Диагностика личности. Проективные методы презентация

Содержание

Проективные методы это особые техники, в основу которых заложен проективный подход. Проективные техники позволяют исследовать те сторон личности, которые недоступны непосредственному наблюдению и выявлению с помощью опросников или других тестов.

Слайд 1Диагностика личности. Проективные методы
Выполнила : Семерич В.Ю


Слайд 2Проективные методы
это особые техники, в основу которых заложен проективный подход. Проективные

техники позволяют исследовать те сторон личности, которые недоступны непосредственному наблюдению и выявлению с помощью опросников или других тестов.

Слайд 3Проективные методы
Родоначальником проективных техник считается метод словесных ассоциаций Френсиса Гальтона, метод

описан в 1879 году.

Ассоцианистская концепция описывает принцип организации сознания на основе ассоциаций, и впервые упоминается в учениях Аристотеля.

В 1939 году психолог Л.Франк выдвинул понятие проективных методов исследования личности.

В настоящий момент существует множество проективных техник, для проведения которых используется особый стимульный материал. Как проекции, также могут интерпретироваться продукты деятельности, например: рисунки, фигуры лепки и тд.

Отдельное место среди проективных техник занимают психологические рисуночные тесты.

В проективном тесте проявляются неосознаваемые особенности личности, такие как: мотивы, потребности, внутренние конфликты, оценки, чувства и т.д.

Слайд 4МЕТОДИКИ СТРУКТУРИРОВАНИЯ
в тестовом задании испытуемому предлагается структурировать стимульный материал в соответствии

с его пониманием.

Тест с использованием «клякс» (Х. Зиверта)
Тест Роршаха
Тест Цуллигера

Слайд 5ТЕСТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ «КЛЯКС» ХОРСТА ЗИВЕРТА
Испытуемому предлагают рассмотреть каждую из таблиц

в отдельности и пометить в специальной маркировочной таблице «крестиком» ответ, который больше всего подходит рассматриваемой кляксе. На каждую из таблиц отводится не более 10 минут. В тесте используется 6 стимульных клякс. Крестиком в специальном бланке отмечается один из уже готовых ответов. Все ответы регистрируются по заранее предложенным шкалам.

Шкалы Ов (общий вид) и Фн (фон): испытуемому необходимо выбрать уже готовый вариант ответа по одной из предложенных шкал.

Шкала Д (детали): в конце рассмотрения каждой из таблиц предлагается назвать три детали, которые, по мнению испытуемого, он распознал на соответствующей таблице.

Шкала Ни (истолкования нет): отмечается испытуемым в том случае, если он затрудняется подобрать один из предложенных вариантов ответа и назвать детали кляксы.



Слайд 6Обработка результатов
Во всех маркировочных таблицах должно быть максимум шесть «крестиков», а

в сумме названо максимум 18 деталей рассматриваемых клякс.

Обработка результата проводится по специальным ключам. Суммарный балл относит испытуемого к одному их трех типов, отличающихся уровнем адаптации и творческой направленностью личности.

Тест может использоваться при приеме на работу психологами и менеджерами по персоналу.

Особенность методики в том, что для ее освоения и использования не требуется специальной подготовки.

Слайд 7ТЕСТ РОРШАХА
Тест Роршаха (Rorschact test, Rt), методика чернильных пятен была предложена

швейцарским психиатром Германом Роршахом в 1921 году.

Чернильные пятна Роршаха - самый изученный тест среди проективных методик, его библиография включает 11000 работ. Пятна Роршаха являются ведущим психодиагностическим инструментом не только среди проективных методик, но и среди тестов, направленных на диагностику личности.

В заключении по результатам теста Роршаха обычно описывается интеллектуальная и аффективная сферы личности, а также особенности взаимодействия личности в проблемной ситуации.

Слайд 8Тест Роршаха
КАЖДЫЙ ОТВЕТ ОЦЕНИВАЕТСЯ ПО ПЯТИ КАТЕГОРИЯМ:

Локализация - выбор для ответа

всего изображения или его отдельных деталей.
Детерминанты - для формирования ответа могут быть использованы форма изображения, цвет.
Уровень формы - оценка того, насколько адекватно форма изображения, отражена в ответе.
Содержание - ответ может касаться людей, животных, неодушевленных предметов.
Оригинальность-популярность - оригинальными считаются очень редкие ответы, а популярными те, которые встреча­ются не менее чем у 30% обследуемых.

Слайд 9ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА
Исследование должно проводиться в спокойной и неприну­жденной обстановке в отсутствие

посторонних. Следует заранее обеспечить непрерывность эксперимента. Прежде чем начать опыт, надо спросить испытуемого, знаком ли он с методикой, слышал или читал о ней. Перед показом таблиц в предварительной беседе следует установить контакт с испытуемым. Чрезвычайно важно также знать о физическом и психическом состоянии субъекта во время показа таблиц. Происхождение таблиц обычно не объясняют.

РАБОТА С ИСПЫТУЕМЫМ СОСТОИТ ИЗ ЧЕТЫРЕХ ЭТАПОВ:
собственно выполнение,
опрос,
использование аналогий,
определение пределов чувствительности.

Следует избегать всякой подсказки в отношении толкований пятен. Допустимы поощрения: «Да», «Отлично», «Видите, как хорошо у Вас получается».

Слайд 10МЕТОДИКИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
в тестовом задании предлагается провести интерпретацию предъявляемой ситуации.

Рисованный апперцептивный тест

(РАТ)
Тест Руки (Hand Test)
Тест фрустрации Розенцвейга (The Rosenzweig Picture-Frustration Study)
Тематический апперцептивный тест (ТАТ)
Тест Сонди (Szondi Test)

Слайд 11ТЕМАТИЧЕСКИЙ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕСТ (ТАТ)
Тематический апперцептивный тест (Thematic Apperception Test, TAT) методика,

разработанная Генри Мюрреем в Гарварде в 1930-х годах. Первоначально автор позиционировал свой тест как методику для изучения личности, минуя при этом психологические защиты.

Слайд 12ТЕМАТИЧЕСКИЙ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕСТ (ТАТ)
ТАТ позволяет получить развернутую характеристику глубинных тенденций личности,

информацию о ее потребностях, мотивационных и внутриличностных конфликтах, механизмах психологической защиты.

Методика позволяет делать выводы об уровне интеллектуального развития, о наличии тех или иных нарушений психической деятельности.

Методика включает 31 черно-белую таблицу, одна из таблиц — чистый белый лист. В инструкции испытуемому предлагают составить сюжетный рассказ на тему показанной картинки, описывая ситуацию, которую он видит в настоящее время, и сказать, какие события могли предшествовать отображенной на картине ситуации.

Существует взрослый вариант теста (ТАТ) и детский (САТ) набор. Разработан модифицированный вариант методики РАТ (Л.Н. Собчик).

Слайд 13ТЕМАТИЧЕСКИЙ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕСТ (ТАТ)
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ

используется в клинике пограничных состояний;
применяется в экспертных

случаях, диагностике на профпригодность, при отборе кандидатов на руководящие посты, спецслужбы и т.п.;
незаменимый инструмент для установления доверительного контакта консультанта с клиентом;
используется на начальных этапах индивидуальной психотерапии, позволяя выявить самые незначительные динамические изменения психических процессов.

Слайд 14МЕТОДИКИ ЭКСПРЕССИИ
в тестовом задании предлагается выразить или отобразить свое предпочтение, переживание

или мнение.

Психографический тест (Либина) 4751
Методика «Рисунок семьи» 4914
Тест Фрилинга 9901
Цветовой тест отношений (ЦТО) 20118
Методика «Дом—Дерево—Человек» 10254
Тест Люшера

Слайд 15ТЕСТ ЛЮШЕРА
Тест Люшера (Luscher Farbwahl Test) разработан швейцарским психологом Максом Люшером

в 1948 году.

Стремление понять психическую структуру человека позволило М. Люшеру сделать прогрессивное открытие и создать уникальный цветовой тест.

Слайд 16МЕТОДИКА «ДОМ—ДЕРЕВО—ЧЕЛОВЕК»
Дом—Дерево—Человек (House—Tree—Person Test, H—Т—Р) Методика предложена в 1948 году Дж.

Бук.

Теоретической основой методики является теория о том, что экспрессия на бумаге - это своеобразный автопортрет.

Слайд 17МЕТОДИКИ ДОПОЛНЕНИЯ
в тестовом задании предлагается дополнить незаконченные конструкции стимулов, завершить историю

или дописать предложения.

Метод незаконченных предложений (Казачкова В.Г.) 2173
Тест неоконченные предложения Сакса

Слайд 18Проективные методы в работе с детьми.
Наиболее известные :
"Кактус" графическая методика для

детей с 4-х лет
МЕТОДИКА «ДОМ—ДЕРЕВО—ЧЕЛОВЕК»

Слайд 19Тест «Кактус» М.А. Панфилова
выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии,

ее направленности и интенсивности.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!»
Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа.

Слайд 20Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика