Слайд 1Бритва Оккама: принцип экономии мышления
(философские методы средневековой схоластики)
Слайд 2Краткая ревизия: что уже есть в багаже
Из спора об архэ и
тупика элейской школы -> софистический способ рассматривать мир как то, в чём мы убеждены и в чём умеем убеждать других.
Из сократического диалога, консенсуса сторон и модели эйдосов Платона -> идеализм и способ рассматривать любой объект как скрытую истинную суть плюс изменчивый внешний вид. Аристотель добавляет, что каждый объект несёт свою уникальную суть в себе самом.
Из христианской установки на истинность Откровения и наследства античности -> способ работы с текстом, экзегетика (всё важное уже сказано, надо только уметь понять).
Слайд 3Очередной ужасный кризис
Различные способы толкования Священного Писания привели к накоплению противоречий
в трудах Отцов церкви. Считалось, что аллегорически текст Библии следует трактовать в том случае, если фрагмент прямо противоречит христианским заповедям, ведёт к безнравственным выводам, компрометирует Бога и пр. Но аллегории у каждого толкователя получались свои. В случае буквального толкования богословы располагали разным уровнем знаний. В итоге на практике христианская вера в Европе укреплялась, а теология становилась всё более громоздкой и запутанной. Это было чревато появлением новых ересей по незнанию. Попыткой справиться с этим кризисом было рождение нового метода.
Слайд 4Патристика (учение Отцов церкви) сменяется схоластикой
Схоластика — европейская средневековая философия, сконцентрированная
вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Её отличительными особенностями были:
Составление «Сумм» — всеобъемлющих компендиумов по тому или иному вопросу.
Доскональное изучение поставленного вопроса со скрупулёзным рассмотрением всех возможных случаев и опровержением неортодоксальных воззрений.
Высокая культура цитирования.
Слайд 5Где формировалось схоластическое учение?
Схоластика (от слова scholia, «школа») процветала в средневековых
европейских университетах (1088 г. – основание Болонского университета, между 1150 и 1170 возник Парижский университет). В 13 веке они уже повсюду. Как сейчас создаются корпоративные университеты (например, нефтяная отрасль вкладывает деньги в вузы, чтобы потом брать оттуда кадры для работы в своих компаниях), так поступала и церковь, обучая будущих теологов экзегетике.
Квадриум – освоение студентами астрономии, геометрии, гармонике и арифметике (низшая ступень). Тривиум – освоение риторики, диалектики и грамматики (средняя ступень). Венчает обучение дисциплины право, медицина и теология. После 11 – 14 лет учёбы человек получает право заниматься толкованием Св. Писания.
Слайд 6Появление антитетического метода
1. Знаки эквивокативны, то есть многозначны. Например, огонь, упомянутый
ап. Павлом, может быть адовым или очистительным, это зависит от контекста.
2. Знание моральное безусловно, а всякое другое – лишь вероятностно. Буквальные интерпретации невозможны, истина познаётся очами сердца.
3. Из двух противоречащих тезисов оба могут оказаться истинами, поскольку есть человеческое измерение, а есть божественное, где действуют иные законы. Например, в обычном понимании человек «есть», но в более точном – есть только Бог, а со всем сотворённым Он лишь делится своим бытием. То есть человек существует лишь с оговоркой, «в каком-то смысле».
4. Метод установления истины – диалектика (схема «да»-«нет»-«да»). Должны прозвучать все доводы «за» и «против», истина просочится через тезис и антитезис, вберёт в себя противоречие и явит себя по окончании спора.
Слайд 7Вершина схоластической практики (средневековый «кейс»)
«…средневековый логический ≪диспут≫ с предписаниями лишь по
форме и отчасти по терминологии относится к средневековым диспутациям. На деле предписания есть логическая игра, или логическая задача в игровой форме, а также особый жанр логического трактата, где изложены способы решения ситуационных задач...»
Е.Н. Лисанюк «Полемика и средневековый логический диспут»
Слайд 8Участники и ход игры
В этой логической игре два активных участника —
респондент и оппонент, а иногда еще один, пассивный — жюри. Протекает игра следующим образом. Оппонент выдвигает некое предложение или совокупность предложений – positum или positio (тезис), респондент принимает его за (1) возможно истинное; (2) возможно ложное; (3) предложение с неизвестным логическим значением.
Иногда дополнительно к тезису респонденту предлагается принять и другие предложения, casus, выступающие как дополнительные описания положения дел. Например, предложение ≪Ты в Риме≫, принимаемое в качестве казуса, требует от респондента ответов таких, как если бы он во время данной игры находился в Риме.
Слайд 9Кое-какие правила и условия выигрыша
Схоласты называют перечень правил ≪руководствами для хороших
ответов≫, например:
Р2. Во время предписаний не следует отвечать на теоретические
вопросы.
Р3. Время диспута — особое время, где действуют правила диспута и условия истинности предложений в диспуте, например, если ложное предложение было выдвинуто, то оно считается истинным […]
Р8. Все ответы должны относиться к одному и тому же времени.
Оппонент выигрывает, если респондент принял пару противоречащих друг другу предложений.
Слайд 10Диспут, напоминающий суд
Существуют логические (тактические) правила ходов, стратегические правила (благодаря которым
жюри оценивает выигрыш), коммуникативные правила (агенты в диалоге соблюдают надлежащие правила этикета, каноны вежливости), правила ведения диалога (напр., ассиметричность ролей оппонента и респондента, так что оппонент всегда ведущий, он спрашивает, а респондент — ведомый, обязан отвечать)
Слайд 11Подчинение логике
На время ≪диспута≫ поведения игроков подчиняется особым правилам, в дополнение
к правилам, регулирующим обычный диспут. И оппонент, и респондент обязаны на каждом шаге проверять непротиворечивость объединения всех своих тезисов.
Респондент обязан отвечать по схеме: ≪Предложение Х я считаю истинным (ложным, сомнительным), и релевантным (нерелевантным), и принимаю (отклоняю) его≫.
Слайд 12Как это живёт сейчас
Именно в рамках средневекового схоластического диспута сформировалась культура
современной научной дискуссии и многие институции и форматы деятельности, связанные с организацией науки (например, защита диссертации).
Слайд 13Спор об универсалиях (общих понятиях)
Средневековый реализм: идеи предшествуют вещам и присутствуют
в уме бога (представитель – Ансельм Кентерберийский).
Средневековый номинализм: общих идей не существует, а общие понятия – всего лишь абстрактные словесные обозначения (представитель – Росцелин).
Средневековый концептуализм: общие понятия не являются ни реальностями, ни простым словесным обозначением, а заключены в значении слова и представляют собой мысленное содержание, относимое ко множеству отдельных вещей на основании имеющегося сходства или совпадения между ними (впервые позиция озвучена Пьером Абеляром).
Слайд 14
Скромное обаяние номинализма
Уильям Оккам (1288 – 1347) рассуждает: поскольку Бог
абсолютно свободен, то он не связан в проявлениях своей воли и идеями.
Нет идей не только в разуме Бога, но и в вещах (например, нет особой субстанции «человекость» в каждом из людей).
Универсалии суть «знаки в уме», которые могут обозначать один объект или несколько объектов (но сами они единичны – напр., «человек» – собирательный «знак», но ед. ч.). Это то, что нас касается, то, с чем мы действительно можем работать в процессе познания мира. Будь идеи чем-то иным, они остались бы для нас абсолютно непостижимы.
Слайд 15Бритва Оккама как инструмент упрощения схоластических изысканий
Формулировка: «Не следует умножать сущности сверх необходимого».
Значение:
если какой-либо факт или явление можно объяснить при помощи меньшего количества допущений, то надо этим удовольствоваться, не вводить новые «переменные» в это «уравнение».
Таким образом, слово у Оккама перестаёт занимать особое (почти священное) место в исследовании. Отпадает необходимость цитирования всего, что было когда-либо сказано по данному поводу авторитетными источниками. Пропадает необходимость поиска соответствий между словом (понятием) и Божественной идеей. Исследование существенно упрощается.