Слайд 1ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Лекция 3.
Понятие об эксперименте и переменных
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
Эксперимент как активный метод
исследования
Переменная и её виды
Отношения между переменными
Виды и схемы эксперимента
Слайд 2Понятие эксперимента
целый комплекс самостоятельных эмпирических методов: например, кроме собственно эксперимента— наблюдение,
опрос, тестирование и др.
проводимый в специальных условиях опыт с целью получения новых научных знаний, главной особенностью которого выступает целенаправленное вмешательство исследователя в жизнедеятельность изучаемого объекта
Слайд 3Особенности эксперимента:
инициатива экспериментатора в появлении интересующих его психологических фактов;
возможность
варьирования условий возникновения и развития этих явлений;
строгий контроль и фиксация УСЛОВИЙ;
изоляция одних и акцентирование других факторов, обусловливающих изучаемые феномены, что дает возможность выявления закономерностей их существования;
возможность повторения условий эксперимента позволяет проводить многократную проверку получаемых научных данных и их накопление, что значительно повышает их надежность;
варьирование условий предполагает не только присутствие или отсутствие каких-то элементов экспериментальной ситуации, но и их количественные изменения, что позволяет выявленные закономерности представлять в строгих количественных выражениях.
Слайд 4Основные элементы экспериментального метода
испытуемый (исследуемый субъект или группа);
экспериментатор (исследователь);
стимуляция (выбранный экспериментатором раздражитель, направленный на испытуемого);
ответ испытуемого на стимуляцию (его психическая реакция);
условия опыта (дополнительные к стимуляции воздействия на испытуемого, которые могут влиять на его ответы).
Слайд 5Выделяют три вида переменных:
НП - фактор, изменяемый самим экспериментатором, т. е.
стимул,
ЗП - фактор, изменение которого является следствием изменения НП, это компонент в составе ответа испытуемого, который непосредственно интересует исследователя
ДП - это сопутствующие стимуляции (НП) воздействия на испытуемого, оказывающие влияние на его ответ, и соответствующие составляющие ответа, дополняющие ЗП
Слайд 6Совокупность дополнительных воздействий состоит из двух групп:
ВНЕШНИЕ УСЛОВИЯ ОПЫТА ФИЗИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ:
физическая
обстановка опыта (освещенность, температурный режим,
звуковой фон,
пространственные характеристики помещения и т. д.
непредвиденные помехи (например, непредусмотренное появление посторонних лиц или самого экспериментатора в лаборатории),
характеристики стимульного материала, не входящие в комплекс НП (например, форма зрительного теста объекта при изучении влияния цвета на опознание);
параметры аппаратуры и оборудования (например, дизайн измерительных приборов, отвлекающий испытуемого).
ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ: (настроение и мотивация испытуемого, его отношение к экспериментатору и опытам, его психологические установки, склонности, знания, навыки и опыт в данной деятельности, уровень утомления и т. д.)
Слайд 8Уровни эксперимента:
I) качественном,
2) факторном,
3) функциональном
Слайд 9Процедурные особенности эксперимента:
целенаправленное предъявление НП;
контроль всех дополнительных к НП
условий с целью нивелировки (или исключения) их влияния на ответ и обеспечение возможности вычленения зависимости ЗП именно от НП;
фиксация ЗП.
Слайд 10СУЩЕСТВУЕТ 6 ТИПОВ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПЕРЕМЕННЫМИ
Отсутствие связи
Прямая монотонно возрастающая зависимость
Прямая
монотонно убывающая зависимость
нелинейная зависимость у образного типа (особенности психической регуляции поведения)
Инвертированная у образная
Сложная квазипериодическая зависимость
Слайд 13По действительности проведения и полноте процедуры:
Реальный (конкретный)
Мысленный (абстрактный)
Слайд 14По цели эксперимента:
Исследовательский
Диагностический (обследовательский)
Демонстрационный
Слайд 15По уровню исследования:
Предварительный (разведывательный)
Основной
Контрольный
Слайд 16По типу воздействия на испытуемого:
Внутренний
Внешний
Слайд 17По степени вмешательства экспериментатора в жизнедеятельность испытуемого
(по типу экспериментальной ситуации):
А. Классическая группировка:
Лабораторный (искусственный)
Естественный (полевой)
Формирующий
Б. Неординарная группировка: (Р.Готтсданкер)
Эксперимент, дублирующий реальность
Эксперимент, улучшающий реальность
Слайд 18По возможности влияния экспериментатора на независимую переменную:
Спровоцированный эксперимент
Эксперимент, на который
ссылаются
Слайд 19По количеству независимых переменных:
Однофакторный (двумерный)
Многофакторный
Слайд 20 По типу изменения независимой переменной:
Количественный;
Качественный.