Досуг среднего возраста презентация

Содержание

Досуг - часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей. Досуговая  деятельность — это осознанная активная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей в познании собственной личности.

Слайд 1ДОСУГ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
Выполнила: студентка 2 курса
направления 53.03.03
«Социально-культурная деятельность»
Манжикова Т.М.
Проверила: доцент Горяева

Т.Н.

Слайд 2Досуг - часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных

непроизводственных обязанностей.

Досуговая  деятельность — это осознанная активная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей в познании собственной личности.



Слайд 3Важнейшей сферой жизнедеятельности человека является сфера, связанная с проведением свободного времени,

досуга и обеспечением быта. В силу сложившихся в нашей стране экономических обстоятельств огромное количество людей в свободное от основной работы время вынуждено работать дополнительно. В связи с этим, а также со снижением материальных возможностей людей количество свободного времени уменьшилось, а качество его проведения ухудшилось. В частности, количество общедоступных библиотек сократилось с 62,6 тысяч в 1990 г. до 52,2 тысяч в 1998-м. Правда, за это время в 1,5 раза увеличилось количество театров, однако число посещений театров людьми за этот же период сократилось в два раза (с 55,6 млн. до 27,6 млн.).
Основную часть свободного времени в будние дни большинство людей тратит на просмотр телепередач, чтение и пассивный отдых. Вследствие уменьшения возможностей для продуктивного досуга, повышения у людей общего напряжения и тревоги, а также по ряду других причин значительно возросло употребление алкоголя — число больных алкоголизмом выросло в четыре раза по сравнению с 1970 годом (Российский статистический ежегодник, 1999).

Слайд 4Особенности возраста



Одним из наиболее распространенных видов занятий людей в свободное время является

работа на садово-огородном или дачном участке. Феномен «дачи» еще ждет своего исследования с точки зрения его места в психологическом жизненном пространстве наших соотечественников в современную эпоху.

Слайд 5ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ


В летнее время миллионы людей среднего возраста по всей

стране по выходным дням добровольно отправляются за город на свои дачные участки. Трудясь на своих б сотках, люди не только получают ощутимую прибыль в свой семейный доход. Дачный участок — это место встреч и общения, а для многих возможность проявления творческого потенциала и самореализации. Труд и общение между людьми на дачных участках сливаются, принося зримые плоды затраченных уси­лий, а ожидание нового летнего сезона вносит дополнительную крупицу в постижение человеком смысла собственного существования, вселяя надежду на будущее.

Слайд 6В возрасте средней взрослости ведущим видом деятельности человека остается труд. К

этому возрасту большинство людей накапливает достаточно большой опыт в выбранной профессиональной деятельности, которая позволяет человеку компенсировать наступающие возрастные изменения в его организме.
Отношения с супругом к этому возрасту, как правило, определяются и стабилизируются, а на передний план выступают проблемы помощи: с одной стороны, вступающим в самостоятельную жизнь детям, с другой — пожилым родителям.
Основную часть свободного от основной работы времени большинству людей приходится тратить на дополнительные заработки и обеспечение быта, поэтому досуговую самореализацию могут позволить себе очень немногие.

Слайд 7ИТОГИ ВОЗРАСТА

У людей, достигших возраста средней взрослости, отмечается относительное снижение характеристик

психофизических функций. Однако это никак не отражается на функционировании когнитивной сферы человека, не снижает его работоспособность, позволяя ему сохранять трудовую и творческую активность.
Развитие отдельных способностей человека продолжается в течение всего среднего возраста. Особенно это относится к тем из них, которые связаны с трудовой деятельностью человека и его повседневной жизнью.

Слайд 8Интенсивность инволюции интеллектуальных функций человека зависит от двух факторов: одаренности и

образования, которые противостоят старению, затормаживая инволюционный процесс.
Специфика интеллектуального развития человека и показатели его интеллектуальных возможностей во многом зависят от личностных особенностей человека, его жизненных установок, планов и жизненных ценностей.
Главное достижение этого возраста может быть определено как обретение состояния мудрости. В этот период своей жизни человек, как правило, обладает обширными фактуальными и процедурными знаниями, умением оценивать события и информацию в более широком контексте и способностью справляться с неопределенностью.

Слайд 9Развитие аффективной сферы человека в период средней взрослости протекает неравномерно.
Данный возраст может

быть для человека периодом расцвета его семейной жизни, карьеры или творческих способностей. Но при этом он все чаще начинает задумываются о том, что он смертен и что его время уходит.
Труд становится важнейшим источником человеческих чувств. Те эмоции, которые играют в жизни обычно очень большую роль и существенно сказываются на общем эмоциональном состоянии, настроении человека, связаны с ходом его трудовой деятельности, ее успехом или неуспехом.
Этот период жизни человека обладает чрезвычайно высоким потенциалом для развития стресса, который способствует развитию многих заболеваний среднего возраста.

Слайд 10В зрелом возрасте люди часто испытывают депрессию и чувство одиночества. Желание

человека среднего возраста действовать без промедления и тут же получать результат изменяет структуру его мотивации, смещая образующие ее компоненты в сторону удовлетворения обостряющихся потребностей. Среди них основными являются: реализация своего творческого потенциала; необходимость передать что-то следующему поколению; корректировка деятельности с точки зрения возможной стагнации и упущен­ных возможностей; забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями; подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в пожилом возрасте. В контексте этих изменений происходит осмысление и переоценка жизни в целом; корректировка сложившейся системы ценностей в трех связанных между собой сферах: личной, семейной и профессиональной.

Слайд 11Резкие социальные и жизненные изменения в любой из этих сфер могут

вызвать мотивационный кризис, связанный с ослаблением или отказом че­ловека от ведущего жизненного мотива, его сменой, а также определить последующий путь мотивационного развития личности.

В период средней взрослости Я - концепция личности обогащается новыми Я - образами, принимает во внимание постоянно меняющиеся ситуационные отношения и вариации самооценок и детерминирует все взаимодействия.

Я-концепция зрелого взрослого развивается в результате возникновения большого числа частных Я-концепций и в процессе генерирования концептуального ядра личности.
Сутью Я-концепции становится не самоактуализация любыми доступны­ми индивиду средствами, а самоактуализация в пределах нравственных правил и более значительных, чем ситуационные, личностных ценностей.
Для самооценки периода средней взрослости характерна тенденция усиления когнитивного компонента. Осознанное, взвешенное, реалистичное отношение к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся собственному «Я». Число частных самооценок сокращается, самооценка приобретает обобщенный характер.
Я-образ динамически гармонично развивающейся личности в этом воз­расте преобразуется в Я-образ, преимущественно связанный с обеспечением развития других личностей (детей, учеников, младших сослуживцев и т. д.).
У самоактуализированной личности развивается эффективная Я-концепция, а для пограничных состояний характерна «диффузность самоидентичности», или расколотое самосознание.


Слайд 12Поведенческие особенности обусловлены тем, что в возрасте средней взрослости ведущим видом

деятельности человека остается труд. К этому возрасту большинство людей накапливает достаточно большой опыт в выбранной профессиональной деятельности, которая позволяет человеку компенсировать наступающие возрастные изменения в его организме.
Отношения с супругом к этому возрасту, как правило, определяются и стабилизируются, а на передний план выступают проблемы помощи: с одной стороны, вступающим в самостоятельную жизнь детям, с другой — пожилым родителям.
Основную часть свободного от основной работы времени большинству людей приходится тратить на дополнительные заработки и обеспечение быта, поэтому досуговую самореализацию могут позволить себе очень немногие.
Следует отметить, что ведущим фактором развития в этом возрасте является успешная трудовая деятельность, обеспечивающая самоактуализацию личности.


Слайд 13В практике досуговой деятельности не принято специально выде­лять досуг мужчин или

женщин. Многие досуговые занятия, как правило, пользуются одинаковым спросом у представителей обоих полов. Тем не менее имеются досуговые занятия, к которым тяготеют преимуще­ственно мужчины (рыбалка, охота, участие в некоторых видах спорта и др.) или по большей части женщины (рукоделие, цветоводство и др.).
Женщины также в большей степени ценят досуг как средство общения, предпочитают ходить в гости, беседовать с близкими и знакомыми и т.п.
Что касается досуга, свойственного разным социальным (профес­сиональным, образовательным и т.п.) группам населения, то важность этого аспекта признается как практиками-организаторами, так и теоретиками досуговой деятельности. Предприниматели, организаторы досуга учитывают содержательные предпочтения отдыха представителей разных социальных групп. На эти предпочтения влияют такие показатели, как характер труда, профессия, уровень образования, а также уровень доходов (высокообеспеченные, среднеобеспеченные, малообеспеченные слои населения). Немаловажно также место проживания потребителей досуговых услуг: жители мегаполиса, крупного, среднего или небольшого города, поселка или села. Предпочтения жителей города и села заметно разнятся.
У представителей разных социально-демографических групп сфор­мированы неодинаковые цели, мотивы, содержательные предпочтения, а также поведенческие особенности проведения досуга. Все это влияет на организацию досуга и услуги, которые оказываются в его проведении.

Досуг разных социальных слоев — возрастных, тендерных,
социально-имущественных, образовательных


Слайд 14Досуг, связанный с местом проведения
В данном случае выделим две основные формы

досуга: домашний и внедомашний. Такое разделение зародилось еще в Древнем мире и продолжает оставаться значимым до сего дня.

Домашний досуг (возможность провести свободное время дома, уединенно или с семьей) исключительно важен для каждого человека в течение всей жизни, поскольку связан с развитием внутреннего мира человека.

Внедомашний досуг -  досуг , который человек проводит вне дома и за рамками семейно-родственных отношений


Слайд 15Типы и виды досуга в зависимости от разного содержания
♦ культурно-художественный тип

(обращение к произведениям ис­кусства, знакомство с историческими памятниками и др.);
♦ образовательно-развивающий тип (учеба в свободное от работы время, участие в работе кружков, посещение просветительских мероп­риятий и др.);
♦ природно-рекреационный тип (пребывание на природе, общение с домашними животными и наблюдение за дикими животными);
♦ санаторно-оздоровительный и туристский тип (путешествия, от­дых на курорте и др.);
♦ спортивно-зрелищный тип (непосредственные занятия спортом и наблюдение за спортивными соревнованиями);
♦ самодеятельно-любительский тип (хобби, самодеятельное занятие художественным творчеством);
♦ зрелищно-развлекательный тип.
Выделенные наиболее распространенные и массовидные типы, бе­зусловно, не исчерпывают содержательных разновидностей досуговых занятий, но позволяют образовать новые, смешенные виды и разновид­ности досуга. Например:
♦ народные игры, спортивные занятия и игры на свежем воздухе {разновидности: подвижные игры, игры с мячом, плавание в открытом водоеме и др.);
♦ любительские занятия на природе (поход, рыбалка, охота);
♦ культурно-художественный туризм (исторический, музейный ту­ризм, посещение международных кинофестивалей, театрально-зрелищ­ных мероприятий и др.).

Слайд 16Весьма разнообразным и широко востребованным является развлекательный тип досуга — достижение рекреационных целей

через восприятие определенных видов и жанров искусства.

Развлекательный тип досуга существует в следующих видах и раз­новидностях:
♦ карнавалы, праздничные гулянья и мероприятия (праздник смеха, проводы зимы, масленица и др.);
♦ развлекательные мероприятия в помещениях (цирковые представления, вечера юмора и сатиры в концертных залах, капустники, развлекательные шоу, скетчи на театральных подмостках);
♦ развлекательные жанры искусства, зрелищные виды художественной продукции (комедии, комиксы, детективы, триллеры, фильмы ужасов, и др.);
♦ легкая музыка (оперетта, мюзикл), массовые песни, жанровые композиции;
♦ увеселительные занятия на городских улицах, в парках, в меропри­ятиях развлекательных центров (представления и концерты, аттракционы, комнаты смеха, викторины, забавы, игры и состязания всех участников на открытом воздухе, в полузакрытых и закрытых помещениях);
♦ игровая деятельность (включая азартные игры): казино, игровые автоматы, тотализатор и др.


Слайд 17Обращение к СМИ и аудиовизуальной продукции
Массовые формы досуга формируют особый тип,

связанный с обращением людей к СМИ, включая аудиовизульные и глобальные средства связи. В этом случае рассматривают досуг, основанный на обращении людей:
♦ к печатной продукции (чтение журналов, газет, книг);
♦ аудиопродукции (прослушивание радиопередач, музыкальных звукозаписей и др.);
♦ видеопродукции (просмотр кино-, видеопродукции, телепередач);
♦ средствам мультимедиа (обращение к компьютерным играм, обучающим программам, интерактивным презентациям и др.);
♦ глобальным сетям (работа в Интернете, ФИДОнете и др.).

