Философия 20 века_заочники презентация

Содержание

Слайд 1Философия 20 века


Слайд 2Современная философия
АНАЛИТИЧЕСКАЯ

Л.Витгенштейн
Неопозитивизм
постпозитивизм
КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ

Постструктурализм
Герменевтика
Феноменология
экзистенциализм


Слайд 3Современная философия
АНАЛИТИЧЕСКАЯ

Л.Витгенштейн
Неопозитивизм
Постпозитивизм



КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ

Постструктурализм
Герменевтика
Феноменология
экзистенциализм



Слайд 6Неопозитивизм
Позитивизм – стадии развития позитивного мышления О. Конта (теологическая, метафизическая, позитивная)
Неопозитивизм

(логический позитивизм): Венский кружок Мориса Шлика (1922г.) Карнап, Франк, Гедель
Стремление к обновлению научного и философского знания
В качестве критерия научности – эмпирическая проверяемость. Любую научную теорию можно представить как совокупность протокольных (атомарных) суждений, которые фиксируют эмпирический опыт.
Выделение аналитических предложений (истинность которых определяется их собственным содержанием, например: «в квадрате все углы прямые» и синтетических (истинность которых устанавливается эмпирическим путем)
Принцип ВЕРИФИКАЦИИ: достоверность синтетических суждений проверяется фактами(получаемыми в ходе эксперимента). Сложный текст можно разложить на протоколькные предложения, которые можно проверить фактами. Например, «все студенты группы ХХХ выше 160 см.

Слайд 7Постпозитивизм
Поппер, Лакатос, Фейерабенд, Т. Кун
В отличие от неопозитивистов не верят, что

ясное, вечное знание может быть достигнуто: одна теория сменяет другую.
Принцип фальсификации Карла Поппера: гипотеза или теория научны, если имеют принципиальную возможность опровержения опытом.
В основании теории находятся гипотезы (не могут быть окончательно истинны) ---- из гипотез по закону дедукции выводятся предложения, которые можно сопоставить с фактами – при соответствии гипотезы фактам, она признается правдоподобной (нет – ложной).

Слайд 9Структура Научных революций Т. Куна
Научное знание – это смена парадигм.
Парадигма –

признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу.
Движущей силой развития науки являются люди, образующие научное сообщество, а не нечто, заложенное в саму логику развития науки;
Развитие знания определяется сменой господствующих парадигм, а не простым суммированием знаний, то есть происходят не только (и не столько) количественные, но и качественные изменения в структуре научных знаний;
Наука развивается по принципу чередования периодов «нормальной» и «революционной»науки, а не путем накопления знаний и присоединения их к уже имеющимся.

Слайд 11Примеры смены парадигм в науке
Смена птолемеевской космологии коперниковской.
Объединение классической физики Ньютоном

в связанное механистическое мировоззрение.
Замена максвелловского электромагнетического мировоззрения эйнштейновским релятивистским мировоззрением.
Развитие квантовой физики, переопределившей классическую механику.
Развитие теории Дарвина об эволюции путём естественного отбора, отбросившей креационизм с позиций главенствующего научного объяснения разнообразия жизни на Земле.
Принятие теории тектонических плит в качестве объяснения крупномасштабных геологических изменений.
Принятие теории химических реакций и окисления Лавуазье весто теории флогистона (химическая революция).
Когнитивное направление в психологии, заключившееся в отходе от бихевиористского подхода к психологическим исследованиям и переходе к изучению когнитивных способностей человека как главного фактора для изучения поведения, и трансперсональное движение, предложившее новый взгляд на надличностный опыт и человеческое развитие.
Теория Джеймса Лавлока о биосфере как единой живой органической системе.


