Философия, её предмет и роль в обществе. Структура философского знания презентация

Содержание

Тема 1: Философия, её предмет и роль в обществе. Структура философского знания Рекомендуемая литература: Основная литература: Оганян, К.М. Социальная философия [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Оганян

Слайд 1Философия
Нистарова Анна Александровна – кандидат философских наук, магистр международных отношений, доцент
Тел:

7 (909) 652-60-62; е-mail: nistanna@yandex.ru

Слайд 2Тема 1: Философия, её предмет и роль в обществе. Структура философского

знания

Рекомендуемая литература:
Основная литература:
Оганян, К.М. Социальная философия [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Оганян К.М. – Санкт-Петербург: Петрополис, 2014. - 396 с. - Книга находится в базовой версии ЭБС IPRbooks.
Бучило, Н.Ф. История и философия науки [Текст]: учебное пособие / Н.Ф. Бучило, И.А. Исаев. - М.: Проспект, 2014. - 432 с.
Канке В.А. Философия для юристов: Учебник для бакалавров. М.: Омега-Л, 2013. – 270 с. – (Высш. юрид. образование).
Ратников, В.П. Философия [Текст]: учебник для студентов вузов / Ратников В.П. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 671 с. – Режим доступа: ЭБС Ай Пи Ар Букс.
Балашов, Л.Е. Философия [Электронный ресурс]: учебник / Балашов Л.Е. - Москва: Дашков и К., 2014. - 612 с. - Книга находится в базовой версии ЭБС IPRbooks.
Философия: Учебник для вузов. Гриф МО / ред. В.Н. Лавриненко. - М.: Юрайт, 2011. - 561 с.


Слайд 3Тема 1: Философия, её предмет и роль в обществе. Структура философского

знания

Рекомендуемая литература:
Дополнительная литература:
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. - М.: Проспект, 2012. - 592 с.
Алексеев П.В. История философии: учебник. - М.: Проспект, 2014. - 240 с.
Алексеев П.В. Философия в схемах и определениях: Учебное пособие. – М.: Проспект, 2012. – 112 с.
Миронов В.В. Философия: учебник. - М.: Проспект, 2011. - 239 с.
Митрошенков О.А. Русская философия. Имена и идеи: Монография. – М.: МГУУ ПМ, 2007. - 184 с.
Петров, В.П. Философия [Электронный ресурс]: курс лекций Учебник / Петров В.П. - Москва: Владос, 2012. - 551 с.
Спиркин А.Г. Философия. Учебник для ВУЗов. - М.: Гардарики, 2007. - 736 с.
Светлов В.А. История философии в схемах и комментариях [Электронный ресурс]: учебное пособие / Светлов В.А. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012. - 202 с. - Книга находится в базовой версии ЭБС IPRbooks.
Философия менеджмента: учебник. - М.: КНОРУС, 2010. - 392 с.
Философия науки: учебное пособие / ред.: А.М. Старостин, В.И. Стрюковский. - М.: Дашков и К.; Академцентр, 2012. - 367 с.
Философия: учеб. для вузов / под общ. ред. В.В. Миронова. - М.: Норма, 2005. - 928 с.
Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 576 с.


Слайд 4Философия
Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία, дословно — «любомудрие», «любовь к мудрости») 
Философия – форма духовной деятельности,

направленной на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем.

Пифагор VI вв. до н.э.


Слайд 5Зарождение философии как специфической формы духовной деятельности


Слайд 6Мудрость
Гераклит VI – V вв. до н.э.
Демокрит V – IV вв. до н.э.


Слайд 7Что такое философия?


Слайд 8Зарождение философии как специфической формы духовной деятельности


Слайд 9Мировоззрение


Слайд 10Мировоззрение и его историко-культурный характер


Слайд 11Знания:
1) житейские — помогают ориентироваться в обыденной жизни — общаться, учиться,

строить карьеру, создавать семью;
2) научные — позволяют осмысливать факты на более высоком уровне и строить теории.
Эмоции — человек способен не просто смотреть на природу, бесстрастно фиксируя ее полезные и бесполезные качества, а любоваться ею.
Нормы и ценности — ради дружбы и любви, ради семьи и близких человек может действовать вопреки здравому смыслу, рискуя жизнью, преодолевать страх, выполняя то, что считает своим долгом.
Убеждения и принципы — их влияние на поступки бывает намного сильнее, чем влияние знаний и эмоций вместе взятых.
Поступки — человек выражает свое отношение к миру не только в мыслях, но и во всех своих решительных действиях.

Знания и чувства, ценности и поступки представляют собой компоненты мировоззрения — познавательный, эмоциональный, ценностный и деятельностный.

Компоненты никогда не существуют в чистом виде: мысли всегда эмоционально окрашены, поступки воплощают ценности человека и т.д.

Мировоззрение всегда целостно, а разделение его на компоненты применимо только в исследовательских целях.

Компоненты мировоззрения


Слайд 12Типы мировоззрения: повседневное (обыденное), религиозное, философское, научное.


Слайд 13Мировосприятие — пассивное созерцание человеком мира на феноменальном уровне в форме

эмоционально окрашенных ощущений, восприятий, представлений.
«+» оно является предпосылкой для миропонимания и мировоззрения, условием их осуществления.
«—» субъективность.
Вывод:
Без ощущений, восприятий, представлений не состоится образ мировосприятия. Субъективность может исказить лик мира, выдать желаемое за действительность.

Мировосприятие, миропонимание и мировоззрение

Миропонимание — более активная форма освоения мира в системе гносеологического отношения субъекта к объекту.
Опираясь на мировосприятие, миропонимание оперирует категориями определенности, обусловленности и целостности.
«+» ориентируется на постижение сущности мира и ее обоснования.
«—» проблемный характер понятийного постижения мира, невозможность построения единого категориального каркаса миропонимания.
Вывод:
Составляя эмоционально-ценностное и интеллектуальное отношение человека к миру, мировосприятие и миропонимание являются предпосылкой его мировоззрения.

Мировоззрение — система взглядов человека на мир с целью определить свое отношение к миру, найти свое место, обрести смысл и цель жизни.
Формируется:
1) стихийно и сознательно –» не требует специальных усилий, но дороже, т.к. время жизни не располагает к экспериментам, основывается на личном опыте. «—» субъективность мировоззрения, неполные знания, ложные ценности миропонимания.
2) через освоение опыта, накопленного человечеством.
Вывод:
Мировоззрение, складывающееся стихийно, уступает мировоззрению, формируемому на основе сознательного освоения общечеловеческого опыта, вобравшего в себя всю мудрость и страдания прошлых поколений.


Слайд 14Отражение окружающего мира, т.е. “освоение мира общественным человеком осуществляется в ряде

основных форм, среди которых можно выделить:
материально-практическое – преодоление “внешности”, “чуждости” мира с помощью его преобразования в процессе труда;
духовно-практическое – преодоление “чуждости” мира, внешних сил, которые господствуют над человеком в воображении, в сознании, в мышлении;
теоретическое – познание природы, закономерностей мира, раскрытие его тайн.

Формы освоения мира человеком


Слайд 15Позиция природы:
Всякая жизнедеятельность человека в конечном счете основана на обмене веществом

и энергией с природой. В подчеркивании этого принципиального единства человека и природы, значимости природных корней человека состоит важная заслуга материалистической философии.

Позиция человека:
Духовно-практическое освоение человеком природы трансцендентно – недоступно познанию, выходит за пределы ее "наличного бытия", ее реального существования.
В процессе формирования, воспроизводства и развития культуры человек преобразует предзаданный ему природный мир, создавая новую реальность, "вторую природу".

Взаимодействие человека с внешней природой:
способы удовлетворения своих витальных потребностей (совершенствование орудий и средств производства, развитие системы современной техногенной цивилизации),
сфера общения людей (их взаимоотношения друг с другом и отношение к внутреннему миру отдельного человека).

Основополагающей ценностью во все времена человеческой истории являлась сама жизнь и проблема ее сохранения и развития в природной и культурной формах.

Два подхода к духовному освоению мира: с позиции природы и с позиции человека


Слайд 16Соотношение познавательных способностей человека с основными видами духовного освоения мира человеком


Слайд 17Уровни мировоззрения: жизненно-практический (эмоционально-образный) и теоретический (логико-рассудочный)


Слайд 18Исторические типы мировоззрения


Слайд 19Сравнение типов мировоззрения (часть 1)


Слайд 20Сравнение типов мировоззрения (часть 2)


Слайд 21Связь мировоззрения и философии
Мировоззрение
Философия
Общее
Различие
Поиск ответов на вопросы:
Что представляет собою природа,

окружающий мир?
Каково место человека в этом мире?
Может ли человек познавать мир и каким образом достигается познание?
Как человек должен вести себя по отношению к другим людям?
Что такое истина, добро, красота и проч.?

Мировоззрение появляется задолго до того, как возникает философия.
Философия в отличие от мировоззрения не является достоянием широких народных масс.
Философия отличается от стихийного мировоззрения тем, что она реализует мировоззренческую функцию на основе теоретического отношения к действительности, т.е. она есть приведённое в определённую систему мировоззрение.
Понятие «мировоззрение» шире по объёму, чем понятие «философия».


Слайд 22Мировоззрение служит высшим регулятором поведения и действий личности.

Качественная характеристика мировоззрения

личности определяется следующими признаками:
содержательностью и научностью;
систематичностью и цельностью;
логической последовательностью и доказательностью;
степенью обобщенности и конкретности;
связями с деятельностью и поведением.

Содержательность и научность мировоззрения характеризуют личность со стороны богатства и глубины знаний. В противоположность житейскому мировоззрению или взглядам на действительность с позиций так называемого здравого смысла научное мировоззрение позволяет поступать со знанием дела, видеть далекие перспективы, последствия действий и поведения. Только научное мировоззрение освобождает личность от суеверий, от страха и неуверенности перед силами природы и общества.

Влияние обыденного опыта и теоретических установок на формирование философских взглядов


Слайд 23Мировоззрение личности
составляет ядро ее направленности, ее отношений к различным сторонам общественной

жизни;
отражает не только личное бытие, но и бытие целого сообщества, а также и психологию этого сообщества (социальной группы, нации, общества в целом);
формируется под влиянием определенной идеологии;
отражает общественное бытие. Это отражение совершается в процессе жизни, в реальных отношениях людей, в их деятельности.


Мировоззрение личности, социальной группы, эпохи

Мировоззрение социальной группы
выражается в идеологии, или систематизированном, обобщенном общественном сознании.

Мировоззрение эпохи
чем более развито общество, тем значительнее роль идеологии в формировании сознания масс;
рассматривая мировоззрение личности, невозможно не учитывать идеологического влияния на формирование взглядов отдельного человека.

Следует различать мировоззрение больших социальных групп (или общества в целом) и мировоззрение отдельной личности, принадлежащей к этим группам.
Общественное сознание большой социальной группы и сознание личности совпадают в своей сущности, но могут различаться по объему, глубине и степени их действенности.

Мировоззрения отдельной личности, социальной группы, определённого общества или эпохи хотя и оказываются взаимосвязанными, существенно отличаются друг от друга как по особенностям процесса их формирования, так и по своему содержанию.


Слайд 24Предмет философии


Слайд 25Основной вопрос философии


Слайд 26Философия как самосознание культуры
Аристотель
подразделял философию на: теоретическую (умозрительную),
практическую (знание о

человеческой деятельности и ее результатах),
изобразительную (творческую);
Эти 3 философии охватывали: первая — метафизику, физику и математику,
вторая — этику, экономику и политику,
третья — поэтику, риторику и искусство;
философия - такой род знания, который может быть определен как «главная и главенствующая наука, которой все другие науки, словно рабыни, не смеют прекословить».

Ф. Бэкон
различные отрасли науки нельзя уподобить нескольким линиям, расходящимся из одной точки, а скорее их можно сравнить с ветвями дерева, вырастающими из одного ствола, который до того, как разделиться на ветви, остается на некотором участке цельным и единым; необходимо признать одну всеобщую науку, которая была бы как бы матерью остальных наук и в развитии их занимала такое же место, как тот общий участок пути, за которым дороги начинают расходиться в разные стороны;
кто в философии и в изучении общих законов видит пустое и бессмысленное занятие, не замечает, что именно от них поступают жизненные соки и силы во все отдельные профессии и искусства.


Слайд 27Философия как самосознание культуры


Слайд 28Основные аспекты философского знания


Слайд 29Функции философии (часть 1)


Слайд 30Функции философии (часть 2)


Слайд 31Зарождение философии, с одной стороны, явилось могучим стимулом развития человека как

социального субъекта, осознающего свое место в мире, отношение к нему и к самому себе, а с другой - человеческая история в своем поступательном развитии постоянно требовала все большего проникновения философского знания в тайны бытия и осознания смысла жизни.
Особенно роль философии возрастала в кризисные периоды общественного развития, на переломных этапах, когда экономические, социально-политические и духовные потрясения каждый раз с новой остротой поднимали вопросы о сущности человека, о смысле бытия, принципах связи с миром, обществом, его призвании, долге, перспективах и возможностях, ценностях, на которые следует ориентироваться в своей деятельности и путях достижения своих целей.
Триединая задача философии в обществе:
1) познание окружающей среды и осознание себя через связи с иным миром, т.е. достижение самосознания;
2) целеполагание актов жизнедеятельности по осуществлению осознанных целей;
3) поиск соответствующих средств для реализации намеченных целей. Все это только различные стороны единого процесса жизнедеятельности.

Роль философии в кризисные периоды развития общества


Слайд 32Изменение предмета философии в ходе истории


Слайд 33Является ли философия наукой?
Наука - особый социальный институт.
Цель науки - получение

объективных знаний о реальности, пригодных для практического использования и применения.
Отличие от познания: ориентируется на поиск сущности явлений, объективной истины, которая не обнаруживается простым наблюдением, а требует специальных процедур трансформации реальных объектов в идеальные, существующие только в мысли, объекты.
Критерии научного знания - систематизированность, непротиворечивость, доказательность, интерсубъективность, опытная проверяемость, воспроизводимость.
Наука - «наблюдение, классификация, описание, экспериментальные исследование и теоретическое объяснение естественных явлений.

Философия - область сверхчувственного, сверхъестественного не является предметом научного познания.
Большинство философских утверждений нельзя оценивать как истинные или ложные.
Критерии научного знания - большая часть философских утверждений эмпирически непроверяема и неопровержима.
Если под наукой иметь в виду методически организованное мышление, то философия бесспорно является гуманитарной наукой, специфика которой состоит в соотнесении различных способов видения объектов.
Аксиомы философии не предполагают эмпирического обоснования.
Философия говорит не о законах, а о смыслах, не о первой, а о второй природе или культуре.
Философия является службой обеспечения субъективных предпосылок человеческой свободы.



Слайд 34СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика