Слайд 1
Адаптация ребенка к школе
Преподаватель: Чернышева Ж.В.
Слайд 2 Адаптация – это приспособление организма, его функций, органов и
клеток к условиям среды. Она направлена на сопротивление сбалансированной деятельности систем, органов и психического состояния организма индивидов при изменяющихся условиях жизни
Слайд 3 Процесс формирования механизмов адаптации личности проходит в трех
основных фазах:
*деятельности (учебная)
* общении (со сверстниками, с учителем, с родителями)
*самосознании (внутренняя позиция школьника)
Слайд 4 Школьная адаптация
- это приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности
адаптации:
- физиологическая
- социально-психологическая
Слайд 6Три уровня адаптации к школьному
обучению по А.Л.
Венгеру:
*высокий
*средний
*низкий
Слайд 7Высокий уровень адаптации
Первоклассник положительно относится к школе;
требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и плотно; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.
Слайд 8Средний уровень адаптации
Первоклассник положительно относится к
школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.
Слайд 9Низкий уровень адаптации
Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе,
нередки жалобы на нездоровье. Часто доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена. А также первоклассник при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса, к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей. Ребенок сохраняет работоспособность и внимание только при удлиненных паузах для отдыха, близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
Слайд 10 Школьная дезадаптация – образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к
школе, которые проявляются в виде нарушений учебной деятельности, поведения, конфликтных отношений с одноклассниками и взрослыми, повышенного уровня тревожности, нарушений личностного развития
Слайд 11 Причины школьной дезадаптации:
1. ММД – минимальная мозговая дисфункция,
которая ведет за собой гиперактивность ребенка, дефицит внимания
2. Неврозы и невротические реакции(тревожность)
3. Отклонения в соматическом здоровье
4. Недостаточная подготовленность ребенка к школе, низкий уровень психологической и специальной готовности к школе.
5. Завышенные ожидания родителей и неблагоприятная обстановка в семье.
6. Психофизический инфантилизм(детскость)
Слайд 12Проявления школьной дезадаптации
неуспешность в обучении по программам, выражающаяся в хронической неуспеваемости,
а также в недостаточности и отрывочности общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков
(когнитивный компонент ШД);
2) постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, обучению в целом, педагогам, а также к перспективам, связанным с учебой
(эмоционально-оценочный, личностный компонент ШД);
3) систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде
(поведенческий компонент ШД).
Слайд 13Психолого-педагогические условия успешной адаптации :
• Взаимопонимание в семье, забота и
поддержка ребенка его близкими людьми
• Установление хорошего микроклимата в создающемся коллективе, регулирование взаимоотношений детей друг с другом
•Стимулирование активной деятельности учащихся во время занятий и во внеклассной деятельности
•Построение образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями младших школьников
•Организация игровых мероприятий на занятиях, планирование внеклассной деятельности
• Оказание ребенку необходимой моральной поддержки