Философия как социокультурный феномен презентация

Содержание

1. Мировоззрение и его структура 2. Основные исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское 3. Философия как способ рационального самоопределения человека 4. Структура и функции философского знания 5. Основные типы философствования 6.

Слайд 21. Мировоззрение и его структура
2. Основные исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное,

философское
3. Философия как способ рационального самоопределения человека
4. Структура и функции философского знания
5. Основные типы философствования
6. Проблема метода в философии. Метафизика и диалектика

Слайд 31. Мировоззрение и его структура
Мировоззрение – это взгляды человека на мир,

самого себя и свое место в мире, позволяющие ориентироваться в действительности.

Два уровня в структуре мировоззрения:
мироощущение – уровень первичного переживания действительности, который включает эмоции, чувства и представления;
миропонимание – рациональный уровень мировоззрения, предполагающий осмысление и объяснение действительности. Он включает знания, убеждения и ценности.

Слайд 4Два рода компонентов в структуре мировоззрения:
Прагматические (утилитарные) – связаны с удовлетворением

необходимых потребностей и целерациональной деятельностью
Непрагматические – связаны с особыми неутилитарными интересами человека (моральными, религиозными, эстетическими)
В зависимости от сфер человеческой деятельности в структуре мировоззрения можно различать такие компоненты, как познавательные (научные и философские идеи), религиозные (например, верования), моральные (например, принципы и нормы поведения), эстетические (чувства и представления о прекрасном), политические и правовые (принципы и нормы, касающиеся регламентации общественной и государственной жизни) и др.
Мировоззрение можно рассматривать на двух уровнях: индивидуальном и социальном. Для общества конкретной исторической эпохи существует базовый комплекс чувств и идей, разделяемых большинством его представителей.

Слайд 52. Основные исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское
Миф (греч. «сказ», «сказание»)

– рассказ, повествование о первособытиях, участниками которых были герои, боги и другие необычные существа.

Мифы передавали первый опыт самосознания. Мифы описывали важнейшие события, приведшие к установлению существующего порядка вещей, например, происхождение мира, социальных норм, ремесел, искусств, и т.п. Реальность, представленная в мифах – это самая «живая», самая настоящая реальность.


Слайд 6Особенности мифологического мировоззрения

синкретизм – неразделимое единство внутреннего и внешнего мира, разума

и чувств и т.п.;
генетизм – объяснение сущности через происхождение;
персонификация – олицетворение природных стихий, сил, принципов и т.п.
связь с ритуалом: миф передается через коллективное символическое воспроизведение первособытий.

Слайд 7Религиозное мировоззрение опирается на веру в священное.
Эта вера обязательно предполагает

наличие сообщества верующих (общины или церкви) и проявляется в поклонении предмету веры (культе).
Religio – святыня, благочестие, почитание.
Religare – связывать.
Религия – «связь человека с Богом».

Особенности религиозного мировоззрения:
опора на веру в священное
амбивалентность реальности, основанная на представлениях о священном и мирском. Все священное понимается как подлинное, самое значительное, абсолютное, а мирское – как ненастоящее, второстепенное, относительное;
связь с культом – почитанием предмета веры, поклонении ему посредством ритуалов и обрядов


Слайд 8Исторически религиозные верования развивались от первичных до монотеистических
Первичные верования:
Анимизм (от лат.

anima – «душа») – вера в души или духов, а точнее говоря, в особых двойников существ и объектов (например, в существование душ умерших или духов гор, рек, леса и т.п.);
Тотемизм (от totem – «его род» на языке индейцев племени оджибве, священное существо) – вера в священное кровное родство с животным (или растением), которое почитается первопредком;
Фетишизм (от португ. feitico – «амулет», «волшебство») – поклонение вещам, вера в чудесные свойства вещей.
Политеистические верования – многобожеские (древнеегипетские, древнегреческие, древнеиндийские, древнеславянские).
Монотеистические религии признают одного единственного Бога (иудаизм, христианство, ислам). С появлением монотеизма религия становится универсальным типом мировоззрения.

Слайд 9Особенности философского мировоззрения

рациональный характер: философское мировоззрение основано на размышлении, интеллектуальной деятельности;
критический

характер: предполагается конструктивное сомнение, когда нельзя ничего принимать на веру, стремление к ясному интеллектуальному усмотрению;
рефлексивность: осмысление самого себя, направленность на самопознание;
упорядоченность идей (системность): философское знание должно быть совокупностью связанных друг с другом идей, а философствование – последовательным и непротиворечивым;
отвлеченность идей (абстрактность): философские идеи могут быть непосредственно не связаны с практикой; философствование – движение в сфере чистой мысли
Философия – рационально-критический тип мировоззрения



Слайд 113. Философия как способ рационального самоопределения человека
Философия (от греч. phileo –

люблю и sophia – мудрость) – любовь к мудрости (стремление к истине).
По преданию первым из известных нам мыслителей называл себя философом Пифагор (VI-V вв. до н.э.), вероятно, для того, чтобы его не почитали мудрецом или богом, а только любителем мудрости
Философия это:
попытка постичь свое бытие как разумное целое (Гераклит, Парменид);
знание мироустройства, порядка мироздания («физики»: милетцы, пифагорейцы);
знание божественных вещей (Фалес, Платон, Аристотель);
искусство нравственной саморегуляции и достойной жизни (Семь мудрецов, Сократ, сократические школы);
социальная провокация речью и действием (киники)

Слайд 12Два истока философии

Индивидуальный исток – экзистенциальные проблемы (смысл жизни, принципы жизни,

подготовка к смерти)
Мудрость – «глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт» (С.И.Ожегов). Мудрецом, по-видимому, может быть признан тот, кто знает, как правильно, достойно жить, как разрешать важнейшие проблемные ситуации. Философа отличает склонность к размышлению о самых важных для жизни вещах. К этому его приводит личностный опыт переживания временности и конечности своего бытия. Поскольку это свойственно не всем, опыт философа нетипичен (М. Мамардашвили)
Философия амбивалентна: она невротична и она же – лекарство от душевного расстройства (Боэций : философия – «утешение»)
Социальный исток – неудовлетворенность условиями существования (заведенным порядком вещей, ходом жизни). Философия – попытка увидеть и дать другим понять, что мир и жизнь могут быть другими.
Философия – социальная критика.

Слайд 13Предмет философии зависит от понимания ее природы

Два понимания философии

Философия – система

фундаментальных знаний о мире, человеке и способах отношения человека к миру (классическое понимание)

Философия – рассуждение о предельных основаниях опыта (неклассическое понимание философии как процесса)
М.Хайдеггер: философия – это то, чем занимаются философы (т.е. философствование)
Философствование – процесс живого размышления, речения и письма

Слайд 144. Структура и функции философского знания
Основные разделы философского знания


Слайд 15Три основные функции философии: мировоззренческая, методологическая и социально-критическая.

Мировоззренческая функция заключается в

том, что философия формирует у человека определенные взгляды на мир и самого себя.
Методологическая функция состоит в том, что философия помогает определить основные способы и приемы познания и деятельности, способствуя формированию адекватного понимания познавательной активности и ее правильной оценки.
Социально-критическая функция философии обеспечивает самооценку состояния общества и культуры, понимание основ общественной и культурной жизни, путей их развития и преобразования,.

Слайд 165. Основные типы философствования
С точки зрения культурно-географических различий можно различать восточную

и западную философию.
По национально-культурному признаку философия бывает немецкая, французская, русская и т.п.
По культурно-историческим особенностям философию делят на классическую и постклассическую.
Классическая философия охватывает период от древности до 30-х годов XIX века и включает:
античную философию (VI в. до н.э.-VI в н.э.);
средневековую философию (II-XIV в.);
философию эпохи Возрождения (XV-XVI в.);
философию Нового времени XVII в.;
философию эпохи Просвещения (XVIII в.);
немецкую классическую философию (XVIII – сер.XIX в.)

Слайд 17Постклассическая философия (с 30-х годов XIX века по настоящее время) включает

различные формы и направления: иррационализм XIX в., позитивизм, феноменологию, герменевтику, структурализм, философию постмодерна и др.

Философия бывает также академическая и неакадемическая. Академическая философия развивается в научных и образовательных учреждениях. Философствование здесь имеет характер научных исследований. Неакадемическая философия представляет собой литературу особого жанра и стиля, чаще всего эссеистику.

Слайд 186. Проблема метода в философии. Метафизика и диалектика
Метод – это

способ деятельности. Применительно к философствованию методы – это способы и приемы рассуждения
Проблема метода в философии заключается в том, чтобы определить, каким способом размышления пользоваться.
Способы рассуждения можно поделить на две группы: классические и неклассические. Классические методы появились еще в древности, неклассические – оформились в ХХ веке. Основными классическими методами философии являются метафизика и диалектика, неклассическими – феноменологический, психоаналитический, структуралистский и др.

Слайд 19Метафизика (от греч. meta ta physika – «после физики») – первоначально

объединенные по смыслу фрагменты сочинений Аристотеля, помещенные Андроником Родосским (I в. до н.э.) после сочинения «Физика»; основной философский труд Аристотеля.
Предметом метафизики (или «первой философии») является исследование начал, сущностей, причин, конечных целей сущего. Такой характер предмета обусловлен попыткой рассмотреть «сущее как сущее», само по себе, безотносительно к его конкретным проявлениям (в отличие от физики, изучающей конкретные проявления сущего). Поэтому метафизика – это «наука о сверхчувственном»,т.е. умопостигаемом.
Метафизический метод отличают такие черты, как:
обращение к абсолютным, предельным основаниям бытия;
отвлечение от конкретных проявлений бытия;
мышление о предметах в их неизменном виде;
построение отвлеченных схем при помощи чистого мышления.
Классическими примерами метафизических размышлений являются учения Платона, Р.Декарта, Б.Спинозы, Г.Лейбница, И.Канта и др. Так, например, Платон утверждал, что для каждой вещи существует своя вечная идея (первообраз). Декарт полагал, что есть неизменные универсальные правила размышления. Спиноза считал, что существует единая субстанция (основание мира), а Лейбниц постулировал наличие предустановленной мировой гармонии. Независимо от предмета рассмотрения речь шла о допущении существования чего-то сверхчувственного, вечного и неизменного.

Слайд 20Диалектика (от греч. dialektike – искусство вести беседу, спор) – первоначально

умение мыслить противоположностями, усматривая в объектах и явлениях самые разнообразные связи и отношения.
Начала диалектического мышления обнаруживаются еще у древних. Гераклит, говорит, что одно и то же различно и даже противоположно. Например, «морская вода и чистейшая, и грязнейшая: рыбам она питье и спасение, людям же – гибель и отрава».
Диалектическое рассмотрение реальности требует учитывать два основных принципа:
принцип всеобщей связи объектов, явлений и процессов, реализующийся в усмотрении разнообразия отношений и противоположностей;
принцип развития, учитывающий непрерывные, направленные и необратимые изменения в объектах.

Слайд 21Наиболее полную разработку и применение диалектического метода мы находим у Г. Гегеля

и Ф. Энгельса. Гегель полагал, что развитие можно рассмотреть как переход от возникновения противоположностей к их снятию с переходом на новый уровень развития. Общая схема развития у Гегеля имеет вид логической схемы: тезис (начальное состояние объекта) – антитезис (отрицание начального состояния) – синтез (снятие противоположностей через отрицание отрицания, т.е утверждение нового состояния). Примерами диалектических триад могут быть следующие отношения между понятиями:
«небытие ↔ бытие → становление». В данном случае оппозиция небытия и бытия снимается в понятии становления как процесса перехода от небытия к бытию, и, таким образом, противоположности (бытие-небытие) выступают как моменты единого процесса (становления);
«становление ↔ ставшее → изменение». Теперь в качестве оппозиции становлению берется ставшее как отрицающее незавершенность становления. Оба момента (незавершенность и завершенность) синтезируются в понятии изменения как незавершенности, стремящейся завершиться.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика