Слайд 1Человек как субъект деятельности
Начальное образование.12.
Корбова Севанян Володина
Слайд 2Понятие субъекта деятельности
Существует много различных точек зрения на то, как
надо решать проблему изучения человека и его психики. Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б.Г. Ананьевым.Б.Г. Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.
Понятие, которое выделял Б.Г. Ананьев при изучении человека, – «субъект деятельности». Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.
Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, – преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта.
Слайд 3Психологическое строение индивидуальной деятельности
Внутри каждого типа деятельности можно выделить отдельные виды деятельности
по различию их предметов — мотивов. Еще в 30-е гг. XX в. в школе А. Н.Леонтьева была выделена, а в последующие десятилетия тщательно разработана структура отдельной деятельности. Представим ее в виде схемы:
Слайд 4Освоение деятельности
Деятельность имеет сложную структуру, в ней обычно выделяют несколько
уровней: действия, операции, психофизиологические функции.
Действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира, они складываются из определенных движений.
Н.А. Бернштейном был предложен принцип управления движениями, он назвал его принципом сенсорной коррекции, имея ввиду, коррекции, вносимые в импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения. В связи с этим выделяют различные структурные элементы деятельности: умения, навыки, привычки.
Слайд 5Глоссарий
субъект – это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.
Деятельность
– специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека
Операция- единица деятельности; способ выполнения действия, определяемый условиями наличной (внешней или мысленной) ситуации.
Действие - процесс взаимодействия с каким–либо предметом, в котором достигается определенная, заранее определенная, цель.
Сознание – это высшая форма психического развития, присущая только человеку.