Европейская философия (XVII – XVIII вв.) презентация

Содержание

Характеристика Нового времени.

Слайд 1Европейская философия
(XVII – XVIII вв.)


Слайд 2Характеристика Нового времени.


Слайд 3Новое время
революции
новые ценности
капитализм
I- НАУКА
(способ перехода от исторически изжившей себя общественно-экономической формации

к более прогрессивной, коренной качественный переворот во всей социально-экономической структуре общества.)

(общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации наёмного труда капиталом.)

( система экономических и социально-политических изменений, в которых нашёл выражение переход от основанной на ручном труде мануфактуры к крупной машинной индустрии.)

(термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определённых явлений действительности.)


Слайд 4- Научная революция и ее влияние на рассмотрения основных философских проблем.


-Наука, прогресс, цивилизация в философии Нового времени.

Особенности философии

- Приоритет гносеологии и методологии

- Проблема достоверности знаний: эмпиризм и рационализм .

- Связь гносеологии и онтологии: монизм, дуализм, плюрализм.

- Обоснование новой картины мира и ее динамика

- Пантеистический монизм Б.Спинозы во взглядах на материю, природу, познание, человека, общество.


Слайд 5Философы Нового времени
И другие…


Слайд 7Основные работы Бэкона


Слайд 8Бэкон –материалист

Френсис Бэкон говорит о познании :

(усвоение чувственного содержания переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины. Познанием называют как (неточно) процесс, который правильнее было бы обозначить словом «познавание», так и результат этого процесса.)


Слайд 9Виды познания:
- Путь паука ( из разума человеческого)
-Путь муравья ( всё

для науки )

-Путь пчелы ( отбор => обобщение => ЗНАНИЕ )

«ЗНАНИЕ – это сила, а не насилие над природой».


Слайд 10Провозгласив великое значение естествознания и технических изобретений для человеческого могущества в

практике, Бэкон верил, что этой идее его философии суждена не просто долгая жизнь академически признанного и канонизированного литературного наследия, еще одного мнения среди множества уже изобретенных человечеством. Он считал, что со временем идея эта станет одним из конструктивных принципов всей человеческой жизни, которому "завершение даст судьба человеческого рода, притом такое, какое, пожалуй, людям, при нынешнем положении вещей и умов, нелегко постигнуть и измерить ". В известном смысле он оказался прав. И сейчас столетия спустя, мы как бы осознаем пророческую силу предсказания этого герольда новой науки, но к неистощимому бэконовскому оптимизму в сознании нашего современника примешивается и горечь за все перипетии, пережитые на этом пути в прошлом, и тревога за то, что ожидает нас в будущем.

ВЫВОД:


Слайд 12Основные работы
Трактат « Правила для руководства умом» :


-Целью научных занятий

должно быть направление ума таким образом, чтобы он выносил прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах.

-Нужно заниматься только такими предметами, за счет которых наш ум способен достичь достоверных и несомненных познаний.

-Метод необходим для отыскания истины

-Нужно обращать острие ума на самые незначительные и простые вещи и долго останавливаться на них, пока не привыкнем отчетливо и ясно прозревать в них истину

-Для того чтобы сделать ум проницательным, необходимо упражнять его в исследовании вещей, уже найденных другими, и методически изучать все, даже самые незначительные, искусства, но в особенности те, которые объясняют или предполагают порядок


Слайд 13"Рассуждение о методе"
опубликованное в 1637 г
В "Рассуждении о методе " Декарт

писал, что язык сам по себе не свидетельствует о силе мыслей и человек, выражающийся на нижне бретанском наречии, может формулировать их более точно и тонко по сравнению с тем, кто прекрасно знает французский язык и владеет всеми правилами риторики. Как в этом, так и в других своих произведениях философ превозносит здравый смысл ("естественный свет" человеческого ума) , представленный в народе даже чаще, чем среди цеховых ученых, как гарант эффективности открываемых истин.

В " Рассуждении о методе " он выразил свою неприязнь к тем заносчивым, по его мнению, людям, которые видят смысл своей жизни в различных общественных преобразованиях, и тем более в ниспровержении существующего государственного устройства. По убеждению Декарта, много благотворнее для общества приспосабливаться к его несовершенствам, к тем или иным недостаткам государственных организмов, ибо разрушение их угрожает людям огромными бедствиями.


Слайд 14Мир = Вселенной
Механизм(изменчивый и развивающийся)
Человек
Душа
Субстанция «неделимое»


Слайд 15Вклад в математику
В математике Декарт занимает весьма видное место. В его

эпоху, без математического естествознания наука была бы не способна стать производительной силой. В свою очередь математизация естествознания, даже в тех скромных масштабах, была бы невозможна без определенного прогресса в самой математике. Такой прогресс, в частности, невозможен без успехов формализации. И именно Декарт сыграл решающую роль в становлении современной алгебры тем, что ввел буквенные символы, обозначил последними буквами латинского алфавита (х, у, z) переменные величины, ввел нынешнее обозначение степеней, заложил основы теории уравнений. Понятия числа и величины, ранее существовавшие раздельно, тем самым были объединены. Историческое значение Декартовой "геометрии" состоит также в том, что здесь была открыта связь величины и функции, что преобразовало математику.

Слайд 16Значения работ Декарта
Содержание произведений Декарта и вся его деятельность имели первостепенное

значение для будущего формирования во Франции условий для буржуазной революции.

Система координат, носящая имя Декарта, позволила характеризовать точки числами (координатами) и породила концепцию математики, согласно которой алгебра является способом понимания геометрии. Декарт ввел множество удобных обозначений. Создал теорию пропорциональных отношений и многое другое.

"Правила для руководства ума" имеют огромное философское, методологическое и математическое значение. Каждый раз, когда современный логик или математик обращает внимание на то, как совершаются открытия или изобретения, он неизменно обращается к "Правилам... " Декарта.

Сказанным далеко не исчерпывается область научных интересов и научных открытий Декарта.


Слайд 17 Голлан. философ, один из крупнейших рационалистов 17 в. Родился в

Амстердаме. Родители Спинозы были еврейскими эмигрантами, из Португалии, и он был воспитан в духе ортодоксального иудаизма. в 1660 покинул Амстердам и перебрался в деревушку Рейнсбург , а с 1670 до своей смерти жил в Гааге. Вел независимый образ жизни и мог позволить себе занятия философией . Главными его произведениями являются Богословско-политический трактат , и Этика, начатая в 1663 вместе с незаконченными трактатами о научном методе (Трактат об усовершенствовании разума, о полит. теории , грамматикой древнееврейского языка и письмами. Единственной книгой, изданной при жизни Спинозы, под его именем, был труд Начала философии Рене Декарта, части I и II, 1663).Годы жизни Спинозы совпали с началом эпохи Нового времени. В своем творчестве он осуществил синтез научных идей эпохи Возрождения с греческой, стоической, неоплатонической и схоластической философией. Главной сферой интересов Спинозы является фил. антропология, исследование человека в его отношении к обществу и всему мирозданию. Спиноза рассматривал природу в целом и человеческую природу в частности объективно и беспристрастно и пытался по возможности исключить по-человечески понятное стремление принимать желаемое за действительное, например, предполагать существование целей или конечных причин в природе. Спиноза рассматривал космос не как конечную, но как бесконечную систему. Природа, согласно Спинозе, является причиной самой себя. Спиноза считал человека частью природного порядка, а не каким-то особым творением, не подчиняющимся универсальным законам природы. Бог — это динамический принцип, имманентный природе в целом, а не некий творец природного порядка. Спиноза выдвинул теорию параллелизма тела и сознания, согласно которой сознание, подобно телу, также подчиняется определенным законам. Спиноза рассматривал "протяжение" и "мышление" как атрибуты единой субстанции. Он считал сознание неким "духовным автоматом", подчиняющимся собственным необходимым законам, точно так же как тело подчиняется законам движения.

Слайд 18ЛОКК, ДЖОН (1632-1704), англ.философ. Родился в Рингтоне , в семье судейского

чиновника. В возрасте 15 лет был принят в Вестминстерскую школу — в то время ведущее учебное заведение страны. В 1652 Локк поступил в Крайст-Чёрч-колледж Оксфордского университета. В 1668 Локк стал членом Лондонского Королевского общества. Локк был занят разработкой политической линии в теории, обосновывая философию либерализма, которая выражала интересы нарождавшегося капитализма.

Основная работа Локка «Опыт о человеческом разуме»
В центре философии Локка- теория познания, на отрицании существования врожденных идей и принципов. Человеческая душа лишена всяких врожденных, теоретических, практических, нравственных понятий. Она есть «чистый лист бумаги»Лишь опыт по средством чувственных знаний, заполняет этот чистый лист своими письменами. Опыт же есть нечто иное, как воздействие предметов окружающего мира на наши органы чувств. Основа всякого познания- ощущения.
Важное место в философии Локка занимает проблема «первичных» и «вторичных» качеств. И те и другие относятся к идеям полученным на основе внешнего опыта. Идеи первичных качеств возникают благодаря воздействию на наши органы чувств свойств, принадлежащим предметам или явлениям мира. Вторичные существуют лишь для нашего сознания, определяются его индивидуальными способностями.


Слайд 19Романтическое переживание мира составляет часть философии Руссо, однако его мысль носит

более всеобъемлющий характер. Он повсюду напоминает, что человек по природе добр, но развращен установлениями общества, и что он всегда ищет более высокого самосознания, которое обретет лишь в кругу свободных людей и посредством разумной религиозности.

Жан-Жак Руссо

Слава философа пришла с опубликованием трактата « Способствовало ли восстановление наук и искусств улучшению или ухудшению народов?», в котором он дал отрицательный ответ на этот вопрос. На протяжении всей жизни его интересовали проблемы морали , а роман «Новая Элоиза» является проектом лучшей , «естественной» морали. Однако главный вопрос жизни Руссо был вопрос, касаемый социального неравенства. Неравенство между богатыми и бедными в сочетании с неравенством властвующих и подвластных составляет суть ненавистной современной цивилизации.

Кр.биография

Фил. взгляды

(1712-1778) франц. философ. Родился в Женеве. Мужчины в семействе Руссо были часовщиками, семья принадлежала к зажиточным гражданам. Рано потерял родителей

Вел скитальческую жизнь. Ради заработка становился то музыкантом, то лакеем, то делоуправителем, то переписчиком нот.


Слайд 20Вывод
Для европейской философии характерны следующие два момента: 1) бесконечная ценность

личности – сознание личной ценности возникает благодаря учению о том, что все люди – дети Бога, и 2) учению о свободе и о том, что дух проявляется в трех формах – абсолютной, объективной и личной.

Проблема разума — сердцевина философии нового времени. Философы той эпохи пришли к широкому толкованию разума, полагая, что природа, история, человеческая деятельность движимы внутренне присущей им "разумностью". Говорить о проблеме разума значило, таким образом, анализировать коренные проблемы философии.

Итак, в новое время господствовала вера в совершенствование разума через прогресс науки. Она перерастала у большинства философов того периода в уверенность в том, что разум есть главный и наилучший инструмент преобразования человеческой жизни. Наиболее яркой формой такого разума считалось научное познание, но немалые надежды возлагались и на воспитание рассудка, здравого смысла, способностей к познанию, присущих каждому отдельному человеку. На этой основе разум объединяли с просвещением масс, а просвещение — с демократией.


Слайд 21Гносеология -
теория познания, основная часть философии, рассматривающая условия и пределы возможности

достоверного знания.

учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека.

Методология -

(греч. on, ontos - сущее, logos - учение) - учение о бытии: в классической философии - учение о бытии как таковом, выступающее базовым компонентом философской системы.

Онтология -

Эмпиризм -

(греч. empeiria - опыт) - направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, что все знание основывается на опыте.

Рационализм -

(лат. ratio - разум) - в широком смысле слова - определенная общая ориентация и стилистика мышления, а также доминирующая линия философского развития.

Монизм -

(греч. monos - один) - тип организации философского знания, определяющийся наличием в нем одного основного принципа, в соответствии с которым осуществляется все содержательное наполнение философской системы.

Дуализм -

(лат. dualis - двойственный) философская интерпретационная парадигма, фундированная идеей о наличии двух несводимых друг к другу начал: духовной и материальной субстанций.

Плюрализм -

философско-мировоззренческая позиция, утверждающая множество интересов, видов бытия, идей, взглядов, социальных институтов, не сводимых к чему-то единому и независимых друг от друга.

Словарь

ОПЫТ – это прежде всего совокупность всего того, что происходит с человеком в его жизни и что он осознает; человек может иметь опыт о самом себе, о своих дарованиях, способностях, о своих добродетелях и пороках, человек также может иметь опыт и о мыслях, идеях, знаниях (внутренний опыт).


Слайд 22Хрестоматия
- Истина -- дочь Времени, а не Авторитета.

Ф.Бэкон

-Гораздо вероятнее, чтобы истину нашел один человек, чем целый народ.

стр. 259

Р. Декарт"Рассуждении о методе"

-Обучение наукам способствует развитию добродетели в людях с хорошими духовными задатками; в людях, не имеющих таких задатков, оно ведет лишь к тому, что они становятся еще более глупыми и дурными.
Д.Локк
-Ничто так не прекрасно для глаза, как правда для ума; ничто так не безобразно и непримиримо с разумом, как ложь.
Д.Локк
-Истинное мужество выражается в спокойном самообладании и в невозмутимом выполнении своего долга, невзирая ни на какие бедствия и опасности. Д.Локк

-Свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти, и мудрость его состоит в размышлении о жизни, а не о смерти.
Б.Спиноза

-Вещь не перестает быть истинной от того, что она не признана многими.
Б.Спиноза
-Понимание - начало согласия. Б.Спиноза.


-Из всех способностей человека разум, представляющий собою объединение всех других, развивается труднее всего и позже всего. Ж.Ж.Руссо


Слайд 23Проверочное задание
А. Выберете правильный(е) вариант(ы) ответа:
1.К какому периоду времени относится философия

Нового времени?
а)XVII – XVIII б)XV – XVI в)X – XIV.
2.Основными философами Нового времени были?
а)Сократ б)Платон в)Р.Декарт г)Эпикур д)Ф.Бэкон.
3.Какой вклад в математику осуществил Ф.Бэкон?
а) ввел систему координат б) создал таблицу химических элементов
в)вывел формулу S=a*b г)придумал sin, cos.
4.Основной работой Р.Декарта является?
а) Новый органон б)Рассуждение о методе
в) Богословно - политический трактат г) роман «Новая Элоиза»
5.Кокому философу принадлежит цитата «Знание – это сила, а не насилие над природой.»?
а)Ж.Ж.Руссо б)Д.Локк в)Р.Декарт г)Ф.Бэкон.
6.Основными характерными чертами Нового времени являются?
а)революция в)промышленный переворот
г)капитализм д)никакие из перечисленных е)все из перечисленных.
В.Впишите понятие к которому относится данное определение.
а)….. -термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определённых явлений действительности.
б)….-общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации наёмного труда капиталом.
в)…..- система экономических и социально-политических изменений, в которых нашёл выражение переход от основанной на ручном труде мануфактуры к крупной машинной индустрии.
С.Сравните философские взгляды Р. Декарта и Ф. Бэкона. Что между ними общего, а в чем различие?





Слайд 24СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Декарт Р. 0 Сочинения в двух томах. Том 1.

- М.: Мысль, 1989. -654с.
2. Богомолов А. 0 Буржуазная философия кануна и начала империализма. М.: Высшая школа, 1977. -421с.
3. Радугин А. 0Философия. М.: Владоc, 1995.

4. Декарт Р. "Избранные сочинения"
5. Ляткер Я. А. "Декарт"
6. Соколов В. В. "Философия Рене Декарта"
7. Введение в философию. учебник п/р Фролова ч. 1


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика