Теория потребительского поведения и спроса презентация

Содержание

Лекция 1. Потребительский выбор и спрос Бюджетное ограничение Потребительский выбор. Суверенитет потребителя Предпочтения потребителей и полезность

Слайд 1Тема 1. Теория потребительского поведения и спроса
Потребительский выбор. Суверенитет потребителя

Бюджетное ограничение
Предпочтения потребителей и полезность
Максимизация полезности и потребительский выбор
Индивидуальный и рыночный спрос
Чистый эффект изменения дохода
Эффекты дохода и замещения при изменении цены
Выявленные предпочтения и эффект замещения

Слайд 2Лекция 1. Потребительский выбор и спрос
Бюджетное ограничение
Потребительский выбор.
Суверенитет потребителя
Предпочтения потребителей

и полезность


Слайд 3Потребительский выбор. Суверенитет потребителя
Цель -- рассмотреть неоклассический подход к обоснованию потребительского

выбора и формированию на его основе индивидуального спроса на товары и услуги.

Цель – анализ принятия решений потребителем в условиях, ограниченных:
доступным для расходов денежным доходом и
ценами предлагаемых товаров и услуг.

Слайд 4Потребительский выбор
занимает особо важное место в экономической теории, поскольку,

1) на

его основе можно сделать выводы о рыночном спросе на товары и услуги.

Закон спроса был выведен на основе изучения очевидного поведения потребителя, когда количество покупок увеличивается вслед за снижением цены.
Или, что более точно, при более низких ценах покупатель склонен покупать больше, чем при более высоких.


Слайд 5Потребительский выбор
в условиях рыночной экономики потребительский выбор определяет получаемые производителями доходы

и, соответственно,
их решения относительно объема производства и способа организации и использования ресурсов для их производства.

ПОЭТОМУ, в экономике, основанной на частной собственности, домашние хозяйства (индивидуалы), владея факторами производства (землей, трудом, капиталом и предпринимательскими способностями), влияют на их предложение (факторов производства) и цены.


Слайд 6Спрос
Спрос – это желание и готовность экономических агентов приобрести благо при

заданных условиях: цена товара, цены на другие товары, доход потребителя, его вкусы и предпочтения, наличие и величина налогов и дотаций и т.д.

Цена спроса
Объем спроса

Закон спроса
Парадоксы закона спроса
Парадокс Гиффена



Слайд 7Функция спроса
Функция спроса – зависимость объема спроса от определяющих его

факторов (цена и неценовые факторы).

Неценовые факторы
Цены на товары-заменители (взаимозаменяемые товары)
и дополняющие данный товар в потреблении
Вкусы и предпочтения (на прим., ожидания)











Слайд 8Функция спроса от цены
Способ представления
Табличный способ
Аналитический способ
Графический способ

Закон спроса ? кривая

спроса (при прочих, т.е. неценовых факторах неизменных)




Изменение спроса и изменение объема спроса

Слайд 9Предложение
Предложение на рынке является результатом производства и отражает желание производителей продать

свой товар при заданных условиях
Объем предложения
Цена предложения


Слайд 10Функция предложения
Функция предложения – зависимость объема предложения от определяющих его факторов:
Технология
Цена

факторов производства
Число продавцов
Прогнозы
Погода





Изменение предложения и изменение объема предложения


Слайд 11Взаимодействие спроса и предложения
Равновесный объем и равновесная цена
Избыток спроса
Избыток предложения


Слайд 12Теория потребительского поведения
Решаемые вопросы

Как формируется индивидуальный и рыночный спрос?

Как будет меняться

спрос под воздействием различных факторов?


Слайд 13Теория потребительского поведения
Что необходимо определить
Какую комбинацию (набор) благ выберет потребитель при

заданных ценах и доходе?

Как изменится выбор потребителя при изменении цены одного из товаров или изменении дохода?


Слайд 14Введение
Суверенитет потребителя – способность потребителя воздействовать на производителя

Свобода потребительского выбора

Homo

economicus



Слайд 15Бюджетное ограничение поведения потребителя
Множество потребительского выбора
(consumption choice set) есть совокупность

всех наборов потребительских благ, доступных потребителю

Что ограничивает выбор потребления наборов благ?
Имеющийся бюджет расходов, время и иные ограничения ресурсов потребления


Слайд 16Бюджетное ограничение
Потребительский набор (consumption bundle), содержащий благо 1 в объеме x1

единиц, x2 единиц блага 2, и далее, включая xn единиц блага n, представлен как вектор:
x = (x1, x2, … , xn).

Обозначим цены рассматриваемых благ через
p1, p2, … , pn.

Слайд 17Бюджетное ограничение
При каком условии потребительский набор
x = (x1, … ,

xn)
доступен потребителю при заданных ценах
p1, … , pn?

При условии, что
p1x1 + … + pn xn ≤ I,
где I представляет собой величину имеющегося у потребителя дохода, который он может расходовать на приобретение благ.

Слайд 18Бюджетное ограничение
Наборы, общая стоимость которых равна доходу потребителя, образуют его бюджетное

ограничение (budget constraint)

p1x1 + p2x2 +… + pn xn = I,

Выражение соответствует полному расходованию бюджета потребителя в период времени и

графически изображается ПОВЕРХНОСТЬЮ, которая называется бюджетной ПОВЕРХНОСТЬЮ или ПЛОСКОСТЬЮ одинаковой стоимости.



Слайд 19Бюджетное ограничение ДЛЯ ДВУХТОВАРНОЙ МОДЕЛИ: x И y

Выражение
Рхx + Pyy =

I

соответствует полному расходованию бюджета потребителя в период времени и

графически изображается линией, которая называется бюджетной линией или линией одинаковой стоимости.

Слайд 20Бюджетное ограничение : графическое представление
Наклон бюджетной линии: Px/PY
Линия бюджетного ограничения
Y
X
I/PY
I/PX


Слайд 21Бюджетное ограничение и бюджетное множество
Бюджетное множество (budget set) потребителя есть совокупность

всех наборов благ, которые доступны ему по совокупной стоимости их приобретения, B(p1, … , pn, I) = {(x1, … , xn)| x1 ≥ 0, … , xn ≥ 0; p1x1 + … + pnxn ≤ I}

Бюджетное ограничение есть верхняя граница бюджетного множества


Слайд 22Бюджетное ограничение и бюджетное множество: графическое представление

Наклон бюджетной линии: Px/PY
Бюджетное множество

Pxx + PYY ≤ I

Линия бюджетного ограничения

Y

X

I/PY

I/PX


Слайд 23Бюджетное ограничение:
По оси абцисс (горизонтальной) расположены значения x1, наклон линии

ограничения равен (- p1/p2).
Что это означает с экономической точки зрения?

Возрастание значения x1 на 1 уменьшит значение x2 на p1/p2:





Слайд 24B
A
Бюджетное ограничение
x2
x1
-p1/p2
+1
Альтернативная стоимость дополнительной единицы блага 1 равна отказу от потребления

p1/p2 единиц блага 2.

xB2

xB1

xA1

xA2


Слайд 25B
A
Бюджетное ограничение
x2
x1
Альтернативная стоимость дополнительной единицы блага 2 равна отказу от потребления

p2/p1 единиц блага 1

-p2/p1

+1

Альтернативная стоимость дополнительной единицы блага 1 равна отказу от потребления p1/p2 единиц блага 2.

xB2

xB1

xA1

xA2


Слайд 26Больший доход расширяет множество доступных потребителю наборов благ


Исходное
бюджетное
множество
Новые доступные потребительские
наборы
x2
x1
Исходная

линия бюджетного ограничения

Исходная и новая линии бюджетного ограничения параллельны, т.е. имеют одинаковый наклон


Слайд 27Как изменяются бюджетное множество и ограничение при уменьшении цены p1 с

p1’ до p1”?


Исходное
бюджетное
множество

x2

x1

I/p2

I/p1’


I/p1”

Новые доступные по доходу наборы

Происходит поворот линии бюджетного ограничения.
Ее наклон становится более пологим:
с -p1’/p2 до -p1”/p2

-p1’/p2

-p1”/p2




Слайд 28Предпочтения потребителей
Потребление товаров и услуг (благ) приносит индивиду удовлетворение, повышающее его

уровень благосостояния

Цель потребления – получение выгоды, выражающейся в максимизации получаемого удовлетворения.

Потребитель выражает предпочтение, когда покупает одни товары, отказываясь от других виду ограниченного дохода

Предпочтения исследуются на примере предпочтений наборов товаров (ассортиментных наборов).

Слайд 29Две концепции моделирования поведения потребителя
Для определения получаемого удовлетворения используются два подхода:



Кардиналистский подход
Количественный

Ординалистский подход
Порядковый


Слайд 30Поведение потребителя
Поведенческий постулат:
Лицо, принимающее решение (ЛПР), всегда выбирает наиболее предпочтительную

для себя альтернативу из числа доступных ему

Модель выбора должна содержать:
описание системы предпочтений ЛПР
множество альтернатив, доступных ЛПР


Слайд 31Поведение потребителя
Теория основана на реальных принципах, которыми руководствуется потребитель при осуществлении

своего выбора.

Эти принципы необходимы потребителю для достижения наибольшей эффективности при получении максимального удовлетворения от потребления товара или услуги

и объединены под одним общим принципом поведения потребителя – рациональности.

Несмотря на то, что не все люди в потреблении рациональны, и более того, эффективны, теория обсуждает только наиболее общие тенденции в поведении потребителя.

Слайд 32Аксиомы поведения потребителя
В теории потребительского спроса - предположение, что потребители подчиняются

аксиомам, которые в совокупности образуют поддающуюся проверке теорию поведения потребителей. (Словарь современной экономической теории Макмиллана.-М., 1997)

Слайд 33Аксиомы потребительского поведения
Аксиома полноты: потребитель имеет возможность желать любые доступные комбинации

товаров в соответствии со своими предпочтениями.

Потребитель сравнивает и упорядочивает все доступные ему наборы товаров и услуг. Таким образом, полученное множество предпочтений – полно и упорядочено.

Потребитель может не только сравнить, но и ранжировать все наборы, используя понятия предпочтения и безразличия (индифферентности – англ.).

Слайд 34Аксиомы потребительского поведения
Одновременно это требование упорядоченности говорит о том, что множество

наборов в принципе сопоставимо,

и в нем не содержатся наборы, которые не могут быть сравнимы со всеми остальными.

Например, в этой теории невозможно учесть так называемые антиблага.

Однако эти предпочтения еще ничего не говорят о выборе потребителя!

Слайд 35Аксиомы потребительского поведения
Аксиома транзитивности: Предпочтения транзитивны, то есть согласованы, а сам

потребитель рационален.

Согласованная и совершенно упорядоченная схема внутренней согласованности отношений потребителя к различным благам и их комбинациям не меняется в рассматриваемом промежутке времени.

Этот принцип аналогичен выражению "вкусы и предпочтения неизменны", а предпочтения носят характер рефлексивности.

В противном случае либо его поведение противоречиво, либо его вкусы и предпочтения изменились.

Слайд 36Отношения предпочтения
Все предлагаемые рынком наборы потребительских благ упорядочиваются потребителем по их

предпочтительности

строгое предпочтение: x более предпочтителен в сравнении с y:

слабое предпочтение: x не хуже, чем y:

безразличие: x столь же предпочтителен, как и y:

x ~ y




Слайд 37Пример транзитивности:
Если потребитель предпочитает сок "Нико" (A)
соку "Моя семья" (B),


а последний предпочтительнее, чем "Добрый" (C),
то марка "Нико" предпочтительнее, чем "Добрый", или ...


и


Слайд 38Аксиомы потребительского поведения
Аксиома доминирования (ненасыщаемость) : потребитель всегда предпочитает большее количество

товара меньшему, поскольку так он достигает большего удовлетворения.

Это предположение о не насыщаемости аналогично предположению, что все товары желаемы (без учета стоимости).

Если набор A содержит не меньшее количество каждого товара, чем набор B, но какого-то товара больше, то набор A - предпочтительнее.

т.е. мы исключаем из рассмотрения нежелательные товары (так называемые “антиблага”), а потребности не имеют насыщения.

Но!
Это предположение не носит обязательного характера, особенно в силу того, что большинство товаров не потребляется без насыщения.
Примем это утверждение временно как дополнительное.

Слайд 39Аксиомы потребительского поведения
Аксиома доминирования, которая утверждает, что потребитель всегда предпочтет большее

количество блага меньшему. Это утверждение известно также под названием аксиомы "жадности", аксиомы "ненасытности" или аксиомы монотонности.

Слайд 40Рациональность отношений предпочтения
Полнота (Completeness)
Рефлексивность (Reflexivity)
Транзитивность (Transitivity)

Монотонность
Локальная ненасыщенность
Выпуклость

Соответственно аксиомы:
полной упорядоченности

предпочтений потребителя, сопоставимости и транзитивности.


Слайд 41Кривые безразличия
Зафиксируем некоторый набор благ x’ в двухмерной системе координат

Множество всех

наборов, одинаково предпочтительных с x’ называется кривой безразличия, содержащей набор x’;
Данное множество обозначим через U(x’)
U(x’) = U(x’’) = U(x’’’) или
U(x’) ≡ U(x’’) ≡ U(x’’’)

Слайд 42Кривые безразличия: графическое представление отношений предпочтения
x2
x1
x”
x”’
x’ ~ x” ~ x”’




x’
U(x’) =

U(x’’) = U(x’’’).

Слайд 43Кривые безразличия
x2
x1
z x y




p
p
x
y
z


Слайд 44Кривые безразличия
x2
x1
x
Все наборы, принадлежащие U1, строго предпочтительнее
всех наборов из множества U2
y
z

Все наборы из множества U2 строго предпочтительнее наборов из U3

U1

U2

U3








Слайд 45Кривые безразличия не пересекаются
x2
x1
x
y
z
U1
U2
Из определения U1, x ~ y.
Из определения

U2 , x ~ z,
откуда в силу транзитивности y ~ z







Слайд 46Наклон кривых безразличия
Товар, наличие которого в наборе в большем количестве всегда

предпочтительнее меньшего, называется благом (good).
Т.о., благо - это товар с положительным эффектом потребления

Товар, наличие которого в наборе в меньшем количестве всегда предпочтительнее большего, называется антиблагом (bad).
Т.о., анти-благо - это товар с отрицательным эффектом потребления

Если в наборе присутствуют только блага, то кривая безразличия имеет отрицательный наклон по отношению к соответствующим осям


Слайд 47Наклон кривых безразличия
Лучше
Хуже
Благо 2
Благо 1
Два блага кривая безразличия имеет отрицательный наклон



Слайд 48Наклон кривых безразличия
Лучше
Хуже
Благо 2
Антиблаго 1
Одно благо и одно анти-благо


Кривая безразличия имеет положительный наклон




Слайд 49Примеры кривых безразличия: совершенные заменители

Если потребитель в любых условиях считает единицы

благ 1 и 2 эквивалентными,

то такие блага являются совершенными заменителями (perfect substitutes)

Если набор благ состоит из совершенных заменителей, то его предпочтительность определяется общим количеством (total amount) этих благ

Слайд 50Примеры кривых безразличия: совершенные заменители
x2
x1
8
15

u2
u1
15
8


Слайд 51Примеры кривых безразличия: совершенно взаимодополняемые блага

Если потребитель во всех ситуациях использует

блага 1 и 2 в некоторой фиксированной пропорции (например, один к одному), то говорят, что такие блага являются совершенно дополняемыми (perfect complements)

Предпочтительность наборов, составленных из совершенно дополняемых благ, определяется числом сочетаний (комплектов) этих благ в заданной пропорции


Слайд 52Примеры кривых безразличия: совершенно взаимодополняемые блага
x2
x1
u1
45o
5
9
5
9



Каждый из наборов (5,5), (5,9) и

(9,5) содержит 5 комплек-тов благ 1 и 2. Поэтому данные наборы одинаково предпочтительны для потребителя

Слайд 53Примеры кривых безразличия: совершенно взаимодополняемые блага
x2
x1
u2
u1
45o
5
9
5
9





Слайд 54Предпочтение с насыщением
Набор благ, строго предпочитаемый всем другим, называется точкой насыщения

(satiation point)

Рассмотрим вид кривых безразличия для систем предпочтений с насыщением


Слайд 55Кривые безразличия с насыщением
x2
x1

Точка
насыщения


Слайд 56Кривые безразличия с насыщением


Слайд 57Предпочтение с насыщением


Слайд 58U4
U1
U2
U3
Квазилинейные предпочтения
Особое отношение потребителя к товарам в наборе:
по одному товару –

потребитель выражает линейное предпочтение,
а по другому – не линейное.

Карта кривых безразличия замещающе-дополняющих товаров сдвинута в сторону линейно предпочитаемого товара,
как в функции совершенных заменителей,
оставаясь в целом не линейной.

X

Y

Кривые безразличия нелинейного типа смещены влево,
поэтому полезность увеличивается линейно за счет товара Y и в соответствии с типом нелинейной функции за счет товара Y.

U = X1/2 + Y

U = u(X) + Y


Слайд 59Выводы: Кривые безразличия
Определение

геометрическое место точек, каждая из которых представляет такую

комбинацию двух товаров, что потребителю безразлично, какую из них выбрать

Свойства

Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные работы товаров

Кривые безразличия не пересекаются

Кривые безразличия для обычных благ имеют отрицательный наклон

Кривые безразличия выпуклы к началу координат


Слайд 60Кривые безразличия
Предельная норма замещения Y на X (MRSXY) – это количество

товара Y , от которого потребитель отказался бы, чтобы получить еще одну единицу товара X, не изменяя при этом достигнутого уровня полезности
! (то есть оставаясь на данной кривой безразличия).

Слайд 61Предельная норма замены (замещения) благ:
MRS – предельная норма замещения –

в точке xi характеризует исчисленный в ней наклон кривой безразличия, которой эта точка принадлежит

Геометрически MRS есть тангенс угла наклона касательной к кривой безразличия в точке x'

Y

X

x2



U0



β

α

δ



x1

x3

U(x1) = U(x2) = U(x3) = U0.


Слайд 62Предельная норма замены благ
Выпуклость кривых безразличия означает,
что количество Y, от

которого потребитель хочет отказаться ради еще одной единицы X, уменьшается по мере увеличения количества X, замещающего Y в наборе.

Выпуклость кривой безразличия подразумевает уменьшающиеся MRSXY при увеличении потребления X,

что означает уменьшение альтернативной стоимости товара при увеличении его потребления

и иллюстрируется отрицательной производной в каждой точке кривой безразличия.

Слайд 63Предельная норма замены благ
Y
X
MRS в точке x1 есть lim {ΔY/ΔX} при

ΔY 0 или
dY/dX в точке x1

ΔY

ΔX

x1




Слайд 64MRS = 0.5
MRS для случая замещающе-дополняющих товаров в наборе
MRSXY = 5

убывает по мере возрастания X
в связи с изменением альтенативной стоимости товара X

U(x,y) = xy

Y

X

MRS = 5






Слайд 65Предельная полезность
Например, если U(x1,x2) = x11/2 x22 , то



Слайд 66Кривые безразличия потребления товаров в жестко фиксированной пропорции (совершенно дополняющие) U=min(a1x,a2y)


x2

x1

u2

u1

45o

5

9

5

9





MRS = 0

a1 = U/x,
a2 = U/y.


Слайд 67Совершенные заменители
U= a1X+a2Y,
a1,a2 – предельные полезности каждого из товаров

U(X,Y)=

U(X) + U(Y).


Пример.
U = 2x + 3y
MRSxy = 2/3

Y

U3

MRSXY = a1/a2

U1

U2

X

MRSxy геометрически изображается тангенсом угла наклона кривых безразличия к оси X.





Слайд 68Выявленные предпочтения
В.: Можно ли, зная выбор (оптимальный выбор) потребителя, определить его

предпочтения?

О.: Да, если мы располагаем информацией о достаточном количестве выборов, сделанных, когда уровни цен и дохода менялись

Слайд 69Количественный (кардиналистский) подход к определению полезности


Слайд 70Функция полезности
Определение:
Функцией полезности называется любая скалярная (имеющая числовые значения) функция

U(X), заданная на множестве наборов благ X = (x1,…xn) и
удовлетворяющая следующему свойству: для любых двух наборов X и Y
U(X) > U(Y),
тогда и только тогда, когда X  Y
(X предпочтительнее Y)

Слайд 71Функция полезности: формальная запись
где
U или TU – общая полезность данного

товарного набора;
QA, QB, …QZ – объемы потребления товаров A, B,…Z в единицу времени

Слайд 72Функция полезности Кобба-Дугласа
Рис.1. Функция полезности Кобба-Дугласа от одной переменной – X

при разных значениях Y.
При увеличении потребления товара Y функция передвигается вверх – растет полезность при том же значении количества Y.

X1

Y2

ΔU1

ΔU2

ΔU3

U

X

1 2 3

Y3

Y1

X3

X2

ΔU

ΔU

ΔU

U

Y

1 2 3

Рис.2. Функция полезности Кобба-Дугласа от одной переменной – Y при разных значениях X.
При увеличении потребления товара X функция передвигается вверх – растет полезность при том же значении количества Y.



Слайд 73Функция полезности Кобба-Дугласа

Например, U = X1/2Y1/2 – функция симметрична относительно предпочтений

– гипербола y =U2/X имеет симметричный относительно осей вид и

MRSXY=1(y/ x).

Однако изменении вида функции на, например,

U= X1/3y3/4, предпочтения смещаются в сторону x,

так как MRS= (1/3)/(3/4)X/Y =
= (4/9) y/x.



X

Y


Слайд 74Карта кривых безразличия. В построении кривых используется прием проекции линий одинаковой

полезности от потребления обоих товаров для классических кривых

Слайд 751
2


Рис. 2. Функция полезности товара Y (в наборе) при постоянном соотношении

с товаром X. Совокупная полезность определяется товаром Y.

X

Y = 4

Y = 2

5

10

Рис.1. Функция полезности товара X (в наборе) при постоянном соотношении с товаром Y.
Совокупная полезность определяется товаром X.

U

Функция совокупной полезности имеет вид U = min(5/2X,Y).


Слайд 76Пример функции полезности U(X,Y)


Слайд 77Предельная полезность
Предельная полезность продукта i есть прирост полезности набора X,
получаемый

при изменении в нем количества продукта i на одну достаточно малую единицу при сохранении неизменными объемов других благ, т.е.






Геометрически MU равна тангенсу угла наклона касательной к линии U

Слайд 78Предельная полезность
Например, если U(x1,x2) = x11/2 x22 , то



Слайд 79Предельная полезность
Например, U(x1,x2) = x11/2 x22 , то



Слайд 80Первый закон Госсена
Но!: во многих случаях предельная полезность последующих единиц блага

сначала увеличивается, достигает максимума и лишь затем начинает снижаться

Слайд 81MU
Функция полезности для одного товара с насыщением
U(X)
U -> max
U
X
1

2 X=3


X

1 2 3

MU(X)=0



MU(X)


Слайд 82X1 X2 X3
Предпочтения с насыщением.


X
2

II:
MUy < 0
MUx

> 0

I:
MUx > 0
MUy > 0

IV:
MUx < 0

Y

Y0







D

A

B

C

III:
MUx < 0
MUy < 0








Y2


Y1


X0

Оба товара потребляются до (X0,Y0),
после чего становятся антиблагами, и предельные полезности становятся отрицательными.


Слайд 83Принцип убывающей предельной полезности: первый закон Госсена
Общая полезность (U) в процессе

непрерывного потребления увеличивающегося количества данного блага возрастает,
или накапливается в ощущениях потребителя,
а приращение полезности – предельная полезность (MU) - уменьшается.

Эта тенденция называется законом уменьшающейся предельной полезности.

Слайд 84Принцип убывающей предельной полезности: первый закон Госсена
Принцип уменьшения предельной полезности называют

первым законом Госсена (автора этой теории):

при непрерывном потреблении в пределе достигается насыщение и тогда каждая следующая единица приносит убывающую предельную полезность;

при повторном потреблении полезность первых единиц блага убывает, что означает, что потребитель умеет сначала потребить самые насущные потребности этим благом, где предельная полезность будет больше, чем у менее насущных.

Слайд 85Получение функции предельной полезности для X из функции общей полезности U(X)


MU1

MU2

MU3

MU4

1 2 3 4

TU

U

X

MU1

MU4

MU3

MU2

MU(X)



Слайд 86Предельная полезность
Предельная полезность отражает факт уменьшения темпа роста функции общей полезности,

то есть закон уменьшения предельной полезности.

Говорят, что, начиная с какого-то количества потребленного товара, общая полезность начинает расти в замедляющемся темпе.

Это объясняется тем, что предельная полезность с этого момента начинает уменьшаться.

Согласно классическому изложению этой теории, уменьшение предельной полезности начинается прямо со второй единицы товара, и сама предельная полезность не отрицательна, что говорит об отсутствии максимального значения у общей полезности или неограниченности желания потребителя приобретать товара (в пределах ограниченного дохода).

Слайд 87Получение кривой спроса на основании кривой предельной полезности
MU(X)
1

2

X

MU

P

X

P(X) ≡ D-1

10
8

1000
800

1 2


Слайд 88Вывод на основании рисунка
C увеличением числа потребленных единиц товара удовлетворение потребителя

уменьшается (согласно закону уменьшающейся предельной полезности),

и поэтому потребитель ценит каждую добавочную единицу товара меньше, чем ее предшественницу.

Это означает, что добавочная единица будет куплена, только если на нее будет установлена меньшая цена.

Слайд 89Если предположить, что предельная полезность денег постоянна и равна определенной величине,

скажем, λ,

то ее можно выразить как количество полезности на одну денежную единицу (например, 10 единиц полезности на одну тысячу рублей).

Если цена равна 1000 ден.ед., то первая единица товара даст полезности ровно на эту сумму, и потребитель будет согласен расстаться с этой суммой ради обладания одной штукой товара.

MU(X)

1 2

X

MU

P

X

P(X) ≡ D-1

10
8

1000
800

1 2

Величина предельной полезности денег тождественна понятию предельной полезности дохода


Слайд 90Второй закон Госсена
Формулировка условия оптимума потребителя



где
MUA, MUB, MUC… - предельные

полезности товаров A, B, C..
λ - предельная полезность денег


Слайд 91Второй закон Госсена


Если цена P1 уменьшится, то



Если потребитель желает максимизировать

общую полезность, он может увеличить удовлетворение, переключившись на потребление большего количества товара 1 в ущерб другим товарам.




Слайд 92Оптимум потребителя по ординалистской теории
Потребитель достигает оптимума (максимизирует полезность) в точке

касания бюджетной линии и кривой безразличия
Пример: выбор потребителем качеств автомобиля

Условие оптимума потребителя:
MRSXY = – Px / Py



Слайд 93Равновесие потребителя
x2
x1

X2*
X1*
Условие оптимума потребителя:
MRSXY = – Px / Py

E1
U1


Слайд 94Получение кривой спроса
Маршалианская кривая спроса выражает зависимость между ценой и величиной

спроса с учетом как эффекта замещения, так и эффекта дохода.

Она строится при:
фиксированном номинальном доходе потребителя
неизменных ценах на другие/родственные товары.
путем переноса оптимальных точек (координат точек равновесия) в сиcтемы координат (x, Px) и (y, Py) =>

Слайд 95y
x




x3*
x1*
x2*
px
x1
x3
x2
p1
p2
p3






x*
Изменение цены:
Фиксированные pyи I.
Маршалианская
кривая
спроса на товар X
Линия “цена-
потребление”
Условие оптимума

потребителя:
MRSXY = Px/ Py







X(Px)


Слайд 96Изменение оптимума потребителя при изменении различных факторов

Линия «Цена-потребление»

Линия «Доход-потребление»


Слайд 97Эффект дохода и эффект замены
Снижение цены на товар оказывает двоякое воздействие:

потребители

получают возможность воспользоваться ростом реальной покупательной способности (реального дохода)

станут потреблять большее количество подешевевшего товара и меньшее количество тех товаров, которые стали относительно дороже


Слайд 98Эффект замены
Изменение потребления товара, связанное с изменением его цены, при условии,

что уровень номинального дохода остается неизменным

Эффект дохода

Изменение потребления товара, вызванное ростом покупательной способности (реального дохода), при неизменных ценах на другие товары


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика