Слайд 1Кармашова (Вотинцева)
Наталья Николаевна
кандидат философских наук
тел. +7 (961) 755-57-23
e-mail:
n_votintseva@mail.ru
http://vk.com/natalivotintseva
skype: vnn20131
Слайд 2Студенты, набравшие75+!!!
баллов
и более,
могут рассчитывать
на автоматический зачёт.
Слайд 3Философия эпохи Нового времени и Просвещения
Слайд 4ФИЛОСОФИЯ
ПЛАН ЛЕКЦИИ 23.10.17
1.Философия Нового времени и Эпохи Просвещения.
2. Русская философия
XVI – XVIII вв.
3. Немецкая классическая философия.
Слайд 8В центре внимания философии Нового времени – теория познания
Главная проблема
Поиск
философского научного метода
Задача
Получение достоверного знания, ставшего основанием всей получаемой системы знаний
Слайд 9Основные черты философии Нового времени
Эмпиризм – опора на опыт
Рационализм – опора
на разум
Высокая роль науки – наука как способ улучшения жизни человека и общества
Социальный оптимизм – вера в устройство общества на разумных началах
Слайд 10
Эмпиризм
Философское направление
Чувственный опыт
Единственный или важнейший источник человеческого познания
Индукция
Истинный
метод в философии и всех науках
Слайд 11
Рационализм
Философское направление
Разум
Основная способность познания человека
Дедукция
Истинный метод в философии
Слайд 13Основные идеи Ф.Бэкона
Научное знание способно принести человечеству огромную пользу, значительно улучшив
его жизнь
Наука получает знания на основе опыта и экспериментов
Индукция
(метод обобщения от частного к общему) –
главный способ получения новых знаний
Помимо опыта в науке важен и разум
Слайд 14Статуя Бэкона в часовне Тринити-колледжа
Препятствия на пути познания
Препятствиями на пути познания
могут быть 4 типа заблуждений, которые Бэкон называет «идолами»
Идолы рода –
заблуждения всего человечества, наделение явлений природы человеческими чертами
Идолы пещеры – индивидуальные заблуждения, основанные на личных предпочтениях , чувствах, способах понимания мира
Идолы рынка – употребление слов, имеющих неопределённый смысл. Наука должна мыслить строгими терминами
Идолы театра - слепая вера в авторитеты и догмы
Слайд 16Основные идеи философии Р.Декарта
В основании философии – разум, мышление
Познание осуществляется не
чувствами, а умом
Метод Декарта – это дедукция, движение от общего к частному
Материя и сознание – равноправные и взаимосвязан-ные начала
Человек – единственное существо, состоящее из двух начал – материального и духовного
Слайд 17Общий ход философских рассуждений Р.Декарта
1.Во всём – явлениях, вещах, знаниях –
можно сомневаться. То, что я вижу или знаю, может быть сном, иллюзией, галлюцинацией или обманом.
2.Очевидно, что нельзя сомневаться в том, что я сомневаюсь. Поэтому сомнение существует.
3.Нельзя сомневаться, не мысля. Если я сомневаюсь, то я тем самым уже мыслю.
4.«Мыслю, следовательно, существую»
Слайд 19РАЦИОНАЛИСТЫ ПРОТИВ СЕНСУАЛИСТОВ
Слайд 20РАЦИОНАЛИСТЫ ПРОТИВ СЕНСУАЛИСТОВ
Слайд 21РАЦИОНАЛИСТЫ ПРОТИВ СЕНСУАЛИСТОВ
Слайд 26Эпоха Просвещения
Просвещение
Движение в европейской культуре
Зародилось в XVII веке
Господствовало в XVIII
веке
Постепенно охватило разные страны – Англию, Францию, Голландию, Италию, Германию, Россию и др.
Слайд 27
Просвещение
Форма идеологии
Вера в человеческий разум, призванный обеспечить прогресс человечества и
освобождение от оков невежества и суеверия
Слайд 28
Философы эпохи Просвещения поставили своей целью
Распространение ценностей научности и рациональности
Применение ценностей
научности и рациональности к общественной жизни
Слайд 29Основные направления философии Просвещения
Основные направления философии Просвещения
Деизм
Материализм
Атеизм
Вольтер
Ш.Монтескье
Ж.-Ж.Руссо
Д.Дидро
К.А.Гельвеций
П.А.Гольбах
Слайд 30
Деизм
Представление о Боге, согласно которому Бог творит мир, приводит его
в движение и устанавливает законы, но далее не вмешивается в естественный ход природных событий
Материализм
Философское учение, признающее первичность материального начала и зависимость от него начала идеального (духовного)
Атеизм
Философское убеждение, отрицающее существование Бога и Высших Сил во всех их формах и разновидностях
Слайд 31Вольтер (Франсуа Мари Аруэ)
1694-1778
Один из крупнейших философов – просветителей XVII века,
поэт, прозаик, сатирик, публицист, правозащитник, основоположник вольтерьянства (свободомыслия).
Остроумно критиковал религиозные предрассудки с позиций разума.
Выступал, как ярый сторонник свободы слова и мнения.
Слайд 32Основные идеи философии Вольтера
Основная направленность – критика феодального общества и религии
«Раздавите
гадину!» - лозунг, означавший неприятие католической церкви
«Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать» - религиозная вера необходима, так как она помогает управлять людьми
Слайд 33
Вольтер был сторонником деизма
Бог сотворил мир, привёл его в движение, установил
в нём законы, но далее не вмешивается в естественный ход природных событий
Вольтер боролся против крепостничества, выступал за равенство граждан перед законом, свободу слова, отмену сословных привилегий
Политический идеал – «просвещённая монархия» во главе с образованным и мыслящим монархом
Слайд 34Жан-Жак Руссо
1712-1778
Французский философ, писатель, композитор.
Поддерживал теорию общественного договора, объясняющего возникновение
государственной власти.
Слайд 35Теория общественного договора
Руссо, как и большинство мыслителей этого времени, был сторонником
теории общественного договора, согласно которой люди первоначально существуют в «естественном состоянии» - без какой-либо внешней власти и насилия над собой .
Для того чтобы обеспечить защиту прав каждого на жизнь и свободу, народ передаёт часть своих свобод группе людей, которые взамен обязуются охранять эти права. Этим соглашением объясняется возникновение государственной власти. Так как власть дана народом, следовательно, народ имеет право отобрать её, если монарх не выполняет соглашения.
Слайд 36Концентрированным собранием знания эпохи стала французская «Энциклопедия, или Толковый словарь наук,
искусств и ремёсел». Вдохновителем «Энциклопедии» был Дени Дидро.
Дени Дидро
1713-1784
Появление «Энциклопедии» показало, что ведущей силой в обществе становится наука, а не религия.
Слайд 37Основные идеи Д.Дидро
Всё, что существует, - материально, мир никем не сотворён
Движение
присуще самой материи как её основное свойство
Весь движущийся материальный мир – необъятная и непрерывная цепь естественных причин и следствий
Всё в мире имеет свою причину, всё необходимо, случайностей нет
Слайд 38
Поль Анри Гольбах
(1723 – 1789)
У Гольбаха в наиболее развернутой форме изложено механистическое материалистическое мировоззрение.
Слайд 39В наиболее систематической форме принципы материализма изложены в работе Гольбаха «Система
природы».
Хотя первой работой, ставшей манифестом французских материалистов, стала работа Ламетри «Естественная история души» (а наиболее нашумевшей была его же работа «Человек-машина»).
Слайд 40
В частности, Гольбах утверждает, что материя — это единственная, никем не
сотворенная, вечно существующая субстанция. Следовательно, нет и Бога-Творца. Определение Гольбаха звучит так: «Материя есть все то, что воздействует на наши чувства».
Слайд 41Джордж Беркли 1685 – 1753 г.г.
Философское учение Джорджа Беркли направлено
на опровержение материализма и обоснование религии. «Все, что существует, единично».
Это номиналистическое основоположение служит для Беркли отправным пунктом, из которого следует, что ничто соответствующее действительности не может быть неединичным. Беркли различает общие и абстрактные идеи. Вся теория абстракции Беркли направлена к тому, чтобы доказать, что реально только то, что воспринимаемо или представляемо, но не то, что мыслимо.
Слайд 43Учение Беркли – субъективный идеализм.
Отвергнув бытие материи, оно признает существование
только человеческого сознания, в котором Беркли различает «идеи» и «души«.
Идеи – это качества, данные в нашем субъективном восприятии.
Души – воспринимающие, деятельные нематериальные субъекты духовной деятельности.
Слайд 44По мнению Беркли, идеи совершенно пассивны.
Напротив души, в отличие от
идей активны.
«Идея» является центральным понятием всего учения Беркли.
Благодаря такой терминологии «качество» сразу приобретает у него субъективное содержание.
Качество для Беркли – «идея», элемент чувственности, а не свойство вещи. «Идея» первична. «Вещь» не что иное, как сочетание, комплекса «идей». «Вещь», таким образом вторична.
Слайд 45Не качества предполагают определяемую ими вещь, а, наоборот, «вещь» не более
чем совокупность качеств, «идей».
Придав при помощи термина «идея» субъективный смысл понятию «качеств», Беркли заявляет, что «не может быть никакого субстрата этих качеств, кроме духа… нет иной субстанции, кроме духа». В этом узловом пункте происходит трансформация субъективного идеализма в идеализм объективный.
Слайд 46Давид Юм (1711 – 1776 г.г.)
Искал ответы бытия, выступая против
материалистического понимания субстанции. Он, отвергая реальное существование материальной и духовной субстанции, считал, что есть «идея» субстанции, под которую подводится ассоциация восприятия человека, присущая обыденному, а не научному познанию.
Слайд 47
Юм переделал учения Беркли и Локка на агностический манер,
сглаживая острые
углы и устраняя крайние положения.
Юм стремился создать философию "здравого смысла",
философию осторожную, "сдержанную",
чуждую как материализму, так и наивному спиритуализму.
Слайд 51Русская философия XVI-XVIII в.в.
Главный вопрос на протяжении всей истории русской философской
мысли – вопрос о САМОБЫТНОСТИ, О ОСОБЕННОСТЯХ ХАРАКТЕРА И НАПРАВЛЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО И РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА.
Слайд 52В XVII веке происходит обособление философии от богословия. Преподавание философии в
академиях (братья Лихуды).
Использовались труды: Аристотеля, Аквинского, Католицизма.
XVIII век – одним из центров развития философской мысли стала «ученая дружина Петра I.
Слайд 53Иоанникий Лихуд (1633 — 1717) и Софроний Лихуд (1652 — 1730) — греческие православные монахи, первые преподаватели
Славяно-греко-латинской академии —
первого официально утверждённого высшего учебного заведения в Русском государстве.
Слайд 55Феофан Прокопович (1681-1739 г.г.)
Первый в России философ-деист. Сторонник развития науки.
Утверждал божественное происхождение самого принципа власти. Однако Бог наделяет правителя властью не непосредственно, а через направляемую им волю народа.
Взгляды Феофана резко расходились с православным учением о симфонии властей, их претворении в жизнь вело к секуляризации и умалению роли Церкви в русском обществе.
Слайд 56
Ф. Прокопович являлся, с одной стороны, убежденным последователем богословской традиции в
толковании сущности и структуры мироздания; а с другой стороны, он выступал как выдающийся просветитель, сделавший немало для распространения естествознания. Будучи прекрасным знатоком античной философии, он развивает традиции аристотелизма и откровенно по идеологическим мотивам игнорирует диалектическую атомистическую систему Левкиппа-Демокрита-Эпикура.
Он вводит в философский оборот принцип «общей пользы», стремится обосновать естественную природу самодержавной власти, ищет корни сословных противоречий, анализирует взаимодействие Церкви и государства.
Слайд 57Василий Никитич Татищев (1686 – 1750)
Труд – «История Российская». Основа
развития общества – разум человека. В развитии общества выделил стадии по аналогии с жизнью человека. Идея естественного права, естественной морали, естественной религии. Высшая цель, или «истинное благополучие», по этому воззрению, заключается в полном равновесии душевных сил, в «спокойствии души и совести», достигаемом путём развития ума «полезною» наукою.
Слайд 58
В.Н. Татищев рассмотрел процесс познания, отметив особую роль в нем чувственной
ступени. Его интересуют природа памяти и абстракций, ощущений и представлений. Ответы на эти вопросы ученый ищет в сфере науки. Татищев предпринимает попытку классификации наук, деля их на телесные и душевные, полезные (естественные и гуманитарные), нужные (богословие) и ложные (астрология, алхимия). Главнейшей из наук он считал философию. И хотя учение о бытии у Татищева весьма компромиссно, он все-таки стремится разобраться с вопросами соотношения души и тела, смерти и бессмертия, появления способности к разуму в ходе жизнедеятельности. Во взглядах на общество В.Н. Татищев был рационалистом, связывая его развитие с естественными факторами: народонаселением, промышленностью, земледелием, торговлей и просвещением. Его идеал общественного состояния - просвещенная монархия.
Слайд 59Антиох Кантемир (1708-1744 г.г.)
Сатирик. Интересовался проблемами нравственности. Занимался переводами трудов
таких философов, как Платон, Аристотель, Декарт, Локк, Монтескье.
«Я в своем хотении волен и тем подобен Богу».
Слайд 61
Его достижения в естествознании имели для философии огромную ценность. Главное, Ломоносов
предложил такую систему бытия, где Богу практически оставалось очень мало места. Он развивал гелиоцентрическую систему Дж. Бруно; считал, что Вселенная состоит из бесчисленного множества заселенных миров; доказывал постоянную изменяемость всего существующего; предлагал принципы эволюционного развития живого; выдвигал естественнонаучные возражения против церковного исчисления Начала мира, Первотолчка, Всемирного Потопа.
Новаторские идеи Михаила Васильевича о том, что есть истины, которые могут не совпадать с религиозными и даже им противоречить. Кроме того, существуют явления, которые не доступны религиозному сознанию. В свою очередь, наука тоже не всемогуща, и существует чисто религиозная сфера постижения истин.
Слайд 62
Ломоносов много работает над определением свойств материи и в итоге дает,
как рабочую, следующую ее формулировку: «Материя есть протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные части». Рассматривая формы движения, он приходит к идее перехода одних форм движения в другие. Предлагается им и универсальный вариант закона сохранения вещества и движения.
Слайд 63
Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества.
Все природные тела состоят из мельчайших
частиц, которые он называл не корпускулами, как Ньютон, а как Лейбниц – монадами или иногда атомами. Но в отличие от Лейбница эти монады считал материальными.
Слайд 64Ломоносов предпринимает первые шаги по преодолению разрыва между эмпиризмом и рационализмом
в теории познания.
Оригинален и его принцип классификации наук: степень теоретического обобщения материала в связи со степенью познания.
Он, несомненно, был одним из крупнейших представителей метафизического механистического материализма мирового уровня.
Слайд 66Радищев Александр Николаевич (1749-1802)
Ода «Вольность» (1783), повесть «Житие Ф. В. Ушакова»
(1789), философские сочинения.
Практически все произведения Радищева проникнуты духом «просвещения» XVIII века и идеями французской философии.
В главном произведении Радищева — «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) — представлен широкий круг идей русского Просвещения, правдивое, исполненное сочувствия изображение жизни народа, резкое обличение самодержавия и крепостничества.
Слайд 67
Важнейшим философским сочинением считается его книга «О человеке, его смертности и
бессмертии». В учении о государстве Радищев во многом следует Руссо, связывая происхождение государства с возникновением частной собственности и неравенства людей. Общественный договор заключается в целях обеспечения достижения благ наибольшему числу людей. История понимается им как смена «вольности» и «рабства». Социальный идеал – общество свободных и равноправных людей, земля должна быть поделена между теми, кто ее обрабатывает.
Слайд 68Радищев, развивая свои материалистические идеи, сравнивал
природу с лестницей веществ, вершиной которой
является мыслящий человек, мозг и нервная система которого составляет основу сознания.
Идеи Радищева связаны с критикой крепостничества и оказали влияние на развитие общественно-политической мысли, в первую очередь, революционной (декабристов, народников, анархистов, марксистов и др.).
Слайд 69
Почему немецкая философия XVIII- XIX вв. получила название КЛАССИЧЕСКАЯ?
- по содержанию:
гносеология, методология, философская антропология, этика
- по форме:
образцовые философские сочинения
- по влиянию:
аккумуляция философии нового времени
отправная точа для всех современных направлений
Слайд 70Немецкая классическая философия (вторая половина XVII – XIX вв.)
Крупнейший немецкий философ,
родоначальник немецкой классической философии.
Основные произведения: «Критика практического разума»
«Критика чистого разума»
«Критика способности суждения».
Иммануил Кант
172-1804
Слайд 72 «Ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты»
«Две вещи
наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
«Поступайте так, чтобы ваш поступок мог быть возведен во всеобщее правило».
http://www.epwr.ru/quotation/txt_422_7.php
Слайд 73Гносеология И.Канта
Впервые перенёс акцент с познаваемой вещи на познавательные способности самого
человека
Существуют два мира: действительный мир и мир видимости (мир явлений)
Действительный мир (мир «вещей в себе») мы не можем познать
Мы познаем лишь мир видимости.
Мы можем познать лишь то, что поддается описанию при помощи категорий.
«вещи в себе» непознаваемы
Слайд 75
Историческое значение философии Канта:
• дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение
возникновения Солнечной системы (из вращающейся туманности разряженных в пространстве элементов);
• выдвинута идея о наличии границ познавательной способности разума человека (антиномии, "вещи в себе");
• выведено двенадцать категорий - предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления;
• сформулирован категорический императив - моральный закон;
• выдвинута идея демократии и правового порядка как в каждом отдельном обществе, так и в международных отношениях;
• осуждены войны, предсказан "вечный мир" в будущем, основанный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.
Слайд 77 ***Анекдот***
Урок домоводства у девочек в шестом классе. Учительница говорит:
-
Девочки, у нас сегодня очень сложная тема: выворачивание канта наизнанку.
Одна ученица тянет руку и спрашивает:
- Марьванна, это что же получается - звездное небо внутри нас и нравственный закон над головой?
Слайд 78Георг Вильгельм Фридрих Гегель 1770-1831 г.г.
Немецкий классический философ.
Основные произведения:
«Феноменология
духа»,
«Наука логики», «Энциклопедия философских наук».
Гегель – отец диалектики. Он сформулировал основные понятия и законы диалектики – учение о развитии и изменении.
Слайд 82Основополагающее понятие философии Гегеля
Слайд 83Развитие духовной культуры (по Гегелю)
Слайд 85Людвиг Фейербах 1804- 1872 г.г.
Философия Людвига Фейербаха считается завершающим этапом
немецкой классической философии.
Основные сочинения: «К критике философии Гегеля», «Сущность христианства», «Основные положения философии будущего», «Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии».
Слайд 88
«О человеке можно судить по Богу и о Боге — по
человеку. Они тождественны. Божество человека заключается в его духе и сердце, а дух, душа и сердце человека обнаруживаются в его Боге. Бог есть откровение внутренней сути человека, выражение его «я»
Бог – это отношение любви, связывающее одного человека с другим
Бог – есть то, чем человек хочет быть
«Не Бог создал человека, а человек создал Бога».
Слайд 89Значение немецкой классической философии