Слайд 2Современная философия
АНАЛИТИЧЕСКАЯ
Л.Витгенштейн
Неопозитивизм
постпозитивизм
КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ
Постструктурализм
Герменевтика
Феноменология
экзистенциализм
Слайд 3Современная философия
АНАЛИТИЧЕСКАЯ
Л.Витгенштейн
Неопозитивизм
Постпозитивизм
КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ
Постструктурализм
Герменевтика
Феноменология
экзистенциализм
Слайд 6Неопозитивизм
Позитивизм – стадии развития позитивного мышления О. Конта (теологическая, метафизическая, позитивная)
Неопозитивизм
(логический позитивизм): Венский кружок Мориса Шлика (1922г.) Карнап, Франк, Гедель
Стремление к обновлению научного и философского знания
В качестве критерия научности – эмпирическая проверяемость. Любую научную теорию можно представить как совокупность протокольных (атомарных) суждений, которые фиксируют эмпирический опыт.
Выделение аналитических предложений (истинность которых определяется их собственным содержанием, например: «в квадрате все углы прямые» и синтетических (истинность которых устанавливается эмпирическим путем)
Принцип ВЕРИФИКАЦИИ: достоверность синтетических суждений проверяется фактами(получаемыми в ходе эксперимента). Сложный текст можно разложить на протоколькные предложения, которые можно проверить фактами. Например, «все студенты группы ХХХ выше 160 см.
Слайд 7Постпозитивизм
Поппер, Лакатос, Фейерабенд, Т. Кун
В отличие от неопозитивистов не верят, что
ясное, вечное знание может быть достигнуто: одна теория сменяет другую.
Принцип фальсификации Карла Поппера: гипотеза или теория научны, если имеют принципиальную возможность опровержения опытом.
В основании теории находятся гипотезы (не могут быть окончательно истинны) ---- из гипотез по закону дедукции выводятся предложения, которые можно сопоставить с фактами – при соответствии гипотезы фактам, она признается правдоподобной (нет – ложной).
Слайд 9Структура Научных революций Т. Куна
Научное знание – это смена парадигм.
Парадигма –
признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу.
Движущей силой развития науки являются люди, образующие научное сообщество, а не нечто, заложенное в саму логику развития науки;
Развитие знания определяется сменой господствующих парадигм, а не простым суммированием знаний, то есть происходят не только (и не столько) количественные, но и качественные изменения в структуре научных знаний;
Наука развивается по принципу чередования периодов «нормальной» и «революционной»науки, а не путем накопления знаний и присоединения их к уже имеющимся.
Слайд 11Примеры смены парадигм в науке
Смена птолемеевской космологии коперниковской.
Объединение классической физики Ньютоном
в связанное механистическое мировоззрение.
Замена максвелловского электромагнетического мировоззрения эйнштейновским релятивистским мировоззрением.
Развитие квантовой физики, переопределившей классическую механику.
Развитие теории Дарвина об эволюции путём естественного отбора, отбросившей креационизм с позиций главенствующего научного объяснения разнообразия жизни на Земле.
Принятие теории тектонических плит в качестве объяснения крупномасштабных геологических изменений.
Принятие теории химических реакций и окисления Лавуазье весто теории флогистона (химическая революция).
Когнитивное направление в психологии, заключившееся в отходе от бихевиористского подхода к психологическим исследованиям и переходе к изучению когнитивных способностей человека как главного фактора для изучения поведения, и трансперсональное движение, предложившее новый взгляд на надличностный опыт и человеческое развитие.
Теория Джеймса Лавлока о биосфере как единой живой органической системе.
Слайд 13Аналитическая философия
Основатели: Бертран Рассел, Джордж Мур, Готлиб Фреге
Критика предыдущей философии: каждое
слово должно стать однозначным, объединять и разъединять слова нужно по строгим логическим правилам.
Философия=логика, она занимается высказываниями и предложениями, состоящими из слов. Анализ истинных и ложных высказываний, для чего нужно понимать: что есть слово? Что есть предложение?
Пример: «Король Франции лыс»
Слайд 14Людвиг фон Витгенштейн (1889-1951)
Австриец, работавший в Кембридже с Расселом.
«Ранний Витгенштейн» -
автор «Логико-философского трактата»
Язык=мышление. Предложение – картина мира, имеет с последним одинаковую логическую форму. Сложные предложения состоят из элементарных, которые соотносятся непосредственно с фактами.
То, что может быть сказано, должно быть сказано ясно. О чем нельзя говорить ясно, о том следует молчать.
Цель философии – логическое прояснение языка
«Поздний Витгенштейн» - автор концепции «языковых игр»
Слайд 19Предпосылки континентальной философии
человек – не только рациональное, но «воляще-чувствующе-представляющее существо» (Дильтей).
Есть множество сфер жизни и сторон человеческого опыта, которые нельзя познать через призму естественных наук – необходимы гуманитарные дисциплины, изучающие выражения ума/духа человека и необходимы специальные методы для получения доступа к мыслям и чувствам других людей (в том числе, других эпох)
Искомый этот метод – понимание (герменевтический метод). Также необходимо понять, что есть познающий субъект, как работает его сознание (воспринимая феномены – феноменология), каков ЖИЗНЕННЫЙ МИР человека, богатый красками, запахами, разнообразными впечатлениями
Слайд 20Феноменология. Эдмунд Гуссерль (1859-1938)
Феноменология – наука о сознании, о феноменах и
их смыслах. Суть феноменологического метода – понимание структуры и закономерностей мышления
Сознание интенционально – направлено на объект.
Феноменолог не наблюдает отдельные компоненты потока сознания как психолог, он созерцает сущность психических феноменов.
Наше знание преломляется через содержание сознания; вынеся за скобки все, что касается эмоций, частных целей, можно понять как работает сознание в целом.
Эйдос – идея, не потерявшая своей конкретности, образности. (пример: яблоня).
Слайд 22Феноменологический метод:
Начиная философствовать, на время анализа сознания абстрагируйтесь от внешнего мира,
«заключите его в скобки»
Обогатите материал созерцания своим воображением, представьте себе то, что анализируете, так и эдак
Воображение приводит к эйдосу, который обозначьте высказыванием
На основании полученных эйдосов и высказываний интерпретируйте содержание предмета анализа
Избегайте всякого обеднения жизненного мира человека
Слайд 23Феноменология М. Хайдеггера (1889-1976)
Время и бытие
Ученик Гуссерля, который поставил с
ног на голову метод учителя: попытался описать предельные свойства человеческого существования – экзистенцию?
Что значит быть человеком? – значит быть помещенным во время, осознавать прошлое, стремясь к будущему, испытывать постоянное неудовлетворение, смесь ужаса и любопытства
Дазайн (категория, обозначающая бытие человека) – «бытие-так», означающее существование в противоположность сущности. мы изначально встречаем мир не как обособленные наблюдатели, а как вовлеченные участники.
Существование человека может быть подлинным (прорывается перед лицом смерти, позволяет вырваться из глубин обыденности) или неподлинным (когда мы смотрим на человека/себя как на объект этого мира)
Слайд 24Герменевтика
Герменевтику часто определяют как способ философствования, центром которого является интерпретация, понимание
текстов.
Понимание – основная форма отношения к миру сознательных и историчных существ, оно не может быть осмыслено в рамках методологии естественных наук.
субъективное и историческое понимание – не то, что можно преодолеть (как хотел Дильтей по его мнению), понимание всегда неизбежно для субъекта, этот субъективный полюс – даже взаимопонимание в определенном культурном горизонте не может приниматься как данность
У каждого произведения (текст, произведение искусства) есть определенное значение (вложенное автором в его горизонте интерпретации), но каждое произведение способно выдержать столько интерпретаций, сколько есть исторически различающихся горизонтов интерпретации.
Слайд 26Экзистенциализм
Жан Поль Сартр
Люди обречены на свободу. Быть свободным – быть
самим собой, реализовывать свою внутреннюю позицию, невозможно переложить ответственность на другого
Люди открыты в будущее: в отличие от животных, в любом из которых заложена их природа, а человек не знает, что с ним будет; ему необходимо делать выбор
Альбер Камю (1913-1960)
Самая главная беда человека – ощущение разлада между внутренними ощущениями и внешним миром
Мостик, который соединяет мир и человека – абсурд
Основной вопрос философии: стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой?
Бунт против абсурда – единственный источник смысла жизни
Слайд 30Структурализм
Основание для структурализма – лингвистика Фердинанда де Соссюра (1857-1913) и его
базовом различении между языком (системой знаков, слов и значений, не зависящая от конкретных языковых актов отдельных говорящих субъектов) и речью (конкретные речевые акты, возможные благодаря существованию системы языка). В каждом языке есть означающие (слова, например, «кошка») и означаемые (значения слов, например, сама кошка), связь между которыми произвольна.
Клод Леви Стросс (1908-2009): за действиями индивидов в обществе стоят и фактически управляют ими бессознательные структуры. Различные аспекты социальной жизни (системы родства, мифологии, ритуалы) понимаются им в качестве структурных систем элементов со своими особенными правилами комбинирования и трансформации. То есть, за всем многообразием культур и мифологий – некоторые единые структуры, которые можно найти аналитически и дешифровать как партитуру
Слайд 33Постструктурализм
Мишель Фуко(1926-1984)
Фуко возвращается к политическому взгляду на современное общество, выдвигая на
центральное место понятие «власть».
История – не прогресс, не следование к какой-либо заданной цели (например, свобода, счастье, бесклассовое общество), а происхождение тех или иных институтов и форм дискурса – результат «голой борьбы за власть».
с Великой Французской революции 1789 года исключительно репрессивная власть, защищавшая интересы сюзеренов, замещается «биовластью»: государство начинает испытывать интерес и контролировать не только состояние общества в целом, но и каждого индивида в отдельности, все подробности его/ее жизни.
Фокус внимания государства – на индивиде, который становится объектом все более усиливающегося надзора. Фуко использует образ «паноптикума»
Слайд 34Постструктурализм
Жак Бодрийяр
В современном мире разрушена связь между знаком и референтом;
слова и коды образуют свою вселенную смыслов
Мы живем в эпоху симулякров – знаков, которые не имеют означающих объектов в реальности, например «идеальная женщина»
Жан-Франсуа Лиотар
Нарратив – история, имеющая сюжет и содержащая некий «урок»
Постмодернистская эпоха – время отказа от метанарративов
, отвержение абсолютных стандартов, универсальных категорий и высоких теорий в пользу локальных прагматических стратегий и описаний
Слайд 37Критическая философия
Франкфуртский Институт социальных исследований, с 1923 г. под руководством Грюнберга,
в 30-х эмигрирует в США
Теодор Адорно 1903-69 (Культурная индустрия: избранные статьи по массовой культуре), Макс Хоркхаймер 1895-73, Герберт Маркузе 1898-79 (Одномерный человек, Эрос и цивилизация), Юрген Хабермас – Теория коммуникативного действия
В начале 20 века актуальность марксизма снижается. Франкфурцы решили отталкиваться от сути марксизма – КРИТИКИ
Что критикуют франкфуртцы:
Любые теории, оправдывающие существующий социальный порядок, в частности, позитивизм, догматический советский марксизм
Культурную индустрию. Конформистские продукты индустрии массовой культуры облегчают адаптацию индивида к капитализму, выступая способом уклонения от реальности. Они обращаются к эмоциям, подавляя критические реакции.
Инструментальную рациональность. (идеи Вебера) Формальная рационализация общества ограничивает людей отчужденной, бюрократически регулируемой железной клеткой. Совр. Общество чрезмерно репрессивно, требует чрезмерного уровня самоотречения и одновременно консьюмеризм становится долгом – таким образом подавляется внутренняя природа людей.
Слайд 40Ключевые характеристики философии 20 века:
Заметное место в ней занимают концепции, стремящиеся
дать объяснение многообразным феноменам общественной и культурной жизни
Огромное внимание уделяется проблеме языка
Бурное развитие прикладной науки и технического знания