Слайд 1Европейская философия
Средние века
Слайд 2Патристика (2-8 вв.)-
философия и теология Отцов Церкви
Слайд 3Проблематика
Теологическая - единство и троичность Бога, отношение лиц или ипостасей
Христологическая -
отношение божественной и человеческой природы в Христе
Антропрологическая - первородный грех, свобода воли, спасение души и тела
Слайд 4Различия
Средневековая:
Религиозность (христианская)
Богословие
Догмат об абсолютном превосходстве веры над разумом
Античная:
Сущность
природы и Космоса
Проблема общества, государства
Гармония мира, человека и разума
Слайд 5Особенности
Руководящий принцип - соединение веры и разума
Истинность не зависит от рациональных
доказательств
Истина веры – сверхразумна (сверхфилософская)
Философия способна в некоторой степени прояснить то, что уже установлено верой
Метод - дедукция, опирающаяся на определения и законы формальной логики
Слайд 6Догмат о Пресвятой Троице
1) Бог троичен и троичность состоит в
том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.
2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.
3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами
Слайд 7Доказательства бытия Бога
Космологическое (Платон, Аристотель, Лейбниц, Вольф) - Бог - первопричина
всех вещей и явлений
Телеологическое (Сократ, Платон, стоики) - природа устроена целесообразно, следовательно, есть тот, кто всё упорядочивает
Онтологическое (Августин, Ансельм) - у всех людей имеется понятие о Боге как о совершенном существе, а оно не может возникнуть беспричинно, значит, Бог существует
Слайд 8Ориген (ок. 185-254 гг.)
«Богочеловек»
Апокатастасис – идея конечного спасения всего сущего
Предсуществование человеческих душ - «лестница иерархий» разумных существ
Бог - творец бесконечной последовательности миров
Каждый мир конечен
«Сын не есть Сын по усыновлению извне чрез Святого Духа, но Сын по природе» - единородный
«Есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного»
Слайд 9Учение Оригена о Троице
Субординатизм - убывающая Троица
Божественные Лица не равны
по достоинству
«Сущность» - обозначение единства в Боге
«Ипостась» — для различия Лиц
Логос (Божественное Слово) - посредник между Богом и миром
Бог - Творец по природе
Творение совечно Богу
Творение - акт Божественной природы, а не акт Божественной воли
Учение о предвечном рождении Сына
Отец никогда не был без Сына
Предвечное рождение - не эманация (гностиков)
Иерархия - причастность
Изведение Святого Духа Отцом через Сына
По достоинству Святой Дух ниже Сына
Слайд 10Арий (256—336) Константинополь
Отрицал божественность Христа
Христос не Бог, а первый и
совершеннейший из сотворённых Богом существ
Проповедовал аскетизм
Отказ от частной собственности
Отвергал посты
Отрицал праздник Пасхи, как искажение Христа, который один только есть «истинная Пасха»
Утверждал равенство священников (пресвитеров) с епископами
Слайд 11Арианство
Государственная версия христианства после Константина до 378
Официальная религия германских государств
(до VI века)
Природа Христа
Христос сотворён Богом
Имеет начало Своего бытия
Не равен Ему
Христос не единосущен, а подобосущен Богу
Иерархия Троицы
Слайд 12Великие каппадокийцы
Василий Великий (ок. 330—379)
Григорий Богослов (329 — 389)
Григорий Нисский (ок. 335 — после 394)
Слайд 13Учение о Пресвятой Троице
Разграничение понятия «сущность» и «ипостась»
«Сущность» - общее
«Ипостась»
- частное
Сущность Божества - неначинаемость бытия и Божеское достоинство
Принадлежат трем ипостасям
Отец, Сын и Святой Дух - проявления ее в Лицах
Ипостаси отличаются личными (ипостасными) свойствами
«Ипостась» = «Лицо»
Бог не есть сущность, которая предшествовала бы Лицам
Бог абсолютно свободен по отношению к Своему собственному бытию
Слайд 14Первый Вселенский Никейский Собор (325 г).
Участники :318 епископов (Св. Николай
Чудотворец, Иаков епископ Низибийский, Спиридон Тримифунтский, Св. Афанасий Великий)
Осудил и отверг ересь Ария
Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом
Символ Веры
Празднование Пасхи в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния
Священникам быть женатыми
Слайд 15Основные задачи философии
Ориген - основатель библейской филологии
Истина дана в Откровении
Раскрыть
и разъяснить священные письмена
Изложить истину посредством разума (философии)
«Истинная философия есть христианская религия»
Слайд 16Аврелий Августин
(13.11.354 - 28.08.430)
Влияние манихейства (10 лет):
Дуализм
Спасение -
освобождение частиц «светлой субстанции» и возвращение их в «область света»
Манихейская этика «посвященных» не предъявляла строгих моральных требований
Слайд 17Доказательства бытия Бога
Бог - высшее начало бытия, абсолютное совершенство, истина, источник
человеческого познания
Бог - чистая форма без всякой материи
Бытие мира изменчиво, поэтому предполагает неизменное бытие Бога как его Первопричины
Красота творения неполная, частичная и изменчивая, следовательно, должна быть абсолютная Красота как образец
Единая идея многих вещей
Бог – всеобщее благо
Степени совершенства
Слайд 18Триадология
Единство Бога и единосущие Божественных Лиц
Внутренняя обусловленность бытия именно Трех
Божественных Лиц (Бытие, Мышление, Воля)
Взаимосвязь и взаимопроникновение Лиц
Лица Св. Троицы как бы вторичны и производны по отношению к Божественной сущности - её «основные свойства» («образы существования»)
Слайд 19Творение
Бог свободно сотворил мир «из ничего»
Отец наделяет всё бытием
Сын
- формой, свойствами, премудростью
Св. Дух - порядком, согласием, благостью
Порядок творения:
Идеально
Потенциально (семена)
Реально
Духовные и телесные твари
Ангелы - бестелесные, духовные существа, наиболее близкие к Богу
Слайд 20Августин Блаженный (антропология)
Человек = душа + тело (внутренний + внешний)
Душа -
внутренний человек образ Божий
Душа - нематериальна и бессмертна
Душа – обиталище и вместилище божественности
Дух (ум) – высшая сила души
Бог творит каждую душу, как душу Адама (креационизм)
Душа заражается первородным грехом через тело (телесную похоть)
Человек реализуется только в Любви
Счастье - в познании истины
Слайд 21Свобода воли и первородный грех
«Малое бессмертие» - возможность
«Малая свобода»
- мог не грешить
Бог/человек – свободная синергия
«Бóльшее бессмертие» - невозможность умереть
«Бóльшая свобода» - невозможность грешить
Благо тождественно бытию
Зло - недостаток добра, не самостоятельная сущность
Зло - неправильное направление воли тварного разумного существа
Разница между свободной воли (способность к выбору) и свободой как осуществлением добра
Право выбора между добром и злом
Последствия грехопадения - утрата свободы выбора, невозможность не грешить, телесная смертность
Жизнь - медленная смерть
Похоть – способ передачи всеобщей греховности
Слайд 23Сотериология – учение о спасении
Человек спасается только Благодатью и милосердием Божиим
Милосердие Божие проявилось в искупительной жертве Христа
Благодать - внутренняя, чудесная и невыразимая сила Божия
Предопределение: избранные и отвергнутые
Слайд 24Эсхатология
Град Земной и Град Небесный
Пришествие Илии
Уверование иудеев во Христа
Воцарение антихриста и его гонения на Церковь
Всеобщее воскресение мертвых
Воскресение тел произойдет на основании присущей каждому человеку идеальной формы (33)
Последний Суд Божий
Окончательный приговор грешникам и праведникам
Прообраз Чистилища
Слайд 25Схоластика (9-12 вв.)
Систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая
собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля
Логика - учение об универсальном методе познания и теории рассуждения
Суть - формальные рассуждения о понятиях и категориях без рассмотрения их реального содержания
Принцип: вопрос-ответ
Слайд 26Фундаментальные принципы схоластики:
Теоцентризм - всё в этом мире соотносится с Богом
и от него получает свои определения
Принцип теоцентрической иерархии
Науки
Ценности
Слайд 27Фундаментальные принципы схоластики:
Креационизм - принцип творения
Всё сотворено Богом из ничего
Всё
тварное стремится к ничтожеству и уничтожению
Оптимистическое или пессимистическое мироощущение
Течения:
Младоземельный -буквальное следование шестидневному творению
Староземельный - шесть дней творения интерпретируются как символическая формула
Постепенного творения (теория эволюции)
Слайд 28Фундаментальные принципы схоластики:
Провиденциализм - развитие человеческого общества определяется трансцендентными по отношению
к историческому процессу силами
Принцип Божественного провидения:
Божественная воля
Всемирная история - часть библейской священной истории
История развивается по Божественному плану
Бог неустанно и непрерывно правит миром
Всё уже предопределено
Идея смысла и гармонии мирового устройства
Конечная цель - торжество ценностей Нового Завета и достижения всеми верными Царствия Божьего
Периодизация истории (по Августину): от сотворения мира до Христа и — после Христа
По шести «возрастам мира»
по четырём «мировым» монархиям (Вавилон, Мидо-Персия, Греция, Рим)
Слайд 29Фундаментальные принципы схоластики:
Персонализм - признание «личности» первичной реальностью и высшей духовной
ценностью
«Личность» - духовный первоэлемент бытия:
Неделима
Обладает разумом и свободой воли
Сотворена по образу и подобию Бога
Является венцом, вершиной творения
Человек - единство души и тела
Приоритет – душе = личность
Тело - темница души и сосуд греха
Постоянная борьба внутри человека добра и зла, духа и плоти, разума и чувственности
Слайд 30Фундаментальные принципы схоластики:
Ревеляционизм – все необходимые истины уже даны в Божественном
Откровении
Зафиксированы в Писании
Самый надежный путь познания состоит в постижении смысла Священного Писания
Другие способы познания излишни
Не исключает их совсем
Принцип философствования – экзегеза - истолкование Писания.
Слайд 31Вера/Разум
Иоанн Скот Эриуге́на (810—877) – ирландец
«О божественном предопределении»
Рационализация теологии
Между
«правильным разумом» и «истинным авторитетом» не может быть противоречия
Аллегорическое истолкование Писания
Авторитет рождается от истинного разума, но разум никогда не рождается из авторитета
Слайд 32Вера/Разум
Ансельм Кентерберийский (1033-1109 гг.)
Рационализм (разум – основа познания)
Вера - основа
рационального знания
Разум – средство веры
Будет вера, будет и понимание
Вера и разум - два источника знания
Всё дано в Откровении
Понимание веры достигается с помощью разума
Слайд 33Доказательства бытия Бога (по Ансельму)
1. Все стремится к Благу. Бог -
Абсолютное Благо
2. Все ограничено и имеет некий верхний предел (Бог)
3. Бытие целое. Причина этого - Бог
4. Бог совершенен
Бог существует вне нас и вне этого мира, но при рождении человека вкладывает в его разум идею о Себе
Слайд 34Экзегеза - толкование канонических религиозных текстов
Пьер Абеляр (1079-1142 гг.)
Предтеча рационализма в
библеистике
«Да и нет» - более 1800 противоречивых высказываний свв. Отцов о Библии
1) Божественное вдохновение
2) Священник – писатель – человек. Особенности мировоззрения
3) Условия, в каких священных текст записывался, сохранялся и передавался.
Книги осуждены на соборах (1121, (1140), а также рескриптом папы Иннокентия
Слайд 35Вера / Знание ( по Абеляру)
Приоритет разума перед верой
Прогресс в
вере возможен только на пути знания
Сознательное отношение к Священным текстам
Теория «двух истин»:
Вера – это предположение о вещах невидимых, не доступных человеческим чувствам, следовательно
Вера не имеет отношения к реальному, природному миру, познаваемому науками и философией
Спасение - Благодать Божья + личное усердие
Бог дал человеку силы для достижения благих целей
Ум, чтобы сдерживать игру воображения и направлять религиозное верование
Слайд 36св. Фома Аквинский (1225-1274)
Оправдание веры разумом.
Систематизатор схоластики
Томизм
= неоплатонизм + Августин + представители ранней схоластики + Аристотель
Наука и философия - разум и опыт
Религия - через Откровение
Догматы веры сверхчувственны
Доказать - невозможно человеческому разуму
Вера более достоверна, чем разум, потому что разум постоянно ошибается
Вера опирается на незыблемую правдивость Бога
Вера более моральна, чем (разум)
Разум способен отвратить человека от Бога
Вера – способ постижения бытия
Слайд 37Теология Философия
Наука - система знаний
В основе - первые принципы
Заключения выводятся посредством силлогистических рассуждений
Догматы (положения вероучения, объявленные непреложной истиной)
Сверхразумное знание – истина
Задача – систематическое изложение и истолкование спасающей истины Откровения
Наука - система знаний
В основе - первые принципы
Заключения выводятся посредством силлогистических рассуждений
Принципы разума
Естественное знание – истина
Задача – адаптация положений веры для понимания «естественным разумом» человека
Слайд 38Пять доказательств бытия Бога
Доказательство через движение. Все движущееся когда-либо было
приведено в действие чем-то другим. Цепочка «двигателей» не может быть бесконечной. Бог - первопричина всего движения
Доказательство через производящую причину. Ничто не может произвести самого себя, значит существует нечто, являющееся первопричиной всего — Бог
Доказательство через необходимость. Если бы все вещи находились в потенции, то ничего бы не возникло. Должно быть нечто, способствующее переводу вещи из потенциального в актуальное состояние - Бог
Доказательство от степеней бытия. Существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее - Бог
Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире — это существо мы именуем Богом
Слайд 39Этика томизма
Всё сущее стремится к Б(б)лагу
Желание – воля
Интеллект благороднее воли
Цель человеческой жизни - обретение блаженства
Блаженство - не в акте воли, но в акте интеллекта
Знание Бога посредством интеллекта
Свобода человека - необходимость выбора разумом частные блага
Общие принципы морали - в Божественном законе
Действие, сообразующееся с разумом – доброе
Действие, несогласное с разумом — злое
К блаженству приближает созерцательная, молитвенная жизнь подвижников
Слайд 40Антропология
(по св. Фоме Аквинату)
Человек - на границе материального и
духовного
Тело и душа (субстанции)— соединяются в единую природу.
Душа есть субстанциальная форма тела.
Душа имеет духовную природу.
Бог приводит душу к существованию (очеловечивает).
Душа - не личность.
Душа может существовать независимо от тела.
Душа способна к познавательным актам.
Слайд 42Спор об универсалиях (реализм)
Онтологический статус общих понятий
Иоанн Скот Эриугена, Ансельм
Кентерберийский:
Различаются не по существу, а по случайным признакам
Акциденция (Аристотель)-случайное, почти всегда, несущественное свойство вещи, противопоставляется сущности (Парадокс ответственности Бога. Свобода)
Фома Аквинский – эклектизм (3):
До вещей - мысли Бога
В вещах – сущность
После вещей - ум человека образовывает понятия
Слайд 43Спор об универсалиях (номинализм)
Иоанн Росцелин (ок. 1050 — ок. 1122
Универсалии
- просто слова (сотрясение воздуха)
Реально существуют только единичные вещи
Универсальных реальностей, соответствующих общим понятиям нет
Слайд 44Спор об универсалиях (концептуализм)
Пьер Абеляр
Статус вещи
Обозначается с помощью единичного термина
Каждая вещь есть только то, что она есть
Онтологический статус универсалии «человек»
Слайд 45Троичность и универсалии
(от монотеизма к политеизму)