Слайд 2Особенности мировоззрения эпохи Возрождения.
Гуманистические теории.
Эмпиризм и натурфилософия.
Реформация в культуре Возрождения.
Слайд 3 Особенности мировоззрения:
– возрождение античных мировоззренческих традиций;
– секуляризм – критика
церкви и схоластических теорий;
– эстетизм – ценностный приоритет чувственной красоты;
– индивидуализм;
– субъектная активность - деятельность как жизне-утверждение;
– титанизм;
– деятельность как преобразование мира;
– идея доверия к естественному человеческому разуму.
Слайд 4Направления философии:
Гуманизм:
– ранний гуманизм – Данте Алигери, Франческо Петрарка,
Лоренцо Валла, Марсилио Фичино, Пьетро Помпонацци, Пико делла Мирандола;
– метафизическое обоснование гуманизма – Николай Кузанский, Джордано Бруно;
– социальные теории – Томас Мор, Томазо Кампанелла, Николо Макиавелли.
Натурфилософия и эмпиризм:
– Джордано Бруно, Мишель Монтень, Френсис Бэкон.
Слайд 5 Данте Алигери
– человек как среднее звено между смертным (земным)
и бессмертным (небесным);
– двойственность человеческой природы → двойное предназначение человека и два пути обретения знания: философское и духовное наставление;
– свобода воли и личная ответственность;
– самоценность земной жизни.
Франческо Петрарка:
– развитие идей Данте о двойственности челове-ческой природы и самоценности земного;
– философские теории как источник жизненного наставления и образец для подражания.
Слайд 6 Л. Валла, М. Фичино, П. Помпонацци, Пико делла Мирандола
–
воспитание способности к добродетели;
– философия как основа воспитания;
– интерпретация и использование идей Аристотеля (Помпонацци), Эпикура (Валла), Платона (Фичино), каббалы (Мирандола);
– обоснование возможности магического воздействия на природу.
Слайд 7 Джордано Бруно
– человек как конечное земное существо, имеющее конечную,
смертную душу;
– бессмертие разума (разумной части души);
– необходимость осознания смертности и преодоление страха смерти через познание и творчество;
– познавательная и творческая деятельность как предназначение человека;
– познание бесконечной Вселенной независимым разумом как преодоление конечности человеческого бытия.
Слайд 8 Николай Кузанский
– основа познания – метод ученого незнания как
осознание структурной диспропорции между конечным человеческим разумом и бесконечностью, в которую человек включен и к которой стремится;
– бесконечность – Бог, являющийся единством противоположностей;
– конечные вещи (в т. ч. человек) должны познаваться через их сопричастность бесконечному;
– человек как микрокосм, обладающий разумом (в отличие от др. конечных вещей) и способный мыслить и действительные, и возможные вещи;
– предназначение человека – творчество.
Слайд 9 Т. Мор, Т. Кампанелла, Н. Макиавелли
– обоснование социально-политических теорий
гуманизма;
– идея идеального государства, построенного на познании, естественной религии и универсальных ценностях – Т. Мор «Утопия», Т. Кампанелла «Город Солнца»;
– идея автономии политики (разграничение сфер политики и морали), прагматическая теория управления – Н. Макиавелли «Государь».
Слайд 10 Джордано Бруно (натурфилософия)
– пантеистическая натурфилософия и отрицатель-ная теология (апофатическая);
–
цель философии – познание природы, понимаемой как «Бог в вещах»;
– идея единой бесконечной субстанции из которой возникает все множество вещей;
– идея родства и совпадения противоположностей – в бесконечности противоположности сливаются и отождествляются;
– единицей бытия является монада – единство телесного и духовного, субъекта и объекта;
Слайд 11– высшая субстанция (Бог) – «монада монад» – как целое проявляется
во всем единичном → принцип «все во всем»;
– космология на основе гелиоцентрической концепции Коперника, но Солнце не является центром Вселенной;
– идея бесконечности миров – возможность существования множества систем, подобных Солнечной;
– бесконечная Вселенная как порождение бесконечной божественной мощи.
Слайд 12 Мишель Монтень
– относительность постижения мира – знание как знание
о самом познании;
– ученое незнание как стимул к сомнению и поиску истины;
– идея автономной философии, основанной на опыте и естественном разуме;
– необходимость определения границ и возможнос-тей разума → самопознание как цель философии;
– самодостаточность земной жизни – цель и смысл человеческой жизни в ней самой;
– лучшее человеческое творение – жизнь в согласии с разумом.
Слайд 13 Реформация
(Мартин Лютер, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли, Эразм
Роттердамский)
– обоснование необходимости возрождения чистого, свободного от схоластики христианства и реформы церкви;
– критика схоластического рационализма и когнитив-ного отношения к Богу;
– критика мистицизма и идеи интуитивного постижения Бога;
– Бог непознаваем, но доступен пониманию через пассивное восприятие Священного писания – «герменевтическое» отношение к Богу;
Слайд 14– личный духовный опыт как единственная достоверная основа понимания божественного;
– идея
личного обладания всей полнотой божественной благодати → отрицание посред-нической роли церкви, учение о всеобщем священстве;
– личная ответственность и спасение (но отрицание свободы воли);
– последовательный фидеизм – вера противопос-тавлена всем формам богопознания и рассматри-вается как необходимое и достаточное условие спасения;
Слайд 15– идея тотального, личного и исторического раскаяния как метода реформации религии;
–
неотчуждаемость свободы совести – свобода веры по совести как универсальное (внесоциальное и надсословное) и равное право;
– ценность жизни как поприща духовного спасения – жизнь как небесное поручение;
– единое дело человеческой жизни – внутренняя свобода и независимое, рассудительное и ответственное поведение в миру;
– мирская деятельность как священослужение (при условии должной мотивации).