Слайд 1Лекция № 1
Что такое философия?
Слайд 2План лекции
Введение
Объект, цель и задачи философии
Сущность философии как
формы мировоззрения
Структура философского знания
Исторические периоды развития философии
Литература
Слайд 3Объект философии
Сущее как эквивалентное тождество, сочетающее в себе бинарные оппозиции и
диалектическую структуру развития и становления, познания и агностицизма и проч.
Слайд 4Цель философии
Представить Сущее во всей полноте структурных связей, свойств и
закономерностей развития.
Слайд 5Задачи философии
В состав задач философии условно входят следующие:
Познавательная: заключается в том,
чтобы выявить сущность и структуру Сущего – объекта философии, а также основные закономерности его развития;
Социокультурная: способствует формированию адекватного мышления человека, организации его целостной активной жизненной позиции и выработке основных познавательных стратегий, позволяющих легко адаптироваться и ориентироваться в современных культурно-экономических и политических условиях общественного развития;
Этическая: настраивает на ответственное и рациональное поведение в обществе, согласованное со свободным выбором позитивного мировоззрения, а также отстаиванию гуманистических ценностей и идеалов.
Информационная: сохранять преемственность выработанных веками человечеством основных мыслительных принципов
Эстетическая: способствует приобщению к познавательной деятельности как чему-то возвышенному и прекрасному, а также воспитанию возвышенных чувств пиетета перед лучшими достижениями мирового духовного наследия
Слайд 6Сущность философии как формы мировоззрения
На сущность философии в современной науке существуют
три точки зрения.
Трактует философию как форму мировоззрения, близкую идеологии, бытовым спекуляциям, по существу сводя ее к пустословию, праздной болтовне, демагогии, в лучшем случае – искусству крючкотворства и словесным хитросплетениям. Согласно такому взгляду, в обществе устойчиво сложилось мнение, что «каждый в своей жизни философ».
Определяет философию в качестве ординарной гуманитарной науки, обладающей собственным категориально-понятийным аппаратом, имеющей свою, отличную от других наук, методологию, объект, цель и задачи исследования.
И, наконец, рассматривающий философию как метанауку (сверхнауку), которая разрабатывает методологию, справедливую для всего знания (универсализм), исследует объект объектов (Сущее как супрема всего, «абсолютный максимум, содержащий абсолютный минимум» (Н. Кузанский)
Объяснить универсализм философии отчасти может ее этимология (с греч. Философия – любомудрие (Пифагор), то есть процесс стяжательства мудрости).
Слайд 7Структура философского знания
Онтология – учение о бытии
Гносеология – учение о знании
как процессе постижения мира, его принципах, критериях истины и проч.
Эпистемология – учение о методах научного познания и способах приведения доказательств.
Этика – учение о формах общественного поведения.
Эстетика – учение о формах и критериях прекрасного, историческом развитии наполнения содержания данной категории.
Логика – учение о формах и принципах правильного мышления.
Слайд 8Исторические периоды развития философии
Античная философия
Средневековая философия
Философия Возрождения
Философия Нового времени
Философия 19 в.
Современная
философия
Новейшая философия
Слайд 9Литература
1. Аблеев С.Р. История мировой философии. Учебник.- М.: Издательство АСТ, 2002.
– 411 с.
2. Липский, Б. И. Философия : учебник для вузов / Б. И. Липский, Б. В. Марков. — М. : Издательство Юрайт, 2011. — 495 с.
3. Спиркин, А. Г. Философия : учеб. для вузов / А. Г. Спиркин. - Изд. 2-е. - М. : Гардарики, 2004. – 736 с.