Слайд 2Особенности
Антитрадиционализм - негативное отношение к традиционным ценностям. Развитие = улучшение
Антропоцентризм
– человек – центр мироздания
Гуманизм - человек не - пассивный продукт творения Бога, а личность способная к самосовершенствованию
Пантеизм - учение, отождествляющее Бога и природу
Слайд 3Корни
Античное философское и культурное наследие
Естественнонаучные знания
Формирование капиталистических производственных отношений
Социально-
политические идеи
Влияние мусульманской философии и немецких мистиков
Слайд 4Основные проблемы
1.Сущность и предназначение человека
2.Критика средневековой схоластики
3.Теоретические и методические
начала естествознания
4.Философские вопросы политики и права
Слайд 5Периодизация
Ренессансный гуманизм (XIV – XVI)
Неоплатонизм (сер. XV в. - первая пол.
XVI в.)
Натурфилософия (вторая пол. XVI в. - нач. XVII в.)
Слайд 7Черты Ренессансного гуманизма
Непрофессионалы
Центры - не в университетах
Академии (свободные кружки) -
в частных домах
Критика схоластической философии
Изменение стиля и содержания философствования
Интерес к человеку в противовес схоластическому псевдознанию
Слайд 8Черты Ренессансного гуманизма
Античность - идеал
Средние века - «темное царство»
Задача истинных философов
- подражание античной культуре
Возрождение античного миропонимания
Переводы и комментарии к античным текстам, популярное их изложение на национальных языках
Комментарии – текстологические
Комментирование свободное от богословских (догматических) представлений
Слайд 9Черты Ренессансного гуманизма
Эстетизация и морализация
Философия эпикуреизма - наслаждение духовное, а не
чувственное
Художественные произведения -духовное наслаждение
Разум человека – дар Божий для совершенствования земной жизнь
Человек как творец подобен Богу
Человек и мир прекрасны - созданы Богом
Задача человека — улучшать мир
Слайд 10Черты Ренессансного гуманизма
Социальные взгляды гуманистов
Все слои населения равны
Каждый человек есть образ
Божий
Церкви себя не противопоставляли
Христианская аргументация
Античная философия + христианская вера = возрождение истинной Церкви
Истинная вера в Бога
Слайд 11Франческо Петрарка (1304-1374)
«Канцоньере, “Моя тайна” (диалог) (1342 — 1343), трактаты “Об
уединении жизни” (1346), “О монашеском досуге” (1347), “Инвектива против врага” (1352 — 1353), памфлет “О своем и чужом невежестве” (1307).
Слайд 12Данте Алигьери (1265-1321)
«Божественная комедия»
Трактаты «Пир» и «Монархия»
Слайд 13Лоренцо В(Б)алла (1407-1457)
Родоначальник исторической критики
Язык - воплощенный дух, слово - воплощенная
мысль
«Рассуждение о подложности так называемого Константинова дара»
1440
«Сравнения и комментарии к Новому Завету, полученные из различных списков на греческом и латинском языке
Слайд 14Философия Лоренцо Валла
Эпикур - идеал
«Об истинном и ложном благе»
«О монашеском
обете»
Трактовка понятия «наслаждение»
Наслаждение помогает выжить
Опасность не доставляет наслаждения
Наслаждение - истинное благо
Без добродетели можно прожить
Добродетель - полезность для человека
Критерий полезности - наслаждение / не-наслаждение
Наслаждение - то счастье, которое испытывает душа в раю
«Лучше смерть за родину, чем позор»
Слайд 15Неоплатонизм
Онтологические вопросы:
Проблема бытия Бога и мира
Соотношение Божественного и земного
Происхождение мира
Соотношение свободы
воли и необходимости
Слайд 16Виссарион Никейский
(ок. 1400- 1472)
Кардинал папы Евгения IV
Самый греческий среди латинян
и самый латинский среди греков
Перевёл «Метафизику» Аристотеля
Иван III + Софья Палеолог
Основы для объединения Церквей Греческой и Римской
Слайд 17Флорентийская Платоновская Академия
Георгий Гемист Плетон (Плифон) Малатест (1355–1452)
Православный священник из
Константинополя
Трактат «Законы» сожжен по приказу патриарха
Слайд 18«Эллинская теология Плифона»
Отказывается от многих христианских положений в пользу платонических и
неоплатонических
Не креационизм, а эманация
Вселенная не сотворена, ибо она божественна, следовательно, как и Бог, вечна
Переход от Божественного единства к многообразию земного мира происходит через языческих богов
Упоминания имена богов для удобства
Зевс - высший Бог как вневременной творец природы и абсолютного бытия
Слайд 19Марсилио Фичино (1433-1499)
Герметический корпус
Все диалоги Платона
«Платоновское богословие о бессмертии души»
Слайд 20Виды деятельности
1) переводы («Эннеады» Плотина, «Комментарии к Зороастру», Дионисия Ареопагита)
2) философия (комментарии к Платону и Плотину, «О христианской религии»)
3) магия («О жизни»)
4) священничество
Слайд 21Философские взгляды
Синтез: христианство, Каббала, платонизм
Философия - ученая религия, открывающая разуму истины,
содержащиеся в вере
Философия – сестра религии
Слайд 22Философии как «откровение»
Философия - озарение (illuminatio) (Гермес Трисмегист)
Смысл философской
деятельности - подготовить душу
Интеллект д.б. способен к восприятию света Божественного откровения
Философия совпадает с религией
Начало и вдохновение - в священных мистериях
Пророки «просвещены» этим светом
Миссия пророков - сохранение священных неразглашаемых истин.
Логос - один для всех
Христос воплотил Слово, а это и означает полноту Откровения (Божественный Логос)
Слайд 23Концепция души
Иерархическая структура бытия - пять ступеней
Мир интеллигибельный:
Бог- бесконечное высшее
существо, деятельность которого порождает мир вещей в процессе постепенного творения (эманации)
Ангелы
Душа (Сopula mund'i) (узы, связь мира) - триединый «узел соединения»
Мир физический:
Форма - качество
Материя - конституирует физический мир
Телесные качества – низшее
Человек божественен
Главный признак человека - стремление к свободе
Слайд 24«Платоническая (сократическая) любовь»
Переосмысление в христианском духе
Эрос (по Платону) - сила, которая
посредством видения красоты возвышает человека до абсолюта
Платонический эрос = христианской любви
Любовь - воссоединение в Боге человека эмпирического с метаэмпирической Идеей
Истинный человек и Идея человека - одно целое
Любя тела, мы будем любить тень Бога, в душе - подобие Бога, в ангелах - образ Бога
Любя Бога, становимся возлюбленными мы сами
Искупление и преображение
Слайд 25Ипостаси мира
По Плотину («О трёх изначальных ипостасях») - Благо, Ум, Душа
Мир
— движение души
Мир берет начало от Бога
Душа находится везде в природе
Мир находится в единстве
Красота - Любовь - Наслаждение
Слайд 26Естественная магия
Использует благоприятное воздействие небесных тел для оздоровления тела
Соединяет медицину с
астрологией
Универсальная одушевленность вещей
«Дух» - самая тонкая материальная субстанция, пронизывающая все тела
Пневматическая субстанция (ДУХ) есть везде:
В человеке
На небе - небесный Дух самой чистой природы
Задача - подготовка «духа» в человеке к возможности, стать «духом» мира, жизненная сила которого истекает из звезд
Слайд 27Пико Делла Мирандолла
(1463 -1494)
«Речь о достоинстве человека»
«Против астрологии»
Слайд 28Теософская система
Влияние мусульманской и иудейской философии
Каббала - мистическая доктрина
Два аспекта:
Теоретико-доктринальный
(«аллегорическая» интерпретация Библии)
Практическая магия - сакральность еврейского языка (22 буквы), голоса ангелов, десять имён власти и атрибутов Бога («sefirot»)
Доктрина sefirot - есть «десять самых общих имен Бога, которые в комплексе дают Его единое великое Имя»
Еврейский алфавит отражает духовную природу мира и языка
Творение - самовыражение Бога, является выражением
Слайд 29Философия Пико
Пантеистические тенденции
Философская мудрость должна слиться с обновленным христианством
Мудрость свободно перетекает
из учения в учение, избирая для своей манифестации форму, соответствующую обстоятельствам
Свобода выбора - главное условие всякого деяния и его моральной оценки
Божественность не дана человеку, но достижима
Слайд 30Антропологическая этика
Свобода воли - выбор самых различных путей
Бог-Отец вложил в
человека зародыши разнообразной жизни
Употребление - во власти человека
Человек падший
Ангельское совершенство
Человек достоин большего восхищения, чем ангелы
Слайд 31Сотворение мира
Творческий аспект (космологический контекст) - соотношение десяти сфер космоса, сфер
семи планет, сфер неподвижных звезд и более высоких сфер
Иерархия «трех миров» — ангельского, небесного и элементарного
Бог - высшее бестелесное начало
Бог творит чувственный мир «из ничего»
Мир вещей возникает из «хаоса» — материи
Материя исполнена всех форм, находящихся в её недрах в смешанном и несовершенном виде
Существуют дурные ангелы (демоны) в иерархии антагонистической благому
Слайд 32Николай Кузанский
(1401-1464)
Николай Круфтс (Кребс)
Кардинал
«Об ученом незнании», «Об искании Бога», «О Богосыновстве»,
«Простец», «О видении Бога», «Об охоте за мудростью», «О вершине созерцания»
Пантеист
Вера / разум - «две истины»
Слайд 33Богопознание
Бог не персонифицирован - Абсолют
О Боге нельзя ничего сказать
Познать Бога
можно лишь на путях апофатического (отрицательного) богословия
Чем больше мы познаем истину (Бога), тем больше убеждаемся в собственном незнании
Познание Бога по аналогии
Бог есть Единство, Равенство и Связь
Бог есть бесконечный абсолютный треугольник
Абсолютный треугольник – бесконечность
Бог – прямая
Бог - бесконечная окружность, центр которой везде
Слайд 34Бог и Универсум
Онтологическая функция Бога - выражение единства и целостности мира
Бог
– бесконечное бытие
Универсум - ограниченное бытие
Бог - актуальная бесконечность (непознаваема)
Универсум – бесконечность потенциальная (познаваема)
Универсум - всё, что не есть Бог
Противостояние универсума и Бога
Мир - огромная космическая машина
Слайд 35Цитаты:
«Бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира
в Боге»
«Истина не допускает ни больше, ни меньше, и если бы она могла быть более или менее истиной, она уже не была бы истиной»
Слайд 36Теория познания
Человек — существо божественное, поэтому он может познавать
Чувства и воображение
— низший уровень познания
Чувственное восприятие – толчок
Воображение обобщает данные
Рассудок - особая интеллектуальная деятельность (способность познания)
Рассудок не зависит от чувств
Идеи вложены в нас при рождении Богом
Рассудок сопоставляет и различает идеи и данные, которые поступают от воображения
Разум - интуитивное схватывание истины
Разум - интеллектуальная интуиция
Слайд 37Новизна
Земля не есть центр Вселенной, поскольку центром может быть только Бог
Человек является – микрокосмом
Человек подобен Богу, но не в абсолютном смысле, а как потенциальная возможность
Карта Европы
По его инициативе готовится реформа календарного исчисления
Большой вклад в исчисление бесконечно малых величин
Квадратура круга
Слайд 38Джордано (Филиппо)
Бруно (1548-1600)
Неоплатонизм в духе возрожденческого натурализма
Индекс запрещённых книг
Площадь
Кампо ди Фьоре (Рим)
«Сжечь – не значит опровергнуть»
Слайд 39Пантеизм
Природа – это Бог в вещах
Природа самостоятельна
Бог - синоним единства
природы
Цель философии - познание не сверхприродного Бога, а природы
«Бог есть бесконечное в бесконечном, он находится во всем повсюду»
доктрина
Реабилитация материи
Материя – «божественное бытие в вещах»
Объединение материи и формы
Душа – внутренняя сила, присущая всякой вещи
Начало универсума составляет некая единая субстанция, в которой совпадают телесное и духовное, материальное и формальное, возможность и действительность
Солнце - центр универсума
Солнце не единично - одна из бесчисленных звезд
Земля – рядовая планета Солнечной системы (теория Коперника)
Мировая душа проникает в каждое небесное тело, образуя их внутренний деятельный принцип - причина движения
Одушевленность и населенность бесчисленных миров
Существование разных форм жизни, чувственной и разумной, отличных от тех, которые имеются на Земле
«О бесконечности вселенной и мирах»
Слайд 41Монада
Основная единица бытия
Телесное + духовное
Объект + субъект
Бог - «монада монад»
Проявляется как целое
она во всём единичном
Слайд 42Гносеология
Низко оценивает возможности чувственного познания
Ощущения не видят бесконечности
Бесконечность не
может быть объектом чувств
Рассудок осмысливает чувственную информацию
Разум (интеллект)
Интуиция (ум)
Слайд 43Вера и разума
Разделение веры и разума
Философская истина - науки -
религиозное знание
Вера для наставления и управления
Философские доказательства раскрывают истины относительно природы и превосходства Творца ее
Адресаты - избранные (мудрецы)