Слайд 1
РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ
Дисциплина «Основы ВЭД»
Тема 1.2.
Сущность, виды
и формы внешнеэкономической деятельности, основные этапы развития
МОДУЛЬ 1. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 21
Впервые термин «Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД)» был закреплен в Конституции СССР в
1977 г.
«Внешняя торговля и другие виды ВЭД»
Внешнеэкономическая деятельность – внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, услугами, информацией, работами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).
ФЗ от 18.07.1999 г. №183 «Об экспортном контроле»
Слайд 3ВЭД
Комплекс системообразующих факторов, положенных в основу единого технологического процесса производства и
реализации экспортной продукции, в соответствии с избранной предприятием внешнеэкономической стратегией, а также формами и методами работы на зарубежных рынках.
Внешнеэкономическая деятельность представляет собой производственно-хозяйственную деятельность, включающую экспорт и импорт товаров и совместное предпринимательство Постановления ЦК КПСС и СМ СССР
1. «О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями» № 991 от 19.08.1986
2. «О развитии хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом» № 412 от 16.05.1989 г.
Слайд 4Этапы развития управления ВЭД
1 этап – до 1918 г., дореволюционный;
2 этап
– 1918 – 1986 гг., советский;
3 этап – 1986 – 1991 гг., перестроечный;
4 этап – с 1991 г., современный.
Слайд 5Этапы развития управления ВЭД
(1-й этап) (до 1918 г.)
Россия была активным участником
мирохозяйственных связей (доля в МЭ -10%);
Золотое обращение и конвертируемость рубля;
Протекционистская политика в отношении российских товаров;
Привлечение иностранного капитала (преимущественно в отрасли тяжелой промышленности).
В апреле 1918 г. декрет «О национализации внешней торговли», который предписывал установление государственной монополии на внешнюю торговлю и другие виды внешнеэкономической деятельности.
Вывод: ВЭД в Российской империи развивалась на тех же принципах, что и в других европейских государствах.
Слайд 6Этапы развития управления ВЭД
(1-й этап) (до 1918 г.)
Россия была активным участником
мирохозяйственных связей (доля в МЭ -10%);
Золотое обращение и конвертируемость рубля;
Протекционистская политика в отношении российских товаров;
Привлечение иностранного капитала (преимущественно в отрасли тяжелой промышленности).
В апреле 1918 г. декрет «О национализации внешней торговли», который предписывал установление государственной монополии на внешнюю торговлю и другие виды внешнеэкономической деятельности.
Вывод: ВЭД в Российской империи развивалась на тех же принципах, что и в других европейских государствах.
Слайд 7Этапы развития управления ВЭД
(1-й этап) (до 1918 г.)
Декрет «О национализации внешней
торговли» (апрель 1918 г.)
«Вся внешняя торговля национализируется. Торговые сделки по покупке и продаже всякого рода продуктов (добывающей, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и проч.) с иностранными государствами и отдельными торговыми предприятиями за границей производятся от лица Российской республики специально на то уполномоченными органами»
Вывод: с тех пор государственная монополия на внешнюю торговлю сохранялась практически все годы существования СССР.
Слайд 8Этапы развития управления ВЭД
(2-й этап) (1918-1986 гг.)
Государственная монополия на внешнюю торговлю
1918
- 1920 гг. Народный комиссариат промышленности и торговли;
1920 - 1922 гг. Наркомат внешней торговли РСФСР;
1922 – 1925 гг. Наркомат внешней торговли СССР;
1925 – 1930 гг. Наркомат внешней и внутренней торговли;
1930 – 1953 гг. Наркомат внешней торговли (с 1946 г. Министерство внешней торговли);
1953-1958 гг. Министерство внешней и внутренней торговли;
1958 – 1988 гг. Министерство внешней торговли;
1986 – 1988 гг. Госкомитет по ВЭС.
Слайд 9Этапы развития управления ВЭД
(3-й этап) (1986-1991 гг.)
Создание Государственный комитет по ВЭС
при Совмине СССР (1986 г.), который занимался вопросами координации деятельности ВЭК страны;
Право министерствам, ведомствам и крупным объединениям ( более 20), выпускающим высококачественную продукцию, самостоятельно выходить на внешний рынок;
Создание СП с участием иностранных фирм на территории СССР (Постановление СМ СССР № 48 от 1987 г.)
В 1988 г. на базе упраздненных МВТ и ГК по ВЭС создается Министерство внешних экономических связей СССР (просуществовало до декабря 1991 г.)
Создание предприятий (с участием зарубежного капитала или без него) на территории зарубежных государств (Постановление СМ СССР № 412 от 1989 г.)
С 01.04.89 г. практически всем государственным и кооперативным предприятием предоставлено право самостоятельного выхода на внешний рынок (Постановление СМ СССР № 1405 от 1988 г.) Начался хаос, массовый вывоз металлолома, древесины, цветных и редких металлов. В результате неоправданная конкуренция, демпинг.
Введение обязательного лицензирования в 1990 г. (особенно при экспорте) товаров (Постановление СМ СССР № 1104 от 1989 г.)
Слайд 10Этапы развития управления ВЭД
(4-й этап) (с 1991 г.)
Указ Президента РСФСР «О
либерализации ВЭД на территории РСФСР» от 15.11.1991 г. № 213. Предприятия получили право осуществлять ВЭД с момента их создания, сокращение перечня лицензируемых товаров, сокращения квотирования товаров и услуг, изменение порядка налогообложения и др.
Закон РФ от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (с изменениями от 22 августа 2004 г., 22 июля 2005 г., 2 февраля 2006 г., 3 ноября, 8 декабря 2010 г., 11 июля, 6 декабря 2011 г., 28 июля 2012 г., 30 ноября 2013 г.)
Слайд 11Этапы развития управления ВЭД
(4-й этап) (с 1991 г.)
Закон РФ от 19
июля 1998 г. N 114-ФЗ
"О военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами" ;
Закон РФ от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ
"Об экспортном контроле"
Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области, связанной с вывозом из Российской Федерации и ввозом в Российскую Федерацию, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, с разработкой и производством продукции военного назначения, а также особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.
Слайд 12Этапы развития управления ВЭД
(4-й этап) (с 1991 г.)
Федеральный орган исполнительной власти,
на который возлагается координация внешней торговли:
Министерство ВЭС и торговли (до 1998 г.);
Министерство торговли (1998-2000 гг.);
Министерство экономического развития и торговли (2000-2008 гг.);
Министерство промышленности и торговли (с 2008 г.)
Слайд 13Задачи Минпромторга
Министерство промышленности и торговли:
Поддержка экспорта промышленной продукции, доступ на рынки
товаров и услуг; выставочная и ярмарочная деятельность;
Проведение расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров;
Применение мер нетарифного регулирования;
Выдача лицензий и др. разрешительных документов на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров; ведение федерального банка выданных лицензий;
Выдача разрешений на реэкспорт товаров
с территории РФ другим государствами – членами ЕврАзЭс;
- Техническое регулирование.
Слайд 14Другие органы федеральной исполнительной власти, осуществляющие реализацию государственной политики в области
ВЭД
Министерство экономического развития
(мониторинг и прогнозирование конъюнктуры мировых рынков; консультации с ЕС; ведение переговоров по торгово-экономическому сотрудничеству; привлечение в экономику РФ прямых иностранных инвестиций; обеспечение благоприятных условий для субъектов предпринимательской деятельности за рубежом; руководство деятельностью торговыми представительствами за рубежом)
Федеральная таможенная служба
Министерство финансов (Федеральная служба финансово-бюджетного надзора).
Кроме того:
МИД, Минобрнауки (Роспатент), Минтранс, Минобороны (ФСВТС, ФСТЭК), Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба по финансовому мониторингу, ЦБ.
Слайд 15Различают следующие виды ВЭД:
- внешнеторговая деятельность;
- международное инвестиционное сотрудничество;
- производственная кооперация;
-
валютные и финансово-кредитные операции.
Слайд 16 Понятие ВТД было первоначально сформулировано в Федеральном законе от
13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», а затем скорректировано в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»
Слайд 17ВТД
Внешнеторговая деятельность — деятельность по осуществлению сделок в области
внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.
Слайд 18
Принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
1) защита государством прав и законных интересов
участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;
2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;
4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);
5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;
6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
Слайд 19
Принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
7) гласность в разработке, принятии и применении
мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
8) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;
10) обеспечение обороны страны и безопасности государства;
11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой на осуществление внешнеторговой деятельности;
12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
13) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.
Слайд 20 Конституция РФ (ст. 71) «В введении РФ (применительно
к сфере ВЭД) находятся: внешняя политика и международные отношения, международные договоры, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения».
В введении РФ находятся также: установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы.
Более подробно разграничение полномочий в ФЗ № 164 – 2003 г.
Организация регулирования ВЭД в РФ
Слайд 21Законодательные акты
- Таможенный кодекс ТС;
Кодекс торгового мореплавания РФ;
ФЗ «О специальных защитных,
антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»;
ФЗ «Об экспортном контроле»;
ФЗ «О техническом регулировании»;
ФЗ «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами»;
ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и т.д.
Слайд 22
Перспективы развития внешнеторговой деятельности в РФ
Государственная программа РФ «Развитие внешнеэкономической
деятельности Российской Федерации»: основные положения
Слайд 23Институциональное обеспечение развития внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации
Государственная программа «Развитие внешнеэкономической
деятельности»
1. Реализация приоритетных направлений ВЭД в процессе международного экономического сотрудничества
3. Создание национальной системы поддержки развития ВЭД
4. Совершенствова-ние системы государственного регулирования ВЭД
5. Совершенствова-ние таможенной деятельности
6. Обеспечение развития системы пунктов пропуска через границу РФ для осуществления ВЭД
2. Формирование Евразийского экономического союза
Международная экономическая интеграция
Цель:
Международное экономическое сотрудничество (МЭС)
Задачи:
радикальное улучшение условий и параметров МЭС для России;
повышение роли РФ в мировой экономике и торговой политике;
укрепление позиций страны на динамичных и перспективных рынках;
реализация модернизационной и проинтеграционной повестки развития отношений со странами СНГ, ЕС, АТЭС, БРИКС и другие.
Цель:
фор-ние правовых и институциональных основ для создания Евразийского экономического союза (ЕЭС)
Задачи:
создание системы соглашений ЕЭС;
создание институциональных механизмов, обеспечивающих функционирование ЕЭС;
создание условий для передачи на наднациональный уровень закрепленных в соглашениях, формирующих правовую базу Единого экономического пространства и другие.
Цель:
совершен-ние таможенной деятельности в интересах содействия ВТД
Задачи:
снижение админ. барьеров и сокращение издержек участников ВЭД;
повышение качества таможенного контроля и системы управления рисками;
совершенствование форм и методов иных видов контроля, осущ. которых отнесено к компетенции таможенных органов;
обеспечение своевременной уплаты таможенных платежей и другие.
Подпрограммы
Одной из приоритетных задач для Российской Федерации является «… максимально полное раскрытие потенциала экономической интеграции в рамках Евразийского экономического союза в интересах ускорения социально-экономического развития России и других стран-участниц»
Слайд 24
Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 28 декабря 2012 г. N 2575-р
«Стратегия развития таможенной службы
Российской Федерации до 2020 года»
Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 29 июня 2012 г. N 1125-р
Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование таможенного администрирования«
от 26 сентября 2013 г. N 1721-р О внесении изменений в дорожную карту "Совершенствование таможенного администрирования»
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. №809 «О Федеральной таможенной службе»
Распоряжение Правительства РФ от 18.03.2013 N 378-р Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности» (утратило силу)
Распоряжение правительства РФ от 15.04.2014 №330 Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности»
Слайд 25Основные характеристики государственной программы «Развитие ВЭД»
Цель программы : усиление позиций России
в глобальной экономике, улучшение качественных параметров ВЭД, повышение вклада внешнеэкономической сферы в решение задач модернизации национального хозяйства
1) мобилизация возможностей и преимуществ международного экономического сотрудничества для продвижения интересов России на мировом рынке, обеспечения устойчивого, инновационно-ориентированного развития национальной экономики
2) максимально полное раскрытие потенциала экономической интеграции в рамках Евразийского экономического союза в интересах ускорения социально-экономического развития России и других стран-участниц
3) формирование системы институтов и механизмов развития ВЭД, обеспечивающих конкурентоспособные условия деятельности российских компаний на мировом рынке
4) совершенствование системы государственного регулирования ВЭД в России и в рамках Таможенного союза для эффективной защиты экономических интересов России и других стран-участниц Таможенного союза в процессе дальнейшей интеграции в систему мирового хозяйства
5) совершенствование нормативного регулирования в сфере таможенных правоотношений, а также совершенствование правоприменительной практики, в том числе в целях снижения рисков функционирования единой таможенной территории ТС
6) повышение эффективности функционирования системы пунктов пропуска через государственную границу России с учетом задач развития ВЭД
Слайд 26Основные характеристики государственной программы «Развитие ВЭД»: показатели по Распоряжению Правительства 378
темпы роста экспорта товаров в целом
темпы роста экспорта товаров без энергетических товаров
доля машин, оборудования и транспортных средств в экспорте товаров
коэффициент товарной диверсификации экспорта
темпы роста числа организаций – экспортеров (без индивидуальных предпринимателей)
темпы роста взаимной торговли стран-участниц Таможенного союза неэнергетическими товарами
место России в ведущих международных рейтингах в части оценки качества и эффективности регулятивной среды и правоприменительной практики в сфере ВЭД
Слайд 27Основные характеристики государственной программы «Развитие ВЭД»: показатели по Распоряжению Правительства 330
темпы
роста экспорта товаров несырьевых товаров
доля машин, оборудования и транспортных средств в экспорте товаров
темпы роста числа организаций – экспортеров
позиция РФ в рейтинге Всемирного банка Doing Business по показателю «Международная торговля»
Динамика пропускной способности пунктов пропуска через государственную границу РФ
Слайд 28Ожидаемые результаты реализации Программы
Слайд 29Ожидаемые результаты реализации Программы (новые)
Совершенствование экспортной специализации РФ, а также диверсификация
экспорта за счет последовательного увеличения экспорта несырьевых товаров
Существенное повышение места РФ (вхождение в первые 20 стран) в рейтинге Всемирного банка Doing Business по показателю «Международная торговля»
Создание современной высокотехнологичной, транспарентной и эффективной системы таможенного администрирования, обеспечивающей благоприятные условия для развития ВЭД, защиту интересов РФ и других стран-членов ТС и ЕЭП в процессе международного экономического сотрудничества
Слайд 31Система органов государственной власти
Законодательная: Федеральное собрание (Парламент
РФ), состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума. Принимает законы.
Исполнительная власть состоит из двух уровней: правительство РФ и федеральных органов (министерства, службы, агентства, комитеты).
Судебной власть, применительно к сфере ВЭД.
Слайд 32Судебная власть
Назначение судебной системы применительно к
сфере ВЭД – защита прав и охраняемых законом интересов предприятий и предпринимателей, не только отечественных, но и зарубежных.
Слайд 33Исполнительная власть –наиболее разветвленная система в управлении ВЭД (Возглавляет Президент и
Правительство)
Президент обладает следующими полномочиями в области государственного регулирования ВЭД:
Определяет основные направления торговой политики РФ;
Определяет порядок ввоза и вывоза драгоценных металлов и драгоценных камней;
Устанавливает запреты и ограничения внешней торговли товарами и интеллектуальной собственностью.
Слайд 34Исполнительная власть
Правительство обладает следующими полномочиями в области государственного регулирования
ВЭД:
Обеспечивает проведение единой государственной внешнеторговой политики и осуществляет меры по ее реализации;
Принимает специальные защитные антидемпинговые и компенсационные меры при осуществлении внешней торговли товарами;
Устанавливает ставки таможенного тарифа.
Вводит количественные ограничения экспорта и импорта товаров в соответствии с международными договорами.
Слайд 35Исполнительная власть (продолжение)
Правительство обладает следующими полномочиями в области государственного
регулирования ВЭД:
Устанавливает разрешительный порядок экспорта и импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь и здоровье граждан, имущество физических и юридических лиц; окружающую среду.
Определяет порядок лицензирования в сфере внешней торговли и порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий;
Определяет перечень отдельных товаров, за экспортом и импортом которых устанавливается наблюдение.
Слайд 36Исполнительная власть (окончание)
Правительство обладает следующими полномочиями в области государственного
регулирования ВЭД:
8. Принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров;
9. Принимает решения о введении в качестве ответных мер в отношении иностранных государств ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью;
Осуществляет иные полномочия в области внешнеторгового управления внешнеторговой деятельностью.
Слайд 37Различают следующие виды ВЭД:
- внешнеторговая деятельность;
виды: экспорт, импорт, бартерные сделки, компенсационные
сделки
- международное инвестиционное сотрудничество;
Прямые, портфельные инвестиции, кредитные отношения, мфл, совместное производство
- международное производственно-техническое сотрудничество;
Кооперация, совместное сооружение промышленных объектов, подрядное сотрудничество
- международное научно-техническое сотрудничество;
Купля-продажа патентов и лицензий, совместные научные исследования, техническая помощь, обучение, франчайзинг, консультационные и инжиниринговые услуги
- валютные и финансово-кредитные отношения.
Предоставление кредитов, займов, международные расчеты, купля-продажа валюты, ценных бумаг и т.д.
Слайд 38ВТД и ВЭД предприятия
Внешнеторговая деятельность — это область предпринимательства в системе
международного обмена товарами, услугами, работами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности, связанная с подготовкой и осуществлением внешнеторговых операций и сделок
ВЭД предприятия представляет собой совокупность:
производственно-хозяйственных,
организационно-экономических и
оперативно-коммерческих функций экспортоориентированных предприятий с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.
Слайд 39Внешняя торговля товарами
Внешняя торговля товарами — импорт и (или)
экспорт товаров. Товаром как предметом ВТД считается движимое имущество, отнесенные к недвижимому имуществу суда — воздушные, морские, внутреннего и смешанного (река — море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. При этом в качестве товара не рассматриваются транспортные средства, используемые по договорам международных перевозок.
Слайд 40Внешняя торговля товарами
- минеральное сырье и топливо (к этой товарной группе
можно отнести также электроэнергию и другие виды энергии);
- сельскохозяйственные, продовольственные и лесные товары
(включая рыбные и морские продукты);
- непродовольственные потребительские товары (ткани, одежда, обувь, мебель, посуда и другие предметы домашнего обихода, лекарственные средства, парфюмерно-косметические изделия и т.д.);
- машины и оборудование (разрозненное и комплектное, причем в этой группе нередко обособляются транспортные средства, электронное оборудование, бытовая техника и некоторые другие виды машинно-технических изделий);
- другие готовые изделия и полуфабрикаты.
Слайд 41Внешняя торговля услугами
Внешняя торговля услугами — оказание услуг (в том числе
выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг и доставку услуг (работ). Оказание услуг осуществляется следующими способами:
- с территории РФ на территорию иностранного государства;
- с территории иностранного государства на территорию РФ;
- на территории РФ иностранному заказчику услуг;
- на территории иностранного государства российскому заказчику услуг;
- российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства;
- иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории РФ, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории РФ;
- российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства;
- иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории РФ.
Слайд 42Внешняя торговля информацией
Внешняя торговля информацией может осуществляться двояким образом: информация выступает
либо в качестве самостоятельного объекта ВТД либо как неотъемлемое дополнение к другим объектам ВТД. Отождествление внешней торговли информацией с другими объектами ВТД обозначено в следующих случаях:
- если информация является составной частью реализуемых товаров, это считается внешней торговлей товарами;
- если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности, это относится к внешней торговле интеллектуальной собственностью;
- в других случаях расценивается как внешняя торговля услугами.
Слайд 43Сопутствующая информация
Информация, необходимая для использования поставляемого товара, обычно называется
сопутствующей информацией.
Слайд 44Интеллектуальная собственность
В понятие «интеллектуальная собственность» заложено исключительное право собственника
распоряжаться результатами своей интеллектуальной деятельности. Объекты торговли результатами интеллектуальной деятельности иначе называются товарами духовного производства. К ним относятся научно-технические изобретения и открытия, новые технологии, «ноу-хау», программные продукты, произведения литературы и искусства, реализуемые в виде лицензий, патентов, авторских прав.
Слайд 45Внешняя торговля интеллектуальной собственностью
Внешняя торговля интеллектуальной собственностью — передача исключительных прав
на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу.
Слайд 46 Таким образом, внешнеторговая деятельность — это область предпринимательства в
системе международного обмена товарами, услугами, работами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности, связанная с подготовкой и осуществлением внешнеторговых операций и сделок.
Слайд 47Уровни ВТД
Федеральный;
Отраслевой;
Региональный;
Муниципальных образований.
Слайд 48Особенности ВТД
Особенностью ВТД является большое количество сопутствующих (коммерческих) операций, которые способствуют
продвижению экспортной продукции от продавца к иностранному покупателю.
В основе ВТД лежит ВЭО.
Слайд 49Организация ВЭО
Набор определенных процедур по подготовке и осуществлению внешнеэкономических сделок, организующих,
направляющих и регулирующих различные виды деятельности людей в процессе международного обмена товарами и услугами. Маркетинговые исследования зарубежных рынков, поиск и выбор иностранного партнера, проведение переговоров, организация перевозок и расчетов, страхование ,таможенное оформление.
Техника ВЭО
Регламентированные конкретные действия людей в рамках отдельных процедур, в первую очередь оформление соответствующих документов
Слайд 50ВЭО классифицируются по следующим критериям:
1. По способу выхода на внешний
рынок:
ВЭО при прямых связях с иностранными партнерами, когда партнеры самостоятельно находя друг друга;
ВЭО с использование услуг посредников, когда для поиска партнеров привлекают посредников;
ВЭО с использованием международных товарных бирж, аукционов, торгов, когда последние служат местом заключения внешнеэкономических сделок.
2. В зависимости от предмета внешнеэкономической сделки:
ВЭО по купле-продаже товаров в материальной форме - сырьевых и продовольственных товаров, готовых изделий, машинотехнической продукции;
ВЭО по купле-продаже услуг – международный лизинг, инжиниринг, туризм, страхование, перевозки и др.;
ВЭО по купле-продаже результатов творческой деятельности -патентных и ноу-хау, лицензий, торговой марки и т.д.;
ВЭО в рамках производственно-технического сотрудничества.
Слайд 51
ВЭО классифицируются по следующим критериям:
3. В зависимости от формы
ВЭД:
ВЭО по купле-продаже товаров и услуг;
ВЭО в сфере международного инвестиционного сотрудничества (по международному финансовому лизингу, зарубежные инвестиции);
ВЭО в сфере международной производственной кооперации (и рамках совместных предприятий и производств, подрядной кооперации);
ВЭО в сфере международного научно-технического сотрудничества (по продаже патентов и лицензий, оказанию консультационных и инжиниринговых услуг, совместному строительству объектов, обучению специалистов и др.);
ВЭО в сфере финансовых и валютно-кредитных отношений по проведению международных расчетов, предоставлению кредитов и займов.
Слайд 52
ВЭО классифицируются по следующим критериям:
4. По роли в осуществлении
внешнеэкономических сделок:
основные ВЭО, осуществляемые на возмездной основе между непосредственными участниками этих операций — контрагентами из различных стран. В их число входит коммерческий экспорт и импорт товаров и услуг, технологий, международный лизинг;
обеспечивающие (вспомогательные) связанные с продвижением товаров, услуг, технологий от продавца к покупателю: международное страхование,
экспедирование; перевозки, расчеты и др.
Следует иметь в виду, что любые классификации, достаточно условны, так как практика ВЭД гораздо шире и сложнее любых схем.
Слайд 53Классификация внешнеторговых операций
Направления торговли
экспорт; импорт;
реэкспорт; реимпорт
Степень готовности товара
готовая продукция;
разрозненное оборудование;
комплектное
оборудование
Формы торговли
бартерные операции;
встречные закупки;
компенсационные сделки;
давальческая схема;
выкуп устаревшей продукции
Виды товаров и услуг
машинотехническая продукция;
сырьевые товары;
научно-техническая продукция;
товарные знаки;
продовольственные (потребительские) товары
услуги (консалтинговые, туристические, инжиниринговые)
Слайд 54Экспорт – вывоз товаров с таможенной территории страны за границу без
обязательства по обратному их ввозу и возможное предоставление иностранным лицам услуг и прав на результаты интеллектуальной собственности.
Импорт – покупка товара у иностранного продавца, ввоз его на таможенную территорию страны покупателя.
Реэкспорт – покупка товара у иностранного продавца, ввоз его на территорию страны покупателя, перепродажа данного товара в его изначальном виде за рубеж иностранному покупателю.
Реимпорт – ввоз из-за границы ранее вывезенных товров, не подвергшихся там переработке.
Встречные сделки – организационно-увязанные экспортно-импортные операции, где экспортер обязуется принять в оплату стоимости своего товара всю или часть стоимости встречного импортного товара покупателя.
Слайд 55Содержание встречной торговли
Встречная торговля самый древний торговли, которая зародилась при натуральном обмене товарами.
Суть встречной торговли заключается в полной или частичной оплате импорта встречным экспортом. При частичной оплате разница в стоимости покрывается денежными платежами.
Обязательное звено во встречной торговле банки.
По экономической сущности встречная торговля включает две (три) стадии.
1. Проведение экспортной операции.
2. Осуществление встречной импортной операции.
3. Проведение дополнительной экспортной операции.
Слайд 56Содержание бартерных операций
Бартерные операции представляют собой безвалютный, но оцененный, сбалансированный обмен
товарами
При бартерных операциях взаимные претензии решаются дополнительными поставками или удержанием товаров
Гарантией эквивалентности могут быть мировые цены, рассчитанные на основе доказательных конкурентных материалов
Использование договорных цен может удовлетворять хозрасчетные интересы отдельных предприятий, но не отвечает общегосударственным интересам
Бартерный товар, попадая на внутренний рынок страны-контрагента
влияет на конкурентоспособность местного товара, что приводит к эффекту вытеснения внутренних продаж
Слайд 57
Содержание встречных закупок
1 вариант. В контракте отражено, что импортер оплатит полную
стоимость товара в обмен на документы, подтверждающие
поставку, а экспортер принимает на себя обязательства купить
не позже установленного срока встречные товары на всю сумму
контракта.
2 вариант. Предусматривает подписание основного контракта,
согласно которому импортер часть суммы денежными средствами
(70%), а остальную сумму (30%) - встречными поставками товара.
На встречные поставки заключается дополнительный контракт.
В случае неисполнения встречных обязательств – 30% деньгами.
3 вариант. Заключение основного контракта по которому примерно
50% поставляемого товара импортер оплачивает деньгами, а
остальную часть встречной поставкой товаров. Однако встречная
поставка товара осуществляется авансом (до основной поставки).
Такие поставки называются авансовые или предварительные.
Слайд 58Содержание давальческих операций
Операции с давальческим сырьем (в международной практике называются толлингом)
имеют признаки встречной торговли и характеризуются:
сбалансированностью;
безвалютностью;
- заблаговременной оценкой.
Сущность толлинга
Одна из сторон экспортирует исходное сырье и импортирует продукты переработки или готовую продукцию, другая – перерабатывает это сырье (давальческое) своими средствами.
За дополнительную переработку экспортеры сырья осуществляют дополнительную поставку. Выплата штрафных санкций осуществляется, как правило, в товарной форме.
Слайд 59
Выкуп техники, бывшей в употреблении
Эффективный коммерческий прием ведения встречных операций,
поскольку для экспортера – это возможность продать более совершенную, более дорогую продукцию, а для импортера – возможность не только освободиться от морально устаревшей техники, но и продать ее по остаточной стоимости, т.е. учесть ее в стоимости новой приобретаемой техники.
Особенность выкупной операции и трудность в ее реализации заключается в том, что экспортеру необходимо провести реновацию выкупленной техники, включающую производственные операции по проведению диагностики, замене быстроизнашивающихся деталей, перекраске
Только после этого экспортер вновь может продать выкупленную технику, совершив операцию повторной продажи. Повторная продажа обновленной техники рассчитана на покупателей с более низкими потребительскими требованиями, но и она приносит прибыль экспортеру.
Слайд 60Компенсационные операции
КО по своей сути представляют бартерные (товарообменные) операции. От бартерной
сделки компенсационная сделка отличается двумя моментами:
1). В бартерной сделке обменивают товар на товар, а в компенсационной – список товаров на список товаров;
2). Бартерная операция строго сбалансирована, а в компенсационной сделке может быть разница между стоимостью взаимных поставок.
Пример: продажа сложных технологических установок. Во время переговоров, импортер ставит обязательным условием доукомплектование оборудования собственными линиями. Этим он снижает свои затраты.
Слайд 61ВТ сделка - это договор коммерческого характера с иностранным контрагентом, ее
можно рассматривать, как средство, как способ осуществления ВТ операций. При этом платежи за товары и услуги могут осуществляться в международной, национальной, иностранной валюте и на безвалютной основе.
Как известно, понятие "сделка" гораздо шире, чем понятие "договор".
Слайд 62В состав первой группы (производственно-хозяйственные функции) входят:
выбор экспортной стратегии предприятия;
установление
связей с внутренними партнерами;
обеспечение производства экспортной продукции;
прогнозируется динамика внутрипроизводственных ресурсов, внешние условия деятельности предприятий экспортеров
Слайд 63Вторая группа (организационно-экономические) внешнеэкономических функций нацелена на поиск и выбор форм
и методов работы на внешнем рынке, изучение процедур в составе технологического процесса выхода на внешний рынок
Слайд 64Данный процесс включает определенную последовательность прохождения процедур внутри страны до момента
непосредственной реализации внешнеторговой сделки:
- ознакомление с механизмом государственного регулирования ВТД в стране через нормативные документы и законодательные акты;
- открытие валютного счета в уполномоченном банке
- изучение системы федеральных органов и организаций, занимающихся рассмотрением и оформлением документов, необходимы для прохождения таможенных процедур (тарифных и нетарифных ограничений).
- маркетинговая оценка конъюнктуры внешнего рынка и подготовка конкурентного листа;
- расчет экспортной цены и поиск необходимой для этого информации;
- поиск иностранного партнера и проведение переговоров;
- подготовка проекта контракта и согласование коммерческих и валютно-финансовых условий.
Слайд 65 Третья группа (оперативно-коммерческие) функций составляет подготовку и исполнение внешнеторговой сделки.
Слайд 66Причины выхода на внешний рынок
поиск более высокой доходности бизнеса
снижение
спроса на внутреннем рынке
сглаживание резких колебаний спроса
продление жизненного цикла товара
снижение рисков за счет их распыления и географической диверсификации операций
получение признания за рубежом и завоевание международного престижа для фирмы и ее товаров
требования клиентов
улучшение ликвидности активов предприятия за счет использования зарубежных источников получения наличной валюты
получение дополнительного коммерческого эффекта за счет использования преимуществ национальных факторов производства и ресурсного потенциала страны
желание окупить издержки на рыночные исследования быстрее и значительнее, чем это может быть сделано на внутреннем рынке
выход за рубеж как свидетельство эффективности своей предпринимательской деятельности
освоение передового опыта ведения международного бизнеса
обучение и повышение компетентности персонала фирмы.
Слайд 67Трудности выхода на внешний рынок
дополнительные затраты на маркетинговые исследования предпринимательской среды
усложнение
управления фирмой
необходимость подготовки высококвалифицированных и узкоспециализированных кадров со знанием особенностей рынка и товаров
необходимость модификации и адаптации товаров к требованиям зарубежных рынков
высокие риски зарубежной деятельности
сложности поиска зарубежных партнеров
высокие барьеры и широкий набор защитных мер
Слайд 68Методы международной сегментации
Выявление стран со спросом на однородные товары
Выявление универсального
сегмента рынка
Поиск различных сегментов в каждой стране
Поиск рынков с учетом необходимых модификаций товара
Слайд 69
Выбор целевого рынка для внешнеэкономической деятельности
Оценка требований предпринимательской среды, запросов рынка
и потребителей в конкретной зарубежной стране (характер внешних требований)
Учет производственно-сбытовых возможностей фирмы (потенциал фирмы)
Слайд 70Методы международной сегментации и выбор целевого рынка сбыта
Слайд 71Стратегии поиска зарубежного рынка сбыта
- стратегия концентрированного поиска
внешних рынков – стратегия «муравья»
- стратегия дисперсного поиска внешних рынков – стратегия «стрекозы»
Слайд 72Стратегии проникновения на внешние рынки
стратегия расширения границ рынка – «старый товар
– новый рынок»
стратегия активной экспансии – «новый товар – новый рынок»
стратегия лазерного луча
стратегия наступления
стратегия «накопления боевого снаряжения»
стратегия «завоевания плацдарма»
стратегия «фронтального штурма»
стратегия «тиски» или окружения
Слайд 73Вынужденные стратегии
стратегия последователя
стратегия выживания
стратегия отступления
Слайд 74Матричная система выбора целевого рынка для внешнеэкономической деятельности
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант
4
Вариант 5
а, б, в - группы стран ( или потребителей)
а – страны со средним уровнем дохода на душу населения
б – страны с низким уровнем дохода на душу населения
в – страны с высоким уровнем дохода на душу населения
1,2,3 - характер покупательской потребности
1 – фотографы – любители
2 - фотографы-любители неавтоматизированной съемки
3 – фотографы - профессионалы