Аспекты изучения творчества презентация

Содержание

Слайд 1Аспекты изучения творчества
Творческий процесс (П.Торранс, А.М.Матюшкин, Я.А.Пономарев).
Продукты творчества, креативные продукты (Б.М.Кедров,

Г.С. Альтшуллер).
Творческая личность, творческий потенциал креативность (Гилфорд, Маслоу, Медник, Воллах, Коган, Богоявленская, Щебланова, Туник).
Социальная психология творчества (Эмэмбайл, Пономарев, Гаджиев, Ярошевский, Яковлева, Шумакова).



Слайд 2Литература
Психология творчества / Под ред. Я.А. Пономарева - 1982
Амабайл Т. Социальная

психология творчества – 1983
Грязева – Добшинская В.Г. Экологическая психология творчества, 2000. Социальная психология творчества, 2008
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей.
Любарт Т. Муширу К., Торджман С.,Зенасни Ф. Психология креативности, 2009
Современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской, 1998 (Р. Фишер, Р. Стернберг)
Мелик- Пашаев А.А. Художественная одаренность детей: ее выявление и развитие, 1976 -2006.
Социальная психология творчества, 2006 – 2010.


Слайд 3Источник продуктивной деятельности

П М

Ц О Р
Потребность Мотив Цель деятельности Операции Результат
Объективированная Образ возможного
потребность будущего



ОВБ = Р ОВБ ≠ Р ОВБ≤ Р



Слайд 4Активность
Адаптивная активность порождает:

целенаправленная деятельность;

инстинктоподобное поведение.

Неадаптивная активность порождает:

Творчество, продуктивная деятельность
Дезадаптивное поведение


Слайд 5


Эколого-психологический подход
к развитию личности
в процессе творческой деятельности



В.Г.Грязева-Добшинская
В.И. Панов
В.А. Ясвин



Слайд 6
Культура
Творчество
Индивидуальность
ресурс

результат
результат
результат
ресурс
ресурс


Слайд 7Типы субъектов культуры (Пелипенко)
Индивид –
родовой человек


Личность –
социальный субъект


Индивидуальность –
автономный

субъект


Слайд 8Ценности субъектов культуры (рейтинг из 38 ценностей)
Индивид –
родовой человек


Личность –
социальный субъект


Индивидуальность


автономный субъект

Здоровье – 1
Безопасность – 2
Семья – 3
Достаток – 4

Любовь – 6
Образование – 9
Дружба – 11
Труд – 16
Успех – 26

Свобода – 22
Творчество – 34


Слайд 9Э.Фромм
Бегство от свободы:
Отказ от выбора
Избегание ответственности

Обретение свободы:
Свободный выбор
Принятие на себя ответственности


Слайд 10В.Франкл Человек в поисках смысла

Ноогенные неврозы – неврозы, формирующиеся в результате утраты

человеком смысла своего бытия

Слайд 11
Переживание критической ситуации
Критическая
ситуация
Катастрофы
Дисгармония
Гармонизация


Слайд 12Типы переживаний Ф.Е.Василюк
Трудный внешний мир
Легкий внешний мир
креативный
реалистичный
ценностный
примитивный
Сложный внутренний мир
Простой внутренний мир


Слайд 13Реалистичный тип переживания
упрощение, обеднение внутреннего мира личности;
выживание субъекта через адаптацию, приспособление

к ситуации (“консервирует” внешнюю трудную ситуацию жизни через “подтверждение” - адаптацию к ней);
действие механизма «терпение-надежда»;
действие в предметной сфере;
развитие личности – в развитии
умений и навыков.


Слайд 14Творческий тип переживания
конфликт , «диалог» мотивов, ценностей, смыслов;
иерархичность и многовершинность структуры

личности;
многообразие шкал индивидуального осознания личностных конфликтов для интерпретации себя, других






Слайд 15
Культура
Творчество
Индивидуальность
ресурс

результат
результат
результат
ресурс
ресурс


Слайд 16 Экологическая психология творчества


Слайд 17Базовый стандарт психодиагностического сопровождения образовательного процесс ДПШ


Слайд 18Культура и индивидуальность


Слайд 19Эфроимсон В.П. о социальной природе творческого таланта
Становление в детско-юношеском периоде твердых

ценностных установок. 
Выбор деятельности в соответствии с индивидуальными дарованиями. 
Оптимальные условия для развития этих дарований, иногда активно созданные даже вопреки социуму. 
Наличие благоприятных социальных условий (социального заказа, "спроса") для самореализации. 

Слайд 20Эфроимсон В.П. о роли культуры
«Гении и замечательные таланты почти всегда появлялись

вспышками, группами, но именно в те периоды, когда им представлялись оптимальные возможности развития и реализации»

Слайд 21Эфроимсон В.П. о стимулирующей роли среды
«…век Перикла, у которого за

столом собирались гении мирового ранга: Анаксагор, Зенон, Протагор, Софокл, Сократ, Фидий - почти все коренные граждане Афин».

Слайд 22Эфроимсон В.П. о роли стимулирующей среды
в Англии в эпоху Елизаветы быстро

выделилось множество талантливейших людей, начиная с династии Сесилей-Берлей и Беконов, кончая Дроком, Радеем, Уольсингемом, Марлоу и Шекспиром.

Слайд 23Эфроимсон В.П. о роли стимулирующей среды
во Франции в период энциклопедистов, революции

и наполеоновских войн весьма малочисленная прослойка выделяла относительно много исключительно творческих людей

Слайд 24Эфроимсон В.П. о роли стимулирующей среды
Так было с дворянским (даже лицейским)

периодом русской литературы (золотой, пушкинский выпуск).

Слайд 25Эфроимсон В.П. о роли стимулирующей среды
Так было
с барбизонской школой живописи,


с прерафаэлитами,
с передвижниками,
с абрамцевской группой,
с "могучей кучкой",
с русскими академиками конца XIX - начала ХХ века.

Слайд 26
Культура
Творчество
Индивидуальность
ресурс

результат
результат
результат
ресурс
ресурс


Слайд 27Эфроимсон В.П. о роли стимулирующей среды
«В промежутках между освобождающими пути развития

и реализации социальными сдвигами то тут, то там возникают микроноосферы с критическими массами»

Слайд 28

Культура, здоровье и мощь нации зависят прежде всего от ее творческих

фундаментальных исследователей

Слайд 29Личность тогда становится подлинной индивидуальностью, когда происходит подтверждение ее уникальных свойств,

способностей другими людьми, подтверждение как отраженность (“персонализация”) данной личности в личностном пространстве этих людей.

личностно-смысловой диалог, возникающий в процесс общения как персонализации;
выбор личностью значимой деятельности и той социо-культурной общности, которые определят ее становление.
опосредованность групповых феноменов содержанием совместной деятельности.


Слайд 30Становление субъекта

Персональное пространство творчества

Надперсональное пространство творчества


Слайд 31Персональное пространство творческого человека – это пространство людей, в котором он

интегрирован как творческая индивидуальность.

Так как процессы индивидуализации и интеграции развернуты в той или иной мере у каждой личности, персональных пространств - множество, ментальное пространство сообщества в целом становится насыщенным. Это проявляется в особой эмоциональнаой атмосфере группы - положительная (эмпатийная), с высокой энергетикой.


Слайд 32Надперсональные пространства творчества

Надперсональные пространства творчества образуют явления природной, социокультурной среды, а

также различные надличностные образования – аккумуляторы и индукторы творческой активности людей. Кроме того, это могут быть структуры национального образа жизни

Слайд 33Обеспечение субъектогенеза в пространстве культуры предполагает развитие субъектов культуры через обретение

каждой развивающейся личностью дифференцированного опыта жизнедеятельности - уникального, совместного, универсального.

Слайд 34
Культура
Творчество
Индивидуальность
ресурс

результат
результат
результат
ресурс
ресурс


Слайд 35Образовательные технологии субъектогенеза

Учение как испытание – культивирование уникального опыта ребенка.
Учение как

посвящение – культивирование «особенного» опыта, переживания «со-бытия».
Учение как обращение – культивирование восхождения к универсальному опыту.

Слайд 36Учение как испытание:
Развитие различных устремлений личности (В.А.Петровский, А.Д.Грибанова).
Действие механизма спонтанного выбора

личностью индивидуально привлека-тельных («притягательных») целей деятельности.


Слайд 37
«Хочу»
Развитие
д»Могу»
Устремление


Слайд 38
Волевые устремления

Эмоциональные устремления

Познавательные устремления

Виды устремлений


Слайд 39Учение как испытание:
Развитие творческости личности как характеристики ее индивидуальности (А.И.Матюшкин, Е.Л.Яковлева).
Технологические

разработки направлены на развертывание процессов личностно-смыслового, эмоционального присвое-ния решаемых проблемных ситуаций.

Слайд 40Учение как испытание:
формирование индивидуального стиля деятельности (В.С.Мерлин).
Технологические разработки основываются на необходимости

допущения зон неопределенности учебной деятельности в тех ее элементах, которые связаны со способами выполнения деятельности, действий.


Слайд 41Учение как испытание:
Развитие интеллектуального лидерства (С.Кэйплан).
Технология представлена в виде «уроков» жизненного

опыта:
«как быть профессиональным учащимся»,
«как оценивать самого себя»,
«как относиться ко времени»,
«как жить с ошибками» и др.


Слайд 42Учение как испытание:
Развитие «сильного мышления» и творческого воображения на основе ТРИЗ

(Альтшуллер Г.С., ).


Слайд 43Образовательные технологии субъектогенеза

Учение как испытание – культивирование уникального опыта ребенка.
Учение как

посвящение – культивирование «особенного» опыта, переживания «со-бытия».
Учение как обращение – культивирование восхождения к универсальному опыту.

Слайд 45Темпоральные технологии образования
Личностная гармония предполагает:
развертывание уникальности личности в жизненном пространстве;
гармония

личности и ее Дела, что переживается как призвание;
соразмерность социально-ролевого и межличностного взаимодействия личности с людьми, что предполагает переживание “я” как “половины” другого “я”;
соразмерность серьезности и игры в целостном бытии человека;
формирование индивидуального стиля деятельности.

Слайд 46Эвристические образовательные технологии
Педагог:
Разрабатывает методики, ориентирующие учеников на оформление, выражение личностного смысла

(мечты).
Формирует в общении ценности открытия подлинного в человеке, мире.
Погружает творческое объединение в межкультурный диалог (актуализирует пространство культурных потребностей и возможных культурных синтезов).


Слайд 47 Технологии энергетики творчества
Энергосберегающие образовательные технологии

Энергостимулирующие образовательные технологии


Слайд 48
Культура
Творчество
Индивидуальность
Символическое
Исследования 3
Исследования
1
Исследования
2


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика