Слайд 1ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА, ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Слайд 2ПЛАН
Философия Древнего мира: древнеиндийская философия, древнекитайская философия, античная философия;
Главные черты философии
европейского средневековья;
Особенности философии эпохи Возрождения
Слайд 41.1 Древнеиндийская философия
План самостоятельного изучения вопроса
уяснение социокультурных условий возникновения философии;
анализ
основных черт философских систем, относящиеся к астике ;
анализ основных черт философских систем, относящиеся к настике;
итог изучения вопроса – выделение главных особенностей философии Древней Индии
Слайд 51.2 Древнекитайская философия
Социокультурные условия формирования
Основные философские школы
Слайд 6Социокультурные условия формирования древнекитайской философии
Нестабильная социокультурная ситуация (разложение родоплеменного строя
и переход к обществу с государственным устройством, рост имущественного и социального неравенства, противостояние социальных слоев, борьба племен и войны мелких государств)
Слайд 7Социокультурные условия формирования древнекитайской философии
Духовными предпосылками являются мифы (охватывающие как
природные, так и социальные явления) и начальные знания о природе
Слайд 8Основные философские школы древнекитайской философии
Даосизм
Конфуцианство
Слайд 9ДАОСИЗМ
Основоположник –
Лао-цзы
(VI в. до н.э.)
Слайд 10ЛАО-ЦЗЫ
На ненависть нужно отвечать добром.
Совершенномудрый не имеет
Постоянного сердца.
Его сердце состоит из сердец народа.
Слайд 11Главные понятия даосизма
Дао (космический закон)
Космические принципы
инь и
ян
Слайд 13Главные понятия даосизма
(продолжение)
Творческая сила Дэ
Доверие
Естественность
Слайд 14КОНФУЦИАНСТВО
Основоположник –
Конфуций
(VI - V вв. до н.э.)
Слайд 15КОНФУЦИЙ
Не делай другим того, чего не желаешь себе.
Как служить государю?
Не лги и не давай ему покоя.
Слайд 16Основные идеи конфуцианства
Нравственная интерпретация Дао,
Призыв учиться у древности,
Указание строго соблюдать ритуалы
– универсальные правила поведения, являющиеся и естественными, и социальными законами
Идеал человека – «благородный муж», во всем проявляющий человеколюбие
Отношения в государстве должны напо-минать отношения в семье и наоборот
Слайд 181.3 АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Социокультурные условия формирования;
Центральные понятия;
Основные периоды в развитии
Слайд 19Социокультурные условия формирования античной философии
Античная философия – это древнегреческая и древнеримская
философия. Древнегреческая философия зарождается в конце VII – VI веках до н. э. (на побережье Малой Азии (в Ионии), в греческих городах Южной Италии, на острове Сицилия, а позже уже и в собственно Греции – в Афинах). Древнеримская философия зародилась во II – I веках до н. э. и развивалась по V – VI век н. э. одновре-менно с древнегреческой
Слайд 20Социокультурные условия формирования античной философии
Разрушение родовых отношений, возник-новение имущественного неравенства и
классового деления общества; возник-новение рабовладения, которое достигает своей классической формы в V в. до н. э.
Возникновение городов – государств полисов, развитие полисной демократии
К важнейшим духовным предпосылкам можно отнести мифологию и начальные пранаучные сведения о природе
Слайд 21Центральное понятие античной философии
Космос (макрокосм)
Слайд 22Основные периоды в развитии античной философии
досократический (преимущественно, натурфилософский), период с к.
VII в. – VI в. до н. э. до V в. до н. э.,
классический (V – IV вв. до н. э.),
период эллинизма (IV – III вв. до н. э. по I в. до н. э.),
Римской философии (II – I вв. до н. э. - V – VI вв. н. э.)
Слайд 23Досократический период
Основные проблемы –
онтологические
(вопрос о происхождении и
развитии космоса, о движении и т.п.),
гносеологические
(вопросы, касающиеся процесса познания)
Слайд 24Философы-досократики
ФАЛЕС
(VII – VI вв. до н.э.) родоначальник Милетской
философской школы
Слайд 25ФАЛЕС
«Что есть всё?»
(вопрос о возникновении и сущности космоса)
«Космос – единый живой
организм»
Слайд 26Философы-досократики
ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ
(VI – V вв. до н.э.)
Слайд 27ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ
Многознание уму не научает
В одну и ту же реку нельзя
войти дважды
Народ должен сражаться за закон, как за свои городские стены
Людям не стало бы лучше, если бы исполнились все их желания
Слайд 28КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
Основные проблемы –
Антропологические (сущность человека, его познавательные способности, нравственное
состояние, идеал человека как гармонично развитого, активного члена социума)
Онтологические (возникновение и развитие космоса, развитие понятия бытия)
Гносеологические (о путях достижения истины)
Социально-философские (о формах правления, в т.ч. справедливого)
Слайд 29Философы классического периода
СОФИСТЫ
ПРОТАГОР
(V в. до н.э.)
Слайд 30ПРОТАГОР
Человек есть мера всех вещей
(Человек – отправная точка всех суждений о
мире)
Слайд 31Философы классического периода
СОКРАТ
(в осн.,
V в. до н.э.)
Слайд 32СОКРАТ
Философ – тот, кто на деле осуществляет свою философию
Познай самого себя
Слайд 33Философы классического периода
ПЛАТОН
(АРИСТОКЛ)
V – IV вв. до н.э.
Слайд 34ПЛАТОН
Изумление и есть начало философии
Пока … государственная сила и философия не
совпадут в одно … до тех пор … нет конца злу
(«Государство»)
Слайд 35Философы классического периода
АРИСТОТЕЛЬ
(IV в. до н.э.)
Слайд 36АРИСТОТЕЛЬ
Философия – знание ради понимания
Из привычки сквернословить развивается склонность к совершению
дурных поступков
Слайд 37Период эллинизма
Социокультурные условия:
в IV – III вв. до н.э. Греция
переживает экономический и политический упа-док, попадает под власть Македонии; система рабовладения переживает кризис, обостряются социальные про-тиворечия, полисного народовластия больше нет
Слайд 38Период эллинизма
На первое место в философии выхо-дят этические проблемы (например, возможность
достижения индивидом счастья, противостояния судьбе), которые рассматриваются во взаимосвязи с онтологическими и гносеологическими.
Основные философские течения – эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.
Слайд 39Философы эллинистического периода
ЭПИКУР
(IV – III вв. до н.э.)
Слайд 40ЭПИКУР
Цель счастливой жизни – здоровье тела и безмятежность души
(чему
и способствует философия)
Слайд 41Период Римской философии
Начиная с III в. до н.э. в Средизем-номорье усиливается
влияние Рима, который в течение II в. до н.э. за-воевывает македонскую монархию. Углубляется системный кризис античности. Продолжают развиваться философские течения периода эллинизма.
Слайд 42Период Римской философии
В III – V вв. развивается оригинальное течение неоплатонизм,
опирающееся на учение Платона, истолкованное в духе мистицизма. Путь человека в мире – это путь спасения его души.
Слайд 43Философы римского периода
СЕНЕКА
(I в. до н.э. - I в. н.э.)
Слайд 44СЕНЕКА
Нет рабства более позорного, чем рабство духа
Слайд 45ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Возникновение философии вызвано нестабильными социокультурными условиями, потребностями в новом
способе объяснения мира, в гармонизации отношений человека и общества, человека и природы,
Теоретичность рассуждений в той или иной мере сочеталась с присутствием в них мифов,
Слайд 46ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Теоретическим основанием идеи гармонизации отношений в системе «человек –
мир» выступает идея космического закона,
Постепенно начинают рассматриваться все основные философские проблемы, развивается диалектический метод
Слайд 472. Главные черты философии европейского средневековья
Слайд 48ЕВРОПЕЙСКАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
Социокультурные условия формирования;
Центральные идеи и понятия
Слайд 49Социокультурные условия формирования европейской средневековой философии
Постепенное зарождение и развитие феодальных отношений,
Падение
Западной Римской империи с переходом власти к варварским вождям,
Интеграция и языковая ассимиляция местных и вторгшихся племен приводили к возникновению новых народностей, впоследствии – современных наций и государств,
Слайд 50Социокультурные условия формирования европейской средневековой философии
Развитие христианства, которое стало господствующей идеологией
в Европе,
Влияние античной философии
Слайд 51
Центральные идеи и понятия средневековой философии
Теоцентризм (Бог – центральное понятие),
Теизм
(Бог сотворил мир из ничего, Своей доброй волей, и продолжает его поддерживать),
Человек сотворен Богом по Его образу и подобию (т.е. наделен разумной душой и свободой воли),
Главное философское направление - схоластика
Слайд 52СХОЛАСТИКА
Развитие схоластики занимает период с конца VIII – IX вв. по
XIV – XV вв.
Слайд 53СХОЛАСТИКА
Задача философии – поиски рациональных путей доказательства истинности христианских догматов.
Общие
проблемы схоластики – соотношение веры и разума,
Бога, природы и человека.
Слайд 54ФИЛОСОФЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ФОМА АКВИНСКИЙ
(1225 - 1274)
систематизатор средневековой схоластики
Слайд 553. Особенности философии эпохи Возрождения
Слайд 56Философия эпохи Возрождения
Социокультурные условия формирования;
Главные философские направления и их центральные понятия
Слайд 57Социокультурные условия формирования
Временные рамки периода – с середины XIV века до
начала XVII века
Слайд 58Социокультурные условия формирования
В этот период складываются условия для развития капитализма.
Развивается
мануфактурное производ-ство, накапливается торговый и ростовщи-ческий капитал. Развиваются торговые пути, мореплавание, науки, активизи-руется политическая жизнь. На формиро-вание философских взглядов оказала влияние Реформация.
Слайд 59
Главные философские направления
Гуманизм (главное понятие – человек-творец)
Натурфилософия
Социально-философские взгляды
Слайд 60ГУМАНИСТЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА
(1304 – 1374)
Слайд 61ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ЛОРЕНЦО ВАЛЛА
(1407 - 1457)
Слайд 62ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
МАРСИЛИО ФИЧИНО
(1433 - 1499)
Слайд 63ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ЛЕОНАРДО БРУНИ
(1370 - 1444)
Слайд 64ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ЛЕОН БАТТИСТА АЛЬБЕРТИ
(1404 – 1472)
Слайд 65ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ДЖОВАННИ ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА
(1463 – 1494)
Слайд 66НАТУРФИЛОСОФИЯ
Основная проблема – взаимосвязь Бога, космоса и человека
Слайд 67ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ
(1401 - 1464)
Слайд 68ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ДЖОРДАНО БРУНО
(1548-1600)
Слайд 69Социально-философские взгляды
Критика несправедливостей и пороков общественно-политического устройства Англии в «Утопии» Томаса
Мора, который причину всех бед видел в частной собственности,
Критика социального неравенства, частной собственности в работах Томмазо Кампанеллы,
Слайд 70Социально-философские взгляды
Главная цель справедливо устроенного общества – обеспечение свободного развития личности
в соответствии с ее интересами,
Трансформация идеала всесторонне развитой личности в образ политика, постоянно меняющего маски сообразно обстоятельствам в работах Н.Макиавелли
Слайд 71ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ТОМАС МОР
(1478 - 1535)
Слайд 72ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА
(1568 – 1639)
Слайд 73ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ
(1469 - 1527)
Слайд 74ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Главной философской темой становится идеал свободного человека - творца,
разносторонне развитой личности,
Однако к концу эпохи во взглядах философов появляется скептицизм в отношении возможностей человека,
Слайд 75ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Это побуждает некоторых мысли-телей искать причину человеческих несчастий не
в особенностях индивида, а в несправедливом устройстве общества