Слайд 13Аналитическая философия
Основатели: Бертран Рассел, Джордж Мур, Готлиб Фреге
Критика предыдущей философии: каждое

слово должно стать однозначным, объединять и разъединять слова нужно по строгим логическим правилам.
Философия=логика, она занимается высказываниями и предложениями, состоящими из слов. Анализ истинных и ложных высказываний, для чего нужно понимать: что есть слово? Что есть предложение?
Пример: «Король Франции лыс»

Слайд 14Людвиг фон Витгенштейн (1889-1951)
Австриец, работавший в Кембридже с Расселом.
«Ранний Витгенштейн» -

автор «Логико-философского трактата»
Язык=мышление. Предложение – картина мира, имеет с последним одинаковую логическую форму. Сложные предложения состоят из элементарных, которые соотносятся непосредственно с фактами.
То, что может быть сказано, должно быть сказано ясно. О чем нельзя говорить ясно, о том следует молчать.
Цель философии – логическое прояснение языка
«Поздний Витгенштейн» - автор концепции «языковых игр»


Слайд 18Континентальная философия


Слайд 19Предпосылки континентальной философии
человек – не только рациональное, но «воляще-чувствующе-представляющее существо» (Дильтей).


Есть множество сфер жизни и сторон человеческого опыта, которые нельзя познать через призму естественных наук – необходимы гуманитарные дисциплины, изучающие выражения ума/духа человека и необходимы специальные методы для получения доступа к мыслям и чувствам других людей (в том числе, других эпох)
Искомый этот метод – понимание (герменевтический метод). Также необходимо понять, что есть познающий субъект, как работает его сознание (воспринимая феномены – феноменология), каков ЖИЗНЕННЫЙ МИР человека, богатый красками, запахами, разнообразными впечатлениями


Слайд 20Феноменология. Эдмунд Гуссерль (1859-1938)
Феноменология – наука о сознании, о феноменах и

их смыслах. Суть феноменологического метода – понимание структуры и закономерностей мышления
Сознание интенционально – направлено на объект.
Феноменолог не наблюдает отдельные компоненты потока сознания как психолог, он созерцает сущность психических феноменов.
Наше знание преломляется через содержание сознания; вынеся за скобки все, что касается эмоций, частных целей, можно понять как работает сознание в целом.
Эйдос – идея, не потерявшая своей конкретности, образности. (пример: яблоня).


Слайд 22Феноменологический метод:
Начиная философствовать, на время анализа сознания абстрагируйтесь от внешнего мира,

«заключите его в скобки»
Обогатите материал созерцания своим воображением, представьте себе то, что анализируете, так и эдак
Воображение приводит к эйдосу, который обозначьте высказыванием
На основании полученных эйдосов и высказываний интерпретируйте содержание предмета анализа
Избегайте всякого обеднения жизненного мира человека

Слайд 23Феноменология М. Хайдеггера (1889-1976) Время и бытие
Ученик Гуссерля, который поставил с

ног на голову метод учителя: попытался описать предельные свойства человеческого существования – экзистенцию?
Что значит быть человеком? – значит быть помещенным во время, осознавать прошлое, стремясь к будущему, испытывать постоянное неудовлетворение, смесь ужаса и любопытства
Дазайн (категория, обозначающая бытие человека) – «бытие-так», означающее существование в противоположность сущности. мы изначально встречаем мир не как обособленные наблюдатели, а как вовлеченные участники.
Существование человека может быть подлинным (прорывается перед лицом смерти, позволяет вырваться из глубин обыденности) или неподлинным (когда мы смотрим на человека/себя как на объект этого мира)

Слайд 24Герменевтика
Герменевтику часто определяют как способ философствования, центром которого является интерпретация, понимание

текстов.
Понимание – основная форма отношения к миру сознательных и историчных существ, оно не может быть осмыслено в рамках методологии естественных наук.
субъективное и историческое понимание – не то, что можно преодолеть (как хотел Дильтей по его мнению), понимание всегда неизбежно для субъекта, этот субъективный полюс – даже взаимопонимание в определенном культурном горизонте не может приниматься как данность
У каждого произведения (текст, произведение искусства) есть определенное значение (вложенное автором в его горизонте интерпретации), но каждое произведение способно выдержать столько интерпретаций, сколько есть исторически различающихся горизонтов интерпретации.



Слайд 26Экзистенциализм
Жан Поль Сартр
Люди обречены на свободу. Быть свободным – быть

самим собой, реализовывать свою внутреннюю позицию, невозможно переложить ответственность на другого
Люди открыты в будущее: в отличие от животных, в любом из которых заложена их природа, а человек не знает, что с ним будет; ему необходимо делать выбор

Альбер Камю (1913-1960)
Самая главная беда человека – ощущение разлада между внутренними ощущениями и внешним миром
Мостик, который соединяет мир и человека – абсурд
Основной вопрос философии: стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой?
Бунт против абсурда – единственный источник смысла жизни


Слайд 30Структурализм
Основание для структурализма – лингвистика Фердинанда де Соссюра (1857-1913) и его

базовом различении между языком (системой знаков, слов и значений, не зависящая от конкретных языковых актов отдельных говорящих субъектов) и речью (конкретные речевые акты, возможные благодаря существованию системы языка). В каждом языке есть означающие (слова, например, «кошка») и означаемые (значения слов, например, сама кошка), связь между которыми произвольна.
Клод Леви Стросс (1908-2009): за действиями индивидов в обществе стоят и фактически управляют ими бессознательные структуры. Различные аспекты социальной жизни (системы родства, мифологии, ритуалы) понимаются им в качестве структурных систем элементов со своими особенными правилами комбинирования и трансформации. То есть, за всем многообразием культур и мифологий – некоторые единые структуры, которые можно найти аналитически и дешифровать как партитуру

Слайд 33Постструктурализм
Мишель Фуко(1926-1984)

Фуко возвращается к политическому взгляду на современное общество, выдвигая на

центральное место понятие «власть».
История – не прогресс, не следование к какой-либо заданной цели (например, свобода, счастье, бесклассовое общество), а происхождение тех или иных институтов и форм дискурса – результат «голой борьбы за власть».
с Великой Французской революции 1789 года исключительно репрессивная власть, защищавшая интересы сюзеренов, замещается «биовластью»: государство начинает испытывать интерес и контролировать не только состояние общества в целом, но и каждого индивида в отдельности, все подробности его/ее жизни.
Фокус внимания государства – на индивиде, который становится объектом все более усиливающегося надзора. Фуко использует образ «паноптикума»

Слайд 34Постструктурализм
Жак Бодрийяр
В современном мире разрушена связь между знаком и референтом;

слова и коды образуют свою вселенную смыслов
Мы живем в эпоху симулякров – знаков, которые не имеют означающих объектов в реальности, например «идеальная женщина»

Жан-Франсуа Лиотар

Нарратив – история, имеющая сюжет и содержащая некий «урок»
Постмодернистская эпоха – время отказа от метанарративов
, отвержение абсолютных стандартов, универсальных категорий и высоких теорий в пользу локальных прагматических стратегий и описаний


Слайд 37Критическая философия
Франкфуртский Институт социальных исследований, с 1923 г. под руководством Грюнберга,

в 30-х эмигрирует в США
Теодор Адорно 1903-69 (Культурная индустрия: избранные статьи по массовой культуре), Макс Хоркхаймер 1895-73, Герберт Маркузе 1898-79 (Одномерный человек, Эрос и цивилизация), Юрген Хабермас – Теория коммуникативного действия
В начале 20 века актуальность марксизма снижается. Франкфурцы решили отталкиваться от сути марксизма – КРИТИКИ
Что критикуют франкфуртцы: 
Любые теории, оправдывающие существующий социальный порядок, в частности, позитивизм, догматический советский марксизм
Культурную индустрию. Конформистские продукты индустрии массовой культуры облегчают адаптацию индивида к капитализму, выступая способом уклонения от реальности. Они обращаются к эмоциям, подавляя критические реакции.
Инструментальную рациональность. (идеи Вебера) Формальная рационализация общества ограничивает людей отчужденной, бюрократически регулируемой железной клеткой. Совр. Общество чрезмерно репрессивно, требует чрезмерного уровня самоотречения и одновременно консьюмеризм становится долгом – таким образом подавляется внутренняя природа людей.

Слайд 40Ключевые характеристики философии 20 века:
Заметное место в ней занимают концепции, стремящиеся

дать объяснение многообразным феноменам общественной и культурной жизни
Огромное внимание уделяется проблеме языка
Бурное развитие прикладной науки и технического знания

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика