Слайд 1МОРАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ЗАНЯТИЮ 2
Слайд 2Элиот Туриэль
акцент на роли социальных взаимодействий в интерпретации нравственности;
Нравственность рассматривается как
индуктивно определяемая, основанная на наблюдении индивидом существенного значения тех или иных поступков;
С точки зрения нравственности рассматриваются поступки, наносящие ущерб или нарушающие права другого человека
Слайд 3Элиот Туриэль
Иные типы социального поведения (напр. манера одеваться) представляют общественные нормы,
поведение, которое им соответствует, облегчает социальную координацию, но не имеет отношения к справедливости или нанесения ущерба, и не подлежит нравственной оценке;
существует особая область личного выбора и благоразумия, которая базируется на субъективных предпочтениях человека и не включает ни нравственные проблемы справедливости и нанесения ущерба, ни конвенциональные вопросы социальной координации.
Слайд 4Элиот Туриэль
Нравственное развитие ребенка: допущение когнитивной компетентности;
Нравственное развитие как различение собственно
нравственных и социально-конвенциональных норм,
Анкета Туриэля построена на основе этого принципа.
Слайд 5Кэрол Гиллиган
Впервые – постановка проблемы гендерных аспектов морали;
рассматривает формирование нравственности с
точки зрения имеющего эмоциональную основу формирования Я, а на этот процесс оказывает влияние фактор пола;
мужчины сориентированы на справедливость, а женщины — на участие и заботу.
Слайд 6Культурно-исторический подход
к исследованию нравственного развития
Л.С. Выготский («Moral insanity» и др.);
«…моральное поведение
есть поведение, воспитываемое таким же точно образом через социальную среду, как и всякое другое» (ЛСВ);
мораль должна составлять неотъемлемую часть всего воспитания;
моральное воспитание должно совершенно незаметно раствориться в общих приемах поведения, устанавливаемых и регулируемых социальной средой; «Моральное поведение должно основываться не на внешнем запрете, а на внутренней “сдержке”» (ЛСВ)
Слайд 7Л.С. Выготский о нравственном воспитании и развитии
«Не делать чего-нибудь из-за
боязни дурных последствий так же безнравственно, как и делать. Всякое несвободное отношение к вещи, всякий страх и зависимость уже означают отсутствие нравственного чувства. … Нравственным поведением всегда будет такое, которое связано со свободным выбором социальных форм поведения»;
« Нет более верного средства толкнуть ребенка на какой-нибудь антиморальный поступок, нежели подробно описать последний»;
«воспитывать значит организовать жизнь; в правильной жизни правильно растут дети»
Слайд 8Проблемы нравственного развития
в работах Л.И. Божович
Понимание нравственности как мотивирующей системы;
Ситуативность
и эмоциональная насыщенность нравственных оценок: «Сделает Саша какую-нибудь шалость и сейчас же после этого говорит: «Тепель колёсий» (теперь хороший)» (Н.А. Менчинская);
Проблемы кризиса трех лет с точки зрения нравственного развития;
Слайд 9Проблемы нравственного развития
в работах Л.И. Божович
Творческая ролевая игра, в которой
ребенок воспроизводит разнообразные ситуации из жизни взрослых, берет на себя роль взрослого и в воображаемом плане осуществляет его поведение и деятельность (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин);
«в [ролевой игре]формируются многие его психологические особенности, среди которых важнейшей является способность руководствоваться этическими инстанциями» (Л.И. Божович);
Нравственные инстанции порождают у дошкольников нравственные мотивы поведения, которые могут быть по-своему воздействию более сильными, чем многие другие непосредственные, в том числе и элементарные потребности.
Слайд 10Проблемы нравственного развития
в работах Л.И. Божович
Ориентация на требования (в т.ч.
нравственные) к себе начинает преобладать над внешними требованиями в младшем школьном возрасте;
«если для младших школьников непосредственная эмоциональная привлекательность человека делает его образцом и ребенок принимает его целиком, часто вместе с его отрицательными качествами, та для подростка эмоциональная привлекательность образца определяется тем, насколько образец воплощает в себе требования, которые он предъявляет к человеку» (Л.И. Божович)
Слайд 11Исследования мотивации малолетних правонарушителей (Г.Г. Бочкарева)
Анкета:
Чем ты любил заниматься в
свободное время, когда жил дома?
Что бы ты купил, если бы имел много денег?
Какое приятное событие в твоей жизни тебе особенно запомнилось?
Сочинение: «"...«Что бы я сделал, если бы стал волшебником...»;
Слайд 12Исследования мотивации малолетних правонарушителей (Г.Г. Бочкарева)
"...рассказ, в котором подросток должен был
решить, что он купил бы больному другу, руководствуясь своим вкусом. Вот этот рассказ: «У Сережи есть друг Слава. Он заболел и лежал дома. Сереже дали 3 рубля, он должен был купить что-нибудь для Славы и отнести ему. Сережа не знал, что любит Слава, и решил купить то, что любит он сам. Как ты думаешь, что купил Сережа? Что купил бы ты на его месте, руководствуясь своим вкусом?»...»
Слайд 13Исследования мотивации малолетних правонарушителей (Г.Г. Бочкарева
Рассказы, в которых говорилось о правонарушениях.
Были использованы четыре рассказа, в каждом из которых персонаж — сверстник испытуемых — совершает различные аморальные поступки и преступления, начиная от элементарной нечестности — не сознался в небольшом проступке — и кончая крупной кражей;
Два рассказа из четырех незаконченные — конфликтные. Испытуемому читали рассказ, который обрывается в тот момент, когда герой рассказа стоит перед выбором — поступить согласно правилам морали, но при этом лишиться какого-то удовольствия, или же получить его, но ценой безнравственного поступка;
Подростку предлагалось закончить рассказ и мотивировать предложенный им конец. Для того чтобы закончить рассказ, он сам должен сделать соответствующий выбор
Слайд 14Исследования мотивации малолетних правонарушителей (Г.Г. Бочкарева)
Рассказ о папиросах. «Толя часто курил.
Однажды у него целый день не было папирос. Вечером к соседям пришел гость. Он повесил пальто в прихожей на вешалку. В кармане видна была пачка сигарет. Ответь, как поступил Толя? Как поступил бы ты на месте Толи. Объясни, почему ты поступил бы так, а не иначе.
Рассказ о стекле. «Боря разбил в классе стекло. Никто этого не видел. Учительница, подозревая Борю, спросила: «Это не ты разбил стекло?» Что ответил Боря? Что ответил бы ты на месте Бори? Объясни, почему ты ответил бы так...."
Слайд 15Исследования мотивации малолетних правонарушителей (Г.Г. Бочкарева)
Рассказ о пляже. «Сереже нужны были
деньги. Он пошел на пляж, подсмотрел человека, у которого был кошелек, и, когда тот ушел купаться, взял кошелек и убежал. На деньги он купил все, что хотел. Что ты думаешь о поступке Сережи? Стоило ли ему идти на это дело? Почему ты так считаешь?»
Рассказ о ларьке. «Миша задумал взять из ларька дневную выручку, а также вино и продукты. Ночью он взломал замок, взял, что хотел, и спрятал дома на чердаке. Утром его забрали. На след милицию навела собака. Что ты думаешь о поступке Миши? Стоило ли ему идти на это дело? Почему ты так считаешь?...»
Слайд 16Исследования мотивации малолетних правонарушителей (Г.Г. Бочкарева)
Беседа:
1. Подчеркни, какие из перечисленных поступков
ты оправдываешь, и объясни почему: 1) Сказать неправду. 2) Поступить нечестно. 3) Оскорбить человека. 4) Употреблять спиртное. 5) Курить. 6) Сказать неправду, если никто не узнает. 7) Совершить удачную кражу без свидетелей. 8) Совершить неудачную кражу.
2. Можно ли сказать неправду, если это поможет тебе избежать больших неприятностей? 3. Стоит ли красть, если ты уверен, что никто не узнает и ты не попадешься?...»
Слайд 17Исследования мотивации малолетних правонарушителей (Г.Г. Бочкарева
Трижды были включены в беседу вопросы
с меняющимися формулировками:
"...а) Сказать неправду..
б) Сказать неправду, если никто не узнает.
в) Сказать неправду, если это поможет тебе избежать больших неприятностей.
а) Поступить нечестно
б) Совершить удачную кражу
в) Украсть, если ты уверен, что никто не узнает и ты не попадешься....»
Слайд 18Выявление чувства стыда
"...«Боря стащил в школьном буфете плитку шоколада. Дома он
хотел ее съесть, но в это время пришли родители, они все узнали. Мать сказала: «Снеси шоколад обратно в буфет». Отец возразил: «Нет, раз он взял, то может его съесть, но завтра в школе мы расскажем об этом». Как бы ты поступил на месте Бори — отнес шоколад или съел его? Объясни, почему ты бы поступил так, а не иначе»....»
Слайд 19Выявление чувства раскаяния
данные, полученные от одного из испытуемых:
"...В беседе по рассказу
о разбитом стекле он говорит: «Я бы не сознался. Я никогда ни в чем не сознавался добровольно». По рассказу о шоколаде: «Съел бы. Я не обратил бы внимания, как в классе отнесутся к этому». По рассказу о папиросах: «Не взял, не стоит размениваться на мелочи». По рассказу о ларьке: «Стоило взять. Деньги никому не мешают». По рассказу о пляже: «Правильно. Если деньги нужны, то не нужно упускать такого случая». На вопрос о том, раскаивается ли он в своих поступках, ответил: «Не раскаиваюсь ни в одном преступлении».
Но в сочинении о волшебнике этот подросток пишет: «Для себя лично я сделал бы одно: родиться и начать жизнь заново, но уже жить не как преступник, а как человек». Это своеобразно выраженное желание нравственного возрождения....»