Слайд 18Классификация досуга по числу участников.


По мере перехода от малочисленных групп

к группам со средним и с высоким и сверхвы­соким числом участников меняются организационные приемы и техно­логии, что связано с изменением материально-технических, финансо­вых и кадровых показателей. Итак, число участников досуговых групп может быть следующим:
♦ небольшая группа участников досуга (2-7 человек);
♦ средняя группа (до 30 человек);
♦ большая группа (30-100 человек);
♦ сверхкрупная группа (более 100 человек, ориентировочное число людей, за действиями которых конкретный человек может наблюдать в стабильной ситуации, продуцируя ответную реакцию).
На многолюдных гуляньях, в местах зрелищно-массовых мероприя­тий собираются одновременно тысячи и десятки тысяч людей. В этом случае речь идет о массовой аудитории досуга. Безусловно, человек не способен одновременно общаться с таким количеством людей. Здесь нуж­ны особые способы и технологии организации досуговой деятельности.

Слайд 19Классификация досуга по сложности характера и строения


Досуговые занятия можно классифицировать по

сложности структурного строения. В этом случае можно выделить такие формы культурно - досуговой деятельности:
♦ одно несложное занятие, которое может состоять из ряда этапов и несходных между собой процедур — уход за цветами, чтение книги дома или в общественной библиотеке, загорание на пляже;
♦ несколько относительно простых занятий, в которых субъект досуга может обращаться одновременно или поочередно, с перерывами, например посещение ресторана. Здесь проходят беседа пришедших вместе людей, выбор напитков и блюд, поглощение пищи, прослушивание музыкальных номеров, участие в танцах; просмотр концертных номе­ров;
♦ сложное по структуре досуговое занятие, которое в свою очередь может состоять из комплексных мероприятий, одновременно происходящих или следующих друг за другом, каждое из которых собирает свою аудиторию.

Слайд 20Другие виды и разновидности досуговых занятий


Перечислим критерии разделения досуга, которые широко

не распространены в аналитической литературе, они чаще всего имеют вспомогательный характер.
Выделяют серьезные и обычные виды досуга.
Под серьезным досугом понимаются занятия, которые, во-первых, требуют от личности упорства, активности, творческого подхода, во-вторых, свидетельствуют о самосозидании личности, в-третьих, носят не случайный, а устойчивый характер, определяя этапы жизни. В качестве серьезного досуга выступают многие любительские занятия, а также занятия, актуализирующие творческий потенциал, связанные с самореализацией и самоидентификацией человека.

Слайд 21В отличие от серьезного досуга  обычные занятия  не затрагивают глубинные структуры

личности, не формируют творческих качеств личности. Их выполнение требует от человека минимальных усилий и стандартных действий — пассивный отдых дома, прогулки на воздухе, купание в открытом водоеме, загорание на солнце.

Слайд 22Экстравагантные виды досуговых занятий характерны для народов разных исторических периодов, часть из

них дошла до нашего времени. Подобные виды досуга, как правило, не встречаются в других местах; нередко сохраняются у жителей определенного поселения или конкретной страны как отголосок далекого прошлого, когда они были праздничной или карнавальной забавой.

Слайд 23Одна из причин появления экстравагантных досуговых занятий состоит в том, что

существует немало любителей острых ощущений. В свободное время они хотят пережить сильные эмоции, получить такие впечатления, которые запоминаются надолго. Подобный спрос во все времена получал предложения. Например, на основе такого спроса родился экстремальный туризм.

Слайд 24СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 1998.

Ананьев Б. Г. Избранные психологические

труды. М.: Педагогика, 1980.

Гозман Л. Я., Кроз М. В. Измерение уровня самоактуализации личности // Алешина

Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубровская Е. С. Социально-психологические методы
исследования супружеских отношений. М., 1987.

Здравожыслов А. Г. Потребности. Интере­сы. Ценности. М., 1986.

Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.

Крайг Г. Психология развития. СПб.: Пи­тер, 2000.

Куликов Л. В. Психология настроения. СПб., 1997.

Маслоу А. Мотивация и личность. М., 1998.

Моргун В. Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема пе­риодизации развития личности. М., 1981.

Обуховский К. Психология влечений чело­века. М., 1971.











Слайд 25СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика