Слайд 1ФИЛОСОФИЯ
ФРАНЦУЗСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
Слайд 2
Французскую (+отчасти английскую) философию XVIII в. принято называть философией Просвещения.
Ее
представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и идеологически подготовили Великую французскую революцию (1789 – 1794 гг.).
Слайд 3
Для всех философов Просвещения характерна идея переустройства жизни на разумных началах.
Они надеялись на распространение знания среди образованных людей, особенно среди правителей, которые и должны внедрить разумные принципы в повседневную жизнь своих стран.
Слайд 4
Человек, согласно просветителям , – это часть природы, всецело телесное материальное
существо. Разум они или отождествляли с чувствами (Гельвеций), или рассматривали как некое общее чувство (Дидро). Жить в согласии с природой и разумом – значит жить, избегая страданий и по возможности наслаждаясь.
Человек не является злым по природе. Таким его делает общество: несовершенство общественных отношений и неправильное воспитание.
Слайд 5
Вывод: надо изменить общество и систему воспитания! Правильно воспитанный, т.е. просвещенный,
человек займет позицию разумного эгоизма, принцип которого – «живи сам и дай жить другим».
Соответствующий этому принципу государственный строй должен обеспечить юридическое равенство всех граждан и даст возможность каждому получать выгоду (минимум страданий, максимум удовольствий), не ущемляя личные интересы всех других.
Слайд 6Основные направления:
В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:
Деистическое;
Атеистическо-материалистическое;
Утопическо-социалистическое
(коммунистическое).
Слайд 7Деистическое направление французской философии
Деизм (не путать с дуализмом) – направление
в философии, сторонники которого:
Видели в Боге первопричину всего сущего (но не более);
Отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и жизнь людей после их сотворения.
К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.
Слайд 8Франсуа Мари Аруэ (Вольтер) (1694-1778)
Один из идейных вождей французского просвещения
Был деистом
и дуалистом
Всю жизнь воевал против официальной церкви и догматических религиозных взглядов.
Слайд 9Вольтер
Выступал за «естественную религию» - принцип соблюдения морали, общей для всего
человечества («Поступай так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой»).
К Богу надо подходить с позиций разума, а не веры (доказывать его существование).
Слайд 10
Бог – первопричина всего сущего, «великий геометр», вносящий порядок в этот
мир
Душа это сознание, функция тела;
Развитие общества зависит от образования, идеал правления – просвещенная абсолютная монархия
Слайд 12
Возмущался тем, что Вольтер презирал простой народ – «чернь»;
Как и Вольтер,
способствовал приближению революции во Франции
Видел в Боге волю и мировой разум,
Считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души.
Слайд 13Жан Жак Руссо:
Выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за
боязни, то в случае исчезновения религии упадут нравы и исчезнут материальные ограничения, предлагал создать заменитель религии - «гражданскую религию», «культ великого существа Бога», «культ мировой воли» и т.д.
Главной причиной противоречий в обществе считал частную собственность.
Слайд 14Руссо обосновал право народа на восстание (угнетенное, лишенное прав и собственности
большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и властителя и создать общество по собственному усмотрению).
В справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, необходимых для жизни, но не для обогащения.
Слайд 15
Руссо – один из авторов идеи «общественного договора»:
По этой теории, люди,
находясь в естественном (природном) состоянии, по свободному соглашению создают такой институт (государство), который силой закона надежно обеспечивает их естественные, данные им от рождения права и кладет начало их собственно гражданской жизни.
Слайд 16(Жан Жак Руссо, продолжение):
В будущем государстве должна быть применена принципиально новая
система воспитания детей: они должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где их будут воспитывать на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму, обучать овладению профессией и знанию наук.
Слайд 17Атеистическо-материалистическое направление:
Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли
происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.
Представителями атеистическо-материалистической философии были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.
Слайд 18Жан Мелье (1664 – 1729)
Священник по профессии, в процессе жизни
пришедший к полному отрицанию Бога и религии (атеизму), философ-материалист.
Слайд 19
Сын сельского ткача, окончил в Реймсе духовную семинарию, стал священником и,
получив приход в деревне, оставался в нем до конца своих дней. Написанный в последние годы жизни революционный и атеистический труд Мелье не мог быть опубликован. Желая сохранить произведение, Мелье переписал его в трех экземплярах и оформил у нотариуса в виде завещания. Впоследствии «Завещание» стало ходить в списках, как и «Извлечение» из него, сделанное в 1742 году Вольтером.
Слайд 20
Мелье писал о христианстве как о нелепой религии, которая вместе с
властью образуют два ярма для народа, главный источник всех пороков общества – неравенство, частная собственность и тирания. Только революция объединенного и просвещенного народа избавит его от социального зла.
Слайд 21Причиной социальных антагонизмов Мелье видел частную собственность, которая возникла «по злой
воле» некоторых лиц, желающих избавиться от физического труда;
Выступал за свержение абсолютизма, ликвидацию существующего государства и частной собственности;
В качестве общества будущего видел союз братских общин, члены которых равны, вместе живут, вместе занимаются производительным трудом, равномерно делят полученные доходы и радуются жизни.
За социально-политические взгляды Мелье зачастую относят к социалистам-утопистам, первым коммунистам.
Слайд 22Жюльен Оффрэ де Ламетри (1709-1751)
Французский врач и философ-материалист, атеист.
Подходил к
рассмотрению человека с позиций механицизма.
Слайд 23Главные работы:
«Естественная история души» (1745),
«Человек-машина» (1747)
Согласно Ламетри, человек - «просвещенная
машина», «искусный часовой механизм»; человеческое тело - «живое олицетворение беспрерывного движения».
Слайд 24Ламетри:
«Гордые и тщеславные существа, гораздо более отличающиеся от животных своей спесью,
чем именем людей, в сущности являются животными и перпендикулярно ползающими машинами...»
Слайд 25
Считал, что смысл жизни человека – личное счастье;
Считал частную собственность гарантией
свободы человека;
Идеалом государства видел «просвещенный абсолютизм» (просвещенную монархию).
Слайд 26Дени Дидро (1713-1784)
Один из самых выдающихся французских философов-материалистов.
Слайд 27Дени Дидро:
Дидро внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания «Энциклопедии
наук, искусств и ремесел». «Энциклопедия» была свободна от религиозных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искусства и закладывала основы буржуазного мировоззрения. (В ее создании принимали участие ведущие философы эпохи). На создание «Энциклопедии» ушло свыше 20 лет.
Слайд 28Философские взгляды Дидро близки к взглядам других французских просветителей-материалистов:
Признавал материю единственно
существующей субстанцией;
Считал сознание свойством материи;
В основе общества и государства видел «общественный договор», исходя из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов;
Идеалом государства считал «просвещенную монархию», а экономики – разделенную (разумно, с учетом интересов большинства) частную собственность.
Слайд 30
Французский философ немецкого происхождения, материалист, «воинствующий» атеист, идеолог революционной буржуазии.
Подверг систематической
критике идеализм и религию.
Был сторонником механицизма в объяснении всех процессов.
Слайд 31Значение атеистическо-материалистического направления:
Дали более реалистичное определение материи;
Освободили философию и науку от
многих предрассудков;
Выдвинули идею о сознании как свойстве материи отражать саму себя;
Обосновали идеи социальной справедливости и идеологически подготовили Великую французскую революцию.
Слайд 32Утопическо-социалистическое направление
Зародилось в середине XVIII в., но особое распространение получило
во время Великой французской революции 1789 – 1794 гг. и после ее завершения.
К числу французских социалистов-утопистов принадлежали Мабли, Бабеф, Сен-Симон, Фурье и др.
Слайд 33
Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества,
основанного на равенстве и социальной справедливости.
Слайд 34
Габриель Мабли – обосновывал преимущества первобытного коммунизма – «золотого века человечества»,
но мало верил в возможность современной реализации подобной модели общества.
Франсуа Бабеф – говорил, что достигнуть идеального общества возможно только через вооружённое восстание, насильственную революцию. Казнен.
Клод Сен-Симон - сторонник эволюционного, а не революционного пути развития общества;
Франсуа Фурье – буржуазное общество лживо и порочно; идеальное общество – «общество гармонии» будет основано на всеобщей трудовой обязанности, правильном распределении, развитой экономике, уважении к Богу.