Слайд 1СВЕТСКИЙ САЛОН КАК
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ
Ольга Владимировна Кучина,
психолог, к.экон.наук, доцент
Слайд 2ИНИЦИАТИВНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ,
НАЧАЛО - ЯНВАРЬ 2017 ГОДА
Слайд 3ВИДЫ САЛОНОВ
Классификация проф. Е.Н. Палий
Аристократические и демократические (состав участников)
Литературные, музыкальные, философские,
литературно-музыкальные, светские (направления деятельности)
Столичные, городские, усадебные (расположение)
Предложение по типу салонов
Салоны, руководимые мужчинами (Алексей Николаевич Оленин, князь Владимир Одоевский, Василий Андреевич Жуковский, граф Михаил Юрьевич Виельгорский и др.)
Салоны, руководимые женщинами (Карамзины, Евдокия Голицина, Зинаида Волконская, Авдотья Елагина, Елизавета Хитрово, Долли Фикельмон и др.)
Слайд 4ГАВРИЛА РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН
Отмечал как главную особенность салона то, что им руководить
может только женщина.
«Ум женщины, — писал он, — тем и обольщает и господствует, что он отменно чуток на чужой ум. Женский ум часто гостеприимен; он охотно зазывает и приветствует умных гостей, заботливо и ловко устраивает их у себя. Лучше, если хозяйка дома в зрелом возрасте, более беспристрастном и бескорыстном».
Слайд 5ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
АСПАЗИЯ (ОК. 470—400 ДО Н. Э.)
Возлюбленная Перикла, политического деятеля древних Афин.
Отличалась умом, образованностью и красотой, в её доме собирались художники, поэты, философы.
«Сократ иногда ходил к ней со своими знакомыми… чтобы послушать её рассуждения…».
Слайд 6“АСПАЗИЯ В ОКРУЖЕНИИ ГРЕЧЕСКИХ ФИЛОСОФОВ”
MICHEL CORNEILLE THE YOUNGER
1670, ВЕРСАЛЬ
Слайд 7ФРАНЦИЯ, XVI ВЕК
Маргарита Наваррская – французская принцесса, королева Наварры, одна из
первых писательниц в своей стране, родилась 11 апреля 1492 г.
Ее можно назвать «прародительницей» владелиц литературных салонов, которых немало появится в XVII-XVIII вв.
Слайд 8ФРАНЦИЯ, XVII ВЕК
К началу 17 в. относится возникновение во Франции светских
литературных салонов с преобладанием в них культа аристократической галантности, группировавшиеся вокруг какой-либо выдающейся женщины, "царицы салона", которая, как правило, отличалась остроумием, талантом и красотой
Слайд 9 КАТРИН ДЕ ВИВОН, МАРКИЗА ДЕ РАМБУЙЕ (1588 -1655)
Салон маркизы де
Рамбуйе в Париже (осн. в 1608)
Один из самых известных салонов, посещаемый самыми знаменитыми современниками
Слайд 10МАДЛЕН ДЕ СКЮДЕРИ (1607-1701), «САФО»
В 1652 году открыла свой собственный салон
Замуж не
вышла по убеждению, отдавая предпочтение платоническому чувству .В этом смысле её можно считать предшественницей феминизма.
В 1695 году Людовик XIV повелел выбить медаль с её изображением.
Слайд 11ЖЮЛИ БЕРНАР, МАДАМ РЕКАМЬЕ (1777-1849)
Известная красавица, хозяйка знаменитого литературно-политического салона, который
в то время был интеллектуальным центром Парижа.
Она была «звездой» европейского масштаба, о которой говорили в России и Англии, в Италии и Германии.
Со временем ее особняк превратился в широко известный в Париже салон, несколько позже переродившийся в политический, оппозиционный Наполеону центр.
Слайд 12ЗАКОНЫ САЛОННОГО ОБЩЕНИЯ
Политики, поэты, философы, музыканты были главными гостями вечера.
В
салоне каждому давалась определенная роль: были здесь иностранец, дипломат, друг хозяйки и др.
Ни один вечер не обходился без приглашенного "гения"
Не было рамок социального и имущественного положения приглашенных. Здесь рядом могли сидеть и вести беседу аристократ с буржуа, поэт-горожанин и маркизы при дворе королевы.
Главным являлась хозяйка - saloniere.
Слайд 13ПРООБРАЗ БУДУЩИХ РОССИЙСКИХ САЛОНОВ
Еще в 1690 г. в покоях царевны Натальи
Алексеевны Романовой давались «комедии», а в 1706 году она организовала в Преображенском театральные представления «для охотных смотрельщиков», в которых участвовали приближенные и слуги ее.
К.Валишевский писал: «С сестрой Петра Великого, Натальей Алексеевной, появляется новый тип – тип артистки, писательницы, провозвестницы женщины …будущего».
Слайд 14РАСЦВЕТ САЛОННОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ –
XIX ВЕК
«Салоны XIX века явились особым
феноменом художественной жизни России…
Они, обогатив русскую культуру в целом, способствовали решению задачи воспитания творческой интеллигенции»
/Е.Н. Палий/
Каждый салон отличался собственным порядком проведения вечера.
Однако вечер не мог считаться удавшимся без игры на фортепиано и исполнения романсов.
Слайд 15АВДОТЬЯ ИВАНОВНА ГОЛИЦЫНА,
ПРИНЦЕССА НОЧИ
Время: 1810–20-е
Адрес: Санкт-Петербург, ул. Миллионная, 30
Гости: Александр Пушкин, Петр Вяземский,
Василий Жуковский, Николай Карамзин, Константин Батюшков, Александр Тургенев, Владимир Мусин-Пушкин
Хозяйка принимала своих гостей в одеяниях, напоминающих картины древнего Рима.
Слайд 16КНЯГИНЯ ЗИНАИДА АЛЕКСАНДРОВНА ВОЛКОНСКАЯ
Время: 1820-е
Адрес: Москва, Тверская, 14
Гости: Александр Пушкин, Петр Вяземский, Евгений Боратынский, Иван
Козлов, Василий Жуковский, Петр Чаадаев, Адам Мицкевич
«Все в этом доме носило отпечаток служения искусству и мысли…»
Слайд 17КАТЕРИНА АНДРЕЕВНА КАРАМЗИНА
Время: 1810–50-е
Адрес: Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 25, и другие адреса; дача
в Царском Селе; ул. Садовая, 12
Хозяйка: жена и дочери Николая Карамзина
Гости: Василий Жуковский, Александр Пушкин, Петр Вяземский, Михаил Лермонтов, Николай Гоголь, Карл Брюллов, Михаил Глинка, Владимир Одоевский
Здесь говорили только на русском языке
Слайд 18«Я СРАЗУ ОЧУТИЛСЯ В САМОЙ ИНТЕЛЛИГЕНТНОЙ СРЕДЕ ПЕТЕРБУРГСКОГО ОБЩЕСТВА…» , -
ПИСАЛ КНЯЗЬ А.В. МЕЩЕРСКИЙ
В отличие от обедов или балов, содержать салон не было разорительным: сюда приходили не объедаться.
Фрейлина Анна Тютчева свидетельствует о салоне Карамзиных: «…угощение состояло из очень крепкого чая с очень густыми сливками и хлеба с очень свежим маслом…»
Карточных игр и танцев там не бывало…
Слайд 19БОГЕМНЫЙ ПЕТЕРБУРГ НАЧАЛА 20 ВЕКА
В 19 веке хозяйка салона- это богатая
светская дама, обладающая красотой и какими-то талантами
Хороший вкус и манеры
В начале 20 века роль хозяйки салона принадлежит творческой личности, самой создающей литературные произведения
Эпатаж
Слайд 20"КРАСНАЯ БАРОНЕССА"
ВАРВАРА ИВАНОВНА ИКСКУЛЬ ФОН ГИЛЬДЕНБРАНДТ
Участвовала в борьбе за право
женщины на высшее образование, при ее участии были созданы первые высшие медицинские курсы для женщин,
После революции она эмигрировала за границу: будучи в возрасте 71 года она пересекла Финский залив по льду
Салон в на ул. Кирочной
Слайд 21ДЕКАДЕНТСКАЯ МАДОННА, БЕЛАЯ ДЬЯВОЛИЦА ЗИНАИДА ГИППИУС
Поэтесса, писатель, муза и жена Дмитрия
Мережковского
На протяжении четверти века салон Мережковских был одним из центров литературной и философской жизни Петербурга. Здесь обсуждались общие проблемы искусства, культуры и новейшей философии, возникавшие литературные течения (декаденство, символизм - русский и западный).
Салон в доме Мурузи
(Литейный пр-т, 24)
Слайд 22"ДИОТИМА"
ЛИДИЯ ДМИТРИЕВНА ЗИНОВЬЕВА-АННИБАЛ
Творческие среды на «Башне»(Таврическая, 35) Вячеслава Иванова имели
душой, как выразился Н. Бердяев, жену поэта Лидию Дмитриевну,
Древнегреческой жрицей в античной тунике с подведенными черной краской глазами представала она перед гостями
Лидия Дмитриевна и ее муж увлекались античной историей, верили, что это поможет людям вновь обрести потерянное чувство сопричастности природе и космическому разуму.
Слайд 23ПАЛЛАДА ОЛИМПОВНА БОГДАНОВА-БЕЛЬСКАЯ
Русская поэтесса, хозяйка литературного салона, «светская львица» Серебряного века.
Окончила драматическую студию Н. Н. Евреинова в 1911 г., была завсегдатаем петербургского кабаре «Бродячая собака» и всеобщей знакомой петербургских литераторов этого круга.
Квартира Богдановой-Бельской на Фонтанке была своеобразным салоном, где собирался весь богемный и около цвет Петербурга.
Слайд 24КВАРТИРНИКИ СОВЕТСКИХ ВРЕМЕН
«Модификация салонов»
Слайд 25Слово «квартирник», означающее домашний концерт для друзей и специально приглашенных зрителей,
родилось в начале 60-х годов XX века.
Здесь собирались только свои и царила особая атмосфера теплоты и общего единения.
На квартирниках обычно выступали группы или исполнители, чье творчество не нашло одобрения в официальных концертных организациях.
Их не пускали на большую сцену, но благодаря домашним выступлениям, записанным на магнитную ленту, песни, которые они исполняли, знала вся страна.
Слайд 26СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЗАДАЧИ САЛОНА
(ПО Е.Н. ПАЛИЙ)
Формирование подготовленной аудитории для успешного
социального восприятия всех видов классического искусства.
Развитие у людей эстетического вкуса и формирование эстетических идеалов.
Транслирование в общество образцов этикета.
Воспитание и культурное просвещение молодежи.
Слайд 27СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ
ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОГО САЛОНА
Создание свободной коммуникативной среды, некоммерческой и не институализированной
Формирование духовного
пространства раскрытия творческого потенциала
Введение собственной эстетики сообщества
Транслирование этикетных норм поведения
Слайд 29ТЕАТРАЛЬНЫЕ ГОСТИНЫЕ
Театральная гостиная Рудольфа Фурманова
Слайд 30МУЗЫКАЛЬНЫЕ ГОСТИНЫЕ
Музыкальные программы Валерии Васильевой
Слайд 31ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ САЛОНЫ
Астрологический салон Марины Морозовой
Слайд 32АРТ-САЛОНЫ
Biennale project Фрумы Шнейдерман
Слайд 33ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ САЛОНЫ
Психологический салон Екатерины Пичугиной
Слайд 34ЛИТЕРАТУРНЫЕ САЛОНЫ
Литературный салон Ольги Бурмистровой
Апробация салонного формата
Слайд 35МУЗЫКАЛЬНЫЕ КВАРТИРНИКИ
Квартирники у Дмитрия Гроховского
Слайд 36ЭКОНОМИКА САЛОНОВ
Необходимые расходы
Аренда помещения
Кейтеринг
Гонорар главного гостя
Продвижение и раскрутка
Накладные расходы
Возникающие проблемы
Получение
дохода (оплаты) сделает салон объектом предпринимательской деятельности и повлечет за собой необходимость регистрации ИП и постановки на учет в налоговый орган
Взимание регулярных взносов превратит салон в клуб
Получение добровольных пожертвований не облагается налогом (в случаях, определенных законодательством), но требует юридического оформления
Слайд 37МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