Слайд 1Уровневый анализ объекта, предмета и метода современной экономической теории
Профессор О.В. Иншаков
Уровень
подготовки кадров высшей квалификации Направление подготовки - 38.06.01 - экономика
Дисциплина:
Актуальные проблемы современной экономической науки
Презентация для лекции и семинара: занятие 2
ФГАОУ ВПО
«Волгоградский государственный университет»
Волгоград, 2016
Слайд 2Смена парадигм
в экономической науке
Анализ эволюции базисных концепций экономической теории позволяет
выделить 7 основных парадигм экономической науки, в исторической последовательности определявших основные концепции экономической теории в течение XVI-XXI вв.:
меркантилистская парадигма;
физиократическая парадигма;
классическая парадигма;
период вульгаризации
неоклассическая парадигма;
институциональная парадигма;
эволюционная парадигма.
Все парадигмы имеют признаки системности и концепции.
Слайд 3«Системная парадигма Я. Корнаи»*
(Корнаи Я. Системная парадигма. Вопросы экономики, 2002,
№ 5)
В рамках данной парадигмы социально-экономическое пространство (и его динамический аспект) рассматривается как совокупность экономических систем, объединяющих как агентов, так и институты, а также генетические механизмы воспроизводства агентских популяций.
В данном подходе реализуется стремление к многоаспектному рассмотрению социально-экономических образований как комплексов, носящих черты технологических, экономических, социальных, институциональных, биологических и иных систем .
Главным объектом рассмотрения здесь служат социально-экономические системы, а предметом – их развитие, основанное на взаимодействии внутренних подсистем и влияние внешних систем и сред.
Разрыв парадигм (институциональной, эволюционной и системной).
* В интерпретации Г. Клейнера.
Слайд 4Упрощения теории экономических систем (Г.Клейнер)
Экономику можно рассматривать как объединение трех относительно
самостоятельных, хотя и тесно взаимодействующих, а местами и переплетающихся подсистем: экономической науки (теории); экономической политики (принятия экономических решений) и хозяйственной практики (совокупности действующих экономических объектов, процессов, проектов и их хозяйственных результатов).
Ввиду многозначности слова «экономика» можно говорить о трех ипостасях экономики: экономика как научная дисциплина; экономика как хозяйство и экономика как управленческая деятельность.
Если рассматривать эту конфигурацию с философских позиций, то первая составляющая этой триады относится к «миру идей», вторая – к «миру вещей», а третья – к «миру путей», соединяющих умозрительное (задуманное, сформулированное, желаемое) с действительным.
Слайд 5Экономическая система общества – трудности определения
Экономическая система (– множество отношений порядка
между субъектами ведения хозяйства в жизни общества. Экономические системы различаются в пространстве и времени:
по форме собственности на факторы производства, что определяет структуру субъектов и объектов экономики;
по целям и интересам субъектов трудовой, производственной и хозяйственной деятельности;
по способам координации и субординации субъектов, видов и результатов хозяйственной деятельности;
по тому что, как и для кого производится, распределяется, обменивается и потребляется.
Слайд 6Упрощения теории экономических систем (Г. Клейнер)
Системная экономика – это экономика, рассматриваемая
в аспектах возникновения (создания), функционирования, взаимодействия и трансформации экономических систем.
Под системой понимается относительно обособленная и устойчивая (с точки зрения «общественного наблюдателя») часть окружающего мира, характеризующаяся внешней целостностью и внутренним многообразием.
Система является экономической, если она участвует в процессах производства, распределения, обмена и потребления благ.
Таким образом, компонентами системной экономики являются:
- экономические системы;
- экономические блага и системы таких благ.
(Презентация Г.Б.Клейнера. kpfu.ru/docs/F722052917/KazanKFU.ppt )
Слайд 7Расширение GES многомерно и противоречиво
Кризис двухуровневого строения курса экономической теории:
Economics = microeconomic + Macroeconomic
…→ 1830 (m) → 1930 (M) → 1960 (E) → 1990 (Ee) →…
Отдельные аспекты продвижения в понимании расширения GES разработали: K. Arrow, P. Crugman, E. Andersen, K. Dopfer, G. Kleiner, N. Luhmann, V. Nee, M. Porter…
Journal “Evolutionary economics”; Center of Evolutionary economics IE RAS; International sуmposium of Evolutionary economics in Russia (2009 – VIII, RAS).
Evolutionary economics > Economics
Слайд 8Универсальный эволюционизм:
Г. Николис, И. Пригожин, Н. Моисеев…
«Куда бы мы
не взглянули, мы повсюду обнаруживаем эволюционные процессы, ведущие к диверсификации и возрастающей сложности». (G. Nicolis @ I. Prigogine. Self-Organization in Nonequilibrium Systems, New York, 1977).
На современном этапе «экономика осмысливается как результат и перспектива общей эволюции мира, как продукт социальной эволюции». (Boulding К.Е. What is evolutionary economics? // Journal of Evolutionary Economics. 1991. № l. – P. 9).
Универсальный эволюционизм возможен только при системном подходе – эволюционный означает системный.
Слайд 9
GES – глобальная экономическая система человечества
Глобализация (G) – объективная закономерность современного
(III) этапа эволюции хозяйственной системы людей, способ ее расширения и синтеза единой и многообразной экономики, генетически обусловленной уникальной природно-общественной сущностью человека.
G изменяет характер всех экономических процессов и кризисов, соотношение сил в многополярной GES.
Глобализация актуализирует изучение формирования GES в профессиональном образовании экономистов и требует осуществления необходимых для этого практических мер.
Катализаторы: развитие и кризис глобальных институтов (WB, WTO, NATO); G7 → G8 → G20; GFC → GEC; BRIC… NB!: G → GES; G ≠ g.
Слайд 10Определение GES
в теории множеств отношений порядка
Глобальная экономическая система включает
в себя все (∀) отношения порядка (бинарные), существующие (∃) между людьми в процессах производства, распределения, обмена и потребления присваиваемых и отчуждаемых ими благ на основе использования природных веществ и полей, техники, институций, организаций и информации посредством трудовой деятельности.
Условие рефлексивности –
Условие антисимметричности –
Условие транзитивности –
Отношения нестрогого, частичного порядка рефлексивны, антисимметричны и транзитивны. Отношения предпорядка или квазипорядка удовлетворяют только условиям рефлексивности и транзитивности, а отношения строгого порядка транзитивны, но антирефлексивны - .
Общество и GES – множества отношений нестрого порядка?
Слайд 11Изменение состава, структуры и содержания GES
Глобальная экономическая система (GES) непрерывно изменяется
и осознается как результат и перспектива системной эволюции мира, как часть и продукт социальной эволюции.
С одной стороны, происходит расширение GES, подобно расширению некой «глобальной фирмы» человечества, с другой, – ее усложнение в связи с ростом многообразия человеческой деятельности на уровне рабочего места.
С другой стороны, развиваются и усложняются масштабы проектов и инвестиций на основе высоких технологий. Повышается значение экономики сотрудничества и конкуренции международном уровне.
Решение глобальных задач повышения эффективности экономической деятельности требует учета обеих тенденций.
Слайд 12Развертывание в новых масштабах многообразия внутренней и внешней сред GES, экономических
организмов (хозяйственных единиц), их видовых популяций (отраслей и сфер) и территориальных сообществ (относительно обособленных пространственных образований) предполагает более глубокое осмысление на разных уровнях:
интеграции и дифференциации потенциалов и конкурентоспособности стран и регионов, хозяйственных организаций и единиц разных уровней строения GES;
способов адаптации фирм разного масштаба, их организации и глокализации, их целевой реконструкции в средах GES;
рост многообразия способов присвоения и отчуждения благ, форм доходов и расходов на основе деривации базовых отношений собственности;
расширение масштабов, сфер, уровней и видов производства и потребления (трансформаций) и обмена и распределения (трансакций);
появление новых моделей национальных экономик трансформационного и трансакционного типа.
Способ эволюции GES противоречив
Слайд 13Векторы изменения предметного поля экономической науки
Сложившееся деление предметного поля экономической науки
на две части (микро и макро) не удовлетворяет современному этапу развития GES как объекта изучения.
Экономическая наука устремляется к дифференциации уровней, пространственных и временных характеристик GES, одновременно исследуя интеграционные процессы между отраслями и сферами, регионами и странами.
Осознавая нарастание общности на мега уровне глобального хозяйства, следует развивать представления об его многообразии на нано уровне, где берут начало инновационные процессы.
Слайд 14Классическая экономическая теория (трудовая теория стоимости и теория международного обмена –
А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, А. Маршалл, Дж.М. Кейнс и др.) содержат предпосылки продвижения к эволюционному представлению развития состава, структуры, функций и функционирования GES.
Ведущие зарубежные ученые (К. Эрроу, П. Кругман, К. Допфер, П. Савиотти, О. Уильямс и др.) отмечали или обосновывали необходимость развития нано, мезо и мега экономики как особых разделов экономической науки.
Российские исследователи активно разрабатывают проблемы эволюции мезо, «мини» и нано экономики (А. Гранберг, С. Глазьев, О. Иншаков, Д. Львов, Г. Клейнер, В. Маевский, В. Макаров, П. Минакир, А. Татаркин, Е. Попов и др.).
Истоки и попытки эволюции предмета экономической науки
Слайд 15Дифференциация уровней и классификация подсистем GES
Разнообразие подходов выражается в
разном понимании размерности уровневой структуры GES, в которой выделяются 3, 4, 5, 7 или 9 (?) уровней иерахии строения при соответствующем понимании гетерархии характеристики каждого.
Необходимы единые критерии таксономии для дифференциации уровней GES (субъекты и объекты, процессы и продукты, связи и отношения, масштабы и границы, эффекты и др.)
В контексте эволюционной экономики целесообразно дифференцировать уровневую структуру GES на 9 уровней: 5 основных (L1, L3, L5, L7, L9) и 4 связывающих их промежуточных мезо уровня (L2, L4, L6, L8).
Слайд 16GES:уровневая структура и сферы эволюции кризисов
Работник – наноэкономика
L9
Профессиональная группа
L8
Подразделение – «миниэкономика»
L7
Производство,
дело – микрорегиональная и локальная экономика
L6
Фирма и предприятие - микроэкономика
L5
Отрасли, межотраслевые комплексы, регионы страны, ФПГ или группы местных предприятий – макрорегиональная и мезоэкономика
L4
Хозяйство страны, союза, федерации – макроэкономика
L3
ТНК, региональные союзы, содружества и группы стран – мегарегиональная экономика
L2
Мировое хозяйство – мегаэкономика
L1
О н т о г е н е з
Ф и л о г е н е з
Слайд 17Процессные среды GES как предметные области экономической науки
Каждая среда GES
– относительно самостоятельный объект, предмет теории и аспект хозяйственной практики
L1 – мега-процессы
L2 – мезо-процессы
L3 – макро-процессы
L4 – мезо-процессы
L5 – микро-процессы
L6 – мезо-процессы
L7 – мини-процессы
L8 – мезо-процессы
L9 – нано-процессы
NE
EF
GE
Слайд 18Филогенетическое развитие (Filogenesis), предполагает продвижение экономического образования на мегауровень GES. Это
обусловлено ростом масштабов производства, унификации узлов и элементов товарных комплексов, аутсорсинга, сетевых организаций, диффузии инноваций, франчайзинга, влияния наиболее крупных производителей, мировых сообществ и глобальных институтов на действия отдельных работников.
Мегавектор (ME) раскрывает развитие GES за счет роста интеграции, расширения масштабов производства и обращения как однородных стандартных товаров и их комплексов, так и оригинальных, этнических и авторских. Это неизбежно расширяет предметное поле и содержание всех экономических курсов с учетом роста уровня глобализации.
NB!: Необходимо введение специальных курсов по мегаэкономике и разработка специальных разделов общей экономической теории, отраслевых (промышленность, транспорт, торговля, связь и пр.) и функциональных (логистика, финансы, менеджмент, маркетинг и пр.) экономических дисциплин с мегаэкономическими аспектами. Создание адекватного учебно-методического обеспечения для e-learning.
Мегавектор эволюции GES и высшее экономическое образование
Слайд 19
Онтогенетическое развитие (Ontogenesis) предполагает продвижение экономического образования на наноуровень. Это обусловлено
персонификацией, индивидуализацией, оригинальностью, этнической спецификой процессов и продуктов труда, ростом значения действий отдельного работника на появление новых видов производств.
Нановектор (nE) раскрывает развитие GES за счет роста дифференциации и расширения многообразия производства разнородных товаров (продуктов) посредством полезного проникновения в глубину реального). Это неизбежно расширяет предметное поле и содержание всех экономических курсов с учетом развития наноиндустрии.
Необходимо введение специальных курсов по наноэкономике (наноиндустрии) и разработка специальных разделов общей экономической теории, отраслевых и функциональных (НОТ, менеджмента, маркетинга, рекламы и пр.) экономических дисциплин с наноэкономическими аспектами. Создание адекватного учебно-методического обеспечения для e-learning.
Нановектор эволюции GES и высшее экономическое образование
Слайд 20Филогенетическое и онтогенетическое развитие сливаются в едином процессе (Mesogenesis), расширяя сферу
отношений, складывающуюся в пространстве отдельных регионов, макрорегионов и мегарегионов GES, что также вносит значительные коррективы в развитие экономического образования, ориентируя его на быстро изменяющийся структурно и функционально мезоуровень GES.
Мезoвектор (mE) раскрывает развитие GES за счет роста Это связано с изменением внешних функций регионов относительно их «родных» национальных макроэкономических систем, а также ролью порталов для глобальных потоков товаров и капиталов и связано с формированием интеграционных союзов стран и образованием центров концентрации капиталов в мегаполисах и мегарегионах.
NB!: Необходимо введение специальных курсов по мезоэкономике и разработка специальных разделов общей экономической теории, отраслевых и функциональных экономических дисциплин с мезоэкономическими аспектами. Создание адекватного учебно-методического обеспечения для e-learning, учитывающих исторический путь, специфику состояния и перспективы каждого региона в общем магистральном тренде эволюции GES.
Мезосфера эволюции GES и высшее экономическое образование
Слайд 21Origins of megaeconomics in theories and academic courses (L1)
Mesoeconomics
Theory of foreign
trade
Macroeconomics
Microeconomics
Theory of inter. labour division
Theory of comp. advantages
Evolutionary
economics
Theory of international law
Megaeconomics
Слайд 22
Megaeconomics impact on (L1) educational disciplines
Accounting,
statistics
Global
management
Economics
Global
institutions
Organization,
integration
Finances,
transfer
Global marketing
Logistics,
transport
Megaeconomics
Слайд 23Origins of nanoeconomics in theories and academic courses (L9)
Ergonomics
Theory of action
Ecogenetics
Egonomics
Theory of law
Theory of contract
Microeconomics
Theory of wealth
nanoeconomics
Слайд 24
Nanoeconomics impact on (L9) educational disciplines
Accounting,
costing
Management,
planning
Economics
Rights,
contracts
Organization,
controlling
Finances,
transfer
Marketing,
advertising
Logistics,
transport
Nanoeconomics
Слайд 25Origins of mesoeconomics in theories and academic courses (L2, L4, L6,
L8)
Macroeconomics
Theory of localization
Regional economy
Microeconomics
Ethnoeconomics
Theory of integration
Evolutionary
economics
Intraeconomics
Mesoeconomics
Слайд 26
Mesoeconomics impact on other disciplines (L2, L4,L6,L8)
Accounting,
statistics
Management,
planning
Economics
Rights,
contracts
Organization,
integration
Finances,
transfer
Marketing,
advertising
Logistics,
transport
Nanoeconomics
Слайд 27Расширение спектра и дифференциация уровней, программ и форм подготовки, повышения квалификации
и переподготовки кадров экономистов с университетским высшим образованием
Дальнейшая спецификация объектов и расширение предмета изучения.
Введение стандартов нового поколения на 2010-2020 гг. в России.
Демократизация стандарта: расширение спектра региональных и индивидуальных «курсов по выбору» для вуза и студента.
Обязательность инновационного компонента в организации и технологии преподавания, курсовом и дипломном проектировании.
Обеспечение роста привлечения студентов к НИР на возмездной основе.
Расширение практики предпринимательского проектирования для студентов в реальной экономике.
Влияние эволюции GES на организацию экономического образования в вузах
Слайд 28Дифференциация GES
Характеристика кризиса
Интеграция
GES
Усиление асинхронности страновых
процессов
Источник и масштаб.
Сферы и уровни.
«Связанные группы».
Эскалация и
проводники.
Меры преодоления.
Мощность и длительность.
Характер.
Уроки.
Усиление синхронности мировых процессов
Пример: Особенности изучения современных кризисов в GES
Слайд 29Генерирующая роль фиктивного капитала в кризисе.
Доминирование сферы трансакций. Дезориентация реальной
сферы. Нужно развивать трансформации.
Заблуждения относительно постиндустриальной стадии развития в России. Неоиндустриализация.
Кризис и структура занятости. Необходимость реструктуризации: сферы, отрасли, секторы, фирмы.
Национализация и крах «смешанной экономики».
Кризис неолиберализма. ГМК как форма разрешения противоречий в России и других странах.
Страны-амортизаторы,их устойчивость проспектива.
Кризис глобального гегемонизма и Новый порядок.
Тактика и стратегия, периодичность кризисов.
Уроки глобального экономического кризиса (GEC) (на сентябрь 2009 г.)
Слайд 30Перед нами открывается
увлекательный мир
исследования форм и процессов эволюции
GES…
О.В. Иншаков.