Лекция. 
 
       «НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ»(часть 1)
                  
   
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 2РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
       
  
                                                            
                                    1. Состав научного знания. 
   2. Проблемы и объекты научного знания. 
   3. Методы и формы научного познания. 
                                
                            							
							
							
						 
											
											
											
                            Слайд 5«Дайте мне рычаг и я переверну весь мир» Архимед
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6 1. Состав научного знания
	Содержание научного знания не исчерпывается кругом объектов,
                                                            
                                    которые ею изучаются. Необходимо также определить проблемы, на решение которых должно быть направлено исследование, и найти методы, с помощью которых эти проблемы решаются.
	Т.о., существуют три основных вида научного знания:
   1) знание о проблемах;
   2) знание о методах; 
   3) знание об объектах (предметное знание). 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 72. Проблемы и объекты научного знания
  
	ПРОБЛЕМА – ЭТО ВОПРОС
                                                            
                                    ИЛИ ЗАДАЧА, ПОДЛЕЖАЩИЕ РЕШЕНИЮ. 
	 ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ предполагает существование чего-то неизвестного, непознанного, но в то же время выделенного, определённого. Т.о. знание проблемы – это знание особого рода: оно есть «знание о незнании». 
	
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
   Проблема должна быть не только замечена, но
                                                            
                                    и по-научному сформулирована, очищена от субъективных, индивидуальных и эмоциональных моментов, выражена языком науки.
   Постановка проблемы – начальный шаг всякого научного исследования. Но когда проблема поставлена, то далее необходимо найти методы ее решения.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9ДВА УРОВНЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ - 
  ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ.
 
                                                            
                                     ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ связан с чувственным познанием самих физических объектов,
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ – с созданием и оперированием идеализированными объектами (материальная точка, прямая, идеальный газ, абсолютно черное тело, инерциальная система и др.).
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10ОБЪЕКТЫ
 
   Предметом этого знания могут быть объекты разного типа:
                                                            
                                    реальные, абстрактные, идеальные.      
   РЕАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ – ЭТО ЕДИНИЧНОЕ, ОТДЕЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ (ВЕЩЬ, ПРОЦЕСС, СОБЫТИЕ), НАБЛЮДАЕМОЕ В ОПРЕДЕЛЁНОМ МЕСТЕ И В ОПРЕДЕЛЁНОЕ ВРЕМЯ. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11АБСТРАКТНЫЙ ОБЪЕКТ -
     АБСТРАКТНЫЙ ОБЪЕКТ– ЭТО ОБОБЩЁННЫЙ
                                                            
                                    ОБРАЗ РЕАЛЬНОГО ОБЪЕКТА. 
   К этому абстрактному объекту учёный и относит знание, полученное при изучении данного в опыте реального единичного объекта. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12ИДЕАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ -
      ИДЕАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ– ЭТО
                                                            
                                    ПРОДУКТ ВООБРАЖЕНИЯ, КОНСТРУИРУЕМЫЙ ПУТЁМ ИДЕАЛИЗАЦИИ КАКИХ-ЛИБО СВОЙСТВ РЕАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ. 
   ИДЕАЛИЗАЦИЯ – это способ, с помощью которого исследователь устраняет факторы, затемняющие сущность изучаемых явлений. Благодаря идеализации он получает возможность сделать в своей мысли то, что нельзя осуществить в реальной действительности, - отделить сущность от явления. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ
   Итак, предметное знание – это
                                                            
                                    знание о реальных, абстрактных и идеальных объектах. 
  Между ними существует тесная взаимосвязь, обусловленная, прежде всего, тем, как добываются научные знания.
   А различия в этом аспекте вычленяют два типа или уровня научных знаний – ЭМПИРИЧЕСКИЕ и ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
 
   Эмпирическое знание добывается в опыте, в непосредственном
                                                            
                                    или опосредованном (через приборы) контакте исследователя с существующими вне его сознания объектами. 
   Главной задачей здесь является получение научных фактов. С этой целью наука использует разнообразные методы эмпирического исследования. При этом основными эмпирическими методами являются наблюдение и эксперимент. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15НАУЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ -
     - НАБЛЮДЕНИЕ– это целенаправленное
                                                            
                                    и специально организованное восприятие явлений. Оно должно проводиться так, чтобы не вмешиваться в картину изучаемых явлений. 
– ЭКСПЕРИМЕНТ – активное, целенаправленное, строго контролируемое воздействия исследователя на изучаемый объект, с целью изучения его сущности. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16ЭКСПЕРИМЕНТЫ
   В зависимости от цели, поставленной экспериментатором, различают эксперименты
                                                            
                                    ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ, 
ПРОВЕРОЧНЫЕ (для подтверждения или опровержения какой-то гипотезы), ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ (нацеленные на обнаружение новых явлений),
 КОНТРОЛЬНЫЕ (с целью проконтролировать работу аппаратуры или результаты других экспериментов). 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
 
	ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ, В ОТЛИЧИЕ ОТ ЭМПИРИЧЕСКОГО, СТРОИТСЯ УМСТВЕННЫМ ПУТЁМ, ПРИ
                                                            
                                    ОТСУТСТВИИ КОНТАКТА С ИЗУЧАЕМЫМИ ОБЪЕКТАМИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. 
	Теоретик работает с мыслимыми образами объектов, а потому его материальные орудия деятельности – всего лишь карандаш и бумага и в наше время – компьютер. Поэтому теоретическое исследование оказывается гораздо дешевле эмпирического. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18ДВА ПУТИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
      
	Первый путь
                                                            
                                    – НЕФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. Оно состоит в том, что объяснение ищется в уже имеющихся в науке теориях, что ведёт к их дальнейшему развитию. Но когда на указанном пути не удаётся добиться успеха, то приходится вступать на новый путь – путь ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Оно связано с разработкой принципиально новой научной теории. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19ТЕОРИЯ -
      ТЕОРИЯ – ЭТО ЛОГИЧЕСКИ
                                                            
                                    УПОРЯДОЧЕННАЯ СИСТЕМА ЗНАНИЙ О СУЩНОСТИ КАКИХ-ЛИБО ЯВЛЕНИЯХ, В КОТОРОЙ СТРОЯТСЯ ИХ МЫСЛЕННЫЕ МОДЕЛИ И ФОРМУЛИРУЮТСЯ ЗАКОНЫ, ОБЪЯСНЯЮЩИЕ И ПРЕДСКАЗЫВАЮЩИЕ НАБЛЮДАЕМЫЕ ФАКТЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ. 
   При этом теория всегда отражает реальность лишь в упрощённом, схематизированном и идеализированном виде. А логическое развёртывание и систематизация содержания теории происходят в разных науках по-разному. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД
   состоит в том, что,
   во-первых,
                                                            
                                    за исходные положения теории принимаются не подлежащие доказательству аксиомы;
   во-вторых, все остальные положения теории логически выводятся из аксиом по правилам дедуктивного вывода;
   в-третьих, все термины, содержащиеся в языке теории, определяются через неопределяемые термины, фигурирующие в аксиомах. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21ФОРМАЛИЗАЦИЯ
   предполагает изложение теории на особом языке, т.е. языке
                                                            
                                    со строго фиксированным синтаксисом (синтаксис – способы соединения слов в словосочетания и предложения, соединение предложение в сложные предложения).
   Теория, изложенная в формализованном языке, превращается в ФОРМАЛИЗОВАННУЮ СИСТЕМУ. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИНЫЙ МЕТОД ПОСТРОЕНИЯ ТЕОРИЙ
 
  Он отличается от аксиоматического метода
                                                            
                                    тем, что исходные положения теории формулируются не как аксиомы, а как гипотезы. В ходе разработки теории к ним могут добавляться новые гипотезы и новые понятия, их дополняющие и уточняющие. 
   В результате в теории образуется иерархическая система гипотез различного уровня общности. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23НАУЧНЫЕ ГИПОТЕЗЫ И ТЕОРИИ
   должны удовлетворять ряду требований, соблюдение
                                                            
                                    которых хотя и не обеспечивает их истинность, но, по крайней мере, даёт им право на существование в науке. Требованиями такого рода являются: 
  1.ЛОГИЧЕСКАЯ НЕПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ. 
	2.ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ПРОВЕРЯЕМОСТЬ. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24НАУЧНЫЕ ГИПОТЕЗЫ И ТЕОРИИ
   3.ФАЛЬСИФИЦИРУЕМОСТЬ, т.е. принципиальная возможность опровержения.
                                                            
                                    На важность этого методологического принцип обратил внимание в 1930 году Карл Поппер. Если любые опытные данные способны только подтверждать гипотезу, то она неинформативна ( гипотезы подобные неопровержимому прогнозу: «Либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет», никакой информации не несут) 
   4.ПРЕДСКАЗАТЕЛЬНАЯ СИЛА. Гипотеза (теория) должна не только объяснят факты, но и предсказывать новые. Гипотезы, не предполагающие никаких следствий, называются гипотезами ad hoc («к этому»). Они не допускают проверки и не приносят никакого достоверного знания. 
   5.МАКСИМАЛЬНАЯ ПРОСТОТА означает способность гипотезы (теории), исходя из немногих оснований и не прибегая к произвольным допущениям ad hoc, объяснить более широкий круг явлений. С простотой связаны логическое совершенство, красота, изящество теории.
   6.ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 253.Методы и формы научного познания
 
     НАУЧНЫЙ МЕТОД
                                                            
                                    – ЭТО ПУТЬ ПОЗНАНИЯ, ОПИРАЮЩИЙСЯ НА НЕКОТОРУЮ СОВОКУПНОСТЬ РАНЕЕ ПОЛУЧЕННЫХ ОБЩИХ ЗНАНИЙ (ПРИНЦИПОВ). 
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26ОБЩЕНАУЧНЫЕ И ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
     Существуют ОБЩЕНАУЧНЫЕ методы
                                                            
                                    эмпирического познания: наблюдение, эксперимент, измерение и описание. 
   Существуют также ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ методы, находящие применение во многих или даже во всех науках.
   К ним относятся все методы рационального мышления – анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция и др. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 27ОЦЕНКА МЕТОДОВ
     Методы оценивают по следующим характеристикам:
                                                            
                                     
  ОБЩНОСТЬ, т.е. широта области применимости; 
  ПРОДУКТИВНОСТЬ, т.е. информативность, надёжность, точность; 
  РАЦИОНАЛЬНОСТЬ, т.е. «разумность», простота, доступность для понимания и освоения. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 28 Литература: 
     Баженов Л.Б. Строение и
                                                            
                                    функции естественнонаучной теории. – М.,1978. С. 128. 
     Бранский В.П. Философские основания проблемы синтеза релятивистских и квантовых принципов. – Л., 1973 (гл. 2. «Процесс формирования физической теории»). 
     Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. - СПб.: Издательство ДНК,2001. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 29ЛИТЕРАТУРА:
     Кузьмин В.Ф. Объективное и субъективное (анализ
                                                            
                                    процесса познания). – М.: Наука. С. 126-169.
     Материалистическая диалектика. В 5-ти т. Т.2 /Под общ. ред. Ф.В.Константинова и В.Г.Марахова. – М.: Мысль, 19826 Гл. 4. 
     Мостепаненко М.В. Философия и методология научного познания. – Л.,1972. 
     Принцип соответствия / Под ред. Б.М.Кедрова, Н.Ф.Овчинникова. – М.,1979. С. 6. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 30ПЕРВОИСТОЧНИКИ:
     Бор Н. Атомная физика и человеческое
                                                            
                                    познание.– М.,1961. 
     Лакатос И. Доказательства и опровержения. – М.,1967.
     Поппер К. Логика и рост научного знания. – М.,1983. С.455. 
     Эйнштейн А. Собрание научных трудов. Т.4. – М., 1967. С. 4о, 183, 291. 
     Эйнштейн А. Физика и реальность. – М.: Наука,1965. 
     Энгельс Ф. Анти-Дюринг / Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20. С.8-9, 16-127, 91, 137-138.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 31 Справочная литература: 
      Новая философская
                                                            
                                    энциклопедия: в 4-х т. – М.: Мысль, 2000-2001. 
     Философский энциклопедический словарь. – М.:ИНФРА, 2009. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 32 Список терминов: 
 
       
                                                            
                                    НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА – это вопрос или задача, подлежащие решению. 
        НАУЧНЫЙ МЕТОД – это способ действия, с помощью которого решается некоторый тип научных задач. 
        РЕАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ – это единичное, отдельное явление (вещь, процесс, событие), наблюдаемое в определённом месте и в определённое время. 
        АБСТРАКТНЫЙ ОБЪЕКТ – это обобщённый образ реального объекта. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 33СПИСОК ТЕРМИНОВ:
       ИДЕАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ –
                                                            
                                    это продукт воображения, конструируемый путём идеализации каких-либо свойств реальных объектов.
       ИДЕАЛИЗАЦИЯ – это способ, с помощью которого исследователь устраняет факторы, затемняющие сущность изучаемых явлений. Благодаря идеализации он получает возможность сделать в своей мысли то, что нельзя осуществить в реальной действительности, - отделить сущность от явления.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 34СПИСОК ТЕРМИНОВ:
       ПРЕДМЕТНОЕ ЗНАНИЕ –
                                                            
                                    это знание о реальных, абстрактных и идеальных объектах. 
       ЭМПИРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ добывается в опыте, в непосредственном или опосредованном (через приборы) контакте исследователя с существующими вне его сознания объектами. Главная задача здесь – получение научных фактов. Основными эмпирическими методами науки являются наблюдение и эксперимент. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 35СПИСОК ТЕРМИНОВ:
      НАУЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ – это
                                                            
                                    целенаправленное и специально организованное восприятие явлений. Оно должно проводиться так, чтобы вмешательство наблюдателя не исказило картину изучаемых явлений. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 36СПИСОК ТЕРМИНОВ:
      НАУЧНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат.
                                                            
                                    experimentum –проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко главной задачей эксперимента служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение (т.н. решающий эксперимент). В связи с этим эксперимент как одна из форм практики выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом. 
	   В зависимости от цели, поставленной экспериментатором, различают эксперименты ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ, ПРОВЕРОЧНЫЕ, ПОИСКОВЫЕ и КОНТРОЛЬНЫЕ. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 37СПИСОК ТЕРМИНОВ:
      ЭМПИРИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ или ЗАКОНОМЕРНОСТИ
                                                            
                                    базируются на процессах накопления научных фактов, их систематизации, классификации и обобщения (их также называют феноменологическими законами). Однако они не выходят за рамки эмпирического описания явлений и не объясняют их сущности. 
	   ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ, в отличие от эмпирического, строится умственным путём, при отсутствии контакта с изучаемыми объектами действительности. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 38СПИСОК ТЕРМИОВ:
     НЕФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ состоит в
                                                            
                                    том, что объяснение ищется в уже имеющихся в науке теориях, что ведёт к их дальнейшему развитию. 
	   ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ возникает тогда, когда на указанном пути не удаётся добиться успеха и приходится вступать на новый, ранее не существовавший путь, связанный с разработкой принципиально новой научной теории. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 39СПИСОК ТЕРМИНОВ:
      МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ сходен с
                                                            
                                    реальным экспериментом в том отношении, что здесь тоже изучается связь между воздействиями на объект и изменениями, которые вызывают в нём эти воздействия. Но рассматривается не реальный, а идеальный объект, теоретическая модель. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 40СПИСОК ТЕРМИНОВ:
      ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ – это
                                                            
                                    формулируемые в науке утверждения, объясняющие известные научные факты и закономерности и предсказывающие новые.
	    ТЕОРИЯ – это логически упорядоченная система знаний о каких-либо явлениях, в которой строятся их мысленные модели и формулируются законы, объясняющие и предсказывающие наблюдаемые факты и закономерности. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 41СПИСОК ТЕРМИНОВ:
    ВЕРИФИКАЦИЯ (принципиальная проверяемость) означает, что из
                                                            
                                    гипотезы (теории) должны вытекать следствия, доступные опытной проверке. В противном случае она является принципиально непроверяемой, т.е. её нельзя ни подтвердить («верифицировать»), ни опровергнуть («фальсифицировать»). С непроверяемыми гипотезами науке просто нечего делать. 
	  ФАЛЬСИФИКАЦИЯ (принципиальная возможность опровержения). Если любые опытные данные способны только подтверждать гипотезу, то она неинформативна (гипотезы, подобные неопровержимому прогнозу: «Либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет», никакой информации не несут). 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 42СПИСОК ТЕРМИНОВ:
      МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГИПОТЕЗА – суть
                                                            
                                    этого метода в том, что математический формализм (уравнение), описывающий одну область явлений, используется в качестве гипотетической математической схемы для описания другой области явлений. При этом в формализм вносятся необходимые изменения, его символы получают новую интерпретацию.