Слайд 1Бихевиоризм. Экспериментальная психология на пути к единству
Лекция 4
Слайд 2Основание и развитие бихевиоризма
Слайд 3Основателем бихевиоризма был Джон Уотсон (1878 – 1958).
Слайд 4 Дж. Уотсон был профессором зоопсихологии, т.к. не хотел экспериментировать с
людьми. Изучал как крыса находит путь в лабиринте.
Описание поведения производил, не прибегая к термину «сознание».
Слайд 5 Констатировал, что современная ему психология сталкивается с непреодолимыми трудностями т.
к. основана на интроспекции. Результаты интроспекции не могут быть проверены
Слайд 6 Пришел к выводу: психология должна отказаться от интроспекции и, вместо
изучения сознания, ограничиться внешним наблюдением, как все другие естественные науки.
Соответственно психология становится не наукой о данных сознания, а «изучением того, что люди делают от рождения до смерти».
Слайд 7 В 1913 году Дж. Уотсон опубликовал статью «Психология с точки
зрения бихевиоризма». Эта статья стала началом революции в психологии .
Бихевиоризм дал новое понятие об объекте психологии ‒ это поведение и деятельность.
Слайд 8 Для объяснения поведения предложил формулу:
S→R,
где: S – внешние и
внутренние стимулы, R – реакция.
Слайд 9 В 1921 году Дж. Уотсона выгнали из университета. Работал в
торговле. Изучал поведение потребителей. Стал одним из основателей психологии рекламы
Слайд 10II. Развитие бихевиоризма. Необихевиористы: Э. Толмен, Б. Скиннер, К. Халл
Слайд 11Эдуард Толмен (1886 – 1959). Основная работа «Целенаправленное поведение человека и
животных», 1932 г.
Слайд 12 В противовес «строгому» бихевиоризму Дж. Уотсона пришел к выводу: важнейшую
роль в поведении играет его целенаправленность. Поведение построено не из единиц типа «стимул – реакция», а из целостных актов, которые включают мотив и цель
Слайд 13 Эти внутренние моменты –«промежуточные переменные», то есть факторы, действующие между
стимулами и итоговой реакцией.
Изменил формулу:
S→I→R,
где – I – «промежуточные переменные» (потребности, опыт, наследственность и т.д.)
Слайд 14Э. Толмен использовал крыс, как наиболее адекватный объект в психологии.
«Не люблю
я их, у меня от них мурашки по коже» ,1913 г.
«Крысы не напиваются в стельку накануне эксперимента. Они не истребляют друг друга в войнах и не изобретают для этого машин. Они избегают политики и статей по психологии. Это восхитительные , чистые и приятные существа» ,1945 г.
Слайд 15Одним из последователей Уотсона является Беррес Скиннер (1904 – 1990). Основной
труд "Поведение организмов", 1938
Слайд 16 Считал, всякая связь между стимулом и реакцией есть рефлекс. Особое
значение имеет оперантный рефлекс – действие произвольное и целенаправленное
Слайд 18 Скиннер определяет целенаправленность в терминах обратной связи (т.е. воздействие на
поведение его последствий), а не в терминах целей или других внутренних состояний.
Согласно Скиннеру, оперантное обусловливание может применяться для модификации поведения человека
Слайд 20Скиннер явился инициатором программированного обучения. Машина оценивает ответы учащегося на предлагаемый
вопрос и немедленно выдает результат.
Слайд 21 Одним из крупнейших представителей необихевиористов являлся Кларк Халл (1884 –
1952).
Слайд 22 Халл считал, что законы поведения должны выражаться языком математики. «Принципы
поведения» (1943).
Создал гипотетико-дедуктивный метод в психологии: постулаты → заключения → проверка
Ввел понятие драйва или первичной потребности в качестве источника мотиваций
Слайд 23 Предложил поведенческую константу – Уот (от Уотсона).
1 уот – это
потенциал реакции 90-дневной крысы, которая нажимает на рычаг весом 10 г для получения 2.5 г сыра!
Слайд 24III. Объединение направлений ЭП. Работы Курта Левина
Слайд 25В первой половине 20-го века психология была представлена разрозненными направлениями. Однако
в начале 40-х годов бихевиоризм (США), гештальтпсихология и психоанализ (Европа) стремятся к объединению. Причина – эмиграция многих психологов в США перед войной.
Слайд 26Примером психолога, чьи работы объединили разные направления, является Курт Левин (1890-1947).
Основатель экспериментального направления в социальной психологии
Слайд 27Левин в 1-ю мировую был на фронте. Он заметил, что восприятие
обстановки у солдат резко меняется.
«То, что когда-то казалось грязной канавой, на войне превращалось в отличное укрытие, а ровная лужайка, пригодная для пикника, виделась солдатам зоной смерти. Сознание изменилось у большой группы людей, призванных в армию и сформировавших новую общность — фронтовики».
Выводы:
Явления действуют на человека в их взаимосвязи.
Взгляды человека могут измениться, если изменятся взгляды его группы. К. Левин : «Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности».
Слайд 28 К. Левин разрабатывал топологическую психологию: человек живет в «психологическом поле».
Другие люди или предметы имеют свою валентность – вызывают специфическое напряжение, требующее разрядки.
Поведение делится на волевое и полевое. Волевое – вызвано внутренними потребностями и мотивами, а полевое – влиянием внешних объектов.
Слайд 29 Эксперимент, изучающий полевое поведение:
Испытуемого, которого пригласили якобы с целью
исследования его «интеллекта» или «памяти», просили минуточку подождать. «Я забыл, что мне необходимо позвонить», — говорил экспериментатор, выходил из комнаты, а сам незаметно наблюдал за тем, что будет делать испытуемый, предоставленный сам себе без какой-либо задачи. Все испытуемые производили какие-то манипуляции с предметами: некоторые перелистывали книгу, трогали шкафчик, все без исключения позванивали колокольчиком.
Слайд 31 Перед 2-й мировой войной Левин эмигрировал в США. Изучал психологию
групп. Применив теорию психологического поля, доказал, что демократия эффективнее тоталитаризма. Однако гуманизм и демократия сами собой утвердиться не могут. Для улучшения природы человека считал необходимой групповую терапию.
Слайд 32 ЭП включила в себя и достижения психоанализа (проективные тесты, понятие
реального индивида и т.д.), хотя и в ограниченной степени. П. Фресс: «Психоанализ это вера, а чтобы верить, надо сначала встать на колени».
В результате объединения трех направлений возникла современная ЭП, предметом исследования которой является живой человек, проявляющийся во всех видах своей деятельности.