Слайд 2
Эстетика – философская наука, рассматривающая законы восприятия и оценки человеком явлений
окружающего мира с точки зрения категорий «красота», «прекрасное». Эстетика – наука, занимающаяся теоретическим осмыслением творческого процесса и его результатов. Одной из сторон эстетики является художественная критика
Слайд 3
В центре внимания эстетики находится художественное творчество в его эстетическом отношении
к действительности и его значении для человека и человечества
Слайд 4Основные вопросы эстетики
Понятие художественного образа и художественной реальности;
Законы художественного освоения мира
посредствам различных видов искусства (литературы, театра, живописи…);
Природа, генезис и динамика искусства как способа освоения мира;
Социальное бытие художественное реальности – условия существования произведения как носителя художественной реальности
Слайд 5Основные вопросы эстетики
Социальное бытие художественное реальности – условия существования произведения как
носителя художественной реальности
Проблемы художественного восприятия и интерпретации произведения
Слайд 6Основные вопросы эстетики
Индустриальная эстетика – теория дизайна, обобщение опыта проектирования, индустриального
воплощения, серийного изготовления полезных и одновременно красивых вещей (эстетически ценный продукт производства)
Дизайнер имеет дело с предметом, но цель его – человек. Цель технической эстетики – гармонизация мира, насыщенного машинами, гуманизация техники. Техническая эстетика – свод требований, предъявляемых к промышленным изделиям.
Слайд 7
Эстетические ценности – явление динамичное. Они формировались из наблюдений над природой,
впоследствии неоднократно переосмыслялись и оказывали влияние на творчество художников, поэтов, музыкантов.
Слайд 8Эстетика и художественный процесс
1. Эстетика как свод представлений о прекрасном должна
предписывать творцам правила создания их творений;
2. Эстетика ничего не предписывает, она рассматривает факты, то есть уже сотворенные произведения
Слайд 9Категории эстетики
КАТЕГОРИИ ЭСТЕТИКИ — основополагающие, наиболее общие понятия эстетики, которые отражают
существенные определения познаваемых предметов и являются узловыми ступенями познания.
Слайд 10Категории эстетики
Прекрасное – безобразное
Возвышенное – низменное; сакральное - профанное
Комичное - трагичное
Слайд 11Аспекты эстетической деятельности
1. Художественно-практический (свадебный или похоронный обряды, этикет…)
2. Художественно-творческий (создание
произведений искусства)
3. Художественно-рецептивный (восприятие произведений искусства)
4. Рецептивно-эстетический (восприятие красоты нерукотворного пейзажа)
Слайд 12Аспекты эстетической деятельности
5. Духовно-культурный (выработка личного вкуса и идеалов, формирование системы
оценок)
6. Теоретический (выработка эстетических концепций и взглядов)
Слайд 13Соотношение художественной и эстетической деятельности
Художественное творчество – высшая форма эстетической деятельности.
Эстетическая
деятельность ведется не только по законам красоты и создает только прекрасное. И трагическое и комичное, и прекрасное и безобразное могут определять характер и результат эстетической деятельности. Эстетическая деятельность шире художественной, она охватывает культуру целиком (и процесс труда и быта…)
Слайд 14Дизайн
Дизайн – творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных
изделий;
Дизайн - это художественное проектирование красивой и полезной вещи;
Дизайн – область предметного мира, создаваемого человеком посредствам индустрии, по законам красоты и функциональности
Слайд 15Дизайн
Создает особый зрительный язык формы, особый визуальный язык. Знаки этого языка:
пропорции, оптическая иллюзия, отношения света и тени, пустоты и объемов, цвета и масштаба (В. Гроппиус).
Цвет, форма, ритм, масштаб и назначение (функция) предмета неделимы и являются важнейшими факторами сферы дизайна
Слайд 16
Полный дизайн предполагает:
1. Выдвижение проектной идеи
2. Разработка новой функциональной структуры
3. Стилистическое
оформление предмета.
Если только 2 и 3 – модернизация; если только 3 – стилизация, стайлинг.
Слайд 17Терминологический аппарат эстетической деятельности
Эстетическое представление – результат эстетического восприятия
Эстетическое впечатление –
память об эстетических представлениях, их оценка, закрепление в сознании.
Эстетический вкус – система эстетических предпочтений и ориентиров, основанная на культуре личности и творческой переработке эстетических впечатлений
Слайд 18Терминологический аппарат эстетической деятельности
Эстетический идеал -представление о высшей гармонии и совершенстве
в действительности и в культуре, которое становится критерием и вектором деятельности человека. Любое явление оценивается путем его сравнения с идеалом.
Идеал не совпадает с действительностью, является гиперболизацией лучшего в ней, еще не существующего, но потребность в котором уже осознана.
Слайд 19Терминологический аппарат эстетической деятельности
Эстетические взгляды – система эстетических концепций, господствующих в
данном обществе и определяющих эстетическую и художественную практику людей, ценностные аспекты их культурной деятельности (материальной и духовной)
Слайд 20Эстетическое как категория эстетики
Эстетическое – метакатегория, которая отражает то общее, что
присуще прекрасному и безобразному, комичному и трагичному, возвышенному и низменному и другим сторонам бытия жизни и искусства.
Слайд 21Концепции происхождения прекрасного
1. Эстетическое – результат проявления Божественного начала.
2. Эстетическое –
проекция духовного богатства (бедности) личности на эстетически нейтральную действительность
3. Эстетическое (прекрасное) – тесть результат соотнесения свойств действительности (творения) с человеком как мерой красоты, с нашими представлениями о красоте
Слайд 22Концепции происхождения прекрасного
4. Эстетическое – естественное свойство предметов, такое же как
вес, цвет, симметрия, форма. Минусом этого подхода является то, что мерой измерения эстетических категорий является вкус – который не является точным и объективным инструментом (как линейка, весы…).
5. Эстетическое – общепризнанное, общезначимое (признанное большинством…)
Слайд 23Прекрасное как категория эстетики
1. Прекрасное = полезное; творение жизни, источник благ
(Древний мир)
2. Прекрасное = космическое совершенство, реальное бытие – эталон прекрасного, всеобщая гармония мироздания. Слово космос одновременно означало мироздание, украшение, наряд, гармония (Античность).
Пифагорейцы выделили пары противоречий как основу гармонии мира: конечное – беспредельное; покоящееся – движущееся, самец – самка, прямое – кривое, добро – зло. Категория прекрасного включена в добро, а безобразного – в зло.
Слайд 24Прекрасное как категория эстетики
Пифагорейцы подходили к прекрасному с математической точки зрения
(принципы золотого сечения и гармоничных пропорций).
Красота невозможна без гармонии, гармония – единство многообразного. Гармония – созвучность космосу, нахождение противоположностей в соразмерной смеси.
Слайд 25Прекрасное как категория эстетики
Гераклит – Гармония – динамическое равновесие. Первоэлемент –
огонь – трансформирующее начало. Красота также умирает и воскресает в новых формах. Единство в борьбе противоположностей. Живопись рождается из смешения разных (противоположных) красок, музыка из разных звуков. Гераклит (в отличии от пифагорейцев) утверждал относительность человеческих суждений относительно прекрасного и безобразного, и считал, что прекрасное нельзя понять математически – только интуитивно (созерцанием) или через путь откровений мирового разума.
Слайд 26Прекрасное как категория эстетики
Эмпидокл – мир состоит из четырех элементов: земля,
вода, огонь, воздух. Первоэлементы соединяет Любовь. Из этого рождается Прекрасное. Или их соединяет Вражда – из этого рождается безобразное. Гармония – единство множества.
Сократ – предмет прекрасен если он соответствует своему назначению; прекрасно и полезно и хорошо = почти синонимичны (что прекрасно для борьбы, дурно – для бега и наоборот).
Слайд 27Прекрасное как категория эстетики
Сократ – Прекрасное – это и единичная категория
и всеобщая. «Из городов самый прекрасный – Аргос, из лошадей – фракийские, из женщин – спартанские».
Общее проявляющееся через единичное.
Кроме того, Сократ вводит понятие «степень красоты». Для определения ее предмет сравнивают с другими предметами. «Прекраснейшая из обезьян – безобразна, если ее сравнить с человеком».
Слайд 28Прекрасное как категория эстетики
Сократ – прекрасное – также и уместное, подходящее,
пригодное, общепринятое, нормальное, сложившееся веками и освященное традицией, что пригодно для совершения добра, то есть полезное.
Платон – различает добро и красоту.
«Прекрасное существует вечно, оно не уничтожается, не увеличивается, не убывает». Прекрасное – скорее сам принцип прекрасного, а не конкретные вещи. (Реальный мир – отражение мира идей).
Слайд 29Прекрасное как категория эстетики
Платон – Познать прекрасное можно через воспоминание бессмертной
души о том времени, пока она не вселилась в смертное тело и пребывала в мире идей. Наивысший этап постижения красоты – постижение красоты духовной, а созерцание красоты телесной – начало пути (нечто незначительное).
Слайд 30Прекрасное как категория эстетики
Аристотель – Прекрасное – не объективная идея, а
объективное качество явлений. Принцип красоты – принцип соразмерности (близко к пифагорейскому пониманию космической гармонии). Красивое = соразмерное человеку. (Человек мерило всех вещей). Образы искусства должны быть столь же прекрасны, сколь моральны, высоки и чисты. Искусство не всегда изображает прекрасное, но всегда прекрасно изображает.
Слайд 31Прекрасное как категория эстетики
Плотин – красота в пропорциональности, симметрии, соразмерности частей
по отношению друг к другу и общему целому.
Средневековая философия – Красота мира восходит к Богу. Прекрасное облегчает путь к вере, оно обусловлено формальными элементами, такими как (пропорции, гармония, ясность). Прекрасное успокаивает желания человека и способствует его восхождению к вершинам своего предназначения. Идея созерцания красоты Бога во всех его творениях. Бог присутствует в красоте реальной вещи.
Слайд 32Прекрасное как категория эстетики
Гуманисты возрождения – утверждали радость от созерцания красоты
природы. Гармония внешней и внутренней красоты. Внешняя красота – атрибут добродетели. Канон красоты – женское тело. Прекрасное – знак добра, безобразное – зла.
Эстетика классицизма – прекрасное = изящное (не природа во всем ее буйстве, а подстриженные деревья в парке). Прекрасно только правдивое. Подражание красоте природы – цель искусства.
Слайд 33Прекрасное как категория эстетики
Французское просвещение – Прекрасное – понятие относительное (если
спросить у жабы, то прекрасна другая жаба, история про лебедя, лягушку и рай).
Вольтер: «Ложный вкус – порождение искусственности, мать истинного вкуса – природа».
Красота – естественное свойство самой природы, так же как вес, объем, цвет.
Дидро уравнял красоту с добром, этику с эстетикой
Слайд 34Прекрасное как категория эстетики
Французское просвещение –
Дидро различал: морально-прекрасное (в нравственных
отношениях), литературно-прекрасное – в литературных произведениях, подражательно прекрасное – воспроизведение в искусстве отношений, существующих в природе. Прекрасное в природе – естественное, в ремеслах – виртуозное, в нравах – моральное, в искусстве – правдивое. Телесная красота – сочетание красоты формы, цвета и выражения.
Слайд 35Прекрасное как категория эстетики
Кант – различал прекрасное и полезное. Отношение человека
к прекрасному созерцательное (непрактичное, очищенное от материального содержания).
Шиллер – красота – это свобода, основа красоты – простота, красота – естественное совершенство.
Слайд 36Мера
Мера – выявляемая в процессе освоения мира способность предмета так или
иначе служить человеку.
Мера – плоскость пересечения особенностей предмета и исторически обусловленных потребностей человека.