимание философии как определенного рода жизненной мудрости.
Субъектно-объектный подход. Вопрос об отношении субъекта к объекту не только в качестве принципиально значимого для разделения основных философских направлений
Предмет философии – система «мир-человек»
Слайд 16
Поразмышляем?
У каждого человека своя философия?
Слайд 183. Структура философии
Пять основных направлений: онтология (учение о бытии), гносеология (учение
о познании), антропология (учение о человеке), аксиология (учение о ценностях человека), праксиология (практическая философия, учение о деятельности человека);
Философские науки: логика, этика, эстетика, культурология;
области исследования: философия науки, философия искусства, философия истории, философия религии, философия языка, философия политики, философия техники, философия экономики, философия культуры и др.
Слайд 19Функции философии
Мировоззренческая группа функций:
отражательно-информационная функция (общие принципы, категории, законы, отражающие действительность);
гуманистическая (проблемы человека);
социально-аксиологическая (ценности и общественные идеалы человека);
культурно-воспитательная (формирование в человеке качеств культурной личности).
Методологическая группа функций:
эвристическая (содействие появлению новых знаний);
координирующая (объединение в целое каких-либо частей); логико-гносеологическая (обоснование понятий и теоретических структур научного знания).
Слайд 25Информация к размышлению:
1. Кому не нужна философия?
2.Кому нужна философия?
3. Можно
ли научить философии?
«Польза от философии сомнительна, а вред весьма очевиден».
П.А. Ширинский-Шахматов, министр народного просвещения Российской империи, 1850 г.
Слайд 26
Творческое задание: Какой образ философии не представлен?
СОВА — птица философов, символ
философии, мудрости. Почему именно сова? Дело в том, что она — единственная птица, которая ведет ночной образ жизни. Ночью все спят, отдыхают, а она бодрствует, работает. Так и разум человеческий. Лучше всего он работает (мудрствует) тогда, когда человек минимально ощущает-воспринимает и минимально действует, то есть когда он делает перерыв в своей чувствительной и двигательной активности. Не случайно существует поговорка «утро вечера мудренее».