Лекция
«Новое время: философия Р.Декарта»
Слайд 3
Лидерами научной революции 17 веке становятся
уже не столько философы-мыслители, сколько выдающиеся учёные-новаторы.
Один из них - Рене Декарт (Descartes, латинизированное имя – Картезий; ; Renatus Cartesius) (1596 - 1650), французский философ, математик, физик, представитель классического рационализма, дуалист.
Слайд 4ТРУДЫ ДЕКАРТА
В 1629-1649 жил в
Голландии, где были созданы основные сочинения: «Рассуждение о методе»(1637), «Размышления о первой философии» (1641), «Начала философии»(1644).
Декарт – один из родоначальников «новой философии» и новой науки. Но в отличие от Бэкона, апеллировавшего к опыту, он обращается к разуму и самосознанию.
В основе философского мышления – принцип очевидности, или непосредственной достоверности, что требует проверки всякого знания с помощью естественного света разума.
Слайд 5ЕДИНСТВО НАУК
Декарт считал, что «все науки настолько связаны
между собой, что легче изучать их все сразу, нежели какую-нибудь одну из них в отдельности от всех прочих».
Единство наук Декарт отождествлял с философией. Основу, базис этой целостности Декарт находит во всеобщем методе.
Слайд 6COGITO ERGO SUM
Декарт считал, что в
мире нет ничего, что нельзя подвергнуть сомнению. Можно сомневаться даже в бытии Бога. Нельзя, однако, сомневаться в том, что ты сомневаешься, в том, что ты мыслишь.
«В момент, когда мы отвергаем все то, в чем можем усомниться мы не можем в равной мере предположить, что мы сами, сомневающиеся в истинности всего этого, не существуем». Cogito ergo sum (мыслю следовательно существую).
Если все иллюзорно, то мышление реально. Мышление существует. Мышление есть первая реальность (первая субстанция), которая очевидна из нее самой.
Слайд 7ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ ПРИРОДЫ
Существование материальной субстанции
(природы) следует доказать.
У меня есть идеи, не зависящие ни от моей воли, ни от меня самого и не являющиеся «врожденными». Эти идеи (благоприобретенные) происходят от материальных тел, от природы вне меня.
Наши неразумные действия, желания, страсти не могут исходить ни от Бога, ни от мышления, следовательно они могут происходить только от природы. Поэтому природа должна существовать.
Слайд 8ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
1. Если у меня есть идея Бог, ясная и
отчетливая, то должен существовать и сам Бог, как носитель этой идеи.
2. Мы либо должны признать наличие Бога, либо объявить себя критерием совершенства.
3. Бог как совершенная сущность должен обладать максимумом положительных признаков, в числе которых должен быть признак существования; а если что-то обладает признаком существования, то оно существует.
4. Только Бог мог соединить во едино (в человеке) две противоположные субстанции (душу и тело).
Слайд 9ЧЕЛОВЕК
Человек состоит из двух субстанций: телесной (протяжения)и духовной (мышления).
Характеристики мыслящей субстанции – непротяжённость, неделимость, бессмернтность.
Телесная субстанция имеет: протяжение в длину, ширину и глубину, делима на части, имеет фигуру (форму), движется или покоится, существует во времени ( т.е. является смертной).
Слайд 10ДУША
Душа находится в голове человека, в
шишковидной железе, откуда она управляет телом: посылает сигналы конечностям тела и получает сигналы от них. На основе этих представлений Декарт открыл рефлекторную дугу.
Душе присущи три вида идей:
Врожденные идеи (идея Бога, идея cogito ergo sum, идеи математики, идеи логики, идеи моральных норм, философские идеи).
Благоприобретенные идеи, образованные в результате взаимодействия человека с миром (идея теплого, твердого, идея тела, идея движения и т.п.)
Идеи придуманные мной самим или идеи фантазии (тысячиугольник, химера, домовой и т.п.)
Слайд 11ДУАЛИЗМ
Таким образом, существует две субстанции: мышление и
природа, которые, существуют независимо друг от друга, не сводимы друг к другу и не выводимы друг из друга. Такая философская позиция получила название дуализма.
Слайд 12РАЦИОНАЛИЗМ
Декарт является основателем классического рационализма.
Рационализм
– это философское направление, согласно которому разум является основой нашего познания и поведения в обществе.
Согласно Декарту, разум всесилен. Идеи разума ясны, просты, отчетливы и очевидны, чего нельзя сказать о вещах. Идеи необходимо истины.
Логика нашего разума и логика мира, в котором мы живем, необходимо совпадают.
Кредо рационализма было чуть позже сформулировано Б.Спинозой «Порядок и связь идей в разуме соответствуют порядку и связи вещей в мире, а потому мы можем равно вероятно идти в нашем познании либо от идей к вещам, либо от вещей к идеям».
Слайд 13МИР КАК МАШИНА
Декарт – представитель классической механики. Весь
мир он представлял как огромный механизм, а отдельные предметы как небольшие механизмы (части огромной механической системы).
Растения, животные можно объяснить законами механики, это тоже механизмы. Человек – механизм, наделенный душой.
Слайд 14ФИЗИКА
Физика – это наука о телах.
Судить о природе (телах) по чувственным данным невозможно, т.к. тела сложны, а наши чувства нас часто обманывают (пример с воском). Нужно начинать изучение тел с простого понятия – пространственного протяжения. По сути своей объекты (материя) есть просто протяжение (твердость, разряженность, форма, цвет, запах, вкус – иллюзорные характеристики).
Слайд 15ФИЗИКА
Протяжение бесконечно (пустоты нет) и бесконечно делимо.
Другая важнейшая характеристика мира – движение, которое вносится в мир Богом.
Движение относительно, оно может рассматриваться только относительно какого-либо тела отсчета (центра системы координат). Движения вообще не существует.
Каждая точка Вселенной – это маленький вихрь.
В первоначальных хаос материи Бог внес силу, вследствие чего в материи складывались различные типы движения, которые взаимодействовали друг с другом, образуя звезды, планеты, кометы и др. космические тела.
Слайд 16МЕТОД
Метод – это совокупность правил, следование которым приводит
наш разум к истинному пониманию.
Для построения своего философского метода Декарт берет дедукцию, то есть он идет в познании от общего – наиболее простого очевидного к частному, конкретному - наиболее сложному.
Проблема состояла в выборе начального пункта рассуждения. Таким пунктом для Декарта является мышление, как простейшая субстанция, не требующая доказательства (в чем нельзя сомневаться).
Слайд 17ПРАВИЛА МЕТОДА
Первое правило (правило очевидности). Истинным мы будем
считать то, что ясно и отчетливо и в чем нельзя сомневаться. Формой утверждения истины является интуиция. «Очевидность заключается в ясности и отчетливости. Очевидность достигается посредством интуиции» – Декарт «Рассуждения о методе».
Слайд 18ПРАВИЛА МЕТОДА
Второе правило (правило анализа). Сложную проблему надо
расчленить на части, которые были бы ясными и отчетливыми. «Для интуиции необходима простота, достижимая путем расчленения сложного на простое» Декарт.
Третье правило (правило дедукции). Восходить к частному, сложному от простого, ясного, общего. Каждый шаг к сложному должен проверяться интуитивно.
Слайд 19ПРАВИЛА МЕТОДА
«Осознание движения имеет в качестве исходного пункта
мысль о движении, а не его самого» Декарт.
интуиция
дедукция
интуиция
дедукция
интуиция
дедукция
Слайд 20ПРАВИЛА МЕТОДА
« Первое (анализ) – это грубый факт,
второе (дедукция) – это знание как он сделан; между ними посредник – разум» Декарт.
Четвертое правило (правило энумерации). Это выявление полноты условий решаемой проблемы. При восхождении от простого к сложному мы не должны пропустить ни одной ступени.
«Познать нечто значит рассечь его на простые элементы, сделав объектом прямой интуиции, потом снова соединить при помощи связей, выявленных непосредственно интуитивно» Декарт.
Слайд 21ИНТУИЦИИ РАЗУМА
Истины, обладающие безусловной ясностью и отчётливостью – это
интуиции разума; положения, которые разум непосредственно, без помощи вывода или доказательства, усматривает как достоверные.
Рационализм и гуманизм Декарта – один из источников философии Просвещения.
Слайд 22
Декарт стал самым влиятельным мыслителем 17 века. Его
учение получило широкое распространение во Франции, Нидерландах, а затем и во всей Европе, несмотря на то, что в 1663 году работы Декарта были запрещены Ватиканом, а в 1671 году Людовик XIV запретил преподавание картезианства по всей территории Франции.
Влияние этой философии отразилось на многих философских школах и направлениях.
Слайд 23Список терминов:
ЭМПИРИЗМ (от греч. –
опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Эмпиризм близок сенсуализму.
Слайд 24СПИСОК ТЕРМИНОВ:
Материалистический сенсуализм утверждает, что чувственный опыт отражает
в познании объективно существующие вещи (Ф.Бэкон, Гоббс, Локк, Кондильяк).
В противоположность ему субъективно-идеалистический эмпиризм признаёт единственной реальностью субъективный опыт (Беркли, Юм).
Слайд 25СПИСОК ТЕРМИНОВ:
СЕНСУАЛИЗМ (франц. sensualisme, от
лат. sensus – восприятие, чувство, ощущение), направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания.
К стоикам и к Аристотелю восходит классическая формула сенсуализма: «нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах».
Слайд 26СПИСОК ТЕРМИНОВ:
Материалистический сенсуализм усматривает в
чувственной деятельности человека связь его сознания с внешним миром, а в показаниях его органов чувств – отражение этого мира (Гассенди, Гоббс, Локк – ХVII век; Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах – ХVIII век; Фейербах – ХIХ век).
Идеалистический сенсуализм (Беркли, Юм) видит в чувственной деятельности некую самосущую сферу сознания.
Слайд 27СПИСОК ТЕРМИНОВ:
Уже Протагор, провозглашая чувственное восприятие
единственным источником наших знаний, вместе с тем утверждал, что чувственность сообщает людям данные относительно только их собственных состояний, но отнюдь не о внешних вещах, являющихся их причинами. Дж. Беркли полностью отбросил внешний опыт и рассматривал ощущения («идеи») как достояние только человеческого сознания, т.е. интерпретировал сенсуализм идеалистически.
Слайд 28СПИСОК ТЕРМИНОВ:
РАЦИОНАЛИЗМ (франц. rationalisme, от
лат. rationalis, ratio – разумный, разум), философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму.
Термин «рационализм» используется, начиная с Х1Х века. Исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии: например, ещё Парменид, различавший знание «по истине» (полученное посредством разума) и знание «по мнению» (достигнутое в результате чувственного восприятия), усматривал в разуме критерий истины.
Слайд 29СПИСОК ТЕРМИНОВ:
В противоположность средневековой схоластике
и религиозному догматизму классический рационализм ХVII-ХVIII вв. (Декарт, Спиноза, Мальбранш, Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка – бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир.
Слайд 30СПИСОК ТЕРМИНОВ:
Принципы рационализма разделяли как материалисты (Спиноза), так
и идеалисты (Лейбниц). Рационализм – один из источников идеологии Просвещения, утверждавшей определяющую роль разума не только в познании, но и в деятельности людей.
Культ разума характерен и для французских материалистов ХVIII века, стоявших в целом на позициях материалистического сенсуализма и выступавших против спекулятивных построений рационализма.
Слайд 31СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ИНДУКЦИЯ (от лат. inductio –
наведение), вид обобщения, связанный с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных опыта. В индукции данные опыта «наводят» на общее, или индуцируют общее, поэтому индуктивные обобщения обычно рассматривают как опытные истины или эмпирические законы.
По отношению к бесконечности охватываемых законом явлений фактический опыт всегда незакончен и неполон.
Слайд 32СПИСОК ТЕРМИНОВ:
Эта особенность опыта входит в содержание индукции,
делая её проблематичной. Поэтому индукция есть предвосхищение основания, на которое идут ради обобщений, принимая индукцию как источник предположительных суждений – гипотез, которые затем проверяются или обосновываются в системе более «надёжных» принципов.
Слайд 33СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ДЕДУКЦИЯ (от лат. deduction –
выведение), переход от общего к частному.
В более специальном смысле термин «дедукция» обозначает процесс логического вывода, т.е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений-посылок к их следствиям (заключениям).
Слайд 34СПИСОК ТЕРМИНОВ:
Науки, предложения которых преимущественно получаются как следствия
некоторых общих принципов, постулатов, аксиом, принято называть дедуктивными (математика, теоретическая механика, некоторые разделы физики и др.), а аксиоматический метод, посредством которого производятся выводы этих частных предложений, часто называют аксиоматико-дедуктивным.
Хотя термин «дедукция» впервые употреблён, по-видимому, Боэцием, понятие дедукции фигурирует уже у Аристотеля («Первая Аналитика»).
Слайд 35СПИСОК ТЕРМИНОВ:
Декарт противопоставлял дедукции интуиции, посредством которых человеческий
разум «непосредственно усматривает» истину, в то время как дедукция доставляет разуму лишь «опосредованное» (полученное путём рассуждения) знание.
Слайд 36СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ИНТУИЦИЯ (позднелат. intuitio – пристально
смотрю), способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства.
Слайд 37СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА, в широком
смысле – вопрос об отношении психических явлений к физическим, в более узком – о соотношении между психическими и физиологическими (нейрогуморальными) процессами.
Слайд 38СПИСОК ТЕРМИНОВ:
Согласно Декарту, живое тело является своего рода
машиной, тогда как сознание (мышление, воля), будучи отличной от тела субстанцией, с одной стороны, испытывает его влияние (при ощущениях, аффектах и т.д.), с другой – способно воздействовать на него (например, при волевом усилии). Это учение (психофизическое взаимодействие) было отвергнуто сторонниками неразделённости сознания и мозга как с идеалистической (Лейбниц), так и материалистической (Гартли) позиций.
Слайд 39СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ДУАЛИЗМ (от лат. dualis
– двойственный), философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал – духа и материи, идеального и материального.
Дуализм противостоит монизму (материалистическому или идеалистическому), исходящему из признания в качестве первоосновного лишь одного начала.
Термин «дуализм» был введён немецким философом Х.Вольфом.
Слайд 40Литература:
Антология мировой философии. В
4-х т. Т.2. М.: Мысль,1970. С.192-222,231-29
Субботин А.Л. Френсис Бэкон. – М.,1974 («Мыслители прошлого).
Асмус В.Ф. Декарт. – М.:Политиздат,1956.
Ляткер Я.А. Декарт. – М.,1975.
Чернов С.А. Начала философии. Ч.1: Учебное пособие. – СПбГУТ – СПб.,2002. С.58-64.
Слайд 41Первоисточники:
Ф.Бэкон. Сочинения в двух томах. – М.,1971-1972.
Ф.Бэкон. Новый Органон. – Л.,1935.
Ф.Бэкон. Новая Атлантида. – М.,1962.
Р.Декарт. Рассуждение о методе/Избранные произведения. Т.1. – М.,1989. С.261.
Р.Декарт. Избранные произведения. – М.,1950.
Слайд 42Справочная литература:
Философский энциклопедический словарь. – М.:
ИНФРА, 2009.