Лекция.
«НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ»(часть 1)
Слайд 2РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Состав научного знания.
2. Проблемы и объекты научного знания.
3. Методы и формы научного познания.
Слайд 5«Дайте мне рычаг и я переверну весь мир» Архимед
Слайд 6 1. Состав научного знания
Содержание научного знания не исчерпывается кругом объектов,
которые ею изучаются. Необходимо также определить проблемы, на решение которых должно быть направлено исследование, и найти методы, с помощью которых эти проблемы решаются.
Т.о., существуют три основных вида научного знания:
1) знание о проблемах;
2) знание о методах;
3) знание об объектах (предметное знание).
Слайд 72. Проблемы и объекты научного знания
ПРОБЛЕМА – ЭТО ВОПРОС
ИЛИ ЗАДАЧА, ПОДЛЕЖАЩИЕ РЕШЕНИЮ.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ предполагает существование чего-то неизвестного, непознанного, но в то же время выделенного, определённого. Т.о. знание проблемы – это знание особого рода: оно есть «знание о незнании».
Слайд 8ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Проблема должна быть не только замечена, но
и по-научному сформулирована, очищена от субъективных, индивидуальных и эмоциональных моментов, выражена языком науки.
Постановка проблемы – начальный шаг всякого научного исследования. Но когда проблема поставлена, то далее необходимо найти методы ее решения.
Слайд 9ДВА УРОВНЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ -
ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ.
ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ связан с чувственным познанием самих физических объектов,
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ – с созданием и оперированием идеализированными объектами (материальная точка, прямая, идеальный газ, абсолютно черное тело, инерциальная система и др.).
Слайд 10ОБЪЕКТЫ
Предметом этого знания могут быть объекты разного типа:
реальные, абстрактные, идеальные.
РЕАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ – ЭТО ЕДИНИЧНОЕ, ОТДЕЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ (ВЕЩЬ, ПРОЦЕСС, СОБЫТИЕ), НАБЛЮДАЕМОЕ В ОПРЕДЕЛЁНОМ МЕСТЕ И В ОПРЕДЕЛЁНОЕ ВРЕМЯ.
Слайд 11АБСТРАКТНЫЙ ОБЪЕКТ -
АБСТРАКТНЫЙ ОБЪЕКТ– ЭТО ОБОБЩЁННЫЙ
ОБРАЗ РЕАЛЬНОГО ОБЪЕКТА.
К этому абстрактному объекту учёный и относит знание, полученное при изучении данного в опыте реального единичного объекта.
Слайд 12ИДЕАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ -
ИДЕАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ– ЭТО
ПРОДУКТ ВООБРАЖЕНИЯ, КОНСТРУИРУЕМЫЙ ПУТЁМ ИДЕАЛИЗАЦИИ КАКИХ-ЛИБО СВОЙСТВ РЕАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ.
ИДЕАЛИЗАЦИЯ – это способ, с помощью которого исследователь устраняет факторы, затемняющие сущность изучаемых явлений. Благодаря идеализации он получает возможность сделать в своей мысли то, что нельзя осуществить в реальной действительности, - отделить сущность от явления.
Слайд 13ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ
Итак, предметное знание – это
знание о реальных, абстрактных и идеальных объектах.
Между ними существует тесная взаимосвязь, обусловленная, прежде всего, тем, как добываются научные знания.
А различия в этом аспекте вычленяют два типа или уровня научных знаний – ЭМПИРИЧЕСКИЕ и ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ.
Слайд 14ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Эмпирическое знание добывается в опыте, в непосредственном
или опосредованном (через приборы) контакте исследователя с существующими вне его сознания объектами.
Главной задачей здесь является получение научных фактов. С этой целью наука использует разнообразные методы эмпирического исследования. При этом основными эмпирическими методами являются наблюдение и эксперимент.
Слайд 15НАУЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ -
- НАБЛЮДЕНИЕ– это целенаправленное
и специально организованное восприятие явлений. Оно должно проводиться так, чтобы не вмешиваться в картину изучаемых явлений.
– ЭКСПЕРИМЕНТ – активное, целенаправленное, строго контролируемое воздействия исследователя на изучаемый объект, с целью изучения его сущности.
Слайд 16ЭКСПЕРИМЕНТЫ
В зависимости от цели, поставленной экспериментатором, различают эксперименты
ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ,
ПРОВЕРОЧНЫЕ (для подтверждения или опровержения какой-то гипотезы), ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ (нацеленные на обнаружение новых явлений),
КОНТРОЛЬНЫЕ (с целью проконтролировать работу аппаратуры или результаты других экспериментов).
Слайд 17ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ, В ОТЛИЧИЕ ОТ ЭМПИРИЧЕСКОГО, СТРОИТСЯ УМСТВЕННЫМ ПУТЁМ, ПРИ
ОТСУТСТВИИ КОНТАКТА С ИЗУЧАЕМЫМИ ОБЪЕКТАМИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.
Теоретик работает с мыслимыми образами объектов, а потому его материальные орудия деятельности – всего лишь карандаш и бумага и в наше время – компьютер. Поэтому теоретическое исследование оказывается гораздо дешевле эмпирического.
Слайд 18ДВА ПУТИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Первый путь
– НЕФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. Оно состоит в том, что объяснение ищется в уже имеющихся в науке теориях, что ведёт к их дальнейшему развитию. Но когда на указанном пути не удаётся добиться успеха, то приходится вступать на новый путь – путь ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Оно связано с разработкой принципиально новой научной теории.
Слайд 19ТЕОРИЯ -
ТЕОРИЯ – ЭТО ЛОГИЧЕСКИ
УПОРЯДОЧЕННАЯ СИСТЕМА ЗНАНИЙ О СУЩНОСТИ КАКИХ-ЛИБО ЯВЛЕНИЯХ, В КОТОРОЙ СТРОЯТСЯ ИХ МЫСЛЕННЫЕ МОДЕЛИ И ФОРМУЛИРУЮТСЯ ЗАКОНЫ, ОБЪЯСНЯЮЩИЕ И ПРЕДСКАЗЫВАЮЩИЕ НАБЛЮДАЕМЫЕ ФАКТЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ.
При этом теория всегда отражает реальность лишь в упрощённом, схематизированном и идеализированном виде. А логическое развёртывание и систематизация содержания теории происходят в разных науках по-разному.
Слайд 20АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД
состоит в том, что,
во-первых,
за исходные положения теории принимаются не подлежащие доказательству аксиомы;
во-вторых, все остальные положения теории логически выводятся из аксиом по правилам дедуктивного вывода;
в-третьих, все термины, содержащиеся в языке теории, определяются через неопределяемые термины, фигурирующие в аксиомах.
Слайд 21ФОРМАЛИЗАЦИЯ
предполагает изложение теории на особом языке, т.е. языке
со строго фиксированным синтаксисом (синтаксис – способы соединения слов в словосочетания и предложения, соединение предложение в сложные предложения).
Теория, изложенная в формализованном языке, превращается в ФОРМАЛИЗОВАННУЮ СИСТЕМУ.
Слайд 22ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИНЫЙ МЕТОД ПОСТРОЕНИЯ ТЕОРИЙ
Он отличается от аксиоматического метода
тем, что исходные положения теории формулируются не как аксиомы, а как гипотезы. В ходе разработки теории к ним могут добавляться новые гипотезы и новые понятия, их дополняющие и уточняющие.
В результате в теории образуется иерархическая система гипотез различного уровня общности.
Слайд 23НАУЧНЫЕ ГИПОТЕЗЫ И ТЕОРИИ
должны удовлетворять ряду требований, соблюдение
которых хотя и не обеспечивает их истинность, но, по крайней мере, даёт им право на существование в науке. Требованиями такого рода являются:
1.ЛОГИЧЕСКАЯ НЕПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ.
2.ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ПРОВЕРЯЕМОСТЬ.
Слайд 24НАУЧНЫЕ ГИПОТЕЗЫ И ТЕОРИИ
3.ФАЛЬСИФИЦИРУЕМОСТЬ, т.е. принципиальная возможность опровержения.
На важность этого методологического принцип обратил внимание в 1930 году Карл Поппер. Если любые опытные данные способны только подтверждать гипотезу, то она неинформативна ( гипотезы подобные неопровержимому прогнозу: «Либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет», никакой информации не несут)
4.ПРЕДСКАЗАТЕЛЬНАЯ СИЛА. Гипотеза (теория) должна не только объяснят факты, но и предсказывать новые. Гипотезы, не предполагающие никаких следствий, называются гипотезами ad hoc («к этому»). Они не допускают проверки и не приносят никакого достоверного знания.
5.МАКСИМАЛЬНАЯ ПРОСТОТА означает способность гипотезы (теории), исходя из немногих оснований и не прибегая к произвольным допущениям ad hoc, объяснить более широкий круг явлений. С простотой связаны логическое совершенство, красота, изящество теории.
6.ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ.
Слайд 253.Методы и формы научного познания
НАУЧНЫЙ МЕТОД
– ЭТО ПУТЬ ПОЗНАНИЯ, ОПИРАЮЩИЙСЯ НА НЕКОТОРУЮ СОВОКУПНОСТЬ РАНЕЕ ПОЛУЧЕННЫХ ОБЩИХ ЗНАНИЙ (ПРИНЦИПОВ).
Слайд 26ОБЩЕНАУЧНЫЕ И ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Существуют ОБЩЕНАУЧНЫЕ методы
эмпирического познания: наблюдение, эксперимент, измерение и описание.
Существуют также ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ методы, находящие применение во многих или даже во всех науках.
К ним относятся все методы рационального мышления – анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция и др.
Слайд 27ОЦЕНКА МЕТОДОВ
Методы оценивают по следующим характеристикам:
ОБЩНОСТЬ, т.е. широта области применимости;
ПРОДУКТИВНОСТЬ, т.е. информативность, надёжность, точность;
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ, т.е. «разумность», простота, доступность для понимания и освоения.
Слайд 28 Литература:
Баженов Л.Б. Строение и
функции естественнонаучной теории. – М.,1978. С. 128.
Бранский В.П. Философские основания проблемы синтеза релятивистских и квантовых принципов. – Л., 1973 (гл. 2. «Процесс формирования физической теории»).
Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. - СПб.: Издательство ДНК,2001.
Слайд 29ЛИТЕРАТУРА:
Кузьмин В.Ф. Объективное и субъективное (анализ
процесса познания). – М.: Наука. С. 126-169.
Материалистическая диалектика. В 5-ти т. Т.2 /Под общ. ред. Ф.В.Константинова и В.Г.Марахова. – М.: Мысль, 19826 Гл. 4.
Мостепаненко М.В. Философия и методология научного познания. – Л.,1972.
Принцип соответствия / Под ред. Б.М.Кедрова, Н.Ф.Овчинникова. – М.,1979. С. 6.
Слайд 30ПЕРВОИСТОЧНИКИ:
Бор Н. Атомная физика и человеческое
познание.– М.,1961.
Лакатос И. Доказательства и опровержения. – М.,1967.
Поппер К. Логика и рост научного знания. – М.,1983. С.455.
Эйнштейн А. Собрание научных трудов. Т.4. – М., 1967. С. 4о, 183, 291.
Эйнштейн А. Физика и реальность. – М.: Наука,1965.
Энгельс Ф. Анти-Дюринг / Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20. С.8-9, 16-127, 91, 137-138.
Слайд 31 Справочная литература:
Новая философская
энциклопедия: в 4-х т. – М.: Мысль, 2000-2001.
Философский энциклопедический словарь. – М.:ИНФРА, 2009.
Слайд 32 Список терминов:
НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА – это вопрос или задача, подлежащие решению.
НАУЧНЫЙ МЕТОД – это способ действия, с помощью которого решается некоторый тип научных задач.
РЕАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ – это единичное, отдельное явление (вещь, процесс, событие), наблюдаемое в определённом месте и в определённое время.
АБСТРАКТНЫЙ ОБЪЕКТ – это обобщённый образ реального объекта.
Слайд 33СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ИДЕАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ –
это продукт воображения, конструируемый путём идеализации каких-либо свойств реальных объектов.
ИДЕАЛИЗАЦИЯ – это способ, с помощью которого исследователь устраняет факторы, затемняющие сущность изучаемых явлений. Благодаря идеализации он получает возможность сделать в своей мысли то, что нельзя осуществить в реальной действительности, - отделить сущность от явления.
Слайд 34СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ПРЕДМЕТНОЕ ЗНАНИЕ –
это знание о реальных, абстрактных и идеальных объектах.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ добывается в опыте, в непосредственном или опосредованном (через приборы) контакте исследователя с существующими вне его сознания объектами. Главная задача здесь – получение научных фактов. Основными эмпирическими методами науки являются наблюдение и эксперимент.
Слайд 35СПИСОК ТЕРМИНОВ:
НАУЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ – это
целенаправленное и специально организованное восприятие явлений. Оно должно проводиться так, чтобы вмешательство наблюдателя не исказило картину изучаемых явлений.
Слайд 36СПИСОК ТЕРМИНОВ:
НАУЧНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат.
experimentum –проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко главной задачей эксперимента служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение (т.н. решающий эксперимент). В связи с этим эксперимент как одна из форм практики выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом.
В зависимости от цели, поставленной экспериментатором, различают эксперименты ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ, ПРОВЕРОЧНЫЕ, ПОИСКОВЫЕ и КОНТРОЛЬНЫЕ.
Слайд 37СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ЭМПИРИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ или ЗАКОНОМЕРНОСТИ
базируются на процессах накопления научных фактов, их систематизации, классификации и обобщения (их также называют феноменологическими законами). Однако они не выходят за рамки эмпирического описания явлений и не объясняют их сущности.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ, в отличие от эмпирического, строится умственным путём, при отсутствии контакта с изучаемыми объектами действительности.
Слайд 38СПИСОК ТЕРМИОВ:
НЕФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ состоит в
том, что объяснение ищется в уже имеющихся в науке теориях, что ведёт к их дальнейшему развитию.
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ возникает тогда, когда на указанном пути не удаётся добиться успеха и приходится вступать на новый, ранее не существовавший путь, связанный с разработкой принципиально новой научной теории.
Слайд 39СПИСОК ТЕРМИНОВ:
МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ сходен с
реальным экспериментом в том отношении, что здесь тоже изучается связь между воздействиями на объект и изменениями, которые вызывают в нём эти воздействия. Но рассматривается не реальный, а идеальный объект, теоретическая модель.
Слайд 40СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ – это
формулируемые в науке утверждения, объясняющие известные научные факты и закономерности и предсказывающие новые.
ТЕОРИЯ – это логически упорядоченная система знаний о каких-либо явлениях, в которой строятся их мысленные модели и формулируются законы, объясняющие и предсказывающие наблюдаемые факты и закономерности.
Слайд 41СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ВЕРИФИКАЦИЯ (принципиальная проверяемость) означает, что из
гипотезы (теории) должны вытекать следствия, доступные опытной проверке. В противном случае она является принципиально непроверяемой, т.е. её нельзя ни подтвердить («верифицировать»), ни опровергнуть («фальсифицировать»). С непроверяемыми гипотезами науке просто нечего делать.
ФАЛЬСИФИКАЦИЯ (принципиальная возможность опровержения). Если любые опытные данные способны только подтверждать гипотезу, то она неинформативна (гипотезы, подобные неопровержимому прогнозу: «Либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет», никакой информации не несут).
Слайд 42СПИСОК ТЕРМИНОВ:
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГИПОТЕЗА – суть
этого метода в том, что математический формализм (уравнение), описывающий одну область явлений, используется в качестве гипотетической математической схемы для описания другой области явлений. При этом в формализм вносятся необходимые изменения, его символы получают новую интерпретацию